Введение 4
Термины и определения 9
Перечень сокращений и обозначений 12
1 Основные положения трудового законодательства и процедуры
осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде 13
1.1 Анализ нормативных документов, регламентирующие надзор за
соблюдением трудового законодательства Российской Федерации 13
1.2 Риск-ориентированный подход при осуществлении
государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства 21
2 Анализ актуальных проблем федерального государственного надзора
за соблюдением трудового законодательства 30
2.1 Оценка действенности процедуры надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства представителями государственной инспекции труда 30
2.2 Актуальные проблемы федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства 43
3 Развитие механизма риск-ориентированного подхода к организации 47 федерального надзора в сфере труда
3.1. Основные направления совершенствования деятельности
федеральной инспекции труда по надзору и контролю в сфере трудовых отношений 47
3.2. Анализ и оценка эффективности применения риск-
ориентированного подхода к организации федерального надзора в сфере труда 67
Заключение 75
Список используемых источников 79
Приложение А Регламент проверки организаций по соблюдению требований к порядку обучения по охране труда 83
Приложение Б Протокол проведения проверки по соблюдению требований к порядку обучения по охране труда в организациях 101
Приложение В Форма 1 отчетности от организации об обучении сотрудников по охране труда 102
Приложение Г Проверочный лист для реализации федерального государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 103
Актуальность и научная значимость данного исследования заключается в повышении эффективности надзорной деятельности и следование порядку обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
Важно отметить, что с переходом Российской Федерации на риск- ориентированный подход к ведению промышленной безопасности и охраны труда, возникает непосредственный разрыв в организации и встраивании новых методов управления в существующие процессы введения бизнеса. На данный момент Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений, но количество выявляемых нарушений дают понять о необходимости новых подходов для решения данных проблем.
Таким образом, сложность исследования сосредоточивается на нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленных в результате федерального государственного надзора и является актуальной.
Объект исследования — правовые отношения в сфере охраны труда, возникающие в процессе осуществления надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством.
Предмет исследования - применение риск-ориентированного подхода при организации надзора и контроля за соблюдением законодательства труда в области обучения по охране труда работодателями.
Цель исследования - совершенствование механизма надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отвечающего требованиям риск-ориентированного подхода.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что при применении регламента проверки организаций по соблюдению требований к порядку обучения по охране труда будет достигнута максимальная эффективность проверок государственной инспекций труда (плановых, профилактических, внеплановых), если:
• определены методы повышения эффективности контроля обучения и проверки знаний требований охраны труда работников в обучающих организациях,
• соблюдены этапы проведения проверки с применением регламента,
• на основании результатов проверки будут проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений.
На основе применения предложенного метода максимально контролируется процесс проведения обучения в обучающих организациях работников организаций, а также исключается фальсификация документов, подтверждающих их обучение.
При внедрении разработанного подхода цель будет достигнута, если будут проведен комплекс мер по совершенствованию существующего порядка организации и проведения надзорных (контрольных) мероприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать современное законодательство в области надзорной (контрольной) деятельности по соблюдению требований охраны труда с учетом правоприменительной практики,
• дать характеристику существующей системе административного надзора в сфере трудовых отношений,
...
Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что цель, которой явилось исследование процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, достигнута.
В ходе научной исследовательской работы выполнены задачи:
• подобраны и изучены нормативные правовые документы, научные и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• выполнены теоретические и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
• обработан и выполнен анализ полученных результатов исследования.
• разработан регламент организации и проведения надзорных (контрольных) мероприятий по соблюдению требований к порядку обучения по охране труда,
• разработаны формы отчетных документов по результатам надзорных (контрольных) мероприятий,
• предложены меры для исключения нарушений в области обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
При нарушении трудовых прав гражданин вправе прибегнуть к их защите со стороны государства, поскольку данная процедура закреплена за работником как юридическая гарантия. То есть государство устанавливает определенные гарантии в отношении защиты трудовых прав каждого гражданина, который имеет возможность обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда. Тем не менее, далеко не все граждане пользуются таким своим правом. Отчасти это связано со страхом перед работодателем или с низкой информированностью работников в отношении реализации защиты своих трудовых прав.
