Влияние сказки на словесное творчество младших школьников (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Выборка: 20 обучающихся 2 А класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблема развития словесного творчества младших школьников 5
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 10
1.3. Сказка как средство развития словесного творчества младших школьников 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Методы диагностики словесного творчества младших школьников 21
2.2. Методы обработки данных исследования словесного творчества младших школьников 23
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования словесного творчества младших школьников 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Выборка: 20 обучающихся 2 А класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблема развития словесного творчества младших школьников 5
1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 10
1.3. Сказка как средство развития словесного творчества младших школьников 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Методы диагностики словесного творчества младших школьников 21
2.2. Методы обработки данных исследования словесного творчества младших школьников 23
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования словесного творчества младших школьников 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Актуальность исследования. Словесное творчество ребенка в младшем школьном возрасте является показателем развития его коммуникативных умений, возможности выражать свои мысли с учетом содержания и целей повествования. Словесное творчество оказывает влияние на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию младшего школьника в микросоциуме класса, на развитие общей культуры и качество общения. Словесное творчество детей исторически исследовали Д. Родари, К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева. Данная тема широко разрабатывается и в последние годы. Развитию словесного творчества младших школьников посредством фольклора посвящены работы Т. Г. Зинченко, Е. Н. Насоновой, Р. М. Хасановой, Д. О. Чукариной и др. В данных работах было исследовано развитие словесного творчества в рамках коллективных видов деятельности, при развитии монологической речи, связной речи.
В ходе изучения литературы было обнаружено противоречие между необходимостью развития словесного творчества младших школьников и неопределенностью потенциала сказок в данном процессе.
Проблема исследования заключается в определении влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние сказки на словесное творчество младших школьников».
Объект исследования: словесное творчество младших школьников.
Предмет исследования: сказка как средство развития словесного творчества младших школьников.
Целью данной работы является определение влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Гипотеза: состоит в том, что при использовании сказки возможно повышение уровня развития словесного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и теоретического анализа литературы рассмотреть проблему развития словесного творчества младших школьников.
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать сказку как средство развития словесного творчества младших школьников.
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик изучения словесного творчества младших школьников.
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования словесного творчества младших школьников.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование словесного творчества младших школьников, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент, ранжирование;
— методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, сравнительный анализ, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel 2016 и IBM SPSS Statistics 23.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.
В ходе изучения литературы было обнаружено противоречие между необходимостью развития словесного творчества младших школьников и неопределенностью потенциала сказок в данном процессе.
Проблема исследования заключается в определении влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы курсовой работы: «Влияние сказки на словесное творчество младших школьников».
Объект исследования: словесное творчество младших школьников.
Предмет исследования: сказка как средство развития словесного творчества младших школьников.
Целью данной работы является определение влияния сказки на словесное творчество младших школьников.
Гипотеза: состоит в том, что при использовании сказки возможно повышение уровня развития словесного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и теоретического анализа литературы рассмотреть проблему развития словесного творчества младших школьников.
2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать сказку как средство развития словесного творчества младших школьников.
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик изучения словесного творчества младших школьников.
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования словесного творчества младших школьников.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование словесного творчества младших школьников, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент, ранжирование;
— методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, сравнительный анализ, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel 2016 и IBM SPSS Statistics 23.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 г. Екатеринбург.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.
Словесное творчество — это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства. Словесное творчество может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц.
Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Проявление творчества в младшем школьном возрасте является необходимым условием социализации и становления образа «Я», позволяющим ребенку не только понять, какие способности у него есть, к чему он проявляет интерес, но и научиться делиться собственными мыслями, идеями, позициями с одноклассниками и учителями. Словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь. В словесном творчестве младших школьников ярко проявляется система ценностных ориентаций ребенка, культура речи, и степень сознательного отношения к языку.
В последние годы появились оригинальные методики развития детского словесного творчества в школе, элементы литературного творчества входят как компонент в школьные программы по чтению, риторике, русскому языку. Однако, многие исследователи считают, что в начальной школе важнейшим средством развития словесного творчества учащихся является сказка. Сказка является средством развития словесного творчества младших школьников, так как способствует: усвоению детьми способов переконструирования элементов личного и литературного опыта в новые сочинения (с самостоятельно созданными образами, ситуациями, сюжетом и композицией).
Исследование словесного творчества младших школьников проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 86 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 А класса, в количестве 20 человек.
Поскольку было определено, что словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь, исследование словесного творчества младших школьников проводилось при помощи следующих методик: Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко); методика «Буриме» (Л. В. Басова, О. С. Чиркова).
По результатам первичной диагностики было определено, что: способности к сочинению сказки развиты на высоком уровне у 10% младших школьников (2 человека), у оставшихся детей — 90% (18 человек) — средний уровень и низкого уровня зафиксировано не было; способности к рифмованию и сочинению стихотворений у 90% (18 человек) развиты на среднем уровне, у 10% (2 человека) — на низком уровне, высоких уровней зафиксировано не было.
