Концепция дезинтеграции в ЕС в контексте европейского интеграционного процесса
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Явление дезинтеграции как объект научного анализа 10
1.1. Понятие и сущность дезинтеграционного процесса 10
1.2. Взаимосвязь феномена дезинтеграции и кризисов 25
ГЛАВА 2. Проявление дезинтеграционных процессов в ЕС во время кризисов 2008-2021 гг. 36
2.1. Кризис Еврозоны 36
2.2. Шенгенский кризис 43
2.3. Сравнительный анализ кризиса Еврозоны и Шенгенского кризиса. 51
ГЛАВА 3. Феномен дезинтеграции ЕС в контексте противостояния стран с наднациональными органами ЕС 61
3.1. Случай Польши 61
3.2. Брекзит 69
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
ГЛАВА 1. Явление дезинтеграции как объект научного анализа 10
1.1. Понятие и сущность дезинтеграционного процесса 10
1.2. Взаимосвязь феномена дезинтеграции и кризисов 25
ГЛАВА 2. Проявление дезинтеграционных процессов в ЕС во время кризисов 2008-2021 гг. 36
2.1. Кризис Еврозоны 36
2.2. Шенгенский кризис 43
2.3. Сравнительный анализ кризиса Еврозоны и Шенгенского кризиса. 51
ГЛАВА 3. Феномен дезинтеграции ЕС в контексте противостояния стран с наднациональными органами ЕС 61
3.1. Случай Польши 61
3.2. Брекзит 69
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Европейской интеграционный проект был инициирован после Второй мировой войны с целью обеспечения мира, процветания и стабильности на континенте. Однако в последние годы в Европейской Союзе (ЕС) нарастает чувство разобщенности и неуверенности в результате череды институциональных кризисов, обрушившихся на ЕС с 2008 г. Этот вопрос был выдвинут на первый план рядом значимых событий, потрясших основы ЕС и поставивших под вопрос его способность эффективно функционировать как наднациональная организация в разных векторах развития. Данный феномен получил название "дезинтеграция".
На протяжении 2008-2021 гг. политическая ситуация в ЕС находится в ситуации постоянного кризиса, что по сути стало катализатором появления феномена дезинтеграции. Зримыми проявлениями последнего становятся: дезорганизация общественно-политической жизни, противоречия между наднациональным и государственным уровнями архитектуры анализируемого объединения, а также внутрисистемный кризис, вызванный приматом неолиберализма и критикой ключевых институтов общеевропейского значения со стороны евроскептически настроенных политических сил.
Распространению и углублению новой формы европейской интеграции способствовал ряд триггеров. В их числе разразившийся в 2015-2018 гг. миграционный коллапс, провал политики мультикультурализма и затяжные мировые экономические кризисы 2008-2010 гг. Они спровоцировали раскол европейского общества, вызвали поляризацию населения, ренационализацию некоторых компетенций ЕС и размежевания во властном сегменте, привели к формированию различных партий правого и евроскептического толка, базисной установкой которых является критическое отношение к проекту ЕС. Отсюда набирающая обороты рассогласованность между наднациональными и государственными агентами по выработке общего вектора развития межгосударственного партнерства и планов реагирования на кризисные ситуации в будущем.
Одним из главных последствий дезинтеграции ЕС является рост популистских и националистических движений на континенте. Эти движения, набравшие значительный импульс в последние годы, бросают вызов самим основам ЕС, выступая за больший суверенитет отдельных государств-членов и отвергая принципы европейской интеграции и сотрудничества. Это привело к росту евроскептических настроений, что еще больше дестабилизирует и без того хрупкий политический климат в ЕС.
Важным для понимания феномена дезинтеграции является теоретизация данного явления как самостоятельного феномена, не находящегося в теоретической зависимости от гораздо более изученной европейской интеграции.
Для изучения формирования дезинтеграции в институциональной системе ЕС важным является и изучение роли кризиса еврозоны и миграционного кризиса как с точки зрения их роли как экзогенного "катализатора" проявления феномена дезинтеграции, так и с точки зрения диаметрально противоположных результатов этих кризисов на процесс европейской (дез)интеграции.
Кризис еврозоны 2009-2011 г., начавшийся из-за недееспособности экономик стран южной Европы и отсутствия какого-либо сильного наднационального фискального механизма, является примером, когда, несмотря на свою деструктивную природу для европейского проекта интеграции, в результате разрешения основных препятствий, стоящих перед институтами ЕС, тенденцию к европейской дезинтеграции не только удалось предотвратить, но и углубить европейскую интеграцию. В результате кризиса усилились полномочия наднационального Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), а надзор за фискальной политикой стран-членов ЕС централизовался на наднациональном уровне.
