Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики 6
1.1. Понятие «личностные результаты» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастные особенности формирования личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики 12
Глава 2. Методические аспекты формирования базовых личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики 18
2.1. Роль математики в формировании личностных качеств у детей младшего школьного возраста 18
2.2. Примеры заданий, направленных на формирование личностных результатов на уроках математики в начальной школе 25
Заключение 39
Список использованной литературы 41
В современных условиях общество приходит к пониманию того, что продуктивнее будет получать знания самостоятельно, в результате познавательной деятельности. Поэтому наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам обучения. Сейчас на них наиболее часто обращают внимание, так как деятельность педагога изменяет свою направленность. Переход от традиционного понятия педагога, как учителя, который только «дает» ученику информацию к педагогу, как наставнику, который помогает получить знания своим обучающимся, на мой взгляд, достаточно продуктивен. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Базовым положением нового федерального государственного образовательного стандарта является тезис о том, что формирование личности в образовании обеспечивается развитием универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью современного общества в планировании и достижении личностных результатов в целях развития целеустремлённой, способной к самообразованию и самовоспитанию личности, в отборе условий, направленных на достижение данных результатов .
Проблемой развития развития метапредметных умений в начальной школе занимались такие известные педагоги и психологи, как: И.Н. Добротина , Е.Н. Ломакина , Е.А. Шевцова и других педагогов, занимающихся разработкой методики формирования метапредметных умений у младших школьников. Все вышеизложенное позволило определить параметры исследования.
Объект исследования: процесс формирования метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования: тема условия реализации модели формирования метапредметных умений младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: изучить процесс формирования личностных результатов обучения младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «личностные результаты» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования личностных результатов младших школьников;
3. Выявить роль математики в формировании личностных результатов у детей младшего школьного возраста;
4. Привести примеры заданий, направленных на формирование личностных результатов на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: Проведение анализа официальных документов, учебно – методических, научных источников по проблеме исследования учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках математики, систематизация методов исследования, создаст теоретическую основу для последующей разработки эксперимента по данной теме.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение официальных документов, учебно-методических, научных, электронных источников удаленного доступа по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования: практическая значимость состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного учебного исследования, что способствовало формированию общих компетенций (ОК), направленных на осознание сущности и социальной значимости профессии (ОК 1), осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), овладение ИКТ в профессиональной деятельности (ОК 5)
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария.
Во введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования развития базовых логических действий младших школьников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы формирования базовых логических действий младших школьников.
Во второй главе описаны методические аспекты формирования базовых логических действий младших школьников на уроках математики.
В заключении даны основные выводы на основе теоретического и практического анализа материала.
Список использованных источников содержит сколько наименование официальных источников; монографий, учебников, электронных журналов, учебных пособий, печатных журналов, электронных источников локального доступа.
В первой главе были рассмотрены требования к личностным результатам обучающихся, на основе анализа психолого-педагогической, методической и другой литературы, конкретизированы сущность личностных результатов обучающихся, их структура и содержание. Проанализированы разные точки зрения, относительно возрастным особенностям формировании личностных результатов обучающихся.
Формирование личностных результатов, обучающихся носит особый характер. Важно подчеркнуть, что в сложившихся условиях и с учетом нового потенциала ФГОС надо забыть про традиционную систему школьного обучения. В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. В связи с этим, происходит разработка новых эффективных методов и форм организации обучения, которые бы стимулировали учеников к самостоятельному приобретению знаний.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики при формировании личностных УУД:
• позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
• быть контактным в различных социальных группах;
• уметь отстаивать собственное мнение;
• быть терпеливым к мнению других;
• работать в коллективе;
• предотвращать конфликтные ситуации;
• быть социально успешной личностью.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. основы. М.: Просвещение, 2022. С. 192.
3. Байслонова Р.Н., Формирование личностных результатов средствами современных учебно-методических комплексов математики // «ФГОС планирование по математике». 2019. – 210 с.
4. Белякова Е.Г Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета. – 2019. – № 5. – С. 8-15.
5. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии – М.: Педагогический поиск, 2023. – 256 с.
6. Беспалько В.П. Интенсификация процесса обучения. – М.:Знание, 2017. – 178 с.
7. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. – 175 с.
8. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. – Автореферат, 2022. – 200 с.
9. Глебова М. В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся // Молодой ученый. 2021. – №11. – С.158-160.
10. Глебова М.В. Психологический аспект профессиональной деятельности учителя в контексте задач интеллектуального воспитания школьников // Управление профессиональным развитием педагога: материалы Международной научно-практической конференции. – Изд-во КРИПК и ПРО, 2020. – С. 282-288.
11. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. 2020. – 329 с.
12. Добротина И.Н. Дидактический материал учебника и развитие универсальных учебных действий школьников / И.Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2023. – № 4. – С. 3-7.
13. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Изд.: «АСТ» 2022. – 230 с.
14. Иванова Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий // Дидактика как основа создания новой образовательной практики. 2020. – 214 с.
15. Илюшин Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: автореферат – СПб. 2015. – 290 с.
16. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / М.: Просвещение, 2018. – 124 с.
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2021. – 166 с.
18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Педагогика, 2020. –106 с.
19. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН – 2021. – №3. – С.3-6.
20. Ломакина Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. – 2023. – № 5. – С. 59-63.
21. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2015. – 424 с.
22. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Рабочая программа по математике УМК «Школа России» / Москва. «Просвещение», 2021 – С.23.
23. Полякова Т.Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // Человек и образование. – 2019. – №4 (49). – С.74-75.
24. Реутова Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя. 2021. – 390 с.
25. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов / С.И. Ожегов. – Москва : Мир и образование, 2020. – 736 с.
26. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений при обучении математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. – 2022. – № 2. – С. 35-38.
27. Тумашева О.В., Молдыбаева А.И., Ширшикова М.Е. Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2023. – №3 (37). – С. 27-30.
28. Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Шевцова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2023. – № 2. – С. 28-32.
29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2019. – С. 160.
30. Юдичева О.Д. Роль учителя математики при формировании личностных результатов обучающихся // Молодежь и наука XXI века. 2017. – С.268.
31. Говорухина Т.В., Система формирования личностных результатов учащихся на ступени основного общего образования // Библиотека материалов Инфоурок 2024. URL: https://infourok.ru/
32. Годжаева С.И. Современные дидактические условия: понятие и содержание // Социальная сеть работников образования, 2023. URL: https://nsportal.ru/
33. Дьяконенко Н.А., Соляр А.А., Ковалева Н.Н. Эффективные способы оценивания образовательных результатов учащихся в условиях подготовки к ГИА и ЕГЭ // URL: https://videouroki.net/
34. Бисенгулова А.Р., К вопросу о формировании личностных результатов в обучении обществознанию // Студенческий: электронный научный журнал. – 2018. – №2(22). URL: https://sibac.info/
35. Соловьева Л.Г. Формы и технологии достижения планируемых личностных результатов школьников // Вопросы интернет образования URL: http://vio.uchim.info/