Затем с детьми была проведена работа по развитию словесного творчества с использованием сказок. По итогам проведенной работы было организовано контрольное исследование способностей младших школьников к словесному творчеству и получены следующие результаты: способности к сочинению сказок развиты на высоком уровне у 75% детей (15 человек), на среднем уровне — у 25% детей (5 человек), низкого уровня не зафиксировано; способности к сочинению стихотворений развиты на высоком уровне у 15% младших школьников (3 человека), на среднем уровне — у 85% детей (17 человек), низкого уровня не зафиксировано.
Для того, чтобы рассмотреть динамику развития словесного творчества у младших школьников, данные входной и итоговой диагностики были проанализированы с помощью статистического критерия Т-Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Из расчета знакового рангового критерия Т-Вилкоксона, мы получили статистически значимые результаты по переменным: «наличие замысла» (сдвиг 3,464 при р=0,001), «оригинальность содержания» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «разнообразие персонажей и их действий» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «детализированность сказки» (сдвиг 3,606 при р=0,000), «сочинение сказки» (сдвиг 3,947 при р=0,000), «сочинение стихотворений, рифмование слов» (сдвиг 4,006 при р=0,000), «устойчивость замысла» (сдвиг 3,838 при р=0,005), «структурная организованность сказки» (сдвиг 2,449 при р=0,014).
Таким образом, можно сделать вывод о верности нашей гипотезы: при использовании сказки произошло повышение уровня развития словесного творчества младших школьников, а именно, увеличился уровень развития способностей к сочинению сказочных историй и стихотворений.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Проявление творчества в младшем школьном возрасте является необходимым условием социализации и становления образа «Я», позволяющим ребенку не только понять, какие способности у него есть, к чему он проявляет интерес, но и научиться делиться собственными мыслями, идеями, позициями с одноклассниками и учителями. Словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь. В словесном творчестве младших школьников ярко проявляется система ценностных ориентаций ребенка, культура речи, и степень сознательного отношения к языку.
В последние годы появились оригинальные методики развития детского словесного творчества в школе, элементы литературного творчества входят как компонент в школьные программы по чтению, риторике, русскому языку. Однако, многие исследователи считают, что в начальной школе важнейшим средством развития словесного творчества учащихся является сказка. Сказка является средством развития словесного творчества младших школьников, так как способствует: усвоению детьми способов переконструирования элементов личного и литературного опыта в новые сочинения (с самостоятельно созданными образами, ситуациями, сюжетом и композицией).
Исследование словесного творчества младших школьников проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 86 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 А класса, в количестве 20 человек.
Поскольку было определено, что словесное творчество у младших школьников представляет собой сочинение сказок, историй, коротких стихотворений и выражается через письменную речь, исследование словесного творчества младших школьников проводилось при помощи следующих методик: Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко); методика «Буриме» (Л. В. Басова, О. С. Чиркова).
По результатам первичной диагностики было определено, что: способности к сочинению сказки развиты на высоком уровне у 10% младших школьников (2 человека), у оставшихся детей — 90% (18 человек) — средний уровень и низкого уровня зафиксировано не было; способности к рифмованию и сочинению стихотворений у 90% (18 человек) развиты на среднем уровне, у 10% (2 человека) — на низком уровне, высоких уровней зафиксировано не было.
Затем с детьми была проведена работа по развитию словесного творчества с использованием сказок. По итогам проведенной работы было организовано контрольное исследование способностей младших школьников к словесному творчеству и получены следующие результаты: способности к сочинению сказок развиты на высоком уровне у 75% детей (15 человек), на среднем уровне — у 25% детей (5 человек), низкого уровня не зафиксировано; способности к сочинению стихотворений развиты на высоком уровне у 15% младших школьников (3 человека), на среднем уровне — у 85% детей (17 человек), низкого уровня не зафиксировано.
Для того, чтобы рассмотреть динамику развития словесного творчества у младших школьников, данные входной и итоговой диагностики были проанализированы с помощью статистического критерия Т-Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Из расчета знакового рангового критерия Т-Вилкоксона, мы получили статистически значимые результаты по переменным: «наличие замысла» (сдвиг 3,464 при р=0,001), «оригинальность содержания» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «разнообразие персонажей и их действий» (сдвиг 3,000 при р=0,003), «детализированность сказки» (сдвиг 3,606 при р=0,000), «сочинение сказки» (сдвиг 3,947 при р=0,000), «сочинение стихотворений, рифмование слов» (сдвиг 4,006 при р=0,000), «устойчивость замысла» (сдвиг 3,838 при р=0,005), «структурная организованность сказки» (сдвиг 2,449 при р=0,014).
Таким образом, можно сделать вывод о верности нашей гипотезы: при использовании сказки произошло повышение уровня развития словесного творчества младших школьников, а именно, увеличился уровень развития способностей к сочинению сказочных историй и стихотворений.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников в
контексте реализации требований ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



