Особенности передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии
|
Введение 3
Глава 1. Правовая природа и особенности договора коммерческой концессии 6
1.1.Правовая природа договора коммерческой концессии 6
1.2.Особенности договора коммерческой концессии 16
1.3. Отличия договора коммерческой концессии от иных правовых конструкций 28
Глава 2. Особенности передачи прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии 40
2.1. Общие особенности передачи прав на объекты интеллектуальной собственности 40
2.2. Особенности предоставления права использования средств индивидуализации 45
2.3. Особенности предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности и иных объектов 58
2.4. Особенности трансграничного предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии 70
Заключение 80
Список литературы 89
Глава 1. Правовая природа и особенности договора коммерческой концессии 6
1.1.Правовая природа договора коммерческой концессии 6
1.2.Особенности договора коммерческой концессии 16
1.3. Отличия договора коммерческой концессии от иных правовых конструкций 28
Глава 2. Особенности передачи прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии 40
2.1. Общие особенности передачи прав на объекты интеллектуальной собственности 40
2.2. Особенности предоставления права использования средств индивидуализации 45
2.3. Особенности предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности и иных объектов 58
2.4. Особенности трансграничного предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии 70
Заключение 80
Список литературы 89
Модель договора коммерческой концессии сегодня становится одним из самых популярных способов ведения бизнеса, как в России, так и на зарубежном рынке. С возрастанием интереса к данной договорной конструкции, приобретают особое значение и вопросы использования объектов интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии.
Вопрос коммерциализации интеллектуальной собственности становится все актуальнее, ценность обладания исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности начинает серьезнее осознаваться. Не теряют своей актуальности и вопросы ведения собственной предпринимательской деятельности: одних интересует, как заниматься предпринимательской деятельностью с наименьшими рисками, других – как можно увеличить доход от уже осуществляемой предпринимательской деятельности. В данных условиях приобретает особое значение такая правовая конструкция, как договор коммерческой концессии, который предоставляет одним возможность начать осуществлять предпринимательскую деятельность, используя объекты интеллектуальной собственности, деловую репутацию и коммерческий опыт другого предпринимателя, которому, в свою очередь, предоставляется исключительная возможность получать доход от продвижения своего бизнеса.
Актуальность выбранной темы оправдывается тем, что с возрастанием интереса к использованию договора коммерческой концессии для ведения предпринимательской деятельности, требуется и ясное понимание, как должно осуществляться предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках выбранной договорной конструкции, чтобы риски незаконного использования объектов интеллектуальной собственности или последствия непонимания того, как такая передача должна осуществляться не привели к невозможности ведения предпринимательской деятельности. Правоприменительная практика показывает, что единых подходов к пониманию особенностей предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии в достаточной мере не выработано.
Целью настоящей работы является выявление особенностей передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии и, с учетом этого, выделение спорных и в достаточной мере неурегулированных в законодательстве положений об их передаче и предложение путей совершенствования в этой части действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимым видится решение следующих задач:
• Анализ природы договора коммерческой концессии, выделение его специфических черт и преимуществ;
• Сравнительный анализ договора коммерческой концессии со смежными правовыми конструкциями;
• Анализ правоприменительной практики по вопросам, связанным с заключением и исполнением договора коммерческой концессии, предоставлением права использования объектов интеллектуальной собственности;
• Выделение особенностей передачи прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии;
• Выделение особенностей передачи прав на объекты интеллектуальной собственности при заключении международного договора франчайзинга;
• Выявление системных проблем в правоприменительной практике, касающихся вопросов предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности;
• Выработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики с учетом выявленных особенностей.
Настоящая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть разделена на 2 главы, в каждой из которой выделены отдельные параграфы, соответствующие поставленным в работе задачам.