В свою очередь, миграционный кризис, также известный как кризис Шенгена, обнажил серьезные проблемы европейской интеграции. Наплыв нелегальных мигрантов, злоупотребление механизмом убежища для беженцев и полное игнорирование Дублинского механизма странами-членами ЕС привел к деградации и в конце к полной ренационализации контроля за границами. Данная ситуация, отчасти повторившись во время кризиса короновируса, свидетельствует о наличии дезинтеграционной тенденции в данной сфере.
Феномен дезинтеграции можно наблюдать не только на сугубо наднациональном уровне в результате кризисов, но и в в рамках противостояния национальных субъектов в лице Польши и Великобритании с наднациональными институтами ЕС.
Тем самым актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен дезинтеграции как антипода интеграции не был центральным объектом исследований теоретиков европейской интеграции вплоть до недавнего времени. Тем самым актуальным является теоретизация феномена дезинтеграции как самостоятельного явления, не находящегося в теоретической зависимости от гораздо более изученного феномена европейской интеграции. В то же время череда институциональных кризисов, поразивших ЕС в 2008 г. позволяет применить концептуализацию феномена дезинтеграции в практической плоскости, разбирая взаимосвязь дезинтеграции и природы кризиса.
Степень изученности темы. Обозначенной проблематике отводится одно из ключевых мест в ряду приоритетных объектов европейских исследований.
Для раскрытия выбранной темы важными представляются положения научных работ, в которых раскрывается понятие и сущность дезинтеграции и осмысливаются его факторы развития. Их авторами выступают Ф. Шиммельфенниг, Ф. Лейффен, Б. Риттбергер, Д. Уеббер, Л. Хоге и Г. Маркс, М. Яхтенфукс, П. Геншель, Т. Берзель, Х. Воллаард, Х. Ходсон, Ю. Пюттер и др. Важными являются работы отечественных исследователей по данной тематике, а именно И.А. Фадеевой, Д.Э. Моисеевой и Ф.В. Конеева .
В данном спектре отдельно стоит выделить воззрения представителей постфункционализма, интерговернментализма и теории гегемонистской стабильности, которые служат теоретической рамкой для объяснения природы изучаемого явления. С позиции первого подхода, изложенного в трудах Л. Хоге и Г. Маркса , феномен европейской дезинтеграции следует рассматривать в в контексте явления "массовой политизации" и принципа "сдерживающего несогласия" (constraining dissensus) среди граждан ЕС. С позиций интерговернметализма необходимо взять во внимание работу исследователя Э. Моравчика , которая позволяет раскрыть сущность дезинтеграции через категории «баланса» и «дисбаланса», которые помогают анализировать рост общественного скептицизма в отношении институтов ЕС. В свою очередь оперирование данными конструктами позволяет, Э. Моравчику, К. Бикертону, Д. Ходсону и Ю. Пюттеру понять проблему легитимности институтов ЕС в контексте европейской дезинтеграции.
Отдельно стоит отметить исследовательскую работу Киндельбергера и его теорию гегемонистической стабильности, с помощью которой феномен дезинтеграции был рассмотрен через призму наличия или отсутствия регионального гегемона в ЕС. В данной теоретической плоскости важной является работа В. Патерсона о роли Германии в качестве "вынужденного гегемона".
Значительную исследовательскую группу составляют ученые, в работах которых дезинтеграция в ЕС рассматривается сквозь призму связи с кризисными состояниями европейского объединения, берущими начало в 2000-х гг. и имеющими выражение в настоящее время. Это исследовательские разработки Д. Уеббера, Ф. Шиммельфеннига, М. Маттджиса и М. Блита, У. Кротца и Р. Маэра, Дж. Фридена и С. Уолтера и др.
Отдельный блок формируется работами исследователей, изучающих кризисы в ЕС как с точки зрения причин, факторов и результатов протекания отдельных кризисов, так и с точки зрения их влияния на развитие европейского интеграционного проекта в целом. К этому блоку можно отнести работы М. Копеловича, О. Жораева и П. Холла , специализирующихся в изучении кризиса Еврозоны, и работы С. Коломбо, К. Фино и Лави М. , изучающих миграционный кризис. Также в этом блоке можно отдельно отметить работу М. Вассенберга , который посвятил свою деятельности деконструкции "мифа об Европе без границ", наработки которого помогли раскрыть процесс дезинтеграции, протекающий в ЕС в связи с миграционным кризисом на идеологическом уровне.
Их дополняют труды С. Хюттера, Э. Гранди, Г. Криси, Б. Риттбергера, Ф. Бирмена и др., в которых анализируются последствия кризисов для европейской интеграции, а также ее противоположных результатов в контексте европейской дезинтеграции.
