Введение 3
Глава 1. Особенности маркетинга инноваций 5
1.1. Сущность инноваций и их классификация 5
1.2. Маркетинговый комплекс инновации 11
1.2.1. Особенности инновационного товара 15
1.2.2. Выбор метода ценообразования на новый товар 16
1.2.3. Сегментирование и каналы сбыта 18
1.2.4. Специфика продвижения инновационного товара 19
Глава 2. Современные тенденции маркетинга инноваций 22
2.1. Цифровой маркетинг и нейромаркетинг 22
2.2. Система больших данных и ее использование в маркетинге инноваций 28
2.3. Технология блокчейн и ее применение в маркетинге инноваций 31
Глава 3. Разработка маркетингового комплекса инженерной доски линейки «Тюдор» 37
3.1. Общая информация 37
3.2. Обзор рынка 39
3.3. Сегментирование рынка 41
3.4. Конкурентный анализ 43
3.6. Прогнозирование объема продаж 46
3.7. Стратегии продвижения и сбыта инженерной доски «Дуб Тюдор» 48
Список использованных источников 55
Приложения 59
Актуальность исследования заключается в том, что цифровая экономика быстрыми темпами меняет представление о привычных хозяйственных взаимоотношениях между субъектами. Экономические системы претерпевают вторжение в нашу жизнь совершенно нового понятия экономики, которое переформировывает все существующие бизнес модели под влиянием технологической информатизации. Маркетинг не является исключением. Новые, инновационные способы привлечения клиентов в бизнес вытесняют традиционные представления людей о способах взаимодействия с потребителями. На смену классическому, массовому маркетингу приходит входящий маркетинг, идея которого заключается в более персонализированной коммуникации с потребителями посредствам создания контента, предоставления полезной информации и анализа больших объемов данных.
Существуют три базовых составляющих «цифровизации»: данные, потребности и менеджмент.
Новый виток развития экономических систем становится возможным благодаря качественному сбору и анализу больших массивов данных, которые имеют колоссальное значение как для маркетологов, так и для бизнеса в целом, потому что они отражают характеристики потребителя и его приоритеты, а также модели поведения при осуществлении покупок. В конечном итоге бизнес интересует одно – логика поведения покупателя, под которую необходимо выстроить систему с помощью определенных механизмов. В условиях глобализации экономических отношений активная информатизация преобразует поведение потребителей. Они вооружаются разного рода информацией, и становятся более бдительными и требовательными. Для маркетологов настают сложные времена, когда для того чтобы добиться расположения клиента, необходимо применять самые технологичные и инновационные механизмы развития маркетинговых коммуникаций. И, наконец, третий элемент, который призван контролировать, организовывать, прогнозировать, исполнять, анализировать и координировать всю деятельность по использованию цифровых данных для удовлетворения постоянно растущих потребностей человечества – менеджмент.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка маркетингового комплекса для товара с выявленной инновационной спецификой.
Реализация поставленной цели требует решения ряда задач:
1. Конкретизировать понятие «инновация» и изучить виды инноваций
2. Рассмотреть особенности компонентов маркетингового комплекса для инновационного продукта
3. Разобраться в сущности цифрового маркетинга и особенностях нейромаркетинга, его современных тенденциях
4. Применить выбранную концепцию построения маркетингового комплекса, наиболее подходящие инструменты и методики в процессе разработки плана выведения на рынок инженерной доски «Дуб Тюдор».
Объектом исследования представляется маркетинг инновационного продукта. Предметомработы являются отдельные элементы маркетингового комплекса.
Теоретической основой исследования являются научные статьи в экономических журналах, фундаментальные труды и исследования отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, доклады, материалы интернет-источников.
Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и ряда приложений. В первой главе рассматриваются существующие виды инноваций и компоненты современного маркетинга. Вторая глава посвящена цифровому и нейромаркетингу, кроме того, в ней рассматривается важность использования и анализа больших объемов данных, а также применение в маркетинге такой новейшей технологии на сегодня, как блокчейн. В третьей главе предлагается проект по продвижению инновационного товара посредством
Маркетинг инноваций на сегодняшний день связан со сферой интернет-коммерции и диджитал. Большая часть нововведений зарождается на IT-рынке и затем заполняет собой другие отрасли бизнеса. Те инновационные разработки, которые успешно применяются в маркетинге, в большинстве случаев преследуют одни и те же цели:
- обеспечение систематизации, доступности и защиты персональных данных пользователей;
- персонализация коммерческого предложения, сближение потребителя и продавца (производителя);
- снижение количества посредников между сторонами сделки до минимума;
- упрощение процесса продажи прежде всего для потребителя, создание максимально удобных условий для принятия им решения о покупке товара или услуги;
- узкая сегментация потребителей, исследование мотивации покупателя и причин его поступков на психологическом уровне, ориентация на мотивированную целевую аудиторию товара.
