Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИА РЕАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 8
1.1. Теория активной аудитории в контексте масс-медийного пространства конструирования социальной реальности 8
1.2. Перспективные направления и инструментарий медиаисследований….. 15
1.3. Специфические особенности стриминга и стриминговых платформ в пространстве мейнстримных-медиа 21
1.4. Конвергенция и перфомативность стриминговых платформ в формате социологических исследований 26
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ СТРИМИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ 35
2.1 Инструментарий стриминговых платформ в контексте социальных технологий 35
2.2. Музыкальные стриминговые платформы как особый вид стриминга 45
2.3. Аудитория стриминговых платформ на примере стримингового канала 51
2.4. Перспективы использования стриминговых платформ в социальных технологиях 60
Вывод по второй главе 66
Заключение 69
Список литературы: 74
Приложение I 81
Приложение II 83
Приложение III 88
Все большее количество изменений привносится в нашу жизнь посредством цифровизации и повсеместного распространения сети-Интернет. Возникают все новые и новые инструменты, сервисы и платформы, оказывающие влияние на жизнь человека. Ярким примером таких платформ, существенно изменивших жизнь человека, являются социальные сети. Социальные сети позволили устанавливать контакты и выстраивать свою повседневную жизнь так, как было немыслимо еще 20 лет назад. Стриминговые платформы, во многих смыслах, стали своеобразным преемником социальных сетей, хоть они и не имеют своей целью стать «новыми» социальными сетями, так как функционал и инструментарий данных платформ не соответствует функционалу и инструментарию традиционных социальных сетей – таких как Facebook, Vkontakte, Twitter, YouTube, Instagram и другие. В свою очередь, выше названные социальные сети пытаются интегрировать в свою «экосистему» различные стриминговые элементы – будь то IGTV от Instagram, Facebook Gaming от Facebook,YouTube Gaming от YouTube или прямые трансляции от Vkontakte. Само собой, перечисленные нами стриминговые элементы отличаются как по масштабам и затратам среди данных социальных сетей, так и по задумке и реализации.
Стриминг (потоковое Интернет вещание) и стриминговые платформы постепенно начинают интересовать как всемирно известные компании, так и зрителей, которые ранее не знали что такое стриминг и никогда не пользовались подобными сервисами.
Одним из самых масштабных событий в области стриминга и стриминговых платформ стало решение Amazon в 2014 году выкупить twitch.tv, специализированную стриминговую платформу для геймеров за $970 миллионов долларов США. [43] Это, в свою очередь, помимо смеси восхищения и недоумения со стороны окружающих, поставило перед общественностью вполне разумный вопрос: Что видит Amazon в стриминге и стриминговых платформах, чего не видим мы? Для того, чтобы понять многократный рост стриминговых платформ за последние несколько лет, необходимо уделить внимание не только феномену стриминга «самому по себе», но и понять, чем стриминговые платформы отличаются от «традиционных» социальных сетей и средств массовой информации (далее – СМИ).
Актуальность
Данная тематика начала приобретать актуальность с начала 2010х годов и становится более актуальной с каждым последующим годом. К примеру, на стриминговой платформе Twitch во втором квартале 2019 года было транслировано 2,72 миллиарда часов live-трансляций. На 2019 год, на twitch заходили, в среднем, 15 миллионов зрителей ежедневно, а на конец 2020 года, как сообщает портал Quartz[47], уже насчитывалось более 27 миллионов зрителей ежедневно.[48] Стриминговые платформы перешли из непопулярной формы развлечения, непригодной для извлечения какого-либо дохода до текущего состояния, позволяющего большому количеству стримеров не только обеспечивать себя и свое благополучие, но и подписывать спонсоров, вступать в организации и создавать собственные, а так же подписывать многомиллионные сделки.[42]
Стриминговые платформы начинают привлекать внимание публичных личностей. Актер Киану Ривз выступает на презентации Cyberpunk2077, транслируемой эксклюзивно для подобных платформ; Телеведущая Опра Уинфри и ее телекомпания подписывает подкаст «The real housewives of Twitch».