Большой вклад в изучение практических проявлений дезинтеграции в ЕС в контексте противостояния национального и наднационального уровней вносят работы Д. Коченова, Л. Пеха, Дж. Скапски и др., которые рассматривают кризис верховенства права в Польше, в то время как Д. Бейкер и П. Шнаппер, С. Ашервуд и Дж. Баллер сосредотачиваются на характеристике британского случая евроскептицизма. Данные работы помогают понять сущность дезинтеграции в ЕС, проходящей в контексте противостояния национального и наднационального уровней европейского объединения. В рамках данного блока также стоит отметить кластер работ исследователей, изучающих проблемы суверенитета в наднациональном образовании по типу ЕС и их роль в развитии внутрисистемных конфликтов между институтами ЕС и наднациональными странами. К данным работам можно отнести труды Н. Маккормика, Й. Петерсона и В. Уоллеса .
Объектом исследования является феномен дезинтеграции.
Предметом исследования выступают отличительные черты дезинтеграции, наблюдаемые в контексте европейских кризисов и противостояния стран-членов ЕС с наднациональными институтами ЕС.
Цель исследования – концептуализация феномена европейской дезинтеграции и анализ проявления данного феномена в контексте европейских кризисов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить концепции политической (дез)интеграции и кратко описать междисциплинарные вариации тенденций (дез)интеграции в ЕС во время последних кризисов;
2) Изучить практические проявления феномена дезинтеграции в рамках европейских кризисов;
3) Изучить конфликт стран-участниц ЕС с наднациональными институтами ЕС в контексте концепта дезинтеграции.
Методологическая основа исследования включает комплекс подходов: постфункционализм, либеральный интерговерментализм и теория гегемонистской стабильности.
Постфункционализм и в меньшей степени либеральный интерговернментализм помогли сконструировать основные теоретические рамки для концептуализации феномена дезинтеграции.
Постфункционализм помог определить связь между проблемами легитимности ЕС, изменениями в общественном мнении и ростом популярности евроскептических партий, а также изучить изменения «разрешительного консенсуса» населения Европы на «сдерживающее разногласие» как неотлимой части явления дезинтеграции.
Использование положений интерговерментализма обосновано изучением постмаастрихтского ЕС как периода проявления разногласий между скептически настроенной общественностью и лидерами, выступающими за европейскую интеграцию.
Теория гегемонистской стабильности позволило рассмотреть разнородную роль Германии в различных кризисных условиях и влияние (без)действия Германии на развития дезинтеграции в ЕС. Также концептуальные рамки теории гегемонистской стабильности позволили рассмотреть наднационального актора (ЕЦБ) в качестве возможного гегемона в условиях кризиса еврозоны.
В работе использованы такие методы исследования, как общенаучные методы, сравнительный анализ, case-study, системный анализ, формально-легальный анализ, вторичный анализ данных (материалов СМК, данных статистики).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 г. по 2021 г. Нижняя граница обусловлена началом экономического кризиса. Верхняя - обострением противоречий Польши и Венгрии с наднациональными институтами.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на 3 группы:
Первая группа представляет собой информацию с официальных сайтов органов ЕС: Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Европейского Совета по международным делам, официальные заключения, документы дел Европейского Суда относительно юридического противостояния Польши и Еврокомиссии, статистические данные “Eurobarometer” об уровне общественного мнения за 2014-2015 гг.;
Во вторую группу входят выступления и обращения политических деятелей: А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Фарадж, М. Тэтчер, Р. Легутько и др.
Третья же группа состоит из материалов информационных агентств: “Euobserver”, “EUactiv”, “Notes from Poland”, «BBC News” и др.; материалы периодических изданий: “The Guardian”, “The New York Times”, “The Atlantic”, “The Independent” и др.
На протяжении 2008-2021 гг. политическая ситуация в ЕС находится в ситуации постоянного кризиса, что по сути стало катализатором появления феномена дезинтеграции. Зримыми проявлениями последнего становятся: дезорганизация общественно-политической жизни, противоречия между наднациональным и государственным уровнями архитектуры анализируемого объединения, а также внутрисистемный кризис, вызванный приматом неолиберализма и критикой ключевых институтов общеевропейского значения со стороны евроскептически настроенных политических сил.
Распространению и углублению новой формы европейской интеграции способствовал ряд триггеров. В их числе разразившийся в 2015-2018 гг. миграционный коллапс, провал политики мультикультурализма и затяжные мировые экономические кризисы 2008-2010 гг. Они спровоцировали раскол европейского общества, вызвали поляризацию населения, ренационализацию некоторых компетенций ЕС и размежевания во властном сегменте, привели к формированию различных партий правого и евроскептического толка, базисной установкой которых является критическое отношение к проекту ЕС. Отсюда набирающая обороты рассогласованность между наднациональными и государственными агентами по выработке общего вектора развития межгосударственного партнерства и планов реагирования на кризисные ситуации в будущем.
Одним из главных последствий дезинтеграции ЕС является рост популистских и националистических движений на континенте. Эти движения, набравшие значительный импульс в последние годы, бросают вызов самим основам ЕС, выступая за больший суверенитет отдельных государств-членов и отвергая принципы европейской интеграции и сотрудничества. Это привело к росту евроскептических настроений, что еще больше дестабилизирует и без того хрупкий политический климат в ЕС.
Важным для понимания феномена дезинтеграции является теоретизация данного явления как самостоятельного феномена, не находящегося в теоретической зависимости от гораздо более изученной европейской интеграции.
Для изучения формирования дезинтеграции в институциональной системе ЕС важным является и изучение роли кризиса еврозоны и миграционного кризиса как с точки зрения их роли как экзогенного "катализатора" проявления феномена дезинтеграции, так и с точки зрения диаметрально противоположных результатов этих кризисов на процесс европейской (дез)интеграции.
Кризис еврозоны 2009-2011 г., начавшийся из-за недееспособности экономик стран южной Европы и отсутствия какого-либо сильного наднационального фискального механизма, является примером, когда, несмотря на свою деструктивную природу для европейского проекта интеграции, в результате разрешения основных препятствий, стоящих перед институтами ЕС, тенденцию к европейской дезинтеграции не только удалось предотвратить, но и углубить европейскую интеграцию. В результате кризиса усилились полномочия наднационального Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), а надзор за фискальной политикой стран-членов ЕС централизовался на наднациональном уровне.
В свою очередь, миграционный кризис, также известный как кризис Шенгена, обнажил серьезные проблемы европейской интеграции. Наплыв нелегальных мигрантов, злоупотребление механизмом убежища для беженцев и полное игнорирование Дублинского механизма странами-членами ЕС привел к деградации и в конце к полной ренационализации контроля за границами. Данная ситуация, отчасти повторившись во время кризиса короновируса, свидетельствует о наличии дезинтеграционной тенденции в данной сфере.
Феномен дезинтеграции можно наблюдать не только на сугубо наднациональном уровне в результате кризисов, но и в в рамках противостояния национальных субъектов в лице Польши и Великобритании с наднациональными институтами ЕС.
Тем самым актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен дезинтеграции как антипода интеграции не был центральным объектом исследований теоретиков европейской интеграции вплоть до недавнего времени. Тем самым актуальным является теоретизация феномена дезинтеграции как самостоятельного явления, не находящегося в теоретической зависимости от гораздо более изученного феномена европейской интеграции. В то же время череда институциональных кризисов, поразивших ЕС в 2008 г. позволяет применить концептуализацию феномена дезинтеграции в практической плоскости, разбирая взаимосвязь дезинтеграции и природы кризиса.
Степень изученности темы. Обозначенной проблематике отводится одно из ключевых мест в ряду приоритетных объектов европейских исследований.
Для раскрытия выбранной темы важными представляются положения научных работ, в которых раскрывается понятие и сущность дезинтеграции и осмысливаются его факторы развития. Их авторами выступают Ф. Шиммельфенниг, Ф. Лейффен, Б. Риттбергер, Д. Уеббер, Л. Хоге и Г. Маркс, М. Яхтенфукс, П. Геншель, Т. Берзель, Х. Воллаард, Х. Ходсон, Ю. Пюттер и др. Важными являются работы отечественных исследователей по данной тематике, а именно И.А. Фадеевой, Д.Э. Моисеевой и Ф.В. Конеева .
В данном спектре отдельно стоит выделить воззрения представителей постфункционализма, интерговернментализма и теории гегемонистской стабильности, которые служат теоретической рамкой для объяснения природы изучаемого явления. С позиции первого подхода, изложенного в трудах Л. Хоге и Г. Маркса , феномен европейской дезинтеграции следует рассматривать в в контексте явления "массовой политизации" и принципа "сдерживающего несогласия" (constraining dissensus) среди граждан ЕС. С позиций интерговернметализма необходимо взять во внимание работу исследователя Э. Моравчика , которая позволяет раскрыть сущность дезинтеграции через категории «баланса» и «дисбаланса», которые помогают анализировать рост общественного скептицизма в отношении институтов ЕС. В свою очередь оперирование данными конструктами позволяет, Э. Моравчику, К. Бикертону, Д. Ходсону и Ю. Пюттеру понять проблему легитимности институтов ЕС в контексте европейской дезинтеграции.
Отдельно стоит отметить исследовательскую работу Киндельбергера и его теорию гегемонистической стабильности, с помощью которой феномен дезинтеграции был рассмотрен через призму наличия или отсутствия регионального гегемона в ЕС. В данной теоретической плоскости важной является работа В. Патерсона о роли Германии в качестве "вынужденного гегемона".
Значительную исследовательскую группу составляют ученые, в работах которых дезинтеграция в ЕС рассматривается сквозь призму связи с кризисными состояниями европейского объединения, берущими начало в 2000-х гг. и имеющими выражение в настоящее время. Это исследовательские разработки Д. Уеббера, Ф. Шиммельфеннига, М. Маттджиса и М. Блита, У. Кротца и Р. Маэра, Дж. Фридена и С. Уолтера и др.
Отдельный блок формируется работами исследователей, изучающих кризисы в ЕС как с точки зрения причин, факторов и результатов протекания отдельных кризисов, так и с точки зрения их влияния на развитие европейского интеграционного проекта в целом. К этому блоку можно отнести работы М. Копеловича, О. Жораева и П. Холла , специализирующихся в изучении кризиса Еврозоны, и работы С. Коломбо, К. Фино и Лави М. , изучающих миграционный кризис. Также в этом блоке можно отдельно отметить работу М. Вассенберга , который посвятил свою деятельности деконструкции "мифа об Европе без границ", наработки которого помогли раскрыть процесс дезинтеграции, протекающий в ЕС в связи с миграционным кризисом на идеологическом уровне.
Их дополняют труды С. Хюттера, Э. Гранди, Г. Криси, Б. Риттбергера, Ф. Бирмена и др., в которых анализируются последствия кризисов для европейской интеграции, а также ее противоположных результатов в контексте европейской дезинтеграции.
Большой вклад в изучение практических проявлений дезинтеграции в ЕС в контексте противостояния национального и наднационального уровней вносят работы Д. Коченова, Л. Пеха, Дж. Скапски и др., которые рассматривают кризис верховенства права в Польше, в то время как Д. Бейкер и П. Шнаппер, С. Ашервуд и Дж. Баллер сосредотачиваются на характеристике британского случая евроскептицизма. Данные работы помогают понять сущность дезинтеграции в ЕС, проходящей в контексте противостояния национального и наднационального уровней европейского объединения. В рамках данного блока также стоит отметить кластер работ исследователей, изучающих проблемы суверенитета в наднациональном образовании по типу ЕС и их роль в развитии внутрисистемных конфликтов между институтами ЕС и наднациональными странами. К данным работам можно отнести труды Н. Маккормика, Й. Петерсона и В. Уоллеса .
Объектом исследования является феномен дезинтеграции.
Предметом исследования выступают отличительные черты дезинтеграции, наблюдаемые в контексте европейских кризисов и противостояния стран-членов ЕС с наднациональными институтами ЕС.
Цель исследования – концептуализация феномена европейской дезинтеграции и анализ проявления данного феномена в контексте европейских кризисов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить концепции политической (дез)интеграции и кратко описать междисциплинарные вариации тенденций (дез)интеграции в ЕС во время последних кризисов;
2) Изучить практические проявления феномена дезинтеграции в рамках европейских кризисов;
3) Изучить конфликт стран-участниц ЕС с наднациональными институтами ЕС в контексте концепта дезинтеграции.
Методологическая основа исследования включает комплекс подходов: постфункционализм, либеральный интерговерментализм и теория гегемонистской стабильности.
Постфункционализм и в меньшей степени либеральный интерговернментализм помогли сконструировать основные теоретические рамки для концептуализации феномена дезинтеграции.
Постфункционализм помог определить связь между проблемами легитимности ЕС, изменениями в общественном мнении и ростом популярности евроскептических партий, а также изучить изменения «разрешительного консенсуса» населения Европы на «сдерживающее разногласие» как неотлимой части явления дезинтеграции.
Использование положений интерговерментализма обосновано изучением постмаастрихтского ЕС как периода проявления разногласий между скептически настроенной общественностью и лидерами, выступающими за европейскую интеграцию.
Теория гегемонистской стабильности позволило рассмотреть разнородную роль Германии в различных кризисных условиях и влияние (без)действия Германии на развития дезинтеграции в ЕС. Также концептуальные рамки теории гегемонистской стабильности позволили рассмотреть наднационального актора (ЕЦБ) в качестве возможного гегемона в условиях кризиса еврозоны.
В работе использованы такие методы исследования, как общенаучные методы, сравнительный анализ, case-study, системный анализ, формально-легальный анализ, вторичный анализ данных (материалов СМК, данных статистики).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 г. по 2021 г. Нижняя граница обусловлена началом экономического кризиса. Верхняя - обострением противоречий Польши и Венгрии с наднациональными институтами.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на 3 группы:
Первая группа представляет собой информацию с официальных сайтов органов ЕС: Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Европейского Совета по международным делам, официальные заключения, документы дел Европейского Суда относительно юридического противостояния Польши и Еврокомиссии, статистические данные “Eurobarometer” об уровне общественного мнения за 2014-2015 гг.;
Во вторую группу входят выступления и обращения политических деятелей: А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Фарадж, М. Тэтчер, Р. Легутько и др.
Третья же группа состоит из материалов информационных агентств: “Euobserver”, “EUactiv”, “Notes from Poland”, «BBC News” и др.; материалы периодических изданий: “The Guardian”, “The New York Times”, “The Atlantic”, “The Independent” и др.
После Второй мировой войны европейский интеграционный проект был инициирован для обеспечения стабильности, процветания и мира на континенте. Однако, в последние годы ЕС стал свидетелем серии институциональных кризисов, начиная с 2008 года, что привело к ощущению разобщенности и неуверенности в обществе. Эта ситуация привела к возникновению феномена дезинтеграции, проявляющегося в дезорганизации политической жизни и конфликтах между государствами-членами и наднациональными институтами ЕС. Кризис наднациональных институтов, вызванный критикой ключевых архитектурных элементов со стороны евроскептически настроенных политических сил и практика примата неолиберализма также стали факторами, усугубившими ситуацию. Эти события показали, что ЕС как наднациональная организация не всегда может эффективно функционировать. В результате, возникла необходимость введения термина "дезинтеграция" для описания данного феномена.
До недавнего времени дезинтеграция как противоположность интеграции не была главной темой исследований в области европейской интеграции. В рамках "оптимистических" теорий европейской интеграции дезинтеграция рассматривалась исключительно как неудачная попытка интеграции. Но в теории постфункционализма, онтологической основой которой является пессимизм по отношению к процессу европейской интеграции, было уделено больше внимания именно дезинтеграции в ЕС.
Понять сущность дезинтеграции постфункционализм помогает благодаря принципу массовой политизации и «сдерживающего разногласия» граждан ЕС, который она поощряет. Данные явления создают понижающее давление на уровень и масштабы интеграции. При этом постфункционализм не заявляет, что полная европейская дезинтеграция действительно произойдет, а только то, что давление в этом направлении будет возрастать, в зависимости от степени, в которой исключительная идентичность граждан ЕС пронизывает предпочтения и вопросы европейской интеграции политизированы.
Однако этой теории не хватает теоретических конструкций для анализа практических результатов европейских кризисов. Таким образом, было предложено теоретическое понимания дезинтеграции, основанное на "пессимистической" теории постфункционализма и "оптимистической" теории интерговернментализма. По этой теории европейская дезинтеграция может происходить в рамках трех форм европейской интеграции: углубления, вертикального и горизонтального расширения. Дезинтеграция может быть как временной, так и постоянной, а также может происходить одновременно с интеграцией. Анализ реакции стран-членов ЕС на кризисы показал, что на вероятность дезинтеграции влияют распределение бремени и соответствующих ресурсов власти между государствами-членами, а также потенциальные издержки частичного или полного роспуска соответствующего политического режима. Теория гегемонистской стабильности также позволяет рассмотреть феномен дезинтеграции как результат (без)действия регионального гегемона, которым на современный период является Германия.
Распространению и углублению феномена европейской дезинтеграции способствовал ряд триггеров. В их числе разразившийся в 2015-2018 гг. миграционный коллапс, провал политики мультикультурализма и затяжные мировые экономические кризисы 2008-2010 гг, а также конфликт между странами-членами ЕС и наднациональными институтами ЕС. Они спровоцировали раскол европейского общества, вызвали поляризацию населения, ренационализацию некоторых компетенций ЕС и размежевания во властном сегменте, привели к формированию различных партий правого и евроскептического толка, базисной установкой которых является критическое отношение к проекту ЕС. Отсюда набирающая обороты рассогласованность между наднациональными и государственными агентами по выработке общего вектора развития межгосударственного партнерства и планов реагирования на кризисные ситуации в будущем.
Возросшие популистские и националистические движения на континенте являются одним из основных последствий дезинтеграции ЕС. Эти движения главным образом стремятся к увеличению национального суверенитета отдельных государств-членов путём отказа от принципов европейской интеграции и сотрудничества, что противоречит основам ЕС. Они получили ощутимый рост мощности в последние годы.
Для изучения феномена дезинтеграции в институциональной системе ЕС важными являлась роль кризиса еврозоны и миграционного кризиса. Эти кризисы могут рассматриваться как экзогенные "катализаторы" дезинтеграции, а также как причины диаметрально противоположных результатов в процессе европейской дезинтеграции.
