Введение 3
Глава 1. Применение Google-сервисов для образования 5
1.1. Обзор, примеры в области школы, внеклассные мероприятия 5
1.2. Внеклассные очные и онлайн мероприятия по информатике: обзор, примеры 9
Выводы 11
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике с применением Google-сервисов 13
2.1. Очное мероприятие для младшей школы, заочное мероприятия для средней школы 13
2.2. Сервисы Google 24
Выводы 25
Заключение 27
Библиографический список 30
Актуальность. В современном мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, использование Google сервисов на уроках информатики становится все более актуальным. Эти сервисы предоставляют широкие возможности для обучения и практики информатики.
Объектом исследования – применение Google-сервисов во внеклассной работе по информатике.
Предметом – применение Google-сервисов во внеклассной работе по информатике
Целью курсовой работы – использования Google сервисов на уроках информатики может быть повышение эффективности обучения, развитие навыков работы с цифровыми инструментами, стимулирование творческого мышления и сотрудничества.
Задачи:
1. провести обзор, примеры в области школы, внеклассные мероприятия;
2. изучить внеклассные мероприятия по информатике;
3. разработать мероприятие для младшей школы,
4. дистационное мероприятие для средней школы;
Методы исследования: Для изучения эффективности применения Google сервисов на уроках информатики могут использоваться методы.
Теоретическая значимость заключается в исследовании влияния цифровых технологий на образовательный процесс, а практическая - в разработке методик использования Google сервисов для эффективного обучения информатике, для использования во внеклассной работе.
Во введении излагается актуальность темы исследования, обосновывается необходимость использования Google-сервисов в образовательном процессе. Определяются цели, задачи работы, а также методология исследования.
В первой главе рассматривается общий обзор Google-сервисов и их потенциал для использования в образовательной среде школы. Приводятся конкретные примеры использования этих сервисов в школьной программе и организации внеклассных мероприятий, включая интеграцию с учебными планами и взаимодействие с учениками и родителями. Делается акцент на организации внеклассных мероприятий по информатике с использованием Google-сервисов. Рассматриваются как очные, так и онлайн форматы мероприятий, предоставляются конкретные примеры и идеи для организации таких мероприятий.
Во второй главе представлена разработка конкретных мероприятий по информатике для разных возрастных групп с использованием Google-сервисов. Описываются методики и подходы к организации очных мероприятий для младшей школы и заочных мероприятий для средней школы, исходя из их особенностей и потребностей. Рассматривается важность интеграции современных технологий в учебный процесс, преимущества и возможные трудности.
В заключительной части работы обобщаются основные выводы исследования, представляется оценка вклада Google-сервисов в образовательный процесс, особенно в организацию внеклассной деятельности. Подчеркивается значимость интеграции современных онлайн-инструментов в образование для повышения его качества и доступности.
В библиографическом списке представлены источники, использованные в ходе подготовки курсовой работы, включая научные статьи, методические пособия и ресурсы интернета.
Современные тенденции развития образования предполагают активное использование дистанционных образовательных технологий. Одним из популярных инструментов дистанционного обучения являются Сервисы Google, представляющие собой целостную систему, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google.
Организация образовательного процесса с применением сервисов Google имеет ряд преимуществ:
-доступ к информации с любого устройства (при наличии интернета);
-независимость от операционной системы и программного обеспечения на локальном компьютере;
-возможность бесплатного использования различных приложений;
-возможность совместной работы;
-оперативность.
«Google-сервисы помогают организовать работу большого круга заинтересованных лиц в режиме онлайн, т.е. формируется новая образовательная среда вне стен образовательного учреждения».
Среди Google-сервисов наиболее востребованными и способствующими решению основных образовательных задач являются «Google Диск», «Google Документы», «Google Презентации», «Google Таблицы» и «Google Формы».
Сервис «Google Диск» – это облачное хранилище, которое позволяет хранить различные типы файлов: текстовые и табличные документы, графические и иные изображения, видео- и аудиоконтент.
«Google Документы» – это текстовый редактор, обладающий всем необходимым функционалом по созданию и редактированию текстовых документов. Данный сервис позволяет работать в документах удаленно, не загружая их на компьютер. Сохранять текстовые документы можно в различных форматах: DOC, PDF и др. Работа с инструментами форматирования проста, поскольку они идентичны интерфейсу, который представлен в приложениях Microsoft Office.
С помощью сервиса «Google Документы» можно создать свой электронный учебный курс и предоставлять доступ к материалам обучающимся. Любой сервис Google предполагает возможность двух вариантов доступа к материалам: доступ для совместной работы (доступ до 10 человек) и доступ по ссылке (доступен неограниченному числу пользователей). Для пользователей, получающих доступ, можно выбрать три режима работы с материалами: читатель (без права редактирования), комментатор, редактор (предполагающий совместную работу).
Сервис «Google Презентации» позволяет создавать или сохранять уже имеющиеся презентации на диске.
Над Google-презентацией можно работать индивидуально или в совместном режиме. Возможность работать с презентацией сразу нескольким пользователям позволяет применять презентации Google в различных совместных проектах, при организации работы в группе.
Сервис «Google Формы» – это инструмент, обеспечивающий обратную связь. С помощью данного сервиса можно проводить анкетирование, тестирование.
Google Формы позволяют создавать тесты закрытого и открытого типа. Среди тестов закрытого типа можно отметить следующие типы тестовых вопросов:
-тест с одним вариантом ответа;
-тест с несколькими вариантами ответа;
-тест с ответом в виде выпадающего списка (т.е. пользователь выбирает один вариант из раскрывающегося списка-меню).