Положение упомянутых стриминговых платформ значительно улучшилось и в связи с пандемией и локдауном. Количество просмотренных часов на платформе twitch выросло на 67% в июле 2020 года, в сравнении с июлем предыдущего года.[42] Данная тематика актуальна еще и в связи с тем, что большинство исследований стриминговых платформ и стриминга проводятся с отличных от социологической точек зрения (в основном это big data и рекламные исследования, реже – экономические и психологические исследования), а социологических исследований данных платформ и данного феномена на русском языке практически не удалось обнаружить вообще.
Исследовательский вопрос: каковы перспективы развития направления социологических исследований аудитории потокового вещания в интернете, а также нацеленных на нее социально-технологических решений?
Объект исследования: стриминговая платформа как инновационный социально-коммуникативный феномен, а также аудитория потокового вещания в интернете как новая социальная группа.
Предмет исследования: социальные, культурные, коммуникативные и технологические аспекты развития потокового вещания, определяющие характерные черты его аудитории как потенциального эмпирического объекта социологических исследований и социальных технологий.
Цель исследования: описать особенности стриминговых платформ и их аудитории как перспективного поля проведения социологических исследований и реализации социально-технологических проектов.
Задачи исследования:
• Рассмотреть актуальные направления медиаисследований
• Операционализировать понятие стриминга, стриминговых платформ и их аудитории
• Раскрыть специфические особенности стриминга и стриминговых платформ в контексте мэйнстримных медиа
• Рассмотреть инструментарий стриминговых платформ в контексте социальных технологий
• Изучить аудиторию стриминговых платформ на примере стримингового канала
• Раскрыть перспективы и возможности использования стриминговых платформ в социальных теххнологиях
Обоснование логики исследования:
• Описание: как появился стриминг и стриминговые платформы; какие стриминговые платформы существуют; каковы особенности работы со стриминговыми платформами и аудиторией стриминговых платформ
• Объяснение: как воспринимают стримы и стримеров аудитория; как можно изучать аудиторию стриминговых платформ;
• Предвидение: каким образом стриминговые платформы интегрируются в социальные технологии; в чем уникальность аудитории стриминговых платформ;
Определение методов исследования: Для проведения данного исследования будут использованы следующие методы:
• Анализ литературы
• Анализ вторичных данных
• Онлайн-анкетирование
Совокупность конкретных частных задач:
• Анализ научной литературы: затрагивает тематику стриминга и стриминговых платформ; развития СМИ и СМК; понимание понятий стриминг, стриминговые платформы и аудитория стриминговых платформ
• Анализ вторичных данных: позволит понять, какие виды стриминговых платформ существуют и каким образом они функционируют
• Онлайн-анкетирование: поможет выделить аудиторию стриминговых платформ и ее специфические особенности
Выявление и идентификация теорий, релевантных предмету исследования: в ходе предварительной подготовки были выявлены следующие возможные теории для моего исследования:
• Теория коммуникаций
• Теория активной аудитории Уилбура Шрамма
• Новая теория медиа и география коммуникаций А. Янсона и М. Фолкхаймера
• Концепция «текучей современности» Зигмунта Баумана
• Топология медиакоммуникаций П. Адамса
• Теория «уклоняющейся» аудитории Реймонда Бауэра
• Теория транзакционной коммуникации Уолтера Дэвисона
• Теории медиавмешательства
Выбор базовой теории для исследования: В качестве базовых теорий для данного исследования были выбраны теория коммуникаций, новая теория медиа и география коммуникаций А. Янсона и М. Фолкхаймера, теория активной аудитории Уилбура Шрамма
Эмпирическая база исследования: В рамках данного исследования изучалась аудитория русскоязычного стримингового канала на специализированной стриминговой платформе twitch.tv. Было опрошено 317 респондентов путем рассылки онлайн-анкеты в личных сообщениях стримингового сервиса зрителям, находившимся на трансляции стримингового канала в случайно выбранные нами дни.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, 10 параграфов, заключения, списка литературы и 3 приложений
На основе теоретической и эмпирической частей исследования, посвященных изучению стриминговых платформ и аудитории стриминговых платформ как специфическому явлению СМИ и СМК, хочется подвести итоги вышеизложенной работы:
1. Выделяется 5 основных подходов к медиаисследованиям: текстоцентричный подход, характеризующийся пониманием медиапространства как совокупности медийных текстов; структурный подход, позволяющий выделить в медиапространстве институциональную сферу; территориальный подход, рассматривающий медиапространство как медийный рынок; технологический подход, интерпретирующий медиапространство как «виртуальную» реальность, существование которой обеспечивается коммуникативно-информационными технологиями (КИТ); экологический подход, смотрящий на медиапространство как на среду обитания, в которой человек осуществляет различные виды деятельности. Тем не менее, при наличии многочисленных попыток концептуализации медиапространства, следует отметить, что на сегодняшний день не сложилась ясная картина в социологии медиапространства. Сохраняется неразрешимость противоречия, выявленного между высоким спросом на исследования социальных медиа и отсутствием теоретических и эмпирических исследований, оснащенных фундаментальной базой.
