Эмоциональные состояния мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению 8
1.1 Проблема эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Проблема аддикции и аддиктивного поведения в психологии 15
1.3 Эмоциональное состояние и аддиктивное поведение в подростковом возрасте 20
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональных состояний у подростков с аддиктивным поведением 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление специфики эмоциональных состояний и аддиктивного поведения у подростков 32
2.3 Анализ полученных результатов 40
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению 8
1.1 Проблема эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Проблема аддикции и аддиктивного поведения в психологии 15
1.3 Эмоциональное состояние и аддиктивное поведение в подростковом возрасте 20
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональных состояний у подростков с аддиктивным поведением 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление специфики эмоциональных состояний и аддиктивного поведения у подростков 32
2.3 Анализ полученных результатов 40
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Феномен аддикции (зависимости) выступает как научная проблема на теоретическом и прикладном уровне в медицине, психологии, социологии, культурологии в самых различных обществах и странах. Сегодня аддикции предстают в условно «экологичном» виде, выделяют интернет-зависимость, трудоголизм, шопоголизм и так далее. Так или иначе, аддикиция выступает как медико-психологическое расстройство, имеет комплексный характер и оказывает влияние на все компоненты социального взаимодействия личности - работа, семья, обучение и другие, также на взаимоотношения личности с самим собой.
Проблема аддикции и аддиктивного поведения имеет место и на уровне функционирования государства, включаясь в такие сферы, как нарушение правовых норм, отношения личности с законом.
Аддикция/зависимость вызывает патологические поведенческие реакции, обусловленные фиксацией индивида на определенном предмете / явлении. Любые аддиктивные проявления, нередко являются показателем личностных нарушений и указывают на наличие потребности в психологической помощи.
Подростковый возраст - один из критических этапов личностного развития, когда происходит частичная сепарация от родителей, реализуются первые этапы построения идентичности. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира, подросток эмоционально нестабилен и психологически сензитивен, что обусловлено особенностями построения всех психологических систем (эмоциональная сфера, мотивация, воля и так далее). При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте - интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация. При этом данный процесс требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика аддиктивного поведения подростков.
В настоящее время общепринятым в клинической практике является факт необходимости комплексного лечения аддикций. Научное обоснование и экспериментальные исследования аддикции проводили такие авторы, как: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т.А., Менделевич В.Д., Сэбшин Э. Старшенбаум Г.В. и другие. Среди зарубежных психологов изучением социальных отклонений в поведении занимались Brown R., Griffiths M. D. и другие.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Эмоциональные состояния подростков, склонных к аддиктивному поведению».
Научная проблема исследования обусловлена потребностью исследования поставленной темы, так как в современном научном мире не сформировано однозначно мнения относительно эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Противоречие исследования:
- не смотря на подробные исследования в науке специфики эмоциональных состояний подростков, все еще требует уточнения фактор связи этих состояний со склонностью к аддиктивному поведению;
- с одной стороны, развитие эмоционально-чувственной сферы неотъемлемый компонент социализации подростка и обязательное условие «включения» в социум; с другой стороны, субъективные эмоциональные особенности несут в себе риски появления аддикций, «уплощения» сознания, формирования акцентуаций характера и трансформаций личности, появления страхов предъявить себя истинного и не обрести свою истинную идентичность, что порождает необходимость дальнейшего исследования особенностей эмоциональной сферы подростков в современном обществе...
Проблема аддикции и аддиктивного поведения имеет место и на уровне функционирования государства, включаясь в такие сферы, как нарушение правовых норм, отношения личности с законом.
Аддикция/зависимость вызывает патологические поведенческие реакции, обусловленные фиксацией индивида на определенном предмете / явлении. Любые аддиктивные проявления, нередко являются показателем личностных нарушений и указывают на наличие потребности в психологической помощи.
Подростковый возраст - один из критических этапов личностного развития, когда происходит частичная сепарация от родителей, реализуются первые этапы построения идентичности. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира, подросток эмоционально нестабилен и психологически сензитивен, что обусловлено особенностями построения всех психологических систем (эмоциональная сфера, мотивация, воля и так далее). При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте - интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация. При этом данный процесс требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика аддиктивного поведения подростков.
В настоящее время общепринятым в клинической практике является факт необходимости комплексного лечения аддикций. Научное обоснование и экспериментальные исследования аддикции проводили такие авторы, как: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т.А., Менделевич В.Д., Сэбшин Э. Старшенбаум Г.В. и другие. Среди зарубежных психологов изучением социальных отклонений в поведении занимались Brown R., Griffiths M. D. и другие.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Эмоциональные состояния подростков, склонных к аддиктивному поведению».
Научная проблема исследования обусловлена потребностью исследования поставленной темы, так как в современном научном мире не сформировано однозначно мнения относительно эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Противоречие исследования:
- не смотря на подробные исследования в науке специфики эмоциональных состояний подростков, все еще требует уточнения фактор связи этих состояний со склонностью к аддиктивному поведению;
- с одной стороны, развитие эмоционально-чувственной сферы неотъемлемый компонент социализации подростка и обязательное условие «включения» в социум; с другой стороны, субъективные эмоциональные особенности несут в себе риски появления аддикций, «уплощения» сознания, формирования акцентуаций характера и трансформаций личности, появления страхов предъявить себя истинного и не обрести свою истинную идентичность, что порождает необходимость дальнейшего исследования особенностей эмоциональной сферы подростков в современном обществе...
Данное исследование было реализовано на теоретическом и прикладном уровнях. Нами была изучена теоретическая литература по проблеме исследования, выявлена специфика эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению, проанализированы полученные результаты, а также разработаны методические рекомендации для родителей подростков с аддиктивным поведением.