В 1 главе рассматриваются общие положения о договоре коммерческой концессии: анализируется природа данной договорной конструкции и ее место в системе договоров, выделяются специфические черты, присущие договору и проводится его сравнительный анализ со смежными правовыми институтами. В рамках 2 главы, с учетом специфики договора коммерческой концессии, рассматриваются особенности передачи прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности: анализируется, права на какие объекты могут подлежать передаче, в каком объеме и каким лицам; выявляются системные проблемы, имеющие место в правоприменительной практике, касающиеся вопросов предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности и предлагаются пути совершенствования сложившейся практики и законодательства.
Вопрос коммерциализации интеллектуальной собственности становится все актуальнее, ценность обладания исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности начинает серьезнее осознаваться. Не теряют своей актуальности и вопросы ведения собственной предпринимательской деятельности: одних интересует, как заниматься предпринимательской деятельностью с наименьшими рисками, других – как можно увеличить доход от уже осуществляемой предпринимательской деятельности. В данных условиях приобретает особое значение такая правовая конструкция, как договор коммерческой концессии, который предоставляет одним возможность начать осуществлять предпринимательскую деятельность, используя объекты интеллектуальной собственности, деловую репутацию и коммерческий опыт другого предпринимателя, которому, в свою очередь, предоставляется исключительная возможность получать доход от продвижения своего бизнеса.
Актуальность выбранной темы оправдывается тем, что с возрастанием интереса к использованию договора коммерческой концессии для ведения предпринимательской деятельности, требуется и ясное понимание, как должно осуществляться предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках выбранной договорной конструкции, чтобы риски незаконного использования объектов интеллектуальной собственности или последствия непонимания того, как такая передача должна осуществляться не привели к невозможности ведения предпринимательской деятельности. Правоприменительная практика показывает, что единых подходов к пониманию особенностей предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии в достаточной мере не выработано.
Целью настоящей работы является выявление особенностей передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии и, с учетом этого, выделение спорных и в достаточной мере неурегулированных в законодательстве положений об их передаче и предложение путей совершенствования в этой части действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимым видится решение следующих задач:
• Анализ природы договора коммерческой концессии, выделение его специфических черт и преимуществ;
• Сравнительный анализ договора коммерческой концессии со смежными правовыми конструкциями;
• Анализ правоприменительной практики по вопросам, связанным с заключением и исполнением договора коммерческой концессии, предоставлением права использования объектов интеллектуальной собственности;
• Выделение особенностей передачи прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии;
• Выделение особенностей передачи прав на объекты интеллектуальной собственности при заключении международного договора франчайзинга;
• Выявление системных проблем в правоприменительной практике, касающихся вопросов предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности;
• Выработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики с учетом выявленных особенностей.
Настоящая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть разделена на 2 главы, в каждой из которой выделены отдельные параграфы, соответствующие поставленным в работе задачам.
В 1 главе рассматриваются общие положения о договоре коммерческой концессии: анализируется природа данной договорной конструкции и ее место в системе договоров, выделяются специфические черты, присущие договору и проводится его сравнительный анализ со смежными правовыми институтами. В рамках 2 главы, с учетом специфики договора коммерческой концессии, рассматриваются особенности передачи прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности: анализируется, права на какие объекты могут подлежать передаче, в каком объеме и каким лицам; выявляются системные проблемы, имеющие место в правоприменительной практике, касающиеся вопросов предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности и предлагаются пути совершенствования сложившейся практики и законодательства.
В рамках данной Работы была поставлена цель выявления особенностей передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках договора коммерческой концессии и, с учетом этого, выделение неурегулированных в достаточной мере в законодательстве положений об их передаче, вызывающих спорные вопросы при правоприменении, и предложение путей совершенствования в этой части действующего законодательства.
Последовательный анализ правового регулирования предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии позволил выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при заключении договора коммерческой концессии, чтобы минимизировать риски незаконного использования таких объектов интеллектуальной собственности и признания договора недействительным, незаключенным или квалификации его в качестве иной договорной конструкции. При рассмотрении особенностей предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности были также выявлены отдельные системные проблемы в законодательном регулировании договора коммерческой концессии, которые искусственно усложняют возможность осуществления предпринимательской деятельности по модели договора коммерческой концессии.
В результате проведенной работы в соответствии с поставленными задачами и определенной целью можно прийти к следующим выводам:
1. При анализе существующих в литературе подходов к пониманию правовой природы договора коммерческой концессии, сделан вывод, что договор является самостоятельным договорным видом, имеющим свою специфическую природу, несмотря на то, что в нем можно усмотреть совокупно существенные черты иных договорных конструкций. Договор коммерческой концессии опосредует комплексные отношения, которые включают в себя как отношения по передаче права использования комплекса исключительных прав, так и отношения по непосредственно осуществлению предпринимательской деятельности с использованием предоставленных объектов интеллектуальной собственности. Рассматриваемый договор регулирует особый набор общественных отношений, которые нельзя свести только к отношениям по предоставлению права использования объектов интеллектуальной собственности или к отношениям по оказанию услуг – в этом и заключается особая специфика договора коммерческой концессии, определившая необходимость наличия специальных правил для регулирования отношений, опосредованных договором коммерческой концессии. Сравнительный анализ договора коммерческой концессии с другими договорами, имеющими схожие с ним черты, также подтверждает вывод о самостоятельной природе договора коммерческой концессии вследствие наличия особых присущих только ему черт. К таким специфическим чертам договора коммерческой концессии, в частности, относятся особый субъектный состав сторон договора, которыми могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели; особый предмет договора, который включает не только отношения по предоставлению свойственного только для данного договора целого комплекса исключительных прав, но также и отношения, связанные непосредственно с самим процессом осуществления предпринимательской деятельности; наличие у сторон договора дополнительных прав и гарантий, обеспечивающих их интересы как участников предпринимательской деятельности; возможность включения в договор коммерческой концессии ограничивающих конкуренцию условий, что является исключительной мерой, доступной только сторонам этого договора; а также особые требования к форме договора и необходимости государственной регистрации предоставления права использования комплекса исключительных прав.
2. При анализе нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики выделены следующие общие особенности предоставления права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии:
1) По договору коммерческой концессии может быть предоставлено право использования любого объекта интеллектуальной собственности, кроме тех, оборот которых законодательно ограничен (фирменное наименование и наименование места происхождения товара);
2) Договор коммерческой концессии может предусматривать только предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности без возможности отчуждения исключительного права на них в рамках этого договора, при этом, в договоре обязательно должен быть определен объем предоставления права использования каждого отдельного объекта путем указания способов и целей его использования;
3) По договору коммерческой концессии предоставляется право использования нескольких объектов интеллектуальной собственности, которые выступают единым объектом, будучи объединенными общим назначением – использование в предпринимательской деятельности, которые обладая особым комплексным характером не могут рассматриваться как отдельные самостоятельные части, а формируют единый комплексный объект права, к которому применяется общий режим;
4) Заключение договора коммерческой концессии, по которому предоставляется право использования только единственного объекта -товарного знака или знака обслуживания, может иметь место только при условии включения в него иных положений, характерных для договора коммерческой концессии.
3. В отношении предоставлении права использования средств индивидуализации по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования товарного знака является обязательным для договора коммерческой концессии, в отсутствие такого предоставления договор коммерческой концессии не может существовать;
2) Последствием отсутствия в предмете договора предоставления права использования товарного знака не должно являться признание такого договора недействительным в полном объеме, такой договор должен быть квалифицирован в качестве иного договора (лицензионного, непоименованного, смешанного); значение переквалификации договора коммерческой концессии в иной договор, сводится к тому, что содержащиеся в таком договоре условия об ограничении конкуренции (ст. 1033 ГК РФ) не могут подлежать в данном случае применению и должны признаваться недействительными как противоречащие антимонопольному законодательству, аналогично не могут применяться и иные условия договора, характерные только для договора коммерческой концессии (что влечет признание договора недействительным в этой части);
3) Государственная регистрация предоставления исключительного права на товарный знак является необходимым элементом юридического состава договора коммерческой концессии, однако, отсутствие такой регистрации не должно влечь признания факта использования товарного знака пользователем незаконным, так как такая регистрация имеет значение только для третьих лиц, которые могут полагаться на сведения реестра товарных знаков в силу принципа его публичной достоверности;
4) Допущение предоставления права использования коммерческого обозначения по договору коммерческой концессии является прямым исключением, предусматривающим случай перехода права его использования отдельно от самого предприятия, что оправдывается особой природой договора коммерческой концессии, обеспечивающего формирование единой торговой сети правообладателем и пользователем;
5) Предоставление права использования коммерческого обозначения возможно только, если одновременно предоставляется право использования товарного знака, которое является обязательным для договора коммерческой концессии; в отсутствие предоставления права использования товарного знака, договор не может считаться договором коммерческой концессии, а предоставление права использования коммерческого обозначения по иному договору (кроме договора аренды предприятия) не допускается законом.
4. В отношении предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования объектов авторского права не требует государственной регистрации, и право считается предоставленным с момента заключения договора или с момента, который стороны сами определят в договоре коммерческой концессии, когда же для объектов патентного права наличие такой регистрации является необходимым и в ее отсутствие аналогичны последствия, как и для товарного знака;
2) При предоставлении права использования объектов авторского и патентного права должны соблюдаться права авторов, исключительным правом на произведение или объект патентного права которых обладает иное лицо – правообладатель по договору коммерческой концессии.
5. В отношении предоставления права использования иных объектов по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования секрета производства по договору коммерческой концессии отличается тем, что объем того, что входит в секрет производства определяется самим правообладателем и может меняться в зависимости от того, сохраняется ли конфиденциальность сведений, его составляющих;
2) Секрет производства как объект интеллектуальной собственности существует не только в случае наличия обязательно введенного в отношении сведений режима коммерческой тайны, но и при принятии иных мер, позволяющих сохранить конфиденциальный характер сведений;
3) Для сохранения секрета производства как объекта интеллектуальной собственности особое значение имеет включение в договор коммерческой концессии условий о неразглашении сторонами полученной информации, так как в обратном случае такой объект перестанет существовать;
4) Деловая репутация и коммерческий опыт поименованы как объекты, право использования которых может предоставляться по договору, при этом, указанные объекты не являются объектами интеллектуальной собственности и вообще не являются фактически объектами, в отношении которых может быть отдельно предоставлено право использования.
6. В отношении предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности по договору международного франчайзинга выделены следующие особенности:
1) При трансграничном обороте права использования объектов интеллектуальной собственности особое значение имеет вопрос о территориальном характере действия исключительных прав;
2) Содержание и действие исключительного права на объект, право использования которого предоставляется по договору, определяется исходя из коллизионной привязки к праву страну, где испрашивается охрана объекта, стороны не могут выбрать применимое право для разрешения указанных вопросов.
3) При заключении договора коммерческой концессии с иностранным элементом необходимо определять, признается ли исключительное право на такой объект на территории страны, где будет происходить его использование.
7. В результате рассмотрения особенностей предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности обнаружены следующие спорные моменты, для которых предлагается соответствующее решение:
1) Подход, при котором для заключения договора коммерческой концессии является необходимым обязательное предоставление в составе комплекса исключительных прав права использования товарного знака ведет к появлению искусственных барьеров для осуществления деятельности на основании договора коммерческой концессии. При этом, лица, ведущие свою предпринимательскую деятельность, но не имеющие зарегистрированного товарного знака, все равно вступают в отношения, фактически являющиеся отношениями, которые складываются между пользователем и правообладателем по договору коммерческой концессии, но облекают их в форму других договорных конструкций, которые, как правило, являются смешанными с элементами лицензионного договора и договора о возмездном оказании услуг. Такие правообладатели вынуждены прибегать к разным ухищрениям, чтобы создать правовое поле своей деятельности, схожее с тем, которое бы имело место при заключении ими договора коммерческой концессии. Такие лица лишаются возможности использования преимуществ договора коммерческой концессии, или не могут предоставить права использования по такому договору коммерческого обозначения.
В связи с этим, признание обязательным для договора коммерческой концессии наличия в его предмете права использования товарного знака выглядит излишним и предлагается отойти от такого подхода. В том числе, могут быть внесены соответствующие изменения в редакцию статьи 1027 ГК РФ, которая может быть изложена в следующем виде:
«По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий, в частности, право на товарный знак или знак обслуживания коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав».
2) Отсутствие единого подхода к пониманию последствий отсутствия государственной регистрации предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности, нуждающихся в регистрации, влечет достаточное количество вопросов, связанных с законностью права использования в момент до состоявшейся регистрации. Разнородность судебной практики и отсутствие законодательного закрепления правовой природы открытых реестров Роспатента только усугубляет ситуацию. Необходимым является выработка подхода, при котором использование таких объектов в отсутствие регистрации их предоставления не является незаконным, так как правообладатель разрешил своими действиями такое использование объекта интеллектуальной собственности, и что отсутствие регистрации влияет только на отношения с третьими лицами, которые, полагаясь на сведения реестра, могут не признавать, что пользователю, действительно, принадлежит право использования исключительного права. В связи с этим, кажется разумным допускать распространение на отношения, связанные с оборотом исключительного права, норм о государственной регистрации вещных прав, в той части, в которой это не противоречит природе исключительного права.
3) Формулировка пункта 2 статьи 1027 ГК РФ, предусматривающая возможность предоставления права использования деловой репутации правообладателя в определенном объеме, приводит к искаженному пониманию деловой репутации. Отсутствие упоминания понятия коммерческого опыта в других нормах, помимо указанной, вызывает достаточное количество вопросов, что это за объект и как может осуществляться его использование в рамках договора коммерческой концессии.
Предлагается исключить из формулировки данной статьи указание на возможность предоставления деловой репутации и коммерческого опыта в определенном объеме, отметив, что результатом предоставления права использования комплекса исключительных прав является распространение на пользователя деловой репутации правообладателя.
Также предлагается исключить указание на коммерческий опыт как особый объект, либо дать соответствующее определение, указав, что под коммерческим опытом понимается совокупность знаний, умений, приобретенных правообладателем при осуществлении предпринимательской деятельности, предоставление которого осуществляется как результат взаимодействия правообладателя и пользователя при исполнении договора коммерческой концессии.
4) Отсутствие в части III ГК РФ коллизионной привязки определения права, подлежащего применению к исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности в отношениях, осложненных иностранным элементом, не является критическим моментом, тем не менее, дополнение части III ГК РФ нормой, предусматривающей, что правом, применимым к таким отношениям является право страны, где испрашивается охрана исключительного права, значительно упростит понимание природы территориального действия исключительных прав и устранит возможность применения к указанным вопросам права по усмотрению сторон.
Таким образом, в рамках настоящей Работы были выявлены основные особенности предоставления исключительного права на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии, связанные, в том числе, и со спецификой уникальной природы данного договора. Выявленные проблемы свидетельствуют о несовершенстве законодательного регулирования договора коммерческой концессии, предложенные варианты необходимых изменений могут повлиять на разрешение указанных проблем.
Последовательный анализ правового регулирования предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии позволил выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при заключении договора коммерческой концессии, чтобы минимизировать риски незаконного использования таких объектов интеллектуальной собственности и признания договора недействительным, незаключенным или квалификации его в качестве иной договорной конструкции. При рассмотрении особенностей предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности были также выявлены отдельные системные проблемы в законодательном регулировании договора коммерческой концессии, которые искусственно усложняют возможность осуществления предпринимательской деятельности по модели договора коммерческой концессии.
В результате проведенной работы в соответствии с поставленными задачами и определенной целью можно прийти к следующим выводам:
1. При анализе существующих в литературе подходов к пониманию правовой природы договора коммерческой концессии, сделан вывод, что договор является самостоятельным договорным видом, имеющим свою специфическую природу, несмотря на то, что в нем можно усмотреть совокупно существенные черты иных договорных конструкций. Договор коммерческой концессии опосредует комплексные отношения, которые включают в себя как отношения по передаче права использования комплекса исключительных прав, так и отношения по непосредственно осуществлению предпринимательской деятельности с использованием предоставленных объектов интеллектуальной собственности. Рассматриваемый договор регулирует особый набор общественных отношений, которые нельзя свести только к отношениям по предоставлению права использования объектов интеллектуальной собственности или к отношениям по оказанию услуг – в этом и заключается особая специфика договора коммерческой концессии, определившая необходимость наличия специальных правил для регулирования отношений, опосредованных договором коммерческой концессии. Сравнительный анализ договора коммерческой концессии с другими договорами, имеющими схожие с ним черты, также подтверждает вывод о самостоятельной природе договора коммерческой концессии вследствие наличия особых присущих только ему черт. К таким специфическим чертам договора коммерческой концессии, в частности, относятся особый субъектный состав сторон договора, которыми могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели; особый предмет договора, который включает не только отношения по предоставлению свойственного только для данного договора целого комплекса исключительных прав, но также и отношения, связанные непосредственно с самим процессом осуществления предпринимательской деятельности; наличие у сторон договора дополнительных прав и гарантий, обеспечивающих их интересы как участников предпринимательской деятельности; возможность включения в договор коммерческой концессии ограничивающих конкуренцию условий, что является исключительной мерой, доступной только сторонам этого договора; а также особые требования к форме договора и необходимости государственной регистрации предоставления права использования комплекса исключительных прав.
2. При анализе нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики выделены следующие общие особенности предоставления права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии:
1) По договору коммерческой концессии может быть предоставлено право использования любого объекта интеллектуальной собственности, кроме тех, оборот которых законодательно ограничен (фирменное наименование и наименование места происхождения товара);
2) Договор коммерческой концессии может предусматривать только предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности без возможности отчуждения исключительного права на них в рамках этого договора, при этом, в договоре обязательно должен быть определен объем предоставления права использования каждого отдельного объекта путем указания способов и целей его использования;
3) По договору коммерческой концессии предоставляется право использования нескольких объектов интеллектуальной собственности, которые выступают единым объектом, будучи объединенными общим назначением – использование в предпринимательской деятельности, которые обладая особым комплексным характером не могут рассматриваться как отдельные самостоятельные части, а формируют единый комплексный объект права, к которому применяется общий режим;
4) Заключение договора коммерческой концессии, по которому предоставляется право использования только единственного объекта -товарного знака или знака обслуживания, может иметь место только при условии включения в него иных положений, характерных для договора коммерческой концессии.