2. Понятие стриминга строится на принципе «тактики аудитории», согласно которому пользователь выполняет и роль создателя контента, и роль потребителя. Потоковое вещание можно рассматривать и в качестве новой формы знаний, постепенно встраивающейся в уже сложившуюся медийную сферу. Цифровые диаспоры представляют собой электронное (цифровое) сообщество (популяции), коммуникация в которых обеспечивается посредством стриминг-платформ. Таким образом, стриминг можно рассматривать как социальную практику, которая в противовес массовой потребительской культуре представляет из себя «собственническую» стратегию.
3. Стриминг постоянно изменяется под запросы аудитории. Одним из наиболее ярких примеров стримингового вещания можно назвать сайт Twitch.tv, представляющий собой сервис видеостриминга компьютерных игр, одновременно выступая в качестве платформы для запуска собственной трансляции любым пользователем, с возможностью поддержки чата для живого общения. Интересна следующая особенность развития стримингового вещания: новостной стриминг «отпочковался» от игрового. Таким образом, изначально, названный сайт получил своё развитие благодаря игровому стримингу, а несколько позже, непосредственно в игровой деятельности появилось коммуникационное сопровождение, благодаря чему осуществлялось общение между игроками (стримерами) и аудиторией, что благозвучно характеру времени, для которого в качестве основной особенности следует выделить значимость среди пользователей развлекательной сферы.
4. Музыкальные стриминговые платформы существенно отличаются от видео стриминговых платформ. музыкальные стриминговые платформы являются замкнутыми «в себе». запуск трансляции в отличие от видео-стриминговых платформ, производится посредством лицензирования музыки данными платформами. музыкальные стриминговые платформы имеют дело «pre-recorded content», с заранее подготовленной трансляцией, не имеющей фундаментально важного признака «live» трансляций, присущих видео-стриминговым платформам, что, в свою очередь, полностью изменяет модель коммуникации между потребителями трансляций и стримерами.
5. Были выделены особенности и перспективы стриминговых платформ как поля для социологических исследований. Стриминг как поле для социологических исследований требует четкого понимания специфики аудитории и их поведенческих особенностей. Twitch, как пример стриминговой платформы, имеет встроенную возможность задавать зрителям закрытые вопросы и отдельную секцию сайта, посвященную исследованию предпочтений аудитории, в которой может принять участие каждый желающий. Практически полное отсутствие социологических исследований феномена стриминга, стриминговых платформ и аудитории данных платформ означает как недостаточность теоретической и методологической базы для проведения подобных исследований, так и актуальность и новизну данного исследовательского поля.
6. Выделены возможные для изучения аудитории стриминговых платформ: аудитория специализированных стриминговых платформ (аудиторию сайтов, предназначенных и существующих исключительно с целью стриминга); аудитория платформ, имеющих специально отведенные секции для стриминга, но не посвящающих данную платформу стримингу (платформы, начинавшиеся как самостоятельные сервисы, не имея никакого отношения к стримингу, но, по мере роста данного феномена заинтересовавшиеся в нем и создавшие специально отведенные разделы, посвященные стримингу); аудитория отдельных категорий стриминговых платформ (аудитории, потребляющие контент различных категорий на стриминговых платформах существенно отличаются между собой); аудитория отдельных каналов/стримеров (данный вид аудитории связан с отдельными стриминговыми каналами).
7. Аудитория стриминговых платформ существенно отличается в сравнении с аудиторией «мэйнстримных» социальных сетей и СМИ. Поло-возрастной состав аудитории, их образовательный статус, готовность к финансовым пожертвованиям и высокая вовлеченность в просмотр стримов – все это характеризует стриминг и стриминговые платформы как особый социальный феномен, требующий детального внимания и изучения.
