Введение 3
ГЛАВА 1. Источники и общая характеристика мифов о Потопе. 7
1.1. Гипотезы о происхождении мифов о Потопе 7
1.2. Библейский миф о Потопе 12
1.3. Мифы о Потопе в индийской традиции 15
ГЛАВА 2. Китайские мифы о Потопе. 22
2.1. Историография китайских мифов о Потопе 22
2.2. Многообразие мифологических сюжетов и проблемы их система-тизации 26
2.3. Потоп в мифах о легендарных правителях 31
ГЛАВА 3. Сравнительная характеристика основных элементов мифов о потопе. 35
3.1. Концепция перерождения мира на примере главного героя или рассказчика 35
3.2. Аллегории средств спасения при потопе 38
3.3. Свобода воли человека как важная составляющая мифа 42
Заключение 47
Список литературы
В 1897-1902 гг. в Сибири и Северной Америке была проведена масштабная этнографическая Северо-Тихоокеанская экспедиция Джесупа, которая внесла значительный вклад не только в понимание антропологических процессов распространения древнего человека по Земле, но позволила сделать ряд важнейших выводов относительно мифотворчества. Так, например, стало понятно, что базовые мотивы мифов способны свободно передаваться от народа к народу, быть устойчивыми по отношению к социальным и географическим факторам влияния и служить доказательством древности контактов между этносами. Изменению поддаются только дета-ли и художественные украшения того или иного мифа, который у разных народов может дополняться разными подробностями, однако, базовая составляющая остаётся неизменной .
По мнению И. М. Дьяконова, миф – это «способ массового и устойчивого выражения мироощущения и миропонимания человека, ещё не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений» . Чем более архаично общество, тем больше её сфер затрагивают мифы, но в первую очередь это всегда вопросы пространства и времени, природные явления, посмертное существования и другие в большинстве своём нематериальные представления, которые невозможно объяснить без серьёзного научного базиса. В самом полноценном своём проявлении миф – это донаучная система миро-воззрения, формирующая определённое мышление и восприятие окружающей среды . При этом в условиях, когда отсутствует письменность, а вместе с ней и возможность изучения гуманитарной составляющей того или иного этноса, мифология позволяет вычленить те этнографические аспекты народа, которые недоступны для изучения археологии .
Актуальность темы. Миф о Потопе – это один из самых распространённых феноменов мифотворчества, который включают в себя многие архаичные культуры, нет его только в культурах африканских стран (от-дельные современные интерпретации являются переработкой рассказов христианских миссионеров) . Сравнивая варианты одного и того же мифологического сюжета у разных народов, можно проследить особенности, которые присущи каждому из них – этнопсихологические, культурные и социальные. В данной работе исследуются библийская, индийская и китайская традиции как наиболее известные и самобытные варианты сюжета о Потопе. Китайской традиции при этом уделено больше внимания, так как она меньше всего изучена, включает в себя большее количество сюжетных вариаций и достаточно оригинальна по сравнению с другими.
В данной работе были исследованы мифологические сюжеты о Потопе в китайской, библейской и индийской традиции. Несмотря на то, что тема охватывает сравнительно большое количество литературных памятников, которые, возможно, требуют более глубокой и детальной проработки в отдельности, был решён ряд важных задач.
В первую очередь, было определено, что первоисточник библейского сюжета гораздо древнее Ветхого Завета и, возможно, заимствован из месопотамских текстов. От них, по всей видимости, произошёл и сюжет Западной Индии, в котором прослеживается целый ряд аналогичных элементов – судно для спасения, Священная гора, герой-праведник. При этом сюжеты Восточной Индии и Китая, вероятнее всего, создавались независимо от этой традиции, или заимствовались с последующей сильной трансформацией.
Важной особенностью библейского мифа о Потопе является также то, что он представляет собой сюжет, который включает в себя такие своеобразные эпизоды, как описание ковчега со всеми техническими подробностями. Это говорит об уходе от архаичного образного мышления в сторону рационального осмысления происходящего. Сюжеты других народов избежали этого, даже попытки древнекитайских философов объединить мифы с историей легендарных правителей древности не лишают их архаичной образности.
Работа над темой показала слабую исследованность китайских сюжетов, что потребовало отдельного историографического обзора. Если в случае с индийской и библейской традициями, возможно, что-то новое может привнести только археологические исследования, так как сами тексты изучены достаточно подробно, то китайские мифы даже не всегда имеют переводы. Задачу усложняют дублирующие друг друга региональные мифы, повторяющиеся элементы, отождествляющиеся персонажи – всё это требует дальнейшего изучения не только в сравнении с традициями других народов, но и в контексте китайской этнографии и истории.