Организация охраны труда на малых предприятиях отличается особенно низким уровнем. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, в некоторых случаях и ответственного лица нет, не проводится обучение ответственных сотрудников за охрану труда, с целью ошибочной экономии бюджета, фальсифицируются удостоверения, протоколы, допуска, проводится обучение не в аккредитованных учебных центрах, несвоевременно проводится обучение или не в полном объеме.
Следует более активно вовлекать самих работников в процесс обучения, ознакомления, тем самым повышая личную ответственность за свое здоровье. Немаловажное значение имеет информированность персонала организаций малого бизнеса в области соблюдения их трудовых прав.
В итоге, хочется отметить, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений.
Необходимо прийти к равновесию между справедливостью и эффективностью деятельности госинспекторов посредством разведения прав государственных инспекторов и специалистов по охране труда, что увеличит правовую компетентность представителей органов государственного надзора и не допустит некорректного взаимодействия и вмешательства одной стороны в деятельность другой.
...
1. Актуальные вопросы функционирования органов контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства . [Электронный ресурс] URL: http://center-bereg.ru/n3325.html (дата обращения: 21.01.2023).
2. Главное про информирование работников об их трудовых пра
вах: формы и способы ознакомления // Охрана труда. Блог специалиста по охране труда. URL:https://oxrana-truda.ru/informirovanie-rabotnikov-ob-ix-
trudovyx-pravax?ysclid=ld796lfnhc954675201 (дата обращения 21.01.2023).
3. Данные об организации. Институт технологий. URL:https://eko- insteh.ru/ (дата обращения: 08.05.2023).
4. Ефремова О.С. Охрана труда в организации в схемах и таблицах. Издательство Abuse, DMСA, 2015. С 43-71.
5. Жалоба на работодателя, о несоблюдении своих обязанностей в
сфере охраны труда в организации. Дело № 21-КГ14-4. Верховный суд Москвы от 20.06.2014 . [Электронный ресурс]. URL: https://dogovor-
urist.ru/ %D1 %81 %D1 %83 %D0 %В4 %D0 %В5 %D0 %B1 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %DO %BF %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D0 % B8 %D0 %BA %D0 %В0/ %D0 %B4 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE/21-
%D0 %BA %D0 %B314-4/ (дата обращения: 21.01.2023).
6. Ковалев А, Е. Ковалева Охрана труда. // Справочник 2017. Издательство Феникс. С. 72-90.
7. Мажгенов С. Миссия выполнима. Охрана труда. // Сборник статей. Издательство Юстицинформ 2020. С. 21-28.
8. Методические рекомендации по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию. [Электронный ресурс]: Приказ
Роструда от 25.11.2011 №280 - URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157885/fb64a09cfa5fa7680 a0e93a0b06b4a9504e76204/ (дата обращения: 21.01.2023).
9. Нуртдинова А.Ф. Защита трудовых прав работников // Хозяйство и право. 2002. № 12.-С. 5.
10. Наталья Ключевская Риск-ориентированный подход: приоритет
реформы госконтроля [Электронный ресурс]: URL:
https://www.garant.ru/article/1406579/ (дата обращения: 21.01.2023).
11. Новые подходы Роструда к оценке деятельности // Промышленная и экологическая безопасность. Охрана труда. 2018. № 8 (137). [Электронный ресурс]: URL: https://prominf.ru/article/novye-podhody- rostruda-k-ocenke-deyatelnosti(дата обращения: 21.01.2023).
12. О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих от
дельные виды деятельности. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830 (ред. от 07.03.2023) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429180/?ysclid=lhev29254c 521723840 (дата обращения: 08.05.2023).
13. Орловский Ю. П. Комментарий к трудовому кодексу российской федерации Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // Москва, Издательство КОНТРАКТ 2014. С 242-317.
14. О порядке обучения по охране труда и проверки знания требова
ний охраны труда (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 -
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405174/92d969e26a43 26c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/?ysclid=lhexolcrim774147270 (дата обращения: 08.05.2023).
15. О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года. Федеральный закон о безопасности и гигиене труда и производственной среде [Электронный ресурс]: URL:https://docs.cntd.ru/document/901705567 (дата обращения: 08.05.2023).
... всего 41 источник