Кризис еврозоны, активная фаза которого произошла в период с 2008 по 2012 год, и миграционный кризис с 2014 по 2018 год, продемонстрировали, как кризисные явления влияют на европейскую интеграцию. В конечном итоге, кризис еврозоны привел как к укреплению европейской интеграции, так и к ее подрыву. В то же время миграционный кризис стал примером дезинтеграции, когда некоторые страны возвращали контроль над границами, ренационализируя одну из функций, которая находилась на наднациональном уровне.
Зависимость от финансового сектора ЕВС и высокий наднациональный административный потенциал приводили к большей интеграции в условиях еврокризиса. Однако слабое влияние миграционных потоков на институты ЕС и высокий национальный потенциал в области контроля границ приводили к сопротивлению национальных правительств разделению бремени и передачи суверенитета во время Шенгенского кризиса со стороны наднациональных институтов.
В контексте противостояния национального и наднационального уровней европейского интеграционного проекта стоит отметить, что дезинтеграция была вызвана прежде всего политизацией вопросов суверенитета и идентичности поскольку она привела к общественной мобилизации против, а не в пользу интеграции. В данном контексте кризис верховенства закона в Польше как раз вызван вопросами суверенитета и идентичности. Ярким примером также является Брекзит, когда сложная динамика, связанная с социально-экономическими вопросами и политикой идентичности, привела к форме дезинтеграции, затронувшей территориальную целостность Союза.
Это позволяет рассматривать дезинтеграцию как явление, проявляющиеся не только на наднациональном уровне европейского объединения.
Так, кризис верховенства права в Польше является примером тенденции дезинтеграции европейских ценностей и институтов. В своих реформах правительство Польши сократила независимость судебной системы и конституционного строя, что является нарушением верховенство закона и открыто противоречит договорам ЕС, положения которых закреплены для обеспечения свободы, демократии и человеческих прав в Европе. В результате идущего конфликта с наднациональными институтами ЕС (который наблюдается не только в Польше, но и Венгрии) можно наблюдать эрозию европейской сплоченности.
Великобритания занимает особое положение в отношениях с континентальной Европой и европейским проектом интеграции с конца Второй мировой войны, став первой страной, где начал зарождаться и утвердился евроскептицизм. Изначально ориентированная на сотрудничество в рамках кооперации с государствами-нациями, Великобритания продвигала внешнюю политику с уклоном на национальные интересы, критикуя при этом общеевропейские инициативы. Демонстрируя собственную исключительность в иерархии стран ЕС, она добивалась особых условий членства в ассоциации.
Брекзит можно рассматривать как попытку повернуть вспять процесс функциональной интеграции и вернуться к более сильному акценту на национальный суверенитет и самоопределение, подчеркивая ограниченность теорий интеграции в понимании современных политических событий в ЕС и феномене дезинтеграции.
До недавнего времени дезинтеграция как противоположность интеграции не была главной темой исследований в области европейской интеграции. В рамках "оптимистических" теорий европейской интеграции дезинтеграция рассматривалась исключительно как неудачная попытка интеграции. Но в теории постфункционализма, онтологической основой которой является пессимизм по отношению к процессу европейской интеграции, было уделено больше внимания именно дезинтеграции в ЕС.
Понять сущность дезинтеграции постфункционализм помогает благодаря принципу массовой политизации и «сдерживающего разногласия» граждан ЕС, который она поощряет. Данные явления создают понижающее давление на уровень и масштабы интеграции. При этом постфункционализм не заявляет, что полная европейская дезинтеграция действительно произойдет, а только то, что давление в этом направлении будет возрастать, в зависимости от степени, в которой исключительная идентичность граждан ЕС пронизывает предпочтения и вопросы европейской интеграции политизированы.
Однако этой теории не хватает теоретических конструкций для анализа практических результатов европейских кризисов. Таким образом, было предложено теоретическое понимания дезинтеграции, основанное на "пессимистической" теории постфункционализма и "оптимистической" теории интерговернментализма. По этой теории европейская дезинтеграция может происходить в рамках трех форм европейской интеграции: углубления, вертикального и горизонтального расширения. Дезинтеграция может быть как временной, так и постоянной, а также может происходить одновременно с интеграцией. Анализ реакции стран-членов ЕС на кризисы показал, что на вероятность дезинтеграции влияют распределение бремени и соответствующих ресурсов власти между государствами-членами, а также потенциальные издержки частичного или полного роспуска соответствующего политического режима. Теория гегемонистской стабильности также позволяет рассмотреть феномен дезинтеграции как результат (без)действия регионального гегемона, которым на современный период является Германия.