Эмоциональная сфера - одна из важнейших сфер личности, а эмоции и чувства отражают отношения личности к окружающему миру, происходящим событиям и во многом формируют индивидуальность. Эмоционально-чувственная сфера представляет собой одно из проявлений психической деятельности - особенности переживания личностью отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Формирование эмоционально-чувственной сферы тесным образом взаимосвязано с познавательными процессами, соотносится с аспектами воли и всеми личностными образованиями.
Аддиктивное поведение предполагает сконцентрированность личности на определенном предмете, событии, энергии и отражает болезненную привязанность к данному объекту, событию, феномену. Обзор литературы, позволяет говорить о том, что аддиктивное поведение в своей наполненности содержит спектр когнитивно-поведенческих нарушений, обусловливающих деструктивное движение личности, ее деградацию и постепенную асоциализацию.
Характерными проявлениями подросткового возраста является амбивалентность и противоречивость психической жизни и эмоциональной сферы в частности, что проявляется в неожиданной смене настроений, аффектов, мотивов. Оптимизм вдруг трансформируется в пессимистическое видение ситуации, уверенность в себе сменяется стеснительностью, интерес сменяется апатией и равнодушием, стремление помогать другому - переходит в эгоизм и наоборот. Обозначенное относится и к эмоционально-чувственной сфере. Специфика данного возраста определяется во многом тем, что в этот период остро проявляются не только отношения человека к окружающему миру и к другим людям, но и его отношения к себе. Постепенно для личности выстраивается дополнительный перечень значимых возрастных задач, в частности, личностное и профессиональное самоопределение, достижение общей социальной, активной, эмоциональной саморегуляции.
Подростковый возраст является сензитивным этапом для развития эмоциональной сферы, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, спецификой социальной ситуации развития, сменой мотивов деятельности и другим. В целом, в этом возрасте отмечается высокая общая тревожность, эмоциональная неустойчивость, гиперсензитивность к реакциям окружающего мира, нестабильность развития волевых процессов и саморегуляции. Эмоции на данном этапе играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности. Подросток ярко демонстрирует свое субъективное психологическое состояние, что проявляется в форме непосредственных вегетативных реакций, эмоциональных проявлений и переживаний.
В эмпирической части исследования были обследованы элементы эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению, а именно тревожность и агрессия. В исследовании использовались такие методики как склонность к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел и тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Анализ результатов показал наличие различий у мальчиков и девочек подросткового возраста в показателях агрессии, тогда как тревожность не зависит от пола. Мальчики более склонны к проявлению агрессии, нежели девочки. Таким образом, гипотеза о том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению имеются различия в таких показателях как агрессия и тревожность , подтверждается лишь частично...
Эмоциональная сфера - одна из важнейших сфер личности, а эмоции и чувства отражают отношения личности к окружающему миру, происходящим событиям и во многом формируют индивидуальность. Эмоционально-чувственная сфера представляет собой одно из проявлений психической деятельности - особенности переживания личностью отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Формирование эмоционально-чувственной сферы тесным образом взаимосвязано с познавательными процессами, соотносится с аспектами воли и всеми личностными образованиями.
Аддиктивное поведение предполагает сконцентрированность личности на определенном предмете, событии, энергии и отражает болезненную привязанность к данному объекту, событию, феномену. Обзор литературы, позволяет говорить о том, что аддиктивное поведение в своей наполненности содержит спектр когнитивно-поведенческих нарушений, обусловливающих деструктивное движение личности, ее деградацию и постепенную асоциализацию.
Характерными проявлениями подросткового возраста является амбивалентность и противоречивость психической жизни и эмоциональной сферы в частности, что проявляется в неожиданной смене настроений, аффектов, мотивов. Оптимизм вдруг трансформируется в пессимистическое видение ситуации, уверенность в себе сменяется стеснительностью, интерес сменяется апатией и равнодушием, стремление помогать другому - переходит в эгоизм и наоборот. Обозначенное относится и к эмоционально-чувственной сфере. Специфика данного возраста определяется во многом тем, что в этот период остро проявляются не только отношения человека к окружающему миру и к другим людям, но и его отношения к себе. Постепенно для личности выстраивается дополнительный перечень значимых возрастных задач, в частности, личностное и профессиональное самоопределение, достижение общей социальной, активной, эмоциональной саморегуляции.
Подростковый возраст является сензитивным этапом для развития эмоциональной сферы, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, спецификой социальной ситуации развития, сменой мотивов деятельности и другим. В целом, в этом возрасте отмечается высокая общая тревожность, эмоциональная неустойчивость, гиперсензитивность к реакциям окружающего мира, нестабильность развития волевых процессов и саморегуляции. Эмоции на данном этапе играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности. Подросток ярко демонстрирует свое субъективное психологическое состояние, что проявляется в форме непосредственных вегетативных реакций, эмоциональных проявлений и переживаний.
В эмпирической части исследования были обследованы элементы эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению, а именно тревожность и агрессия. В исследовании использовались такие методики как склонность к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел и тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Анализ результатов показал наличие различий у мальчиков и девочек подросткового возраста в показателях агрессии, тогда как тревожность не зависит от пола. Мальчики более склонны к проявлению агрессии, нежели девочки. Таким образом, гипотеза о том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению имеются различия в таких показателях как агрессия и тревожность , подтверждается лишь частично...
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Гендерные особенности девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Семейное взаимодействие в формировании отклоняющегося поведения подростков
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Особенности работы психолога с подростками с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





