Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫБОРА ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Работа №139657

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 8
1.1. Определение понятия «Системы управления знаниями» 8
Классификация знаний 8
Система управления знаниями и ее компоненты 10
1.2. Определение понятия «Рекомендательные системы» 15
Виды рекомендательных систем 15
Сравнение базовых подходов 21
Выбор подхода для рекомендательной системы выбора продуктов в области управления знаниями 23
Выводы 23
Глава 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 25
2.1. Классификация ИТ решений для систем управления знаниями 26
2.2. Анализ корреляции функциональности для групп продуктов по классификации Gartner 28
2.3. Возможности рынка программных продуктов для систем управления знаниями 34
Выводы 37
2.4. Разработка критериев для выбора оптимального ИТ решения для СУЗ 37
Выводы 49
Глава 3. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 50
3.1. Бизнес-требования 50
3.1.1. Исходные данные 50
3.1.2. Возможности бизнеса 50
3.1.3. Бизнес-цели 51
3.1.4. Критерии успеха 52
3.1.5. Видение решения 52
3.1.6. Риски проекта 55
3.1.7. Предположения и зависимости 58
3.1.8. Рамки и ограничения проекта 58
3.1.9. Бизнес-контекст 60
3.1. Функциональные требования 62
3.2. Нефункциональные требования 66
3.3.1. Бизнес-правила 66
3.3.2. Атрибуты качества 67
3.3.3. Требования к данным 69
Выводы 70
Заключение 71
Рекомендации 73
Список использованной литературы 76
Приложения 80
Приложение 1. Реестр программных продуктов для СУЗ 80
Приложение 2. Результаты корреляционного анализа 84
Приложение 3. Анализ сайтов непрямых конкурентов 85
Приложение 3. Анализ сайтов непрямых конкурентов (продолжение) 86
Приложение 4. Карта сайта 87
Приложение 5. Прототипы страниц онлайн-платформы 88
Приложение 6. Канва бизнес-модели BestKMtools 89
Приложение 7. Словарь данных 90
Приложение 8. План затрат на разработку рекомендательной системы 92
Приложение 9. Финансовая эффективность проекта 92
Приложение 10. Пользовательские сценарии


Питер Друкер отмечал в своих трудах, что знания в современном обществе имеют силу, поскольку именно они контролируют доступ к возможностям и прогрессу. Двадцать первый век — это, несомненно, век знаний. Глобализация принесла много современных тенденций, и перед компаниями стоит задача максимально быстро, легко и безболезненно адаптировать их, чтобы выжить на конкурентном рынке. Жизненно важным стратегическим ресурсом сегодня являются знания – индивидуальные и организационные. Осознав главную ценность интеллектуальных ресурсов, компании начали рационально ими управлять и совершенствовать. Отсюда и важность управления знаниями как концепции организационного знания, направленной на эффективное применение знаний для принятия качественных решений.
С самого начала деятельности организации запускается процесс накопления ин-формации, знаний, разных по своей структуре и предназначению. Не имея системного подхода к организации и хранению, объемы информации и знаний постепенно увеличиваются, сохраняются фрагментарно, со временем что-то теряется, возникают проблемы с поиском нужной информации, что, безусловно, вызывает сложности в управлении бизнес-процессами.
Вследствие этого перед организациями возникает задача создания корпоративной базы знаний, которая предоставляла бы возможность сотрудникам аккумулировать весь накопленный опыт в одном месте и применять его для развития бизнеса. В этом вопросе организации может помочь внедрение информационной технологии, которая позволит организовать современную систему управления знаниями (СУЗ) на предприятии.
Основная проблема данной области заключается в том, что с каждым годом разнообразие и структура предлагаемых информационных технологий для управления знаниями растет. Более того, многие программные продукты достаточно вольно трактуются разработчиками как ИТ-решения для систем управления знаниями, что создает трудность в рассмотрении данных решений. Помимо этого, можно отметить значительный рост количества практик внедрения подобных решений, которые активно обсуждаются на различных экспертных сессиях и конференциях, однако, мало компаний могут точно сказать почему они выбрали тот или иной продукт.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена разработке требований к рекомендательной системе выбора продуктов в области управления знаниями. Задача данной рекомендательной системы — упростить поиск оптимального ИТ-решения для систем управления знаниями заинтересованным лицам, предоставив единый подход вы-бора подобных ИТ-решений.