Распространению и углублению феномена европейской дезинтеграции способствовал ряд триггеров. В их числе разразившийся в 2015-2018 гг. миграционный коллапс, провал политики мультикультурализма и затяжные мировые экономические кризисы 2008-2010 гг, а также конфликт между странами-членами ЕС и наднациональными институтами ЕС. Они спровоцировали раскол европейского общества, вызвали поляризацию населения, ренационализацию некоторых компетенций ЕС и размежевания во властном сегменте, привели к формированию различных партий правого и евроскептического толка, базисной установкой которых является критическое отношение к проекту ЕС. Отсюда набирающая обороты рассогласованность между наднациональными и государственными агентами по выработке общего вектора развития межгосударственного партнерства и планов реагирования на кризисные ситуации в будущем.
Возросшие популистские и националистические движения на континенте являются одним из основных последствий дезинтеграции ЕС. Эти движения главным образом стремятся к увеличению национального суверенитета отдельных государств-членов путём отказа от принципов европейской интеграции и сотрудничества, что противоречит основам ЕС. Они получили ощутимый рост мощности в последние годы.
Для изучения феномена дезинтеграции в институциональной системе ЕС важными являлась роль кризиса еврозоны и миграционного кризиса. Эти кризисы могут рассматриваться как экзогенные "катализаторы" дезинтеграции, а также как причины диаметрально противоположных результатов в процессе европейской дезинтеграции.
Кризис еврозоны, активная фаза которого произошла в период с 2008 по 2012 год, и миграционный кризис с 2014 по 2018 год, продемонстрировали, как кризисные явления влияют на европейскую интеграцию. В конечном итоге, кризис еврозоны привел как к укреплению европейской интеграции, так и к ее подрыву. В то же время миграционный кризис стал примером дезинтеграции, когда некоторые страны возвращали контроль над границами, ренационализируя одну из функций, которая находилась на наднациональном уровне.
Зависимость от финансового сектора ЕВС и высокий наднациональный административный потенциал приводили к большей интеграции в условиях еврокризиса. Однако слабое влияние миграционных потоков на институты ЕС и высокий национальный потенциал в области контроля границ приводили к сопротивлению национальных правительств разделению бремени и передачи суверенитета во время Шенгенского кризиса со стороны наднациональных институтов.
В контексте противостояния национального и наднационального уровней европейского интеграционного проекта стоит отметить, что дезинтеграция была вызвана прежде всего политизацией вопросов суверенитета и идентичности поскольку она привела к общественной мобилизации против, а не в пользу интеграции. В данном контексте кризис верховенства закона в Польше как раз вызван вопросами суверенитета и идентичности. Ярким примером также является Брекзит, когда сложная динамика, связанная с социально-экономическими вопросами и политикой идентичности, привела к форме дезинтеграции, затронувшей территориальную целостность Союза.
Это позволяет рассматривать дезинтеграцию как явление, проявляющиеся не только на наднациональном уровне европейского объединения.
Так, кризис верховенства права в Польше является примером тенденции дезинтеграции европейских ценностей и институтов. В своих реформах правительство Польши сократила независимость судебной системы и конституционного строя, что является нарушением верховенство закона и открыто противоречит договорам ЕС, положения которых закреплены для обеспечения свободы, демократии и человеческих прав в Европе. В результате идущего конфликта с наднациональными институтами ЕС (который наблюдается не только в Польше, но и Венгрии) можно наблюдать эрозию европейской сплоченности.
Великобритания занимает особое положение в отношениях с континентальной Европой и европейским проектом интеграции с конца Второй мировой войны, став первой страной, где начал зарождаться и утвердился евроскептицизм. Изначально ориентированная на сотрудничество в рамках кооперации с государствами-нациями, Великобритания продвигала внешнюю политику с уклоном на национальные интересы, критикуя при этом общеевропейские инициативы. Демонстрируя собственную исключительность в иерархии стран ЕС, она добивалась особых условий членства в ассоциации.
Брекзит можно рассматривать как попытку повернуть вспять процесс функциональной интеграции и вернуться к более сильному акценту на национальный суверенитет и самоопределение, подчеркивая ограниченность теорий интеграции в понимании современных политических событий в ЕС и феномене дезинтеграции.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БРАЗИЛИИ И АРГЕНТИНЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Государственный суверенитет и безопасность Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических парадигм
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ
БРЕКЗИТА
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Внешнеполитическая стратегия России в контексте европейской интеграции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕС КАК ЭЛИТИСТСКОГО ПРОЕКТА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016 - СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ДО И ПОСЛЕ BREXIT
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - Правопопулистские партии Скандинавии и Финляндии и европейская интеграция
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕС КАК ЭЛИТИСТСКОГО ПРОЕКТА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