3. В отношении предоставлении права использования средств индивидуализации по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования товарного знака является обязательным для договора коммерческой концессии, в отсутствие такого предоставления договор коммерческой концессии не может существовать;
2) Последствием отсутствия в предмете договора предоставления права использования товарного знака не должно являться признание такого договора недействительным в полном объеме, такой договор должен быть квалифицирован в качестве иного договора (лицензионного, непоименованного, смешанного); значение переквалификации договора коммерческой концессии в иной договор, сводится к тому, что содержащиеся в таком договоре условия об ограничении конкуренции (ст. 1033 ГК РФ) не могут подлежать в данном случае применению и должны признаваться недействительными как противоречащие антимонопольному законодательству, аналогично не могут применяться и иные условия договора, характерные только для договора коммерческой концессии (что влечет признание договора недействительным в этой части);
3) Государственная регистрация предоставления исключительного права на товарный знак является необходимым элементом юридического состава договора коммерческой концессии, однако, отсутствие такой регистрации не должно влечь признания факта использования товарного знака пользователем незаконным, так как такая регистрация имеет значение только для третьих лиц, которые могут полагаться на сведения реестра товарных знаков в силу принципа его публичной достоверности;
4) Допущение предоставления права использования коммерческого обозначения по договору коммерческой концессии является прямым исключением, предусматривающим случай перехода права его использования отдельно от самого предприятия, что оправдывается особой природой договора коммерческой концессии, обеспечивающего формирование единой торговой сети правообладателем и пользователем;
5) Предоставление права использования коммерческого обозначения возможно только, если одновременно предоставляется право использования товарного знака, которое является обязательным для договора коммерческой концессии; в отсутствие предоставления права использования товарного знака, договор не может считаться договором коммерческой концессии, а предоставление права использования коммерческого обозначения по иному договору (кроме договора аренды предприятия) не допускается законом.
4. В отношении предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования объектов авторского права не требует государственной регистрации, и право считается предоставленным с момента заключения договора или с момента, который стороны сами определят в договоре коммерческой концессии, когда же для объектов патентного права наличие такой регистрации является необходимым и в ее отсутствие аналогичны последствия, как и для товарного знака;
2) При предоставлении права использования объектов авторского и патентного права должны соблюдаться права авторов, исключительным правом на произведение или объект патентного права которых обладает иное лицо – правообладатель по договору коммерческой концессии.
5. В отношении предоставления права использования иных объектов по договору коммерческой концессии выделены следующие особенности:
1) Предоставление права использования секрета производства по договору коммерческой концессии отличается тем, что объем того, что входит в секрет производства определяется самим правообладателем и может меняться в зависимости от того, сохраняется ли конфиденциальность сведений, его составляющих;
2) Секрет производства как объект интеллектуальной собственности существует не только в случае наличия обязательно введенного в отношении сведений режима коммерческой тайны, но и при принятии иных мер, позволяющих сохранить конфиденциальный характер сведений;
3) Для сохранения секрета производства как объекта интеллектуальной собственности особое значение имеет включение в договор коммерческой концессии условий о неразглашении сторонами полученной информации, так как в обратном случае такой объект перестанет существовать;
4) Деловая репутация и коммерческий опыт поименованы как объекты, право использования которых может предоставляться по договору, при этом, указанные объекты не являются объектами интеллектуальной собственности и вообще не являются фактически объектами, в отношении которых может быть отдельно предоставлено право использования.
6. В отношении предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности по договору международного франчайзинга выделены следующие особенности:
1) При трансграничном обороте права использования объектов интеллектуальной собственности особое значение имеет вопрос о территориальном характере действия исключительных прав;
2) Содержание и действие исключительного права на объект, право использования которого предоставляется по договору, определяется исходя из коллизионной привязки к праву страну, где испрашивается охрана объекта, стороны не могут выбрать применимое право для разрешения указанных вопросов.
3) При заключении договора коммерческой концессии с иностранным элементом необходимо определять, признается ли исключительное право на такой объект на территории страны, где будет происходить его использование.
7. В результате рассмотрения особенностей предоставления права использования отдельных объектов интеллектуальной собственности обнаружены следующие спорные моменты, для которых предлагается соответствующее решение:
1) Подход, при котором для заключения договора коммерческой концессии является необходимым обязательное предоставление в составе комплекса исключительных прав права использования товарного знака ведет к появлению искусственных барьеров для осуществления деятельности на основании договора коммерческой концессии. При этом, лица, ведущие свою предпринимательскую деятельность, но не имеющие зарегистрированного товарного знака, все равно вступают в отношения, фактически являющиеся отношениями, которые складываются между пользователем и правообладателем по договору коммерческой концессии, но облекают их в форму других договорных конструкций, которые, как правило, являются смешанными с элементами лицензионного договора и договора о возмездном оказании услуг. Такие правообладатели вынуждены прибегать к разным ухищрениям, чтобы создать правовое поле своей деятельности, схожее с тем, которое бы имело место при заключении ими договора коммерческой концессии. Такие лица лишаются возможности использования преимуществ договора коммерческой концессии, или не могут предоставить права использования по такому договору коммерческого обозначения.
В связи с этим, признание обязательным для договора коммерческой концессии наличия в его предмете права использования товарного знака выглядит излишним и предлагается отойти от такого подхода. В том числе, могут быть внесены соответствующие изменения в редакцию статьи 1027 ГК РФ, которая может быть изложена в следующем виде:
«По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий, в частности, право на товарный знак или знак обслуживания коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав».
2) Отсутствие единого подхода к пониманию последствий отсутствия государственной регистрации предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности, нуждающихся в регистрации, влечет достаточное количество вопросов, связанных с законностью права использования в момент до состоявшейся регистрации. Разнородность судебной практики и отсутствие законодательного закрепления правовой природы открытых реестров Роспатента только усугубляет ситуацию. Необходимым является выработка подхода, при котором использование таких объектов в отсутствие регистрации их предоставления не является незаконным, так как правообладатель разрешил своими действиями такое использование объекта интеллектуальной собственности, и что отсутствие регистрации влияет только на отношения с третьими лицами, которые, полагаясь на сведения реестра, могут не признавать, что пользователю, действительно, принадлежит право использования исключительного права. В связи с этим, кажется разумным допускать распространение на отношения, связанные с оборотом исключительного права, норм о государственной регистрации вещных прав, в той части, в которой это не противоречит природе исключительного права.
3) Формулировка пункта 2 статьи 1027 ГК РФ, предусматривающая возможность предоставления права использования деловой репутации правообладателя в определенном объеме, приводит к искаженному пониманию деловой репутации. Отсутствие упоминания понятия коммерческого опыта в других нормах, помимо указанной, вызывает достаточное количество вопросов, что это за объект и как может осуществляться его использование в рамках договора коммерческой концессии.
Предлагается исключить из формулировки данной статьи указание на возможность предоставления деловой репутации и коммерческого опыта в определенном объеме, отметив, что результатом предоставления права использования комплекса исключительных прав является распространение на пользователя деловой репутации правообладателя.
Также предлагается исключить указание на коммерческий опыт как особый объект, либо дать соответствующее определение, указав, что под коммерческим опытом понимается совокупность знаний, умений, приобретенных правообладателем при осуществлении предпринимательской деятельности, предоставление которого осуществляется как результат взаимодействия правообладателя и пользователя при исполнении договора коммерческой концессии.
4) Отсутствие в части III ГК РФ коллизионной привязки определения права, подлежащего применению к исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности в отношениях, осложненных иностранным элементом, не является критическим моментом, тем не менее, дополнение части III ГК РФ нормой, предусматривающей, что правом, применимым к таким отношениям является право страны, где испрашивается охрана исключительного права, значительно упростит понимание природы территориального действия исключительных прав и устранит возможность применения к указанным вопросам права по усмотрению сторон.
Таким образом, в рамках настоящей Работы были выявлены основные особенности предоставления исключительного права на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии, связанные, в том числе, и со спецификой уникальной природы данного договора. Выявленные проблемы свидетельствуют о несовершенстве законодательного регулирования договора коммерческой концессии, предложенные варианты необходимых изменений могут повлиять на разрешение указанных проблем.
Подобные работы
- Оценка рисков и угроз деятельности организации и разработка механизмов их нейтрализации (на примере франчайзи «Билайн»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В ПРАВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Содержание договора коммерческой концессии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



