Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению 8
1.1 Проблема эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Проблема аддикции и аддиктивного поведения в психологии 15
1.3 Эмоциональное состояние и аддиктивное поведение в подростковом возрасте 20
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональных состояний у подростков с аддиктивным поведением 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Выявление специфики эмоциональных состояний и аддиктивного поведения у подростков 32
2.3 Анализ полученных результатов 40
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Феномен аддикции (зависимости) выступает как научная проблема на теоретическом и прикладном уровне в медицине, психологии, социологии, культурологии в самых различных обществах и странах. Сегодня аддикции предстают в условно «экологичном» виде, выделяют интернет-зависимость, трудоголизм, шопоголизм и так далее. Так или иначе, аддикиция выступает как медико-психологическое расстройство, имеет комплексный характер и оказывает влияние на все компоненты социального взаимодействия личности - работа, семья, обучение и другие, также на взаимоотношения личности с самим собой.
Проблема аддикции и аддиктивного поведения имеет место и на уровне функционирования государства, включаясь в такие сферы, как нарушение правовых норм, отношения личности с законом.
Аддикция/зависимость вызывает патологические поведенческие реакции, обусловленные фиксацией индивида на определенном предмете / явлении. Любые аддиктивные проявления, нередко являются показателем личностных нарушений и указывают на наличие потребности в психологической помощи.
Подростковый возраст - один из критических этапов личностного развития, когда происходит частичная сепарация от родителей, реализуются первые этапы построения идентичности. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира, подросток эмоционально нестабилен и психологически сензитивен, что обусловлено особенностями построения всех психологических систем (эмоциональная сфера, мотивация, воля и так далее). При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте - интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация. При этом данный процесс требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика аддиктивного поведения подростков.
В настоящее время общепринятым в клинической практике является факт необходимости комплексного лечения аддикций. Научное обоснование и экспериментальные исследования аддикции проводили такие авторы, как: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т.А., Менделевич В.Д., Сэбшин Э. Старшенбаум Г.В. и другие. Среди зарубежных психологов изучением социальных отклонений в поведении занимались Brown R., Griffiths M. D. и другие.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Эмоциональные состояния подростков, склонных к аддиктивному поведению».
Научная проблема исследования обусловлена потребностью исследования поставленной темы, так как в современном научном мире не сформировано однозначно мнения относительно эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Противоречие исследования:
- не смотря на подробные исследования в науке специфики эмоциональных состояний подростков, все еще требует уточнения фактор связи этих состояний со склонностью к аддиктивному поведению;
- с одной стороны, развитие эмоционально-чувственной сферы неотъемлемый компонент социализации подростка и обязательное условие «включения» в социум; с другой стороны, субъективные эмоциональные особенности несут в себе риски появления аддикций, «уплощения» сознания, формирования акцентуаций характера и трансформаций личности, появления страхов предъявить себя истинного и не обрести свою истинную идентичность, что порождает необходимость дальнейшего исследования особенностей эмоциональной сферы подростков в современном обществе...
Данное исследование было реализовано на теоретическом и прикладном уровнях. Нами была изучена теоретическая литература по проблеме исследования, выявлена специфика эмоциональных состояний подростков, склонных к аддиктивному поведению, проанализированы полученные результаты, а также разработаны методические рекомендации для родителей подростков с аддиктивным поведением.
Эмоциональная сфера - одна из важнейших сфер личности, а эмоции и чувства отражают отношения личности к окружающему миру, происходящим событиям и во многом формируют индивидуальность. Эмоционально-чувственная сфера представляет собой одно из проявлений психической деятельности - особенности переживания личностью отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Формирование эмоционально-чувственной сферы тесным образом взаимосвязано с познавательными процессами, соотносится с аспектами воли и всеми личностными образованиями.
Аддиктивное поведение предполагает сконцентрированность личности на определенном предмете, событии, энергии и отражает болезненную привязанность к данному объекту, событию, феномену. Обзор литературы, позволяет говорить о том, что аддиктивное поведение в своей наполненности содержит спектр когнитивно-поведенческих нарушений, обусловливающих деструктивное движение личности, ее деградацию и постепенную асоциализацию.
Характерными проявлениями подросткового возраста является амбивалентность и противоречивость психической жизни и эмоциональной сферы в частности, что проявляется в неожиданной смене настроений, аффектов, мотивов. Оптимизм вдруг трансформируется в пессимистическое видение ситуации, уверенность в себе сменяется стеснительностью, интерес сменяется апатией и равнодушием, стремление помогать другому - переходит в эгоизм и наоборот. Обозначенное относится и к эмоционально-чувственной сфере. Специфика данного возраста определяется во многом тем, что в этот период остро проявляются не только отношения человека к окружающему миру и к другим людям, но и его отношения к себе. Постепенно для личности выстраивается дополнительный перечень значимых возрастных задач, в частности, личностное и профессиональное самоопределение, достижение общей социальной, активной, эмоциональной саморегуляции.
Подростковый возраст является сензитивным этапом для развития эмоциональной сферы, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, спецификой социальной ситуации развития, сменой мотивов деятельности и другим. В целом, в этом возрасте отмечается высокая общая тревожность, эмоциональная неустойчивость, гиперсензитивность к реакциям окружающего мира, нестабильность развития волевых процессов и саморегуляции. Эмоции на данном этапе играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности. Подросток ярко демонстрирует свое субъективное психологическое состояние, что проявляется в форме непосредственных вегетативных реакций, эмоциональных проявлений и переживаний.
В эмпирической части исследования были обследованы элементы эмоциональной сферы мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению, а именно тревожность и агрессия. В исследовании использовались такие методики как склонность к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел и тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Анализ результатов показал наличие различий у мальчиков и девочек подросткового возраста в показателях агрессии, тогда как тревожность не зависит от пола. Мальчики более склонны к проявлению агрессии, нежели девочки. Таким образом, гипотеза о том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению имеются различия в таких показателях как агрессия и тревожность , подтверждается лишь частично...
1. Анохин П. К. // Психология эмоций: хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 275 с.
2. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 37 с.
3. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19.
4. Волков Б. С. Психология юности и молодости. М.: Академический проспект, 2006. 255 с.
5. Выготский Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 221 с
6. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с.
7. Даулинг С. (ред.) Психология и лечение зависимого поведения. - Пер. с англ. P. P. Муртазина под редакцией А. Ф. Ускова. М.: Класс, 2000. - 240 с.
8. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 365 с.
9. Джеме У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. -368 с.
10. Зоткин Н. В, Серебрякова М. Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология - Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. - 196 с.
11. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. -733с.
12. Клапаред Э. Чувства и эмоции. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288с.
13. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т.А. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре - Монография. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. - 188 с.
14. Кравченко Ю. Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования: учебное пособие - М.: Форум, 2019 - 544 с.
15. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. - 288с...(31)