Данная работа выполнена в формате разработки методики или совершенствования инструментария исследования (анализа). Объектом исследования являются ИТ-решения для систем управления знаниями, предметом исследования — характеристики данных решений. Цель работы заключается в разработке требований к инструменту для подбора наилучших ИТ-решений для систем управления знаниями на основании выбранных критериев. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать имеющиеся ИТ-решения для систем управления знаниями на российском рынке;
• Проанализировать функциональные возможности данных ИТ-решений и их характеристики;
• Сформулировать критерии, на основании которых будет предлагаться то или иное ИТ-решение и определить их взаимосвязь;
• Разработать требования к рекомендательной системе выбора продуктов в области управления знаниями по методике К. Вигерса.
Для решения поставленных задач, в первую очередь были изучены теоретические основы систем управления знаниями в организациях и рекомендательных систем. Далее фокус внимания был смещен на изучение уже имеющегося исследования «IT4KM», проведенного Ассоциацией «КМ Альянс», результаты которого описывают доступные на сегодняшний день программные продукты для управления знаниями. Затем данный анализ был дополнен исследованием характеристик каждой функциональности ИТ-решения. На основе проведенного анализа были сформулированы критерии выбора ИТ-решений. После этого с использованием полученных результатов и собственных идей была представ-лена разработка необходимых требований для реализации рекомендательной системы.
Данная работа состоит из трех основных глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам предметной области: приведено определение термина «системы управления знаниями», описаны основные инструменты управления знаниями в организациях, также приведено определение понятия «рекомендательные системы», рассмотрены раз-личные виды рекомендательных систем, проведено сравнение базовых подходов и в заключении представлен выбор подхода для рекомендательной системы выбора продуктов в области менеджмента знаний. Вторая глава посвящена описанию и результатам проделанной работы. В главе приведены результаты анализа рынка ИТ-решений для систем управления знаниями на российском рынке, выявлены возможности анализируемого рынка, а также описаны разработанные критерии для выбора оптимального ИТ-решения для СУЗ и их взаимосвязь. Глава 3 содержит детальное представление разработанных требований к рекомендательной системе по методике К. Вигерса, которое включает в себя описание бизнес-требований, функциональных и нефункциональных требований к системе. После каждого пункта приведены общие выводы. В заключении представлены рекомендации, разработанные для дальнейшего усовершенствования рекомендательной системы, повышения ее эффективности с точки зрения бизнеса, а также общие выводы по всей работе.
Проанализировав цели и задачи, в качестве основного инструментария можно вы-делить: многокритериальный метод анализа иерархий, корреляционный анализ, дерево решений, методика разработки требований по К. Вигерсу, метод разработки бизнес-моделей, инструменты визуализации данных и создания прототипов. Для сбора информации применялись такие методы, как контент-анализ исследования «IT4KM» , проведенного Ассоциацией «КМ Альянс», анализ веб-сайтов и документов действующих продуктов и их представителей, обзор научной литературы, а также тематических статей российских и иностранных авторов в открытом доступе.
Основным результатом работы является разработка требований к рекомендательной системе выбора продуктов в области управления знаниями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате обзора теоретической части предметной области были приведены основные понятия, которые использовались в работе. Так, понятие «системы управления знаниями» было определено как совокупность организационно технических мероприятий, которые предоставляют возможность выявлять, сохранять, систематизировать, осуществлять поиск и выборку знаний, для использования их впоследствии сотрудником организации. По итогам изучения современных программных продуктов для систем управления знаниями была выявлена классификация, которая в дальнейшей применялась для анализа ИТ-решений для СУЗ на российском рынке. Также было определено понятие «рекомендательной системы» как программного интерфейса интеллектуального анализа, способного формировать предложения контента в соответствии с предпочтениями пользователя, его интересами и наблюдаемым поведением. В результате обзора основных методик к построению рекомендательных систем, а также их сравнения, был выбран наиболее оптимальный метод, который отвечает задаче разрабатываемой рекомендательной системы. Таким образом, был выбран метод фильтрации на основе знаний для рекомендательной системы выбора продуктов в области управления знаниями.
Анализ программных продуктов для поддержки систем управления знаниями про-демонстрировал, что в последние годы в России отмечается возрастание интереса к системе управления знаниями: проводятся регулярные конференции, работают сообщества экспертов, в российских ВУЗах готовят специалистов в сфере менеджмента знаний. Так-же, на российском рынке ИТ-решений для корпоративных систем и проектов менеджмента знаний есть компании-заказчики, которые активно используют системные решения, и есть предложения ИТ-решений. Однако, ни одно из ИТ-решений не поддерживает полный цикл менеджмента знаний. Есть только несколько продуктов, которые поддерживают 8,9,10 функциональности. Более того, из анализа можно сделать вывод о том, что разнообразие ИТ-решений растет, однако сделать обоснованный выбор того или иного решения сложно. Нет четко сформулированных критериев, которые смогли бы аргументировать выбор ИТ-продуктов. Тем не менее, в ходе данного исследования, были выявлены классификации продуктов, которые в дальнейшем применялись для формирования критерий выбора продуктов в области систем менеджмента знаний.
