Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перспективы реализации внешнеполитического курса Бразилии на многовекторность на примере БРИКС и отношений с США

Работа №139586

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы110
Год сдачи2023
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
SUMMARY 7
ВВЕДЕНИЕ 11
Глава 1. Внешняя политика Бразилии в XXI веке 20
1.1 Автономия и диверсификация во внешней политике Бразилии 20
1.2 Многовекторная внешняя политика Бразилии 31
Глава 2. Сотрудничество Бразилии со странами БРИКС и США 43
2.1 Отношения Бразилии с Соединёнными Штатами Америки 44
2.2 Бразилия в БРИКС. Отношения со странами-участницами 57
Глава 3. Проблемы и перспективы реализации многовекторной внешней политики Бразилии 74
3.1 Президентская дипломатия Луиса Инасиу Лулы да Силвы на современном этапе 74
3.2 Перспективы многовекторной внешней политики Бразилии в рамках группы БРИКС и США 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список использованных источников и литературы 89


Бразилия является страной большого международного значения вне зависимости от того, кто ею управляет в силу демографического и территориального факторов, культурного разнообразия, энергетического потенциала и природных богатств государства, а также других факторов, не зависящих от политико-экономической ориентации руководства и элит. Бразилия всегда будет представлять интерес для любого аналитика или правительства, занимающегося разработкой своей внешней политики.
За последние два десятилетия страна продемонстрировала не только усиление своего экономического и политического влияния в Латинской Америке, но и расширение своих геополитических интересов в Африке и Азии.
Актуальность данной работы заключается в возрастании значимости группы БРИКС для внешнеполитического курса Бразилии. Это происходит в контексте нежелания США упускать субрегионального лидера из своей сферы влияния. Бразилия держит курс на диверсификацию внешних связей и прочную автономию в определении своей внешней политики. Желание Бразилиа развивать новые политические и экономические связи, не забывая о старых, и формирует актуальность исследования.
Новизна настоящей работы заключается в комплексном рассмотрении внешней политики Бразилии через призму многовекторности по отношению к странам БРИКС и США. Сам термин «многовекторная внешняя политика Бразилии» широкого распространения в научной среде пока не имеет. К проблеме многовекторности бразильской внешней политики часто подходят в рамках использования иных терминов, таких как «автономная внешняя политика» , «внешняя политика переменной геометрии» , «внешняя политика прагматического равноудаленности» , «ответственный прагматизм» , «автономия через диверсификацию» и т.д.
Объектом исследования в настоящей магистерской диссертации является Бразилия как страна с многовекторным направлением реализации внешнеполитического курса.
Предмет исследования – внешняя политика страны в отношении членов группы БРИКС и США.
Цель работы – установление перспектив многовекторной внешней политики Бразилии в сотрудничестве со странами БРИКС и США.
Виду поставленных целей были определены следующие задачи:
• Установить национальные интересы Бразилии во внешней политике (применительно к странам БРИКС и США)
• Установить интересы стран БРИКС и США в сотрудничестве с Бразилией.
• Проанализировать текущий внешнеполитический курс Бразилии по отношению к Китаю, России, Индии, ЮАР и США на данный момент.
• Определить трудности, с которыми сталкивается Бразилия при реализации такого внешнеполитического курса.
• Проанализировать президентскую дипломатию нового срока Луиса Инасиу Лулы да Силвы.
• Определить возможности реализации многовекторной политики на современном этапе.
Хронлогические рамки исследования начинаются от истоков «левого поворота» 2003 года и заканчивая временем деятельности нынешнего президента Луиса Инасиу Лулы да Силва (вступил в должность в январе 2023 г.). Верхняя граница обусловлена начавшимися в 2003 г. действиями Бразилии по развертыванию сотрудничества со странами, ныне формирующими БРИКС. Нижняя граница определена таким образом, чтобы оценить возможное развитие отношений между Бразилией и «клубом» в рамках нового срока И.Лулы да Силвы и идентифицировать выбранный им вектор развития отношений с США.
Источниковая база исследования состоит из нескольких видов источников, опубликованных на русском, английском, испанском и португальском языках.
