Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Выборка: 20 обучающихся 2 А класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблема развития словесного творчества младших школьников 5
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 10
1.3. Сказка как средство развития словесного творчества младших школьников 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Методы диагностики словесного творчества младших школьников 21
2.2. Методы обработки данных исследования словесного творчества младших школьников 23
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования словесного творчества младших школьников 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Актуальность исследования. Словесное творчество ребенка в младшем школьном возрасте является показателем развития его коммуникативных умений, возможности выражать свои мысли с учетом содержания и целей повествования. Словесное творчество оказывает влияние на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию младшего школьника в микросоциуме класса, на развитие общей культуры и качество общения. Словесное творчество детей исторически исследовали Д. Родари, К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева. Данная тема широко разрабатывается и в последние годы. Развитию словесного творчества младших школьников посредством фольклора посвящены работы Т. Г. Зинченко, Е. Н. Насоновой, Р. М. Хасановой, Д. О. Чукариной и др. В данных работах было исследовано развитие словесного творчества в рамках коллективных видов деятельности, при развитии монологической речи, связной речи.
В ходе изучения литературы было обнаружено противоречие между необходимостью развития словесного творчества младших школьников и неопределенностью потенциала сказок в данном процессе.
Проблема исследования заключается в определении влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние сказки на словесное творчество младших школьников».
Объект исследования: словесное творчество младших школьников.
Предмет исследования: сказка как средство развития словесного творчества младших школьников.
Целью данной работы является определение влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Гипотеза: состоит в том, что при использовании сказки возможно повышение уровня развития словесного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и теоретического анализа литературы рассмотреть проблему развития словесного творчества младших школьников.
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать сказку как средство развития словесного творчества младших школьников.
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик изучения словесного творчества младших школьников.
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования словесного творчества младших школьников.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование словесного творчества младших школьников, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент, ранжирование;
— методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, сравнительный анализ, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel 2016 и IBM SPSS Statistics 23.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.
Словесное творчество — это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства. Словесное творчество может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц.
Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Проявление творчества в младшем школьном возрасте является необходимым условием социализации и становления образа «Я», позволяющим ребенку не только понять, какие способности у него есть, к чему он проявляет интерес, но и научиться делиться собственными мыслями, идеями, позициями с одноклассниками и учителями. Словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь. В словесном творчестве младших школьников ярко проявляется система ценностных ориентаций ребенка, культура речи, и степень сознательного отношения к языку.
В последние годы появились оригинальные методики развития детского словесного творчества в школе, элементы литературного творчества входят как компонент в школьные программы по чтению, риторике, русскому языку. Однако, многие исследователи считают, что в начальной школе важнейшим средством развития словесного творчества учащихся является сказка. Сказка является средством развития словесного творчества младших школьников, так как способствует: усвоению детьми способов переконструирования элементов личного и литературного опыта в новые сочинения (с самостоятельно созданными образами, ситуациями, сюжетом и композицией).
Исследование словесного творчества младших школьников проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 86 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 А класса, в количестве 20 человек.
Поскольку было определено, что словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь, исследование словесного творчества младших школьников проводилось при помощи следующих методик: Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко); методика «Буриме» (Л. В. Басова, О. С. Чиркова).
По результатам первичной диагностики было определено, что: способности к сочинению сказки развиты на высоком уровне у 10% младших школьников (2 человека), у оставшихся детей — 90% (18 человек) — средний уровень и низкого уровня зафиксировано не было; способности к рифмованию и сочинению стихотворений у 90% (18 человек) развиты на среднем уровне, у 10% (2 человека) — на низком уровне, высоких уровней зафиксировано не было.
Затем с детьми была проведена работа по развитию словесного творчества с использованием сказок. По итогам проведенной работы было организовано контрольное исследование способностей младших школьников к словесному творчеству и получены следующие результаты: способности к сочинению сказок развиты на высоком уровне у 75% детей (15 человек), на среднем уровне — у 25% детей (5 человек), низкого уровня не зафиксировано; способности к сочинению стихотворений развиты на высоком уровне у 15% младших школьников (3 человека), на среднем уровне — у 85% детей (17 человек), низкого уровня не зафиксировано.
Для того, чтобы рассмотреть динамику развития словесного творчества у младших школьников, данные входной и итоговой диагностики были проанализированы с помощью статистического критерия Т-Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Из расчета знакового рангового критерия Т-Вилкоксона, мы получили статистически значимые результаты по переменным: «наличие замысла» (сдвиг 3,464 при р=0,001), «оригинальность содержания» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «разнообразие персонажей и их действий» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «детализированность сказки» (сдвиг 3,606 при р=0,000), «сочинение сказки» (сдвиг 3,947 при р=0,000), «сочинение стихотворений, рифмование слов» (сдвиг 4,006 при р=0,000), «устойчивость замысла» (сдвиг 3,838 при р=0,005), «структурная организованность сказки» (сдвиг 2,449 при р=0,014).
Таким образом, можно сделать вывод о верности нашей гипотезы: при использовании сказки произошло повышение уровня развития словесного творчества младших школьников, а именно, увеличился уровень развития способностей к сочинению сказочных историй и стихотворений.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / — М. : Эксмо, 2016. — 300 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lsb9ajpnyv561336499 (дата обращения: 15.02.2024).
Литература:
3. Андреева, И. В. Педагогика и психология [Текст] / И. В. Андреева. ⸻ СПб. : Нева, 2003. ⸻ 256 с.
4. Бизикова, О. А. Обучение детей способам словесного творчества [Текст] / О. А. Бизикова // Педагогические системы развития творчества : Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21–23 декабря 2009 года. Том Часть I. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2009. — С. 103–109.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 337 с.
