Трансформация карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе получения профессии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Карьерные ориентации как социологическое понятие 6
1.2. Студенты как социальная группа: особенности и характеристики 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Карьерные ориентации студентов в процессе получения профессионального образования: общая характеристика 32
2.2. Эмпирическое социологическое исследование трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Карьерные ориентации как социологическое понятие 6
1.2. Студенты как социальная группа: особенности и характеристики 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Карьерные ориентации студентов в процессе получения профессионального образования: общая характеристика 32
2.2. Эмпирическое социологическое исследование трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В настоящее время общество очень быстро развивается и усложняется в своём устройстве и в своих формах. Вместе с этим множатся и общественные потребности, для удовлетворения которых создаётся большое разнообразие профессий, специальностей и квалификаций, а динамика изменения этих потребностей позволяет человеку менять своё рабочее место в течение жизни и в зависимости от обстоятельств.
Вместе с тем, выбор, который стоит в этой связи перед людьми, в особенности – только начинающими свой карьерный жизненный путь, становится всё менее очевидным: разнообразие порой не даёт информации о предпочтительности выбора, а динамика создаёт нестабильность рынка и неуверенность завтрашнем дне. Кроме того, это может быть усугублено ещё и нехваткой жизненного опыта.
В предыдущую, феодальную, историческую эпоху с её сословным делением жизненное предназначение людей не было настолько актуальным вопросом и определялось, можно сказать, при рождении. Сейчас же, в эпоху развитого капитализма, рамки, налагаемые обществом на свободу выбора профессии, стали менее жёсткими, но при этом такой выбор стал намного тяжелее. Он отягчается ещё и тем, что социальное и научно-техническое развитие движется настолько быстро, что даже тот труд, который ещё недавно представлялся хорошим поприщем для построения карьеры, сейчас либо на грани полного исчезновения и замещения машинами, либо сильно удешевлен благодаря этим же машинам. Так, например, быстрое развитие банковского капитала, распространение банкоматов и банковских приложений, использование Интернет-технологий для обработки транзакций могут сильно снизить ценность труда и нужду в банковских работниках, профессия которых с давних времён считалась если не престижной, то, по крайней мере, стабильной.
В столь нестабильных условиях такая категория населения, как студенты, является весьма уязвимой, поскольку люди, в неё входящие, ещё не являются специалистами и не имеют трудового опыта, который не только придал бы им больше ценности на рынке труда, но и помог бы лучше ориентироваться в нём. Отсутствие опыта должно частично восполнить обучение, на которое ложится задача сформировать не только знания и компетенции, но и сами карьерные ориентации. Исследованию представлений о карьере и карьерных ориентаций студентов, а также тому, как на их формирование влияет профессиональное обучение, и справляется ли оно со своими задачами по их формированию, посвящена данная дипломная работа.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях стремительно развивающегося и изменяющегося общества коллективные представления о карьере не могут опираться на опыт предыдущих поколений, а если это притом ещё и представления такой социальной группы, как студенты, то они также не могут опереться и на личный опыт, а если и могут, то весьма ограниченно, и поэтому профессиональное учебное заведение как институт социализации должно оказывать им поддержку, приняв участие в формировании карьерных ориентаций. Это становится критически важно, поскольку, во многом, именно от того, как карьерные ориентации сформируются у человека во время студенчества, зависит то, как сложится его дальнейшее карьерное будущее, то, как он сможет профессионально самореализоваться в существующем обществе и обществе недалёкого будущего.
Объектом исследования студенты бакалавриата и магистратуры СПбГУ.
Предметом исследования – трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования.
Цели и задачи. Цель данной работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке;
• изучить опыт теоретического исследования студентов как социальной группы;
• критически разобрать некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию;
• провести собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования.
Гипотеза данной работы заключается в том, что процесс получения профессионального образования неудовлетворительно справляется с задачей социализации студентов и, в частности, – с формированием карьерных ориентаций. Это может быть одной из причин, по которой студенты по окончании обучения оказываются разочарованы в выбранной специальности и неспособны построить в ней карьеру.
Для решения указанных задач и проверки гипотезы в работе использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ специальной литературы и уже существующих исследований;
• эмпирические: интервью.
Вместе с тем, выбор, который стоит в этой связи перед людьми, в особенности – только начинающими свой карьерный жизненный путь, становится всё менее очевидным: разнообразие порой не даёт информации о предпочтительности выбора, а динамика создаёт нестабильность рынка и неуверенность завтрашнем дне. Кроме того, это может быть усугублено ещё и нехваткой жизненного опыта.
В предыдущую, феодальную, историческую эпоху с её сословным делением жизненное предназначение людей не было настолько актуальным вопросом и определялось, можно сказать, при рождении. Сейчас же, в эпоху развитого капитализма, рамки, налагаемые обществом на свободу выбора профессии, стали менее жёсткими, но при этом такой выбор стал намного тяжелее. Он отягчается ещё и тем, что социальное и научно-техническое развитие движется настолько быстро, что даже тот труд, который ещё недавно представлялся хорошим поприщем для построения карьеры, сейчас либо на грани полного исчезновения и замещения машинами, либо сильно удешевлен благодаря этим же машинам. Так, например, быстрое развитие банковского капитала, распространение банкоматов и банковских приложений, использование Интернет-технологий для обработки транзакций могут сильно снизить ценность труда и нужду в банковских работниках, профессия которых с давних времён считалась если не престижной, то, по крайней мере, стабильной.
