Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История христианской колонизации Лухского края (Ивановская область) в деятельности преподобных Макария Желтоводского, Унженского и Тихона Луховского, Костромского и её отражение в местном комплексе фольклорных легенд и преданий

Работа №139677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
Глава 1 Преподобный Макарий Желтоводский как первый христианский миссионер в Лухском крае 11
1.1 Миссионерская деятельность Макария в окрестностях р. Лух 11
1.2 Исторический фон момента исхода преп. Макария
из Лухского края 15
Глава 2 Православная миссия преподобного Тихона Луховского, Костромского в Лухском крае 21
2.1 История жития преподобного Тихона Луховского, Костромского
до основания им монастырской обители в Лухском крае 21
2.2 Основание и жизнь Свято-Николо-Тихонов монастыря в
годы жизни преподобного Тихона Луховского 25
Глава 3 Отражение миссионерской деятельности преподобных
Макария Желтоводского, Унженского и Тихона Луховского,
Костромского в комплексе народных легенд и преданий о святых в Лухском крае 30
3.1 Итоги экспедиции 2022 г. НУЛ фольклористики НИУ ВШЭ в части собирания фольклорных текстов о данных святых
в Лухском крае 30
3.2 Семиотический анализ и историзм народных легенд и преданий Лухского края о святых преподобных Макарии
Желтоводском, Унженском и Тихоне Луховском, Костромском 31
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Фотографии автора ВКР Вахровского Д.В., сделанные в рамках фольклорной экспедиции НУЛ фольклористики ВШЭ в 2022 г 49

В.О. Ключевский выражал свою позицию о роли колонизации в истории нашей страны следующим образом «история России есть история страны, которая колонизируется» [17, с. 26]. Территория Российского государства прирастала за счет заселения и хозяйственного освоения окраинных и приграничных земель, зачастую малозаселенных либо заселенных автохтонными племенами. Важным становилось не просто колонизировать эти земли, но и подчинить их государственности и складывающимся во временные рамки присоединения новых земель социальным аспектам жизни общества.
Важную роль в этом процессе сыграли христианские подвижники. Проповедуя и подавая пример благочестивой жизни колонизируемым племенным образованиям, они приводили эти народности к переходу в общегосударственную Православную веру, зачастую, попутно, укрепляя и саму государственность закладкой монастырей в присоединяемых, ранее малозаселенных местах, фактически проводя процесс христианской (или, в более узком смысле слова, монастырской) колонизации. Миссионерская деятельность подвижников была неразрывно связана с процессом христианской колонизации, а зачастую играла и решающую роль, поэтому эти два процесса мы будем рассматривать как неразрывное целое.
Актуальность темы работы, таким образом, определяется комплексным рассмотрением православной миссии как неотъемлемой части истории христианской колонизации Лухского края в деятельности преподобных Макария Желтоводского, Унженского и Тихона Луховского, Костромского с её отражением в местном комплексе народных легенд и преданий. На сегодняшний момент поселение Лух и его окрестности - одна из самых древнезаселенных территорий в Ивановской области, сохранившая большой пласт фольклорного материала, связанного с вышеуказанными святыми, который также впервые представляется к анализу с позиции историзма, подчеркивая обозначенную выше актуальность исследования.
Историографический обзор уместно представить по проблемному признаку, выделив следующие три направления. Первое направление - это исследования, посвященные преподобному Макарию Желтоводскому, Унженскому. Прежде всего, это работы костромского историка Н.А. Зонтикова «Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский. К 555-летию со дня преставления. 1444-1999 гг.» и «Макариево-Решемский монастырь: вехи истории», работа нижегородских краеведов А.М. Абрамова и В. А. Кочетовой «Новое о жизни и смерти преподобного Макария. Основание Нижнего Новгорода», а также диссертация на соискание звания кандидата искусствоведения «Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства» Л.П. Тарасенко, в которой предпринята попытка реконструкции биографии преподобного Макария Желтоводского, Унженского по историческим источникам. Среди исследований жития же святого можно выделить статью Д.Р. Ерофеева «Редакции жития Макария Желтоводского и Унженского».
