Аннотация
Введение 4
Глава 1 Портретное интервью в деловом издании как инструмент формирования имиджа предпринимателя 8
1.1 Жанровые особенности портретного интервью 8
1.2 Создание имиджа предпринимателя посредством медиа 12
Глава 2 Роль деловых изданий в формировании имиджа предпринимателя 12
2.1 Типологический анализ деловых изданий 28
2.2 Технологии создания имиджа предпринимателей в деловых
изданиях 40
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 56
Бизнес и предпринимательство сейчас являются приоритетными направлениями развития страны. Указ президента РФ № 121 от 16.03.2022 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» была постановлена задача осуществить различные меры поддержки предпринимателям, свидетельствует о необходимости развития бизнеса и поддержки предпринимательства в стране [40].
В настоящее время российский рынок оставили многие зарубежные компании. Благодаря этому у национального бизнеса возник стимул искать замену иностранным партнерам (к примеру - новых поставщиков или покупателей). Появилась возможность занять пустые сегменты экономики. По результатам опроса «Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций», который провел институт бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова и эксперты Института экономики роста им. Столыпина, новые санкции затронули абсолютное большинство компаний: - 84% опрошенных (до начала спецоперации внешние ограничения как-то отражались лишь на 26%). У каждого десятого опрошенного бизнес зависит от импорта полностью, у 26% - больше, чем наполовину [36].
Сегодня предпринимательство является одной из важнейших составляющих экономического развития страны и в сложившейся кризисной ситуации у отечественных бизнесменов есть возможности для развития - условия располагают к заполнению освободившихся сегментов рынка новыми российскими компаниями.
В новых экономических реалиях создание и поддержание положительного имиджа предпринимателя является важным условием успешного развития бизнеса. Портретное интервью, как инструмент медийной коммуникации, может помочь предпринимателям продвигаться на рынке и создавать выгодный имидж среди потенциальных партнеров, инвесторов и клиентов. Таким образом, данная тема является актуальной и может быть востребована медийным и бизнес-сообществом.
Объектом выпускной квалификационной работы является портретное интервью как жанр медиатекста.
Предметом - портретное интервью, направленное на создание имиджа предпринимателя в деловом издании.
Цель бакалаврской работы - изучить особенности жанра портретного интервью, позволяющие формировать имидж предпринимателя в деловом издании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать теоретические представления о жанре портретного интервью;
2) выделить элементы, систематизировать теоретические
представления о процессе формирования имиджа посредством массмедиа;
3) провести типологический анализ средств массовой информации, участвующих в освещении предпринимательской деятельности;
4) исследовать и систематизировать инструменты создания имиджа предпринимателя в деловых медиа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды
A. А. Тертычного «Жанры периодической печати», М. М. Лукиной «Технология интервью», Н. В. Кодолы «Интервью: методика обучения, практические советы», а также работы теоретиков и практиков в области телевидения, среди которых Г. В. Кузнецов «Так работают журналисты ТВ»,
B. Л. Цвик «Телевизионная журналистика».
Для решения поставленных в бакалаврской работе задач применялись следующие методы: метод проработки документов, сравнительно
сопоставительный метод, комплексный анализ материалов - для изучения содержательных и формальных характеристик публикаций, структурно-семантический и жанровый анализы текста - для разработки и оценки содержательно-формальных характеристик авторских материалов....
В ходе исследования была проведена систематизация научных представлений о портретном интервью, его жанровых особенностях, которые позволяют раскрыть характер, внутренний мир героя, в интересной и доступной форме представить биографию интервьюируемого, а также оказать влияние на формирование его имиджа. Погружение во внутренний мир героев публикации и биографическая достоверность делают портретное интервью привлекательным для читателей. Особое внимание было уделено необходимости тщательной подготовки журналиста, включающей изучение биографии и предыдущих интервью интервьюируемого, а также проведение бесед с его близкими и коллегами.
В первой - теоретической - главе бакалаврской работы была проведена систематизация научных представлений о понятии «имидж». Имидж личности представляет собой комплексную характеристику, включающую различные аспекты и виды имиджа, опирающиеся на самооценку, мнения других людей и социальные стандарты. Классификация имиджеобразующих текстов основывается на различных критериях, что способствует систематизации и организации информации, направленной на формирование имиджа героя. Также было представлено понятие «имиджевый текст» и теоретические подходы к его определению.
Во второй главе были проанализированы типологические признаки деловых сетевых изданий «Коммерсантъ», «РБК» и Forbes. Анализ интервью данных СМИ позволил выявить наиболее часто создаваемые в журналистских материалах виды имиджа, такие как самоимидж, воспринимаемый имидж и деловой имидж. Оказалось, что именно они являются наиболее распространенными исследуемых изданиях. Однако требуемый имидж и средовой имидж оказались менее распространенными в процессе анализа.
