Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессиональной Я-концепции женщин руководителей при различном проявлении гендера

Работа №139868

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретическое исследование особенностей профессиональной Я - концепции женщин-руководителей при различном проявлении гендера 7
1.1 Анализ понятия профессиональной Я-концепции 7
1.2 Анализ развития профессиональной Я-концепции у женщин руководителей 14
1.3 Анализ гендерного аспекта профессиональной Я-концепции у женщин-руководителей 18
2 Эмпирическое исследование профессиональной Я-концепции женщин-
руководителей при различном проявлении гендера 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов диагностики 32
2.3 Влияние гендерных различий на профессиональную Я-концепцию женщин-руководителей 51
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Результаты диагностики по методике «Маскулинность фемининность» в ЭГ-1 и в ЭГ-2 72
Приложение Б Показатели (сырые баллы) по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) ЭГ 74
Приложение В Показатели по методике «Оценка личных качеств 82 руководителя» в ЭГ и КГ

С каждым днем все больше внимания уделяется одной из наиболее перспективных областей психологии, а именно изучению профессиональной Я-концепции. Самовосприятие индивидом своей профессиональной деятельности - это и есть профессиональная Я-концепция в науке. Важность и практическая значимость этих исследований состоит в том, чтобы при выборе профессии каждый мог понимать особенности личности, ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий. Эти исследования важны для наиболее точного понимания особенностей личности, ее ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий и факторов профессионального выбора при выборе профессии. Профессиональная Я-концепция рассматривается как часть Я-концепции, так как непосредственно с ней связана. Поэтому в первую очередь необходимо изучить основные составляющие и функции Я-концепции.
Исследованием особенностей профессиональной Я-концепции занимались А.М. Рикель, Р. Бернс, Д. Сьюпер, Д. А. Узланер, А. А. Реан, С.Т. Джанерьян, Т. Шибутани, А.Е. Чирикова, А.Н. Мубаракова, Р.В. Котоманова, И.В. Евсевичева и другие.
Гендерные особенности профессиональной Я-концепции женщин- руководителей стали предметом исследований А.Н. Мубараковой, И.В. Евсевичевой, В.Я. Квитко, Л.Б. Полингер, С.Т. Джанерьян и другие.
Актуальность темы исследования обусловлена в существующем противоречии между усилением позиций женщин в сфере управления, профессиональной Я-концепцией женщин-руководителей и традиционными стереотипами о гендерной роли женщины.
На сегодняшний день вопросы профессиональной Я-концепции являются недостаточно исследованы, что доказывает проведенный нами анализ литературы. Немаловажен также тот факт, что оценка профессиональной Я-концепции была проведена в рамках отдельных 4
направлений, в частности самооценка профессионально важных качеств, профессиональная мотивация, саморегуляция и прочее. Особое внимание стоит уделить тому, что непосредственно вопросы особенностей профессиональной Я-концепции женщин-менеджеров, пока еще не до конца исследованы и изучены.
Проблема исследования: каковы особенности профессиональной Я- концепции женщин-руководителей при различном проявлении гендера?
Объектом исследования является профессиональная Я-концепция.
Предметом исследования являются особенности профессиональной Я - концепции женщин-руководителей при различном проявлении гендера.
Цель исследования - выявить влияние гендерных различий на профессиональную Я-концепцию женщин-руководителей.
Гипотеза исследования включает четыре допущения:
- первое допущение гипотезы: у женщин-руководителей преобладает фемининность и андрогинность в большей степени, чем у женщин не руководителей;
- второе допущение гипотезы: у женщин-руководителей в большей степени, чем у женщин не руководителей, преобладает высокий уровень показателей самоотношения.
- третье допущение гипотезы: для женщин-руководителей главные роли - профессиональные.
- четвертое допущение гипотезы: у женщин-руководителей
преобладает высокий уровень самооценки.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «профессиональная Я-концепция»;
- охарактеризовать профессиональной Я -концепции женщин- руководителей;
- дать анализ гендерного аспекта профессиональной Я-концепции у женщин-руководителей;
- организовать, провести исследование профессиональной Я-концепции женщин-руководителей при различном проявлении гендера...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психология рассматривает профессиональную Я-концепцию как познание индивидом собственного Я, связанного с профессиональной деятельностью. Профессиональная Я-концепция является подвидом общей Я-концепции. В структуре профессиональной Я-концепции выделяют когнитивный, поведенческий и оценочный компоненты, а также индивидуальный, коллективный, практический уровни. Функциональное назначение профессиональной Я-концепции - осознание человеком себя, своего места в профессиональной деятельности в соответствии со своим определенным ценностно-смысловым отношением к ней, что и обеспечивает функционирование, развитие, самореализацию человека в профессии.
Среди характеристик личности руководителей женщин в психологии выделяют именно те, которые помогают качественно реализовывать управленческую деятельность. Часто «Я-личность» и «Я-руководитель» находятся друг с другом в конфликте.
Сегодня, успешным руководителем, может быть и мужчина и женщина. То есть эффективность управления практически никак не зависит от гендерной принадлежности. равные психологические возможности для управления предприятием. Появилось поколение женщин -руководителей, которые на этапе вступления в самостоятельную жизнь, в первую очередь. ориентируются на профессиональную, а не семейную реализацию.
В ходе эмпирического исследования были выявлены статистически достоверные различия между женщинами-руководителями и женщинами, не относящихся к такой категории по шкале «андрогинность». 32% женщинам- руководителям присуща андрогинность и только 2% женщинам не руководителям. В связи с этим отмечаем, что женщины -руководители отличаются андрогинным типом гендерной идентичности, скорее всего, потому, что в занимаемой им руководящей должности требуется большая ответственность за работу коллектива и его результаты накладывает отпечаток на руководителей.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: первое допущение гипотезы доказано: у женщин-руководителей преобладает фемининность и андрогинность в большей степени, чем у женщин не руководителей (в данном исследование разница составила в простом количественном выражении - 30%).
Было проверено второе допущение гипотезы о том, преобладают ли у женщин-руководителей на когнитивном уровне профессиональной Я- концепции способности, позволяющие оценивать собственное поведение и воздействия социальной среды.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод: второе допущение гипотезы доказано: у женщин-руководителей в большей степени, чем у женщин не руководителей, преобладает высокий уровень показателей самоотношения: открытость (67 %), самоуверенность (40%), саморуководство (67%), отражение себя (36%), самоценность (58%), самоприятие (42%); среди высоких значений профессионального «Я» (личных качеств женщин-руководителей) - социальная нравственность ( 84 %), духовная зрелость (96%), эмоциональная зрелость (64%), социальный интеллект (84%), групповое лидерство (76%)...