Второе направление - это исследования деятельности преподобного Тихона Луховского, Костромского и истории основанного им Свято-Николо- Тихонов монастыря. Главной и наиболее всеобъемлющей работой здесь можно назвать исторический очерк П.А. Илинского «Луховская-Тихонова пустынь», опубликованный еще в 1898 г., уникальность которой, как отмечает лухский краевед А.Ю. Кабанов, заключается в том, «что для её написания использовались подлинные монастырские бумаги, основная часть которых погибла в период закрытия обители, а также документы Костромского архива, утраченные во время пожара 70-х годов XX века» [14, с. 9-10]. Также нельзя не выделить наличие и современных исследований, в частности книгу самого А.Ю. Кабанова «Лухский край: Земля заповедная», а также выпущенной к 500-летию Свято-Николо-Тихонов монастыря коллективом авторов работы «Тихонова пустынь и Лухский край».....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы проведено комплексное исследование истории христианской колонизации Лухского края с определением ролей в этом процессе преподобных Макария Желтоводского, Унженского и Тихона Луховского, Костромского и отражением их деятельности в местном комплексе фольклорных легенд и преданий.
Все поставленные в данной работе задачи решены, а именно:
• Проанализирована миссионерская деятельность преподобного Макария Желтоводского, Унженского в окрестностях р. Лух.
• Дано описание исторического фона, сложившегося в данных местах к моменту исхода преподобного Макария Желтоводского, Унженского из них.
• Проведено изучение истории жития преподобного Тихона Луховского, Костромского до момента основания им монастырской обители в Лухском крае.
• Прослежена история становления Свято-Николо-Тихонова монастыря в годы жизни преподобного Тихона Луховского, Костромского.
• Охарактеризованы и представлены итоги экспедиции Научно-учебной лаборатории теоретической и полевой фольклористики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НУЛ фольклористики НИУ ВШЭ) 2022 г. в Лухский район в части собирания фольклорного материала об исследуемых преподобных святых.
• Проведен семиотический анализ собранного фольклорного материала и рассмотрена проблематика историзма в нем.
Итогом комплексного подхода к изучению христианской колонизации Лухского края можно считать получение общей картины этого процесса. Первым христианским, православным миссионером в этой местности становится преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Проведенный анализ источников, задействованные с помощью историко-сравнительного метода данные археологических и этнолингвистических исследований позволили ретроспективным методом восстановить и описать непростой исторический и этнический фон Лухского края, в который попал данный подвижник.
Стало очевидно, что христианство здесь привилось не сразу, хотя и ни в одном источнике нет сведений о насильственном насаждении или насильственных конфронтациях. Твердый приход и закрепление православной веры в Лухском крае достоверно можно ассоциировать с личностью преподобного Тихона Луховского, Костромского.
Православная миссия данного святого основывалась не на горячих проповедях или насильственном крещении. Наоборот, аскетичный подвижник искал пустыннического образа жизни и своим примером подавал и распространял образ «святого подвига», обеспечивая привитие новых в данных местах нравственных ценностей.
Однако с приходом преподобного Тихона Луховского, Костромского вопрос православной миссии в данных краях стал и вопросом, фактически, государственной важности. Покровителем как самого преподобного, так и организованной им обители являлся князь Федор Иванович Бельский, вместе бежавший с будущим святым из Литвы и образовавший под своей властью Лухское удельное княжество и в этом же году выделивший землю и оказавший помощь на открытие монастыря, как нового духовного центра полученного им удела.
Будучи центром духовной жизни, книжной культуры, хозяйства монашеская обитель способствует распространению христианского образа жизни и культуры. Увеличивался поток переселенцев, что стимулировало развитие административной, хозяйственной системы, а, главное, происходило повышение общего культурного уровня за счет, прежде всего, включения местного населения в канву общерусской религиозности....