Далее были сформулированы глобальные критерии выбора продуктов в области менеджмента знаний на основании информации, которая была выявлена в ходе обзора теоретических аспектов предметной области, а также на основании результатов исследования «IT4KM». В качестве метода, используемого для принятия решений, был выбран многокритериальный метод анализа иерархий (МАИ), который наилучшим образом определяет приоритеты предпочтений для различных альтернатив, выражая их ранжирование. Однако, для предоставления более конкретной рекомендации по выбору ИТ-решения было решено, что данных критериев недостаточно, так как большинство имеющегося функционала в том или ином программном продукте имеет свои отличительные характеристики. Поэтому, были рассмотрены характеристики каждого функционала вследствие чего были сформулированы параметры дополнительного критерия. Для выбора наиболее оптимального продукта среди предложенных программных продуктов рекомендательной системой были сформулированы «критерии для сравнения».
В практической части были разработаны все необходимые требования для реализации рекомендательной системы в виде онлайн-платформы по методике Карла Вигерса. В данном разделе были детально проработаны бизнес-требования, функциональные и не-функциональные требования (бизнес-правила и атрибуты качества). Разработка требований оформлялись согласно содержанию документа о концепции и границах (visionandsco-pedocument), который является основой для последующей разработки продукта. В рамках бизнес-требований была рассчитана приблизительная сумма расходов на создание такой системы. Она составила 1 494 464 рублей. Дополнительно были проведены предположи-тельные расчеты эффективности проекта, с которыми можно ознакомиться в приложении 9.
Таким образом, результатом данной выпускной квалификационной работы являются разработанные требования к рекомендательной системе выбора продуктов в области управления знаниями, которые в дальнейшем будут переданы разработчикам для реализации системы.
В заключении следует предположить, что потенциально рынок заказчиков ИТ-решений для систем менеджмента знаний гораздо больше, чем он есть, так как такая рекомендательная система в виде онлайн-платформы поможет развить рынок за счет популяризации цифровых инструментов для менеджмента знаний. Такой относительно про-стой в использовании инструмент как рекомендательная система позволит расширить осведомленность потенциальных участников рынка.
Для того, чтобы оценить эффективность данной рекомендательной системы с точки зрения функциональности необходимо реализовать данную онлайн-платформу. Качество рекомендаций данной системы также удастся оценить только после ее запуска, когда количество реальных кейсов внедрения программных продуктов для поддержки систем менеджмента знаний в организации достигнет трехзначного значения. Следственно, оценка эффективности рекомендаций планируется в дальнейшей работе.



1. Джонс М. Т. Принципы работы рекомендательных механизмов Интернета. [Электронный ресурс] / Джонс М. Т. // IBM developerWorks. — 2014. — Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/os-recommender1/ (дата обращения: 24.01.2021).
2. Джонс, М. Рекомендательные системы: Часть 1. Введение в подходы и алгоритмы. [Электронный ресурс] / Джонс М. Т. // IBM developerWorks. — 2014. — Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/os-recommender1.html (дата обращения: 22.01.2021).
3. Друкер П. Задачи менеджера в XXI веке / П. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 127 с.
4. Зимова Н. С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях // Научный результат. Социология и управление. ― 2019. ― Т. 5, № 3. ― С. 100-116. (дата обращения: 26.03.2021).
5. ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИТ-РЕШЕНИЙ ДЛЯ КОРПОРА-ТИВНЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ [Электронный ресурс] // КМ Альянс. — Режим доступа: http://km-alliance.ru/it4km (дата обращения: 12.01.2021).
6. Кокачев, В. А. Рекомендательные системы в контексте технологий больших данных: дис. Санкт-Петербургский гос. университет, Санкт-Петербург, 2018. — Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/12104/1/Kokachev_V.pdf (дата обращения: 18.03.2021)
7. Кондаков В. Введение в системы управления знаниями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.seminars.ru/bnode/109/article/1750/index.htm (дата обращения: 17.01.2021).
8. Лавров О. Менеджмент знаний в России. Взгляд из профессионального сообщества на менеджмент знаний в России. Как это работает. [Электронный ресурс] // Экспертная сессия 2019: «Управление знаниями стандарты и практика». ― 2019. ― Режим доступа: http://knowledgeoffice.ru/premia (дата обращения: 26.03.2021).
9. Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. ― 2003. ― № 1. ― С. 3–7.
10. Определение понятия "синонимия" [Электронный ресурс] // Федерация интернет образования. — Режим доступа: http://www.fio.ru/pravila/leksika/sinonimiya-sinonimy/ (дата обращения: 14.03.2021).
11. Пономарев А. В. Обзор методов учета контекста в системах коллаборативной фильтрации / А. В. Пономарев // Труды СПИИРАН, ― 2013. ― Т. 30, № 7. ― С. 169-188.
12. Рожков М. Таксономия знаний [Электронный ресурс] // Профессиональный портал для менеджеров. – Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1462625-rol-upravleniya-znaniyami-v-organizatsii?scrolltop=2400 (дата обращения: 17.01.2021).
13. Тугускина, Г. Н. Управление знаниями в современных организациях / Г. Н. Тугускина, Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 2 (50). – С. 210–218. – DOI 10.21685/2072-3016-2019-2-20 (дата обращения: 20.05.2021).
14. Что такое управление знаниями? Компоненты управления знаниями [Электронный ресурс] // KTechnologies. Технологии знаний. – Режим доступа: http://www.k-technology.ru/ (дата обращения: 19.01.2021).
15. A literature review and classification of recommender systems research / D. Park, H.K. Kim, I. Y. Choi, J. K. Kim // Expert System Applications. ― 2012. ― Vol. 39, N. 11. ― P. 72.
16. A survey of collaborative filtering techniques / X. Su, T. M. Khoshgoftaar //Artificial In-telligence, 2009. ― P.19.
17. Burke R. Hybrid recommender systems: survey and experiments. / R. Burke // User Mod-el User-adapted Interact. ― 2002. ― Vol. 12, N. 4. ― P. 331.
18. Burke R. Web recommender systems / R. Burke // The Adaptive Web / ed. by P. Brusi-lovsky, A. Kobsa, W. Nejdl. ― Germany etc., 2007. ― P. 377–408.
19. Chaffey, D. & Wood, S. 2005. Business Information Management: Improving Perfor-mance Using In-formation Systems. FT PrenticeHall 1(1): 7-30.
20. Gantz, J., D. Reinsel, ExtractingValuefromChaos [Электронный ресурс] / JohnGant-zandDavidReinsel // IDCIVIEW. —2011. — Режим доступа: https://www.yumpu.com/en/document/read/3703408/extracting-value-from-chaos-emc (дата обращения: 15.03.2021)
21. Gartner: десять тенденций-2020 в области данных и аналитики [Электронный ресурс]. It WEEK, 2020.—Режим доступа: https://www.itweek.ru/bigdata/article/detail.php?ID=210350 (дата обращения: 20.05.2021).
22. Grant, R.M. (1996),” Prospering in Dynamically-Competitive Environments: Organiza-tional Capability as Knowledge Integration", Organization Science (7),4, pp. 375-387
23. Hosseini, M. The Impact of People, Process and Technology on Knowledge Manage-ment. [Электронный ресурс]. — European Journal of Business and Management. — 2014. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/266910540_The_Impact_of_People_Process_and_Technology_on_Knowledge_Management
24. How to Choose the Right Technology for a Knowledge Management Program [Электронный ресурс] // Gartner. — Режим доступа: https://www.gartner.com/en/documents/2725417/how-to-choose-the-right-technology-for-a-knowledge-manag (дата обращения: 21.01.2021).
25. Impact of data characteristics on recommender systems performance / G. Adomavicius, J. Zhang // ACM Management Information Systems. ― 2012. ― Vol. 3, N. 1. ― P. 23.
26. Knowledge Management (KM) [Электронный ресурс] // Gartner Glossary. – Режим доступа: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/km-knowledge-management (дата обращения: 17.01.2021).
27. Marco Greco, Michele Grimaldi and MusadaqHanandi: How to Select Knowledge Man-agement Systems: A Framework to Support Managers [Электронный ресурс] // KMS. — Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.5772/56003
28. Pan C, Li W. Research paper recommendation with topic analysis. In Computer Design and Applications IEEE. — Knowledge-Based Systems, 2010. ― P.264.
29. Recommender Systems / D. Jannach, M. Zanker, A. Felfernig, G. Friedrich //An Introduction. CambridgeUniversityPress, 2010. ― P.360.
30. Recommender systems: an introduction / D. Jannach, M. Zanker, A. Felferning // New-York: Cambridge University Press. ― 2011. ― 352 p.
31. Recommender systems survey / J. Bobadilla, F. Ortega, A. Hernando, A Gutierrez //Knowledge-Based Systems, 2013. ― P.109–132.
32. Sharratt M., Usoro A. Understanding Knowledge-Sharing in Online Communities of Practice. Electronic Journal on Knowledge Management. ― 2003. ― Vol. 1, Issue. 2. ― P. 187–196.
33. The Analytic Hierarchy Process and Analytic Network Process: An Overview of Applications. Management Decision / S. Sipahi, M. Timor // Management. — 2010. — P. 775‐808.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