1. Аткинсон Р. Л. Введение в психологию / Под общей редакцией В. П. Зинченко. 15-е международное издание. СПб. : Прайм-Еврознак, 2016. 329 с.
2. Багрецов С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С. А. Багрецов. СПб. : Лань, 2018. 649 с.
3. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Л. Бем. М. : РОССПЭН. 2019. 336 с.
4. Бендас Т. В. Гендерная психология : Учебное пособие / Т. В. Бендас. СПб. : Питер, 2018. 431 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2016. 256 с.
6. Бернс Р. Что такое Я - концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2016. 656 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2013. 249 с.
8. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бэм. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2019. 330 с.
9. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования / О. А. Воронина. М. : МЦГИ, 2019. 120 с.
10. Воронцов Д В. Что такое гендер /Под ред. И. С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. СПб. : Питер, 2018. 280 с.
11. Гаулд Р. Ступени жизни / Р. Гаулд, Д. Левинсон // Наука и жизнь. 2016. № 2. С.135-136.
12. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции / С. Т. Джанерьян // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 4. С. 162-169.
13. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения / Ф. Л. Джеймс // Сексология. СПб. : Питер, 2017. 161 с.
14. Евсевичева И. В., Инютина И. Е. Профессиональные устремления молодых женщин // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности : Материалы Российской научно-практической конференции 8-10 октября 2003 г. / Под ред. Н. В. Нижегородцевой. Ярославль, 2003.
15. Евсевичева И. В., Лунева Л. Н. Представления работающих семейных женщин о карьере / И. В. Евсевичева, Л. Н. Лунева // Вестник Московского университета. 2020. № 11. С. 92- 113...(41)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