8. Применение стриминговых платформ в контексте социальных технологий позволяет: расширить спектр традиционных форм «подачи» информационных данных; вариативно применять традиционно используемые соцопросы с различными целями; подвергнуть модернизации процессы коммуникативного взаимодействия и обмена информационным контентом; предоставить всем задействованным во взаимодействиях субъектам доступ к информационной базе данных игнорирую дистанцию; предложить современный инструментарий, позволяющий создать новые формы интерактивных электронных ресурсов, представленных в виде собственного телеканала. В контексте социальных технологий грамотное и всестороннее применение инструментов, предоставляемых стриминговыми платформами, позволит существенно повысить уровень исследований в рассматриваемой научной сфере. Кроме названного, следует отметить наличие хороших перспектив в применении моделей государственно-частного партнерства, позволяющих создать «информационные системы» в разных отраслях социальной инфраструктуры посредством новых информационных технологий, одной из которых являются стриминговые платформы.
Таким образом, изучение стриминга, стриминговых платформ и их аудитории требует интеграции знаний из различных научных областей. В рамках данной работы были задействованы теории и концепции из таких научных областей, как социология, культурная антропология, психология и реклама. У данного феномена, на наш взгляд, имеется множество направлений для дальнейшего изучения (от изучения различных отдельных отраслей и феноменов стриминга до крупных междисциплинарных исследований). К примеру, можно рассмотреть:
• Поведенческие особенности аудитории стриминговых платформ
• Модели и стратегии монетизации стриминговых каналов
• Стриминг как социальный и культурный феномен
• Стриминговые сообщества (цифровые диаспоры) как особый канал коммуникации и др.
Данное исследование концептуализирует феномен стриминга, стриминговых платформ и их аудитории, описывает специфику перечисленных категорий и их особое место в поле социологических исследований, но в связи с крайней новизной и неизученностью данной тематики, требует дальнейшего изучения.
1. Аудитория Twitter за год выросла только на 3 процента [Электронный ресурс] // 3dnews.ru. – Режим доступа: https://3dnews.ru/936811
2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 82–103.
3. Беднаж В. А., Огурцова А. М. О некоторых вопросах передачи потокового видео // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №11(1). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-protokoly-peredachi-potokovogo-video. (дата обращения 13.02.2021)
4. Бокарев Т. PR-мероприятия, их виды и способы проведения. Режим доступа http://book.promo.ru/article7_01.html (дата обращения 13.02.2021)
5. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017– 2021 годы [Электронный ресурс] // pwc.ru. – Режим доступа: https:// www.pwc.ru/ru/publications/outlook2017.html
6. Гарматин А. (2004). Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. № 2. С. 121-133.
7. Где и как слушать музыку онлайн: выбираем и рассказываем о стриминговых сервисах. [Электронный ресурс] // vk.com. – Режим доступа: https://vk.com/@egj_club-gde-i-kak-slushat-muzyku-onlain-vybiraem-i-rasskazyvaem-o-st (дата обращения: 22.04.2021)
8. Где и как слушать музыку онлайн: лучшие музыкальные стриминговые сервисы [Электронный ресурс] // kanobu.ru. – Режим доступа: https://kanobu.ru/articles/gde-i-kak-slushat-muzyiku-onlajn-luchshie-muzyikalnyie-strimingovyie-servisyi-370991/ (дата обращения: 22.04.2021)
9. Где слушают музыку в России и есть ли место Spotify: главное о российском рынке и его игроках [Электронный ресурс] // vc.ru. – Режим доступа: https://vc.ru/services/141928-gde-slushayut-muzyku-v-rossii-i-est-li-mesto-spotify-glavnoe-o-rossiyskom-rynke-i-ego-igrokah (дата обращения: 22.04.2021)
10. Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. – М.: Художественный журнал, 2007. – 200 с.
11. Давыдов С. Г., Ивашкина О. Г., Шариков А. В. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М.: ВГТРК, 2000. – С.12-23.
12. Дукин Р. А. К вопросу определения понятия «социальные медиа» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 37—39
13. Значение термина «потоковое видео» // Словарь терминов Интернет. URL: http://animatika.ru/info/gloss/streaming-video.html (дата обращения 06.04.2021).