В результате изучения литературы по данной теме можно сделать следующие выводы:
1) Различия между радикальными и инкрементальными инновациями слишком существенны, и пренебрегать ими в процессе разработки маркетингового комплекса невозможно. Маркетинговая стратегия и все элементы маркетингового комплекса будут иметь свои особенности при рассмотрении инновационных товаров разного уровня новизны.
2) Опираясь на труды, в первую очередь, Н.Н. Молчанова, в данной работе были приведены наиболее подходящие инструменты разработки элементов маркетингового комплекса для инновационного товара.
3) Всё большую значимость приобретают такие средства маркетинга, которые непосредственно связаны с интернет-коммерцией. SMM, контекстная и таргетированная реклама, продвижение в социальных сетях действительно способны оказать решающее положительное воздействие на продвижение инновационного товара.
В практической части данной работы были выполнены следующие задачи:
1) Был проведен анализ рынка напольных покрытий.
2) Информация о рынке была обработана: сделана оценка основных тенденций в отрасли, определен объем рынка, выбрана целевая аудитория, выявлены основные конкуренты, определена конкурентоспособность продукта.
3) Был разработан маркетинговый комплекс: рассчитана рекомендуемая цена товара, определены каналы продвижения и сбыта.
4) Был спрогнозирован объем продаж.
1. Акулич М. Blockchain для маркетинга. – М.: Издательские решения, 2018.– 160 с.
2. Акулич М. Диджитал-маркетинг. – М.: Издательские решения, 2017. – 200 с.
3. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Ветренко. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 303 с.
4. Аренков И.А., Баум П.Ф., Томилов В.В. Инновационный потенциал фирмы: Стратегия развития. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2001. – 122 с.
5. Балабанов И.Л. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. – 303 с.
6. Бальцерович–Шкутник М. Влияние инновационных процессов на изменения рынка труда (на примере Силезского района Польши) / М. Бальцерович–Шкутник, Э. Сойка, В. Шкутник // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Екатеринбург, 17-19 ноября 2016 г.: сборник докладов. – Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2016. – Ч. 2
7. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация. // Инновации. – 1998. – № 2-3. С. 3-13.
8. Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Щербаков Д.С. Особенности применения информационной технологии BigData в маркетинговой деятельности российских компаний B2C-сектора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 1-11.
9. Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989. – 271 с.
10. Георгий Рябой. Блокчейн, революция контент-маркетинга и смерть автора. [Электронный ресурс] URL: https://netpeak.net/ru/blog/blokchyein-revolyutsiya-kontent-marketinga-i-smert-avtora/ (дата обращения: 15.12.2018).
11. Горелова А.А. Большие данные и направления их использования в маркетинге // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4 (2). – С. 11-16.
12. Гутников М.Д., Петров Д.С. Потенциал BigData в e-commerce на примере компании Авито // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. [Электронный ресурс] URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19265 (дата обращения: 25.01.2019).
13. Дэвенпорт Т. О чем говорят цифры. Как понимать и использовать данные / Томас Дэвенпорт, Ким Джин Хо ; пер. с англ. Э. Кондуковой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 224 с.
14. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент : учебник. М.: ЮНИТИ, 1997. – 327 с.
15. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 326 с.
16. Как блокчейн трансформирует диджитал маркетинг. [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/post/317036/ (дата обращения: 15.12.2018).
17. Калапуц П.А. Ценообразование на инновационную продукцию // Известия МГТУ. – 2014. – №3 (21). – С. 37-43.
18. Кашин А.Л. Особенности современных инструментов цифрового маркетинга // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2018. – №2. – С. 65-66.
19. Князева В.А., Швец Д.Д. Блокчейн-технология как новый подход к эффективному менеджменту компании // Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2018, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева (Орел).
20. Константин Найчуков. Виды ремаркетинга в GoogleAdWords: типичные ошибки при настройке и советы по повышению эффективности. [Электронный ресурс] URL: https://elama.ru/blog/vidy-remarketinga-v-google-adwords-tipichnye-oshibki-pri-nastroyke-i-sovety-po-povysheniyu-effektivnosti/ (дата обращения: 15.12.2018).
21. Концепция 4С — Robert F. Lauterborn. [Электронный ресурс] URL: https:// http://marketing-course.ru/koncept-4c-lauterborn/ (дата обращения: 24.02.2019).
22. Короткова, Т. Л. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 272 с.
23. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1200 с.
24. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.
25. Красильников А.Б. Становление концепции нейромаркетинга // Проблемы современной экономики. – 2015. – №1 – С. 179-181.
26. Кузнецов П.М. Комплексы маркетинга и специфика российского потребителя // Вестник ТГПУ. – 2014. – №8 (149). – С. 113-119.
27. Лучшие производители паркета и паркетной доски в России и в мире. [Электронный ресурс] URL: http://remstroiblog.ru/natalia/2016/06/14/luchshie-proizvoditeli-parketa-i-parketnoy-doski-v-mire-i-rossii/ (дата обращения: 09.04.2019).
28. Мангушева Е.В. Глобальные тренды инновационного развития экономики // Социальные науки. – 2015. – № 6-1 (9). – С. 43-50.
29. Маркетинг инноваций. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. Н. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 257 с.
30. Маркова В.Д. Особенности маркетинга инноваций // ПСЭ. – 2009. – №4. – С. 276-277.
31. Матвейчук Е.Д. Блокчейн как современный тренд интернет-маркетинга // Маркетинг: вчера, сегодня, завтра. Материалы XХI Международной научной конференции молодых ученых, Минск, 12–13 апр. 2018 г. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2018.
32. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 293 с.
33. Молчанов Н.Н. Современный маркетинг: достижения, проблемы, перспективы. Экономика и управление – 2014г. – №1. – С. 36-44.
34. Молчанов Н.Н. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 1. : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Молчанова. –М. : Издательство Юрайт, 2018. – 257 с.
35. Молчанов Н.Н. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Молчанов [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. –528с.
36. Молчанов Н.Н. Оценка качества высокотехнологичных услуг/ Н.Н. Молчанов // Экономика и управление : рос. науч. журн. – 2012. – № 3. – С. 74-79.
37. Молчанов Н.Н., Полякова О.А. Оценка конкурентоспособности высокотехнологичных услуг // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. – 2012. – №2. – С. 56-64.
38. Омарова Н.Ю., Платонов А.С. Цифровые технологии в маркетинге: проблемы и особенности применения // Известия международной академии аграрного образования. – 2016.– № 27. – С. 90-92.
39. Панюкова В.В. Реализация стратегии омниканального маркетинга торговыми организациями // Торгово-экономический журнал. – 2015.– № 2 (4). – С. 317-328.
40. Рентабельность по видам экономической деятельности. [Электронный ресурс] URL: http://taxslov.ru/15/n15_25.htm (дата обращения: 15.03.2019).
41. Рубаник Е.А., Щербакова Е.Г. Особенности сбыта инновационной продукции // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 1 (80). – С. 96-98.
42. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. – М.: 2010.
43. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1990. – 296 с.
44. Спарк. [Электронный ресурс] URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/features/advanced-search (дата обращения: 08.04.2019).
45. Спиридонова Е.А. Ключевые направления оптимизации процесса коммерческого использования интеллектуальной собственности. //Вестник СПбГУ. – Сер.5: Экономика. – 2013. – №3. – С. 83-94.
46. Список производителей паркета. [Электронный ресурс] URL: https://parketme.ru/brands/ (дата обращения: 09.04.2019).
47. Степанычева Е.В., Джабраилов М.А. Генезис маркетинга и его современная парадигма // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №11. – С. 124-129.
48. Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 112 с.
49. Управление инновациями: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Спиридонова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 298 с.
50. Усова Ю.П., Проскурина И.Ю., Попова Ю.Н. Медиапланирование и его роль в продвижении инновационной продукции // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №11.– С. 149-155.
51. Ушакова О.Б. Маркетинг услуг на основе баз данных: опыт бизнеса для развития библиотек. [Электронный ресурс] URL: http://www.gpntb.ru/libcom14/tezis/019.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
52. Шамахов В.А., Корягин П.А., Кунтишев Р.А. Технология блокчейн как фактор глобальной модернизации международных процессов таможенного регулирования. Внедрение цифровой системы распределенных реестров в Таможенном союзе стран ЕАЭС // Управленческое консультирование. – 2018. – №6. – С. 63-67.
53. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М.:ДиректмедиаПаблишинг, 2008.– 401 с.
54. Bitner, M. J. Servicecapes: The impact of Physical surrounding on Customer and Employees // Journal of Marketing. – 1992. – № 56. – P. 57-71.
55. Mensch, G. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression. – Cambridge, 1979. – 241 p.
56. Michael Porter: The case for letting business solve social problems. [Электронный ресурс] URL:https://en.tiny.ted.com/talks/michael_porter_why_business_can_be_good_at_solving_social_problems (дата обращения: 16.12.2018).