Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие тревожности в психологии 8
1.2 Проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 13
1.3 Формы и методы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 20
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 27
2.1 Диагностика уровня развития тревожности у детей младшего школьного возраста 27
2.2 Разработка и реализация программы по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 41
2.3 Оценка эффективности программы по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста 48
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Результаты констатирующего этапа 65
Приложение В Результаты контрольного этапа 67
Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем в психологии. По мнению многих исследователей число тревожных детей младшего школьного возраста в последние годы резко возросло. Тревожность стала более глубокой и личной, и ее проявления изменились. Именно тревожность, как отмечают ученые и практикующие психологи, лежит в основе детских психологических трудностей. Все дети время от времени испытывают беспокойство. Однако если тревога сохраняется и становится интенсивной, это эмоциональное состояние мешает социальному функционированию ребенка и влияет на успеваемость в учебной деятельности.
Дети с повышенной тревожностью демонстрируют низкую концентрацию и периодическое снижение внимания во время учебной деятельности, страх самовыражения, болезненное беспокойство по поводу своих успехов, боязнь публичных выступлений и выполнения заданий, даже если их результаты не оцениваются другими. Это обуславливает проблемы, связанные с адаптацией в различных ситуациях. Тревожность способствует развитию таких черт характера, как неуверенность в своих силах, замкнутость, что влияет на развитие и формирование личности в целом.
В психологии изучению тревожности посвятили свои труды многие исследователи, среди которых можно выделить таких учёных, как: В.М. Астапов, В.Р. Кисловская, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и многие другие. Каждый из данных учёных-психологов в своих исследованиях отмечали, что тревожность - это неустойчивая черта характера, однако, начиная именно с детского возраста ее уровень повышен по сравнению с остальными возрастными периодами.
«Доказано, что повышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции тревожности в младшем школьном возрасте».
Научные исследования показывают, что повышенная тревожность может повлиять на жизнедеятельность человека в негативном направлении. Она может вызвать затруднения в общении, негативно повлиять на учебу и работу, а также способствовать развитию различных физических и психических заболеваний. Поэтому, особенно в младшем школьном возрасте, необходимо разрабатывать эффективные методы коррекции тревожности. Ребенок должен научиться справляться с чувством тревоги, уметь контролировать свое эмоциональное состояние и принимать решения, не допуская, чтобы тревожность влияла на его поведение и функционирование.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью коррекции тревожности младших школьников и недостаточной разработанностью реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: состоящую в определении эффективных коррекционных средств, способствующих снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
На основании выявленного противоречия и проблемы исследования была сформулирована тема исследования: «Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования - изучение возможности снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью специально разработанной коррекционной программы.
Объект исследования - тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста...
«Тревожность - черта личности, которая проявляется в возникающем по незначительным поводам чувстве волнения, переживания, беспокойства. Она может быть просто индивидуальной особенностью, вариантом нормы либо признаком органического или функционального нарушения в организме. Чувство тревоги, возникающее часто, в определенных условиях либо вне конкретной ситуации, без повода, причиняет человеку значимый дискомфорт, мешает полноценно функционировать в обществе, ухудшает качество жизни. Чтобы справиться с повышенной тревожностью, следует прежде всего выяснить причины ее возникновения».
Дети младшего школьного возраста могут испытывать тревожность по разным причинам - это может быть связано с переходом в новую школу, недостаточной успеваемостью, отсутствием друзей, семейными проблемами и так далее.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы была проведена экспериментальная работа. Цель данной экспериментальной работы - коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБУ «Школа №66» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста. Средний возраст испытуемых 8-9 лет.
Результаты, полученные в ходе первичной диагностики уровня развития тревожности у детей младшего школьного возраста, показали, что у испытуемых экспериментальной и контрольной групп преобладает высокий уровень развития тревожности. В связи с этим, была разработана и реализована коррекционная программа по снижению тревожности у испытуемых. Данная коррекционная программа была апробирована лишь с младшими школьниками, которые вошли в экспериментальную группу. Те дети, которые вошли в состав контрольной группы, занимались по стандартной программе, коррекционная работа с данными обучающимися проведена не была.
Коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у младших школьников, включала в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Всего во время реализации коррекционной программы было проведено 10 занятий. Каждое из занятий длилось 40 минут. Все занятия были разработаны с учётом возрастных особенностей младших школьников. Во время реализации коррекционной работы, дети экспериментальной группы вели себя активно, с удовольствием выполняли задания, которые им были предложены.
После проведения коррекционной программы, была проведена повторная диагностика уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Повторная диагностика включала в себя проведение тех же методик, которые были проведены на констатирующем этапе. Контрольный этап проводился как с детьми экспериментальной группы, так и с детьми контрольной группы. По результатам проведения контрольного этапа было выявлено, что у детей младшего школьного возраста, которые вошли в состав экспериментальной группы, уровень тревожности стал значительно ниже. У детей младшего школьного возраста, которые вошли в контрольную группу, уровень тревожности практически не изменился. Это говорит о том, что разработанная и реализованная программа по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста является достаточно эффективной и поспособствовала снижению тревожности у обучающихся.
Таким образом, все поставленные в работе задачи были решены, поставленная цель достигнута в полном объёме, выдвинутая гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
1. Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Психология. 2014. № 1. С. 8-14.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер 2008. 400 с.
3. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: https://b-ok.org/book/588518/39bdb7. (дата обращения: 18.12.2022).
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология: в 6 т. М. : Педагогика, 2012. 418 с.
5. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М. : Тонус, 2020. 180 с.
6. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : ЛГУ, 1984. 175 с.
7. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. СПб. : Речь, 2001. 1247 с.
8. Гурин В. В. Проблема тревожности как эмоционального переживания, влияющего на физическую деятельность спортсмена // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №3. С.125-127.
9. Дусавицкий А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. №3. С. 56-62.
10. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004. 701 с.
11. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков М. : Когито-Центр, 2020. 197 с.
12. Кривошапкина Ю. Г., Находкин В. В. Комплексная программа тревожности детей младшего школьного возраста // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-programma-korrektsii-trevozhnosti- detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 20.12.2022).
13. Манохина О. А. Психологическая коррекция школьной тревожности при переходе учащихся из начального в среднее звено // Социальная политика и социология. 2020. №10(64). С. 232-236.
14. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2014. 248 с.
15. Науменко Д. Э. Школьная тревожность и пути ее коррекции у детей с задержкой психического развития, связанной с соматическими заболеваниями // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 50 (4). С. 335-341...(26)