6. Бондаренко, Ю. Я. Словесное творчество детей [Текст] / Ю. Я. Бондаренко // Вестник «Орлеу». — 2014. — № 3 (5). — С. 118–125.
7. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.
8. Гонина, О. О. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / О. О. Гонина. — М. : Юрайт, 2014. — 583 с.
9. Грехова, И. П. Деятельность словесного творчества как контекст нравственного развития школьников [Текст] / И. П. Грехова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 47. — С. 13–19.
10. Дадашева, А. Т. Пространственные, временные и логические связи в детском словесном творчестве [Текст] / А. Т. Дадашева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 2 (293). — С. 19–22.
11. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. — М. : Просвещение, 2003. — 148 с.
12. Едунова, Е. Н. Детское словесное творчество: как сочинить сказку [Текст] / Е. Н. Едунова // Вестник научных конференций. — 2019. — № 7–1 (47). — С. 17–18.
13. Емельянова, И. А. Повышение мотивации учащихся к охране окружающей среды через словесное творчество [Текст] / И. А. Емельянова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. — Белгород : ООО ГиК, 2021. — С. 163–166.
14. Зеленкова, Т. В. Гендерная специфичность лексики в устном импровизационно-словесном творчестве детей [Текст] / Т. В. Зеленкова // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты / Отв. ред. А. В. Пузырёв. — Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический институт, 2016. — С. 82–85.
15. Зинченко, Т. Г. Развитие речевого творчества младших школьников [Текст] / Т. Г. Зинченко // Вестник научных конференций. — 2017. — № 6–2 (22). — С. 49–52.
16. Киршин, И. А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / И. А. Киршин. — Калининград, 2009. — 17 с.
17. Месеняшина, Л. А. Отражение ценностной системы автора в детском словесном творчестве [Текст] / Л. А. Месеняшина // Челябинский гуманитарий. — 2020. — № 4 (53). — С. 105–114.
18. Мешкова, И. В. Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований [Текст] / И. В. Мешкова. Нижний Тагил : НТГСПА, 2014. 156 с.
19. Насонова, Е. Н. Развитие речевой культуры и литературного творчества младших школьников посредством малых форм фольклора [Текст] / Е. Н. Насонова, С. Н. Ерышова // Вестник научных конференций. — 2021. — № 11–2 (75). — С. 89–91.
20. Никитченкова, А. Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире [Текст] / А. Ю. Никитченкова // Начальная школа. — 2016. — № 2. — С. 20–24.
21. Панкратова, О. А. Характеристика особенностей познавательных процессов в младшем школьном возрасте [Текст] / О. А. Панкратова // Инновации в современной науке. — 2015. — № 1. — С. 138–141.
22. Почанина, А. А. Развитие словесного творчества младших школьников [Текст] / А. А. Почанина, З. К. Ишкильдина // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы / Отв. редактор Л. Б. Абдуллина. — Стерлитамак : Уфимский университет науки и технологий, 2022. — С. 117–116.
23. Рапаева, Ю. В. Обучение словесному творчеству учащихся при помощи перифраз [Текст] / Ю. В. Рапаева // Инновационная наука. — 2015. — № 8–1 (8). — С. 137–138.
24. Родари, Д. Грамматика фантазии [Текст] / Д. Родари. — М. : Самокат, 2022. — 240 с.
25. Скрипкина, Е. Ю. Влияние народной сказки на развитие речи младшего школьника [Текст] / Е. Ю. Скрипкина // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. — Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 152–155.
26. Терентьева, Д. А. Способы организации литературного творчества младших школьников [Текст] / Д. А. Терентьева // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования / ред. А. В. Калинченко. — М. : Зебра, 2019. — С. 185–188.
27. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. — М. : Просвещение. — 144 с.
28. Ушакова, Т. Н. О психологии словесного творчества [Текст] / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 90–100.
29. Хасанова, Р. М. Развитие речи младших школьников при работе над сказками [Текст] / Р. М. Хасанова // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2021. — С. 154–158.
30. Хозиев, В. Б. Пролегомены к психологическому исследованию словесного творчества [Текст] / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. — 2016. — № 1. — С. 55–63.
31. Чукарина, Д. О. Развитие речи младших школьников посредством изучения устного народного творчества [Текст] / Д. О. Чукарина, Н. В. Арзамасцева // Вопросы педагогики. — 2021. — № 11–1. — С. 440–442.
32. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М. : Детская литература, 1968. — 814 с.
33. Шейнова, Т. Г. Развитие речевого творчества детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. Г. Шейнова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–2. — С. 245–247.
34. Шило, Т. Б. Особенности развития вербальной креативности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Б. Шило // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 7. — С. 60–62.
35. Шумская, А. А. Словотворчество как средство развития связной письменной речи младших школьников [Текст] / А. А. Шумская // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. — Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. — С. 114–116.
Источники из интернета:
36. Мацнева, В. Д. Развитие творческих способностей младших школьников при формировании навыков связной письменной речи [Электронный ресурс] / В. Д. Мацнева. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033559?ysclid=lu3mh57xmp993916870 (дата обращения: 23.03.2024).
37. Методика «Диагностика литературного творчества младших школьников» (Л. В. Басова, О. С. Чиркова) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-diagnostika-literaturnogo-tvorchestva-mladshih-shkolnikov-7055447.html?ysclid=lu3toxa9xi979028024 (дата обращения: 15.01.2024).
38. Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://valentinakv.ucoz.net/diagnostika/metod6.docx (дата обращения: 12.01.2024).