В столь нестабильных условиях такая категория населения, как студенты, является весьма уязвимой, поскольку люди, в неё входящие, ещё не являются специалистами и не имеют трудового опыта, который не только придал бы им больше ценности на рынке труда, но и помог бы лучше ориентироваться в нём. Отсутствие опыта должно частично восполнить обучение, на которое ложится задача сформировать не только знания и компетенции, но и сами карьерные ориентации. Исследованию представлений о карьере и карьерных ориентаций студентов, а также тому, как на их формирование влияет профессиональное обучение, и справляется ли оно со своими задачами по их формированию, посвящена данная дипломная работа.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях стремительно развивающегося и изменяющегося общества коллективные представления о карьере не могут опираться на опыт предыдущих поколений, а если это притом ещё и представления такой социальной группы, как студенты, то они также не могут опереться и на личный опыт, а если и могут, то весьма ограниченно, и поэтому профессиональное учебное заведение как институт социализации должно оказывать им поддержку, приняв участие в формировании карьерных ориентаций. Это становится критически важно, поскольку, во многом, именно от того, как карьерные ориентации сформируются у человека во время студенчества, зависит то, как сложится его дальнейшее карьерное будущее, то, как он сможет профессионально самореализоваться в существующем обществе и обществе недалёкого будущего.
Объектом исследования студенты бакалавриата и магистратуры СПбГУ.
Предметом исследования – трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования.
Цели и задачи. Цель данной работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке;
• изучить опыт теоретического исследования студентов как социальной группы;
• критически разобрать некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию;
• провести собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования.
Гипотеза данной работы заключается в том, что процесс получения профессионального образования неудовлетворительно справляется с задачей социализации студентов и, в частности, – с формированием карьерных ориентаций. Это может быть одной из причин, по которой студенты по окончании обучения оказываются разочарованы в выбранной специальности и неспособны построить в ней карьеру.
Для решения указанных задач и проверки гипотезы в работе использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ специальной литературы и уже существующих исследований;
• эмпирические: интервью.
Итак, нами было проведено исследование трансформаций карьерных ориентаций студентов в процессе получения ими профессионального образования.
В рамках данной работы был изучен опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке. Были исследованы как теоретические работы П. Сорокина и П. Бурдье, так и прикладные методологические приёмы сбора и интерпретации информации об ориентациях некоторой группы людей, например, методика Э. Шейна «Якоря карьеры», и конкретные опыты приложения этих методик к социологическому исследованию на примере нескольких статей.
Был изучен опыт теоретического исследования студентов как социальной группы, в главную очередь, в общественной социальной научной традиции, а также были рассмотрены теоретические вопросы социальных групп.
Критически разобраны некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию. Этому посвящён отдельный параграф, где рассматриваются статьи различных российских социологов, которые в данных статьях излагают собственный опыт приложения теоретических и методологических разработок к исследованию карьерных ориентаций студентов.
Наконец, было проведено собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования. В ходе данного исследования было установлено, что учебное не участвует в формировании и трансформации карьерных ориентаций, а рассматривается студентом инструментально – как социальный капитал в чистом виде. Также опрос показал, что студенты в абсолютном большинстве своём не имеют реального опыта построения карьеры в реальных компаниях. В этом они видят большую проблему и считают, что за неё ответственно в том числе и учебное заведение, так как называют недостатком своего обучения малое количество стажировок и практик. А ведь во многом от полученного трудового опыта зависит то, какое место ты займёшь на рынке труда и как легко будет складываться твоя карьера. Кроме того, часто работодатели требуют от соискателей навыков, которые не даются в учебных заведениях.
Таким образом, цель работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе – можно считать достигнутой.
В рамках данной работы был изучен опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке. Были исследованы как теоретические работы П. Сорокина и П. Бурдье, так и прикладные методологические приёмы сбора и интерпретации информации об ориентациях некоторой группы людей, например, методика Э. Шейна «Якоря карьеры», и конкретные опыты приложения этих методик к социологическому исследованию на примере нескольких статей.
Был изучен опыт теоретического исследования студентов как социальной группы, в главную очередь, в общественной социальной научной традиции, а также были рассмотрены теоретические вопросы социальных групп.
Критически разобраны некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию. Этому посвящён отдельный параграф, где рассматриваются статьи различных российских социологов, которые в данных статьях излагают собственный опыт приложения теоретических и методологических разработок к исследованию карьерных ориентаций студентов.
Наконец, было проведено собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования. В ходе данного исследования было установлено, что учебное не участвует в формировании и трансформации карьерных ориентаций, а рассматривается студентом инструментально – как социальный капитал в чистом виде. Также опрос показал, что студенты в абсолютном большинстве своём не имеют реального опыта построения карьеры в реальных компаниях. В этом они видят большую проблему и считают, что за неё ответственно в том числе и учебное заведение, так как называют недостатком своего обучения малое количество стажировок и практик. А ведь во многом от полученного трудового опыта зависит то, какое место ты займёшь на рынке труда и как легко будет складываться твоя карьера. Кроме того, часто работодатели требуют от соискателей навыков, которые не даются в учебных заведениях.
Таким образом, цель работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе – можно считать достигнутой.



