Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе получения профессии

Работа №139801

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Карьерные ориентации как социологическое понятие 6
1.2. Студенты как социальная группа: особенности и характеристики 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Карьерные ориентации студентов в процессе получения профессионального образования: общая характеристика 32
2.2. Эмпирическое социологическое исследование трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


В настоящее время общество очень быстро развивается и усложняется в своём устройстве и в своих формах. Вместе с этим множатся и общественные потребности, для удовлетворения которых создаётся большое разнообразие профессий, специальностей и квалификаций, а динамика изменения этих потребностей позволяет человеку менять своё рабочее место в течение жизни и в зависимости от обстоятельств.
Вместе с тем, выбор, который стоит в этой связи перед людьми, в особенности – только начинающими свой карьерный жизненный путь, становится всё менее очевидным: разнообразие порой не даёт информации о предпочтительности выбора, а динамика создаёт нестабильность рынка и неуверенность завтрашнем дне. Кроме того, это может быть усугублено ещё и нехваткой жизненного опыта.
В предыдущую, феодальную, историческую эпоху с её сословным делением жизненное предназначение людей не было настолько актуальным вопросом и определялось, можно сказать, при рождении. Сейчас же, в эпоху развитого капитализма, рамки, налагаемые обществом на свободу выбора профессии, стали менее жёсткими, но при этом такой выбор стал намного тяжелее. Он отягчается ещё и тем, что социальное и научно-техническое развитие движется настолько быстро, что даже тот труд, который ещё недавно представлялся хорошим поприщем для построения карьеры, сейчас либо на грани полного исчезновения и замещения машинами, либо сильно удешевлен благодаря этим же машинам. Так, например, быстрое развитие банковского капитала, распространение банкоматов и банковских приложений, использование Интернет-технологий для обработки транзакций могут сильно снизить ценность труда и нужду в банковских работниках, профессия которых с давних времён считалась если не престижной, то, по крайней мере, стабильной.
В столь нестабильных условиях такая категория населения, как студенты, является весьма уязвимой, поскольку люди, в неё входящие, ещё не являются специалистами и не имеют трудового опыта, который не только придал бы им больше ценности на рынке труда, но и помог бы лучше ориентироваться в нём. Отсутствие опыта должно частично восполнить обучение, на которое ложится задача сформировать не только знания и компетенции, но и сами карьерные ориентации. Исследованию представлений о карьере и карьерных ориентаций студентов, а также тому, как на их формирование влияет профессиональное обучение, и справляется ли оно со своими задачами по их формированию, посвящена данная дипломная работа.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях стремительно развивающегося и изменяющегося общества коллективные представления о карьере не могут опираться на опыт предыдущих поколений, а если это притом ещё и представления такой социальной группы, как студенты, то они также не могут опереться и на личный опыт, а если и могут, то весьма ограниченно, и поэтому профессиональное учебное заведение как институт социализации должно оказывать им поддержку, приняв участие в формировании карьерных ориентаций. Это становится критически важно, поскольку, во многом, именно от того, как карьерные ориентации сформируются у человека во время студенчества, зависит то, как сложится его дальнейшее карьерное будущее, то, как он сможет профессионально самореализоваться в существующем обществе и обществе недалёкого будущего.
Объектом исследования студенты бакалавриата и магистратуры СПбГУ.
Предметом исследования – трансформации карьерных ориентаций студентов в процессе получения профессионального образования.
Цели и задачи. Цель данной работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке;
• изучить опыт теоретического исследования студентов как социальной группы;
• критически разобрать некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию;
• провести собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования.
Гипотеза данной работы заключается в том, что процесс получения профессионального образования неудовлетворительно справляется с задачей социализации студентов и, в частности, – с формированием карьерных ориентаций. Это может быть одной из причин, по которой студенты по окончании обучения оказываются разочарованы в выбранной специальности и неспособны построить в ней карьеру.
Для решения указанных задач и проверки гипотезы в работе использованы следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ специальной литературы и уже существующих исследований;
• эмпирические: интервью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, нами было проведено исследование трансформаций карьерных ориентаций студентов в процессе получения ими профессионального образования.
В рамках данной работы был изучен опыт теоретического исследования карьерных ориентаций в социологической науке. Были исследованы как теоретические работы П. Сорокина и П. Бурдье, так и прикладные методологические приёмы сбора и интерпретации информации об ориентациях некоторой группы людей, например, методика Э. Шейна «Якоря карьеры», и конкретные опыты приложения этих методик к социологическому исследованию на примере нескольких статей.
Был изучен опыт теоретического исследования студентов как социальной группы, в главную очередь, в общественной социальной научной традиции, а также были рассмотрены теоретические вопросы социальных групп.
Критически разобраны некоторые опыты практического исследования карьерных ориентаций и их трансформаций применительно к социальной группе студентов, применяемые в них теорию и методологию. Этому посвящён отдельный параграф, где рассматриваются статьи различных российских социологов, которые в данных статьях излагают собственный опыт приложения теоретических и методологических разработок к исследованию карьерных ориентаций студентов.
Наконец, было проведено собственное эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов и их трансформаций в процессе получения профессионального образования. В ходе данного исследования было установлено, что учебное не участвует в формировании и трансформации карьерных ориентаций, а рассматривается студентом инструментально – как социальный капитал в чистом виде. Также опрос показал, что студенты в абсолютном большинстве своём не имеют реального опыта построения карьеры в реальных компаниях. В этом они видят большую проблему и считают, что за неё ответственно в том числе и учебное заведение, так как называют недостатком своего обучения малое количество стажировок и практик. А ведь во многом от полученного трудового опыта зависит то, какое место ты займёшь на рынке труда и как легко будет складываться твоя карьера. Кроме того, часто работодатели требуют от соискателей навыков, которые не даются в учебных заведениях.
Таким образом, цель работы – изучить карьерные ориентации нынешней студенческой молодёжи и понять, какое влияние на них оказывает обучение в вузе – можно считать достигнутой.



1. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. Образование. // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.html. Дата обращения: 26.09.2021.
2. Агафонова В.П. Подходы к пониманию карьеры, ее сущность и особенности // Baikal Research Journal, 2016. - Т.7. №3.
3. Белинская Д. В., Задонская И. А., Томилин В. Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина) // Социально-экономические явления и процессы, 2014. №7. – С. 76-85.
4. Бочарова Елена Евгеньевна. Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та, Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2017. №4. – С. 449-453.
5. Буравцова Н.В. Современные подходы к карьере и карьеризму / Н.В. Буравцова // СМАЛЬТА, 2014. №1.— С. 39-42.
6. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.
7. Буянова Г.В. СТУДЕНЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 2020. №4. – С. 48-55.
8. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования, 1997. № 10.
9. Галлямов Р.Р., Горемыкина Л.И. Понятие "социальная группа" в современной науке: основные теоретические подходы (зарубежные трактовки) // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. №3 (21). – С. 133-139.
10. Гришин Е. Е. Концепция понятия «Студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2014. № 4. – С. 112–116.
11. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. Очерки методологии. Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. — 296 с.
12. Жарких Н.Г., Васина Н.В., Костыря С.С. Мотивация карьерной ориентации // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. №4. – С. 343.
13. Измайлова К.А. Методологические особенности изучения студенчества в отечественной социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2016. №4. – С. 2-5.
14. Ильичёв Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
15. Карпов А.В. Понятие «Средняя группа» как базовый концепт организационной психологии // Организационная психология, 2017. №4. – С. 50-72.
16. Карпов А.П. Социальный портрет студентов университета (по материалам социологического исследования) // Социологические и педагогические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 март 2019 г.) / редкол.: Л.А. Абрамова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 42-46.
17. Кожевина Анна Павловна. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении, 2017. – С. 63-73.
18. Коломейцев Ю. А., Жданович А. А. Основные научные подходы к профессиональной карьере и карьерным ориентациям личности // Проблемы управления (Минск), 2008, №. 1. – С. 207-215.
19. Корчагина Г. И., Макарова Е. В. Понятие карьеры в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016, Т. 32. – С. 94-106. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56671.htm. Дата обращения: 25.01.2022.
20. Малтысова О.В. Специфика российского студенчества // КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. – С. 845-856.
21. Мантурова Н.М. Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов // МНКО, 2018, №5 (72). – С. 344-348.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. – 689 с.
23. Маслова С. Ю. Социально-культурные детерминанты к феномену профессиональной карьеры // МНИЖ, 2014, №10-3 (29). – С. 84-87.
24. Махрина Елена Александровна, Нестеренко Ольга Владимировна. Типология карьерной ориентации студентов-бакалавров на начальном этапе профессионального образования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2014, №2. – С. 252-258.
25. Миндибекова Л.А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации // Труд и социальные отношения, 2005, №2. – С. 106-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