14. Золотар С., «Путь к сердцу миллениалов: как привлечь покупателей поколения Y» // «Интернет-журнал New Retail», 18 января 2016 История компании. Режим доступа https://rutube.ru/info/about_company/smi (дата обращения 14.02.2021)
15. История компании. Режим доступа https://rutube.ru/info/about_company/smi (дата обращения 14.02.2021)
16. Как использовать Instagram для продвижения бизнеса: 13 практических советов [Электронный ресурс] // texterra.ru. – Режим доступа: https://texterra.ru/blog/kak-ispolzovat-instagram-dlya-prodvizheniya-biznesa-13- prakticheskikh-sovetov.html
17. Как получить доход от своих видео [Электронный ресурс] // google.ru. Режим доступа: https://support.google.com/youtube/answer/72857?hl=ru
18. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете: монография / Д. А. Каплунов. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 497 с.
19. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с
20. Ламбен Ж. Ж., Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2007. — с. 127
21. Латур Б. Сети, общества, сферы: размышления одного из создателей актрно-сетевой теории // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: сб. науч. тр. М. : ИНИОН РАН. 2013. С. 70—75.
22. Малов, Е.А.О концепции «Актор-сети» Бруно Латура URL: http://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2015/04/14_Malov.pdf (дата обращения: 23.04.2021
23. Морозова О. Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 5. С. 150—158
24. Нестеров В. Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернет // Мир Internet. 2000. № 3. С. 58—61
25. О компании. Режим доступа https://corp.mail.ru/ru/company/social/ (дата обращения 14.02.2021)
26. О компании. Режим доступа https://vk.com/about (дата обращения 14.02.2021)
27. Портал Mediasat [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mediasat.info/2021/01/28/striming-v-2021-godu-top-7-tendencij/
28. Почему мы – последнее поколение, которое ходит в магазины [Электронный ресурс] // vc.ru. – Режим доступа: https://vc.ru/33195-pochemu- my-poslednee-pokolenie-kotoroe-hodit-v-magaziny
29. Пять лучших интернет-сервисов для меломанов [Электронный ресурс] // klerk.ru. – Режим доступа: https://www.klerk.ru/boss/articles/421401/ (дата обращения: 22.04.2021)
30. Родин К. С. Опыт прогнозирования результатов выборов на основе анализа социальных сетей // Тезисы докладов на IV Всероссийской социологической конференции «Продолжая Грушина» (27—28 марта 2014 г., Москва). URL: http://wciom.ru/ fileadmin/file/nauka/grusha2014/s1/Rodin.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
31. Смалун М. Как исследования в социальных медиа помогают другим видам исследований / пер. с англ. А. В. Шашкина // Онлайн исследования в России 3.0.: сб. науч. ст. URL:http://adindex.ru/publication/tools/2013/01/30/96418.phtml;
32. 9 стриминговых сервисов, с которыми музыка всегда под рукой [Электронный ресурс] // lifehacker.ru. – Режим доступа: https://lifehacker.ru/7-streaming-services/ (дата обращения: 22.04.2021)
33. Тест скорости Netflix: как проверить возможность потоковой передачи 4K Ultra HD [Электронный ресурс] // howtotechnoglitz.com. – Режим доступа: https://howtotechnoglitz.com/russia/тест-скорости-netflix-как-проверить-возможн/ (дата обращения: 21.03.2021)
34. Трофанюк В. Стриминг // Broadcast. URL: http://www.broadcast.telekritika.ua (дата обращения 06.04.2021).
35. Усков А. В., Усков В. Л., Иванников А. Д. Стримминг технологии в электронном обучении // Образовательные технологии и общество. – 2008. – № 1 (11).
36. Филипс Д. PR в Интернете. М., 2004. С. 237.
37. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М.: Аспект Пресс, 2004. – 233с.
38. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях: монография / Д. Халилов.-Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 240 с.
39. Что важно знать о целевой аудитории? [Электронный ресурс] // powerbranding.ru. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/potrebitel/celevaya- auditoriya.
40. Шарабайко О. Г. Интерактивные электронные образовательные ресурсы: теоретический аспект // Весцi БДПУ. – 2015. – № 3, Сер. 1. – С. 22–26.