В этой области данное исследование затронуло анализ китайских мифов о Потопе как способа показать преемственность власти и функцию правителя как гаранта порядка в мире. При рассмотрении большинства мифов, особенно в их поздней интерпретации, прослеживается концепция правителя как гаранта стабильности миропорядка и того, кто способен этот порядок восстановить в том случае, если он будет нарушен. Вместе с тем выявляется и особенность героя мифа о Потопе в китайской традиции, который имеет более широкую свободу воли, чем аналогичные герои Ближнего Востока и Индии, чья судьба оказывается заранее предопределена.
Таким образом, были выявлены сходства и различия между базовыми элементами мифов о Потопе в китайской, индийской и библейской традициях. Основная гипотеза работы о зарождении мифа о Потопе на территории Центральной Азии может считаться доказанной, но в отношении только библейского и западноиндийского сюжетов. Для восточноиндийского и различных китайских сюжетов в данном случае недостаточно объективных данных, и их более подробное изучение представляется наиболее перспективным в рамках данной тематики.
1. Берёзкин Ю. Е. Мифы глубокой древности // Природа. № 4, 2005. – С. 55-61.
2. Бодде. Д. Мифы Древнего Китая // Мифологии древнего мира (Пер. с англ.). – М., 1977.
3. Георгиевский С. М. Мифические воззрения и мифы китайцев. С таб-лицами китайских иероглифов. - М.: Ленанд, 2015.
4. Горелова И. Н., Некрасова Н. А. Изменение ментального содержания архетипов в процессах культурной глобализации // Научный вестник МГТУ ГА. №166, 2011. – С. 82-87.
5. Десницкий А. Сыны Божьи – люди или духи? История толкований на Бытие 6: 2 // Вестник древней истории. № 3, 2007. – С. 184-199.
6. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада.— М.: Нау¬ка. Главная редакция восточной литературы, 1990.
7. Иваненков С. П., Шкаев Д. Г. Корреляции ментальных доминант и социоприродный Космос в мифологическом мышлении Индии, Китая и Японии // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 4, 2009. – С. 82-93.
8. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. и комм. Э. М. Яншиной. – М., 1977.
9. Красноярова Н. Г. Природа как концепт культуры: опыт культурфи-лософского очерка реки, воды, потока // Аналитика культурологии. № 10, 2008. – С. 49-50.
10. Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития. Коллективная монография. — СПб., 2012.
11. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.
12. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Т. 1. – М.: Советская Эн-циклопедия, 1991.
13. Ожередов Ю.И. К проблеме разнообразия в погребальном обряде южной группы палеоселькупов «шиешгула» // Время и культура в архео-лого-этнографических исследованиях древних и современных обществ За-падной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции / отв. ред. М.П. Чёрная. Томск, 2008. – С. 168-172.
14. Перзашкевич, О.В. О некоторых аспектах истории Южной Азии (V—III тыс. до н. э.) / О.В. Перзашкевич // Працы гістарычнага факультэта БДУ. Вып. 5, 2010. – С. 175-176.
15. Петров А. А. Ван Чун — древнекитайский материалист и просвети-тель. М., 1954.
16. Семененко, А.А. Таримский след исхода индоевропейцев из Индии // Власть и общество: механизмы взаимодействия и противоречия. — Воро-неж, 2014. — С. 290–294.
17. Ставропольский Ю. В., Замогильный С. И. История расселения жи-телей Северо-Восточной Азии //Региональные проблемы развития Дальне-го Востока: Тезисы, 2017. – С. 194-197.
18. Степанова Т. М., Алентьева М. А. О мифологической составляющей фольклора и литературы // Вестник Адыгейского государственного уни-верситета. №1, 2006. – С. 224-226.
19. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и комм. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. М., 2001.
20. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Главная ре-дакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
21. Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы. Пер. Л. Е. Померанцевой. М., 2004.
22. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1989.
23. Хрущева П. В. Энергийный прагматизм в тамильской культуре // Ис-тория философии. №18, 2013. – C. 180-190.
24. Шатапатха-брахман: книга I; книга X (фрагмент). – М.: Вост. лит., 2009.
25. Штегман Б. К. Проблема былых континентальных связей между Старым и Новым Светом в орнитогеографическом освещении // Русский орнитологический журнал. Т. 26. №1477, 2017. – С. 3107-3121.
26. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. – М.: Наука, 1965.
27. Юрганова И. И. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Якутии (XVII -начало ХХ В.) // Вестник Российского университе-та дружбы народов. Серия: История России. №. 3, 2014. – С. 117-124.
28. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифоло-гии. – М.: Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 1984.