Эти результаты подчеркивают важность самоощущения и восприятия себя в формировании имиджа предпринимателя, а также указывают на значимость деловых изданий в этом процессе. Выводы исследования предоставляют ценную информацию для работы журналистов-практиков. Кроме того, эти результаты исследования имеют важное значение и для предпринимателей. Формирование и поддержание положительного имиджа становится ключевым фактором успеха в современном деловом мире. Предприниматели, особенно те, кто занимается личным брендингом или строит свой бизнес вокруг своей личности, могут извлечь пользу из анализа результатов исследования. Анализ ключевых признаков деловых изданий также поможет предпринимателям выбирать правильные платформы для представления своей личности и бизнеса.
Таким образом, выводы исследования о портретном интервью и имидже предоставляют предпринимателям ценную информацию и рекомендации для развития своего бренда, а для средств массовой информации могут быть полезны для подготовки и проведения интервью с предпринимателями, направленными на формирование их имиджа
1. Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики. Ростов-на-Дону,
2002. 368 с. URL: https://ihtika.ru/book/akopov-ai-nekotorye-voprosy-
zhurnalistiki-rostov-na-donu-2002-368-s/text/208 (дата обращения: 22.04.2023).
2. Акопов А. И. Периодические издания : учебно-методическое
пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-Дону, 1999. 91 с. URL:
http://topuch.com/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-jurnalistov-2- e-i/index3.html#pages (дата обращения: 22.04.2023).
3. Беляева М. А., Самкова В. А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории : учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 2016. 184 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5934/1/uch00161.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
4. Бороздина Г. В. Психология делового общения : учеб. пособие для студентов экон. и техн. спец. вузов. М. : ИНФРА-М, 1998. 224 с. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2014/09/13/borozdina- gv-psikhologiya-delovogo-obshcheniya (дата обращения: 18.04.2023).
5. Касперович О. Н. Имидж современного предпринимателя в
белорусских СМИ: особенности формирования // Огарев-online. 2013. №1 (1). URL: https: //j ournal .mrsu.ru/arts/imidzh-sovremennogo-predprinimatelya-v-
belorusskikh-smi-osobennosti-formirovaniya (дата обращения: 22.04.2023).
6. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций.
СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. 279 с. URL:
https://www.studmed.ru/view/krivonosov-ad-pr-tekst-v-sisteme-publichnyh- kommunikaciy_d3d4e9d0057.html (дата обращения: 20.05.2023)
7. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник
для вузов. М. : Питер, 2011. 393 с. URL:
http://library.lgaki.info:404/2017/Ким%20М_Основы%20творческой.pdf (дата обращения: 22.04.2023).
8. Кодола Н. В. Интервью: методика обучения. Практические советы : учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2011. 174 с. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Кодола%20Н_Интервью.р4Г (дата обращения: 22.04.2023).
9. Кудрина А. В., Базанова А. Е. Имиджевый медиатекст и пиар-текст: сходства и отличия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9-2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevyy-mediatekst- i-piar-tekst-shodstva-i-otlichiya (дата обращения: 09.05.2023).
10. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная
журналистика. М. : Высшая школа, 2002. 299 с. URL:
http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата обращения: 22.04.2023).
11. Мажоров Д. М. Формирование имиджа в СМИ:
имиджеобразующие тексты // Вестник СПбГУ; Язык и литература. 2007. №2- II. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-v-smi-
imidzheobrazuyuschie-teksty-1 (дата обращения: 10.06.2023).
12. Мельник Г. С., Виноградова К. Е. Деловая журналистика : учебное
пособие. СПб. : Питер, 2010. 304 с. URL:
http://library.lgaki.info:404/76.01%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20% 20%20Журналистика/Мельник%20Г. %20Деловая%20журналистика.pdf стр. 21-22 (дата обращения: 12.03.2023).
13. Наумова С. А. Имиджелогия : учебное пособие. Томск, 2004. 116 с.
URL: http: //library.lgaki .info:404/2017/Наумова_Имиджелогия. pdf (дата
обращения: 20.04.2023).
14. Тобоева З. А. Подходы к определению и структуре имиджа // EScio. 2019. № 10 (37). С. 337-348. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-i-strukture-imidzha (дата обращения: 22.06.2023).
15. Чапаева М. В. Проектирование имиджа : учебное пособие.
Екатеринбург : РГППУ, 2013. 139 с. URL:
https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20923/1/978-5-8050-0494-1.pdf (дата обращения: 22.04.2023)....43