1. Абрамов, А. М. Новое о жизни и смерти преподобного Макария.
Основание Нижнего Новгорода. / А. М. Абрамов, В. А. Кочетова. - 2-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Типография Нижегородского
госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. - 180 с.
2. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно­
технической документации, подтверждающей наличие или отсутствие в границах на земельном участке по объекту «Строительство газопровода, отвод на Петрово Лухский район Ивановская область» выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия // Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия. - URL:
https://nasledie.ivanovoobl.ru/upload/medialibrary/1f9/%D0%90%D0%BA%D1% 82%20%D1%8D%D0%BA%D 1 %81 %D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0 %B8%D0%B7%D1%8B.pdf (дата обращения: 28.04.2023).
3. Березович, Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Пространство и человек. / Е. Л. Березович; под ред. А. К. Матвеева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2021. - 328 с.
4. Вахровский, Д. В. Семиотический анализ и историзм народной
легенды о пребывании Макария Желтоводского и Унженского в Лухском крае (территория современной Ивановской области) // Традиционные общества: неизвестное прошлое: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 мая 2022 г., г. Челябинск / редколлегия: П.Б. Уваров (гл. ред.), А.Е. Бушуева, Н.И. Тахиров, Д.В. Чарыков. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. - URL: http://theist.ucoz.ru/_ld/0/23 2022.pdf (дата обращения:
26.05.2022).
5. Дорофеева К. В. Житие преподобного Авраамия Галичского //
Вестник церковной истории. - 2011. - № 1/2 (21/22). - URL: https://azbyka.ru/otechnik/assets/uploads/vestnik-cerkovnoj-istorii/2011_1-2.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
6. Ерофеев, Д. Р Редакции жития Макария Желтоводского и Унженского / Д.Р. Ерофеев // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. - СПб: Наука, 2001. - Вып. 4. - С. 59-68.
7. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Тихона, Лухского чудотворца // Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина - URL: https://www.prlib.ru/item/465519 (дата обращения: 28.04.2023).
8. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Электронные
публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. - URL: http: //lib. pushkinskij dom.ru/Default .aspx?tabid=10577 (дата о бращения:
25.05.2022).
9. Житие преподобного Макария Унженского // Игумен-Варфоломей Коломацкий. - URL: https://vk.eom/@makariy_monastery-jitie-prp-makariya (дата обращения: 28.04.2023).
10. Жмурко, О. И. Гидронимы неславянского происхождения на карте Ивановской области / О. И. Жмурко // Громовские чтения. - Кострома: КГУ, 2016. - Вып. 3: Живое народное слово и костромской край: сб. материалов и исслед. междунар. науч. конф. Кострома, 7-9 нояб. 2016 г. - С. 373-380.
11. Зонтиков, Н. А. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории. / Н. А. Зонтиков. - Кинешма: Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2019. - 880 с.
12. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете / Казанский федеральный университет, Отделение Российского исторического общества в Казани, Институт археологии Академии наук Республики Татарстан; главный редактор: Напольских В. В. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, - Т 40, № 1-2. - 2020. - 414 с.
13. Илинский, П. А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии: Исторический очерк / [Сост. П. Илимским]. - Кострома: типо­литография С.П. Федотова, 1898. - URL: http://bibl-kostroma.ru/wp- content/uploads/2017/12/Lukhovskaya-Tikhonova-pustyn.pdf (дата обращения: 28.04.2023).
14. Кабанов, А. Ю. Лухский край, Земля заповедная / А. Ю. Кабанов.
• Иваново: Изд-во «Иваново», 2003. - 363 с.
15. Каминская, Е. А. Культурные смыслы традиционного фольклора
как носителя пранаучного знания // Вестник славянских культур. 2015. №2 (36). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-smysly-traditsionnogo-
folklora-kak-nositelya-pranauchnogo-znaniya (дата обращения: 01.05.2023)...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