41. «Яндекс» – лидер по посещаемости на десктопе, ВК – у мобильных платформ. [Электронный ресурс] // Mediascope.net. Режим доступа https://roem.ru/18-04- 2018/269966/mediascope-18/ (дата обращения 12.02.2021)
42. After Launching Bidding War For Gamers, Ninja Returns To Twitch [Электронный ресурс] // forbes.com. – Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/mattperez/2020/09/10/after-launching-bidding-war-for-gamers-ninja-returns-to-twitch/?sh=4d60a4b15f31 (дата обращения: 22.04.2021)
43. Amazon Buys Twitch For $970 Million In Cash [Электронный ресурс] // businessinsider.com. – Режим доступа: https://www.businessinsider.com/amazon-buys-twitch-2014-8 (дата обращения: 19.01.2021)
44. Brinkerhof J.M. (2009). Digital Diasporas: identity and transnational engagement. Cambridge: Cambridge University Press. PP. 23-27
45. Burroughs, Benjamin Edward. «Streaming media: audience and industry shift in a networked society» PhD (Doctor of Philosophy) thesis, University of Iowa, 2015. Электронный ресурс - URL: https://doi.org/10.17077/etd.e9qi86xf (дата обращения: 13.04.2021)
46. Fiscal Year 2017 Annual Report. Режим доступа https://investor.twitterinc.com/financial-information/annual-reports/default.aspx (дата обращения 14.02.2021)
47. Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies / edited by Jasper Falkheimer and Andre Jansson. Göteborg: Nordicom, 2006. PP. 9–22
48. How Amazon’s Twitch Platform Makes Money [Электронный ресурс] // investopedia.com. – Режим доступа: https://www.investopedia.com/investing/how-does-twitch-amazons-video-game-streaming-platform-make-money/ (дата обращения: 27.04.2021)
49. Joel Stein Millennials: The Me Me Me Generation [Электронный ресурс] // интернет-версия журнала «Time» – Режим доступа : http://time.com/247/ millennials-the-me-me-me-generation/
50. Kaytoue, M., Silva, A., Cerf, L., Meira, W., Raïssi, C.: Watch me playing, i am a professional: a first study on video game live streaming. In: Proceedings of the 21st International Conference on World Wide Web - WWW 2012 Companion, pp. 1181–1188. ACM Press, New York (2012)
51. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age / edited by Nick Couldry and Anna McCarthy. New York: Routledge, 2004 - PP. 1–15.
52. Smith, T., Obrist, M., Wright, P.: Live-streaming changes the (video) game. In: Proceedings of the 11th European Conference on Interactive TV and Video - EuroITV 2013, pp. 131– 138. ACM Press, New York (2013)
53. Spotify рассказал о своих пользователях [Электронный ресурс] // habr.ru. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/375365/ (дата обращения: 22.04.2021)
54. The Ultimate List of Instagram Stats [2019]. Режим доступа https://blog.hubspot.com/marketing/instagram-stats (дата обращения 14.02.2021)
55. Twitch audience. Режим доступа http://twitchadvertising.tv/audience/ (дата обращения 14.02.2021)
56. Twitch is the undisputed champion of video game streaming [Электронный ресурс] // qz.com. – Режим доступа: https://qz.com/1966986/twitch-owned-by-amazon-is-the-dominant-force-in-live-streaming/#:~:text=A%20few%20months%20later%2C%20Amazon,is%20held%20in%20San%20Francisco (дата обращения: 19.01.2021)
57. YouTube для прессы. Режим доступа https://www.YouTube.com/intl/ru/yt/about/press/ (дата обращения 14.02.2021)
58. 40 Useful Twitch Stats for Influencer Marketing Managers [Электронный ресурс] // influencermarketinghub.com. – Режим доступа: https://influencermarketinghub.com/twitch-stats/#:~:text=Twitch%20in%202017.-,32.,per%20day%20watching%20live%20gaming (дата обращения: 29.04.2021)
59. Vosmeer, Mirjam & Ferri, Gabriele & Schouten, Ben & Rank, Stefan. (2016). Changing Roles in Gaming: Twitch and new gaming audiences. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/311154328_Changing_Roles_in_Gaming_Twitch_and_new_gaming_audiences (дата обращения: 6.02.2021)