К тестам открытого типа можно отнести два варианта заданий:
-тест, требующий краткого ответа;
-тест, требующий развернутого ответа;
Все тестовые задания, кроме последнего, предполагающего развернутый ответ, проверяются автоматически. С помощью «Google Формы» можно организовать входной контроль, промежуточную аттестацию, формы Google также можно использовать как тренажер с последующей самопроверкой знаний.
Сервис «Google Таблицы» позволяет создавать сводные таблицы, диаграммы с целью анализа данных. Их можно импортировать и экспортировать в различные типы файлов.
В аналитике могут быть представлены результаты тестирования: по всем обучающимся, по отдельному пользователю, по отдельным тестовым вопросам и т.д.
Сервисы Google могут быть использованы на любом этапе занятия. Данные сервисы позволяют не только осуществлять разработку и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам, но и способствуют организации коммуникации и совместной работы обучающихся, помогают преподавателю осуществлять контроль и оценку учебных достижений, дистанционно управлять обучением и создавать индивидуальную стратегию обучения в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
1. Ивина Н. Л. Развитие направления «Прикладная информатика» в условиях цифровизации экономики / Ивина Н. Л., Ларичева Т. В., Цветкова И. Н. // Инновационные технологии в образовательной деятельности. – 2018. – С. 78-86.
2. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие / С. В. Бегичева, Е. В. Долженкова, И. Е. Жуковская [и др.]; под общ. ред. Д. М. Назарова. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2020. - 219 с.
3. Информационные системы управления производственной компанией : учебник и практикум / Н. Н. Лычкина, Ю. А. Морозова, А. В. Фель, В. Н. Корепин; Высш. шк. экономики - Нац. исслед. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 241 с.
4. Информационные технологиив финансовой деятельности: учеб. пособие / Е. В. Кислицын, Е. М. Кочкина, М. А. Панов [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2022. - 234 с.
5. Кайгородцев Г.И., Кравченко А.В. Методика оценки эффективности информационных систем // Прикладная информатика. 2015. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-effektivnosti-informatsionnyh-sistem (дата обращения: 18.01.2023)
6. Кислицын Е. В. Инструменты обработки и анализа корпоративных данных: учеб. пособие / Е. В. Кислицын, Е. М. Кочкина, Е. В. Радковская. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2021. - 227 с.
7. Кислицын Е. В. Современные технологии разработки программного обеспечения: учеб. пособие / Е. В. Кислицын, М. А. Панов. - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2021. - 176 с.
8. Корнеев И. К. Информационные технологии в работе с документами: учебник / И. К. Корнеев. - Москва : Проспект, 2017. - 297 с.
9. Куприянов Д. В. Информационное и технологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум / Д. В. Куприянов; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : Юрайт, 2017. - 255 с.
10. Минина Е. Е. Распределенные системы и облачные технологии : учеб. пособие / Е. Е. Минина. - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2020. - 122 с.
11. Мкртычев, О. М. Гущина, А. В. Очеповский ; Тольяттинский государственный университет, Институт математики, физики и информационных технологий. – Тольятти : Тольяттинский гос. ун-т, 2019. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
12. Моисеев, Виктор Сергеевич. Лекции по математическому моделированию в прикладной информатике: научно-учебное издание / В. С. Моисеев. – Казань: Школа, 2018. – 307 с.: ил., табл. – (Современная прикладная математика и информатика).
13. Нетесова О.Ю. Информационные системы и технологии в экономике: учеб. пособие / О. Ю. Нетесова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 146 с.
14. Отекина Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии // Международный научный журнал «Инновационная наука». – № 4. – 2017. – 12 с.
15. Петцольд, Чарльз. Код. Тайный язык информатики / Чарльз Петцольд ; перевод с английского Олега Сивченко; научные редакторы Валерий Артюхин, Азат Гизатулин. – 3-е издание. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 442, [1] с.: рис., табл.
16. Плещев В. В. Основы программирования на языках C++ и C# с примерами и упражнениями: учеб. пособие / В. В. Плещев, Е. И. Шишков. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2018. - 286 с.
17. Прикладная информатика: справочник: учебное пособие / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. – Москва: Финансы и Статистика, 2021. – 767 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1831445 (дата обращения: 18.01.2023). – Режим доступа: по подписке.
18. Рыжко А. Л. Информационные системы управления производственной компанией: учебник / А. Л. Рыжко, А. И. Рыбников, Н. А. Рыжко ; Нац. исслед. технол. ун-т «МИСиС». - Москва : Юрайт, 2017. - 354 с.
19. Сазанова Л. А. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / Л. А. Сазанова. - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2019. - 181 с.
20. Сурнина Н. М. Информационное общество и проблемы прикладной информатики : учеб. пособие / Н. М. Сурнина. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2020. - 157 с.
21. Теоретические основы информатики: учебник / [Р. Ю. Царев и др.] ; Сибирский федеральный ун-т, [Ин-т упр. бизнес-процессами и экономики, Прикладная информатика]. – Красноярск: СФУ, 2015. – 173 с.: ил., табл.
22. Управление ИТ-разработкой и внедрением : учеб. пособие / В. П. Часовских, М. П. Воронов, В. Г. Лабунец, Е. Н. Стариков. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2021. - 173 с.
23. Формализация информации и BIG DATA: учеб. пособие / В. П. Часовских, М. П. Воронов, В. Г. Лабунец [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2021. - 218 с.
24. Чиркина Н. Г. Информационные системы и технологии: учеб. пособие / Н. Г. Чиркина, М. А. Чиркин . - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2018. - 146 с.
25. Шмотьев Ю.А. Возможности использования Google-сервисов в образовании // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». – № 3. – 2017. – 15 с.