К нормативно-законодательным актам относятся официальные заявления глав стран, которые способствуют пониманию приоритетных направлений внутренней и внешней политики на очередной период. Также анализируются заключенные страной договоры, конвенции, меморандумы о сотрудничестве. Анализ выступлений официальных лиц, предпринятый в ходе исследования, способствовал лучшему пониманию эволюции внешней политики страны на современном этапе (прежде всего, речь идет о выступлениях президентов на саммитах и двусторонних встречах).
К отчетам органов государственной власти относятся ежегодные отчеты пресс-секретариата о международных поездках президента Республики, которые содержат информацию о посещенных мероприятиях и проведенных двусторонних встречах. Они дают в целом представление о направлениях и количестве зарубежных визитов главы государства.
Для изучения наиболее актуальной информации о внешнеполитической деятельности Бразилии активно использовались также материалы средств массовой информации и периодических изданий. Здесь особенно необходимо отметить официальный новостной портал правительства Республики Бразилии - BrazilGovNews, который сообщает о всех действиях и решениях Правительства и предоставляет доступ к последним выступлениям и интервью первых лиц Республики. Также были использованы материалы интернет-изданий крупнейших бразильских газет - Estadão,Folha, российского информационного агентства ИТАР-ТАСС, РИА Новости и др.
При написании исследования были использованы научные работы ведущих латиноамериканистов нашего времени, занимающихся проблематикой становления и развития бразильского внешней политики в рамках новой концепции – «автономной диверсификации внешней политики».
Наиболее значимыми при написании диссертации оказались следующие научные материалы.
Так, исследователи Борис Федорович Мартынов и Алла Юрьевна Борзова в своей работе «История внешней политики и дипломатии Бразилии» комплексно рассматривают бразильскую внешнюю политику, начиная от создания независимого государства Бразилия и заканчивая экс-президентом Жаиром Болсонару. Важным аспектом работы является стремление авторов показать тесное переплетение внешней и внутренней политики Бразилии, что представляет из себя взаимодействие политических структур и институтов.
Работа Эмиля Суреновича Дабагяна «Примеряя одежды Великой державы: основные направления внешней политики Бразилии в начале XXI века», в которой автор рассматривает основные направления и аспекты внешней политики Бразилии в начале XXI века, анализирует стратегические приоритеты Бразилии, ее дипломатическую деятельность, внешнеэкономические связи, участие в региональных и международных организациях. В исследование речь идет о внешнеполитической трансформации Бразилии и факторах, определяющих ее международную позицию в данном периоде.
Автор статьи «Brazil'sForeignPolicyPriorities» Стина Фрбай Кристенсен анализирует приоритетные направления внешней политики страны включая ее роль в МЕРКОСУР, БРИКС и других региональных и международных организациях. Она обсуждает, как Бразилия стремится к укреплению своей глобальной роли, особенно в отношении США, и рассматривает различные вызовы и возможности, которые могут возникнуть при реализации этих приоритетов.
Аднан Навид в своей статье «BRICS: A Challengetothe US Hegemony» обсуждает роль БРИКС в контексте мировой политики и экономики, исследуя взаимодействие группы с гегемоном в виде США. Он анализирует механизмы сотрудничества между странами БРИКС, их влияние на мировую экономику и управление, а также рассматривает потенциальные вызовы, которые могут возникнуть при реализации стратегических целей БРИКС.
МатиасСпекторвсвоейстатье«The United States and Brazil aligned: opportunities and challenges?» анализирует отношения между США и Бразилией и рассматривает их возможности и вызовы в рамках сотрудничества. Он изучает исторические отношения двух стран и их стратегические интересы, обозначая потенциал для сотрудничества в различных областях, таких как экономика, наука, технологии, оборона и безопасность. Автор также обсуждает текущие вызовы в отношениях между США и Бразилией и потенциальные области сотрудничества в будущем.
При написании работы использовалась также литература, опубликованная фондом «Александра де Гужмана», при Министерстве иностранных дел Бразилии. Статьи с открытой библиотеке – КиберЛенинка.ScientificElectronicLibraryOnline (SciELO) – это база данных научных журналов на португальском, испанском и английском языках. Dialnet– база данных научных работ на испанском языке.
Настоящая работа опирается на принцип историзма, предписывающий рассматривать предмет исследования в его развитии; принцип объективности, требующий оценивать исторические факты с точки зрения их достоверности; принцип системности, который обязует исследовать объект как систему с внешними и внутренними связями.
Для достижения поставленной цели и реализации задач данной магистерской диссертационного исследования были использованы: исторический и институциональный подходы, позволившие комплексно осветить предмет исследования, изучить, проанализировать основные этапы политических процессов формирования внешней политики Бразилии, помогли установить этапы становления и линии соприкосновения интересов с другими странами, понять, в каких сферах происходит сотрудничество: внешняя политика, экономика, безопасность, социальная сфера, сфера образования, здравоохранения и культуры.
Метод индукции оказался, необходим для обозначения общего, первичного внешнеполитического поведения стран БРИКС и США, исходя из итогов проведенного анализа деятельности стран в вышеуказанных областях. Кроме того, страны БРИКС будут обозначены растущими силами на международной арене, с целью последующего раскрытия влияния БРИКС на глобальное управление, что в свою очередь шатает западную систему, выстроенную США.
Системный подход в сочетании с ситуационным анализом позволил сделать акцент на выявлении многообразий форм сотрудничества между Бразилией странами БРИКС и США, достижений и проблем деятельности «пятерки», совместные проекты с США. Такое сочетание поспособствует установлению реальных интересов государств, анализируемых в данной магистерской диссертации.
Был также применен ивент-анализ, позволивший упорядочить и структурировать ход и интенсивность событий отражающих настроенность масс, СМИ и других производителей контента. Ивент-анализ помог определить отношение действующих лиц, зафиксированное в их публичных высказываниях, отразить общую настроенность по отношению к будущему внешнеполитическому сотрудничеству Бразилии на многовекторных направлениях на примере БРИКС и США.
Все вышеперечисленные методы помогли, решить задачи диссертации и подвести к цели определения перспектив многовекторной политики Бразилии на примере БРИКС и США.
Структура работы: Работа состоит из введения, в котором обоснована выбранной темы, обозначены актуальность, объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки и научная новизна исследования. В главе 1 («Внешняя политика Бразилии в XXI веке») проанализирована современная внешняя политика Бразилии начиная от истоков «левого поворота» и заканчивая нынешним сроком президента Луиса Инасиу Лулы да Силва. Также в ней дано определение «автономии через диверсификацию» и пояснено, как эту стратегию можно сопоставить с многовекторной политикой. В параграфе 1.1. «Автономия и диверсификация во внешней политике Бразилии» рассмотрена концепция автономии во внешней политике Бразилии, от истоков формирования стратегии в научном дискусе, до отношения к современной бразильской политики. В параграфе 1.2 «Многовекторная внешняя политика Бразилии» исследована бразильская многовекторная внешняя политика, дано объяснение, почему именно по отношению к Бразилии можно использовать этот термин. Наконец, в параграфе 1.3 «Место и роль Бразилии в БРИКС» определяются причины участия страны в данной группе государств, продемонстрирована роль Бразилии в группе и выявлены результаты участия Бразилии в БРИКС.
В глава 2 «Сотрудничество Бразилии со странами БРИКС и США» проанализировано сотрудничество Бразилии отдельно с каждой страной группы БРИКС и США; выявлены интересы самой Бразилии и интересы ее партнеров; дана оценка уровню партнерства с каждой из стран участниц БРИКС, исследованы все аспекты сотрудничества. В ходе анализа автор доказывает стратегический характер партнерства с каждой из стран БРИКС, что обуславливает его прочность.
В глава 3 «Проблемы и перспективы реализации многовекторной политики Бразилии» исследована дальнейшая реализация многовекторной политики Бразилии, дана оценка, к чему может привести продолжение осуществления такой внешнеполитической деятельности. Отдельно анализируются противоречия, с которыми приходится сталкиваться Бразилии при одновременном сотрудничестве с США и БРИКС. Особое внимание уделено реализации многовекторной политики через призму президентской дипломатии нового срока Л.И. Лулы да Силвы. Осуществлен анализ перспектив, прогнозов и сценариев развития такой модели внешней политики, исследованы возможные изменения в политики Бразилии в среднесрочной перспективе и причины таких перемен. Наконец, автор дает оценку возможного выигрыша Бразилии от продолжения реализации такой внешнеполитической линии.
В заключение сформулированы выводы по магистерской диссертации. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для начала стоит отметить, что термин «многовекторная» в бразильском научном дискурсе практически не используется, альтернативой ему выступает «автономия через диверсификацию». По итогам анализа концепций внешней политики автор приходит к выводу, что «многовекторность» и «автономия через диверсификацию» представляют схожие, но не полностью идентичные понятия. Если многовекторность отражает широкий спектр взаимодействия с различными странами и регионами и это приводит государство к целям автономии, то есть принятия решений вне зависимости от чужого влияния, то диверсификация нацелена на снижение зависимости и достижение большей автономии во внешней политике. Хотя эти модели имеют общие черты, они все же имеют свои особенности. Тем не менее, в силу того что обе эти стратегии достигают одной цели, мы можем рассматривать эти понятия как смежные.
В данном исследовании было установлено, что Фернанду Энрике Кардозу заложил фундамент многовекторной политики и начал диверсифицировать отношения, а после прихода к власти Луис Инасиу Лула да Силва в 2003 году, стратегия многовекторности стала основной моделью реализации внешнеполитического курса. Лула стал предовать большее значение торговли с Китаем, который превзошел США в качестве основного торгового партнера Бразилии, начиная с 2008 года. Участие Аргентины и Индии в бразильской торговле в период с 2002 по 2009 год значительно расширилось. Также началось развитие вне региональных группировок, таких как ИБСА и БРИК. Постоянной диверсификации торговых партнеров, вновь с упором на южноамериканский субконтинент. Однако это не означает, что отношениями с США пренебрегали, но что в конечном итоге центр внимания был переориентирован на сотрудничество Юг-Юг через БРИКС – это установленный факт.
Его преемница на посту президента ДилмаРуссефф старалась поддерживать выбранный вектор предыдущем правительством, но внешняя политика Бразилии неразрывно связанна с внутренней политикой, что и привело к неубедительной реализации этого концепта. Д. Руссефф в большей степени старалась сохранить то, что уже есть, а как такового развития этой концепции, установлено данной работой, не было. МешельТемер сменивший президента Руссефф, также был ограничен в возможных шагах по диверсификации отношений, но можно отметить «легкое» возвращение к одному из центров силы – Соединенным Штатам Америки.
Конкретное смешение в бразильской внешней политике произошло с прихода к власти ЖаираБолсонару. Еще в ходе предвыборной кампании Ж. Болсонару несколько раз заявлял о своей идеологической близости к Дональду Трампу и желании уменьшить китайское влияние в Бразилии. Экс-президент проводил последовательную внешнюю политику, которая не ставила на первый план национальные интересы Бразилии, а занималась разрушением построенных связей его предшественниками, в этом контексте можно упомянуть выход из УНАСУР и приостановку членства в СЕЛАК. Тем не менее, к концу срока, Болсонару принял решение о смене выбранного политического курса. Он стал активно участвовать в объединении БРИКС, началось потепление в отношениях с Китаем.
Для Бразилии очень важно поддерживать многосторонние отношения с США и БРИКС. Это способствует реализации автономной внешней политики, сформированной Лулой, и делает Планалту важным центром принятия решений.
При новом президенте Луле сотрудничества Глобального Бга должно быть возобновлено с упором на БРИКС. Автор приходит к выводу, что для Бразилии есть масса выгоды от участия в БРИКС. Во-первых, это экономическое сотрудничество со странами группы. Китай – это крупнейший партнер Бразилии. Значительный интерес Бразилиа к рынкам Азии и Африки, с возможностью выхода на них через ЮАР и Индию, с которыми еще до БРИКС было взаимодействие через ИБСА. Но главная выгода Бразилии в «клубе» – это политическая. В обозначенный, в рамках исследования, временной период, у Бразилии всегда были геополитические амбиции, но инструментов для реализации внешнеполитических стратегий у нее не было и для того, чтобы их заиметь за приделами региона было создано БРИКС, хоть страны пятерки не позиционируют свою группу как фронт конфронтации с Севером, но факт в том, что группа имеет большой политический вес, что и заставляет прислушиваться США и другие странны к их интересам. Формат БРИКС чрезвычайно удобен для реализации долгосрочных задач бразильской элиты – в частности, для полного выхода из тени Соединенных Штатов. И в то же время такой формат позволяет избежать прямой конфронтации с Вашингтоном и дает возможность продолжать реализовывать стратегию многовекторной политики.
На глобальном Севере самым важным партнером Бразилии являются Соединенные Штаты Америки, давний партнер Бразилии. В начале XXI века, стремления бразильской внешней политик к многосторонности и двусторонности вызвали некоторые трения между двумя странами, в том числе из-за поддержки бразильской администрацией региональных интеграционных движений, которые были мешающим фактором для реализации национальных интересов США в регионе. Бразилия, имеющая более интенсивную торговлю с Китаем, диверсифицировала свое экономическое сотрудничество за счет включения новых партнеров, в частности из Южного полушария, что поспособствовало определенному дистанцированию от США. Сотрудничество между Вашингтоном и Бразилиа имеет большое значение по ряду причин. Обе страны являются важными глобальными акторами, обладая влиянием на международную арену. Такого рода сотрудничество позволяет обеим странам преследовать свои национальные интересы, решать общие проблемы и способствовать международной стабильности и процветанию. Теперь Бразилия является важным игроком в латиноамериканском регионе, который может как помочь продвижению целей поставленных США, так и помещать. Это все формирует необходимость в сотрудничестве как для Белого дома, так и для Планалту.
Прогнозируя перспективы курса многовекторности внешней политики Бразилии, автор проанализировал предпринятые действия нового президента Лулы да Силвы, который пересек отметку в сто дней правления. Помимо восстановления многогранного присутствия государства, внутренние и внешние связи вовлекаются в грандиозную стратегию деконструкции мировой системы. Судя по количеству внешних обязательств за столь короткое время правления, Лула полон решимости поставить Бразилию в центр мировых дискуссий и форумов, не исключая при этом развития двухсторонних отношений. На своем третьем сроке полномочий он будет использовать проблему изменения климата в качестве одного из своих основных политических инструментов для завоевания значимости на международной арене. Вторым таким инструментом будет его инициатива «мира», которая будет притягивать «неприсоединившихся» стран Глобального Юга.
Политическое наследие Лулы и уже проведенные им манипуляции, констатируют факт, что у Бразилии есть все перспективы к реализации многовекторной политики. Уже сейчас с помощью своей президентской дипломатии Лула да Силва продвигает отношения со всеми глобальными акторами и центрами силы как в регионе, так и за его приделами. Сложно с точностью сказать, к чему все таки будет ближе Бразилия на окружности многовекторности, к США или БРИКС, но сформированные за прошлые годы XII века механизмы будут способствовать автономии страны в принятии решений, а Лула воспользуется для еще большего участия во всех международных делах, что и исключает концентрацию внешний политики только вокруг США или только вокруг группы БРИКС.



1. Визит в Бразилию. Саммит БРИКС // Официальный сайт президента России. 13–14.11.2019 [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/trips/62050 (дата обращения: 06.04.2023).
2. Встреча с Президентом Бразилии ЖаиромБолсонаро // Официальный сайт президента России. 14.11.2019 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62049 (дата обращения: 16.03.2023).
3. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Бразилии Ж.Болсонаро // Официальный сайт президента России 16.02.2022 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5774(дата обращения: 22.05.2023).
4. Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге // Официальный сайт президента России. 21.06.2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5212 (дата обращения: 17.04.2023).
5. Телефонный разговор с Президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силвой // Официальный сайт президента России 26.05.2022 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71213 (дата обращения: 27.05.2023).
6. 117. Lista de viagens presidenciais internacionais feitas por Dilma Rousseff // Site oficial do governo brasileiro, 24.01.2023 [Recurso electrónico] URL: https://www.gov.br/mre/pt-br/arquivos/list-of-international-presidential-tripsl (дата обращения: 29.04.2023).
7. Americas Partnership for Economic Prosperity // U.S. Department of State. [Electronic resource] URL: https://www.state.gov/americas-partnership-for-economic-prosperity/
8. ComexStat, Ministerio de Industria, Comercio Exterior y Servicios de Brasil. [Electronic rescuers] URL: http://comexstat.mdic.gov.br/pt/home (датаобращения: 16.01.2023).
9. Comunicado Conjunto Brasil-Índia por ocasião da Visita de Estado do Presidente da República Federativa do Brasil à Índia. 27.01.2020, [Recurso eletrônico] URL: https://www.gov.br/mre/pt-br/canais_atendimento/imprensa/notas-a-imprensa/2020/comunicado-conjunto-brasil-india-por-ocasiao-da-visita-de-estado-do-presidente-da-republica-federativa-do-brasil-a-india-25-27-de-janeiro-de-2020 (датаобращения: 17.04.2023).
10. Da Silva, L. Discurso de apertura de sesiones legislativas // Sesión 001.1.52.N. Câmara dos Deputados, 2003, [Recursoeletrônico]URL: https://www2.camara.leg.br/atividade-legislativa/plenario/discursos/notas.html (датаобращения: 17.04.2023).
11. Decreto № 11.475, de 6 de abril de 2023 // Site oficial do governo Brasileiro [Recurso eletrônico] URL:https://www.in.gov.br/web/dou/-/decreto-n-11.475-de-6-de-abril-de-2023-475785647(датаобращения: 29.04.2023).
12. DHS implements US Visit Program, Center for American Progress, 2004, [Electronic resource] URL: https://www.americanprogress.org/article/dhs-implements-us-visit-program/ (датаобращения: 04.05.2023).
13. G-20 MINISTERIAL // Internet Archive [Electronic resource] URL: https://web.archive.org/web/20051201100335/http://commerce.nic.in/wto_sub/g20/pressrel.htm (датаобращения: 24.03.2023).
14. Intercambio comercial brasileiro // Recurso eletrônico[Recurso eletrônico] URL: https://www.gov.br/mdic(датаобращения: 23.02.2023).
15. Preferential trade agreement between the southern common market (MERCOSUR) and the Southern African customs union (SACU) URL: http://www.sice.oas.org/Trade/MRSRSACU/Text_2008_s.pdf(датаобращения: 20.02.2023).
16. President Jair Bolsonaro visited the USA // Ministério das Relações Exteriores. [Electronic resource] URL: https://www.gov.br/mre/en/subjects/bilateral-relations/all-countries/united-states-of-america
17. President Xi Jinping Holds Talks with Brazilian President Lula da Silva // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China 14.02.2023 [Electronic resource] URL: https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202304/t20230414_11059515.html (датаобращения: 20.04.2023).
18. Presidente Jair Bolsonaro já está em Moscou para visita oficial à Rússia // Site oficial do estado do brasil [Recurso eletrônico] URL: https://www.gov.br/planalto/pt-br/acompanhe-o-planalto/noticias/2022/02/presidente-jair-bolsonaro-ja-esta-em-moscou-para-visita-oficial-a-russia(датаобращения: 21.01.2023).
19. Remarks by President Biden and President Lula da Silva of Brazil Before Bilateral Meeting // The White House. 10.02.2023 [Electronic resource] URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2023/02/10/remarks-by-president-biden-and-president-lula-da-silva-of-brazil-before-bilateral-meeting/ (датаобращения: 15.03.2023).
20. Remarks by President Obama and President Rousseff of Brazil in Joint Press Conference // Office of the Press Secretary, 30.06.2015, [Electronic resource] URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/06/30/remarks-president-obama-and-president-rousseff-brazil-joint-press (датаобращения: 23.02.2023).
21. The United States and Brazil: Partners for a Prosperous Hemisphere // US Embassy and Consulates in Brazil, [Electronic resource] URL: https://br.usembassy.gov/fact-sheet-the-united-states-and-brazilpartners-for-a-prosperous-hemisphere/,(дата обращения: 04.05.2023).
22. United States — Anti-Dumping Administrative Reviews and Other Measures Related to Imports of Certain Orange Juice from Brazil // World Trade Organization (WTO), 2013,[Electronic resource] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds382_e.htm (датаобращения:16.01.2023).
23. VII Cumbre de jefas y jefes de estado y de gobierno de la comunidad de estados Latinoamericanos y Caribeños // Site oficial do governo brasileiro, 24.01.2023 [Recurso electrónico] URL: https://www.gov.br/mre/pt-br/arquivos/declaracion-de-buenos-aires-version-final.pdf(дата обращения: 29.04.2023).

Делопроизводственныедокументы БРИКС
24. II BRIC Summit - Joint Statement of the BRIC Countries Leaders April 16, 2010 Brasilia, Brasil // НациональныйКомитетпоисследованию БРИКС, Россия. 2010, p. 4.
25. IX BRICS Summit – Xiamen Declaration September 4, 2017 Xiamen, China // НациональныйКомитетпоисследованию БРИКС, Россия. 2017,p. 43.
26. VI BRICS Summit – Fortaleza Declaration June 15, 2014 Fortaleza, Brazil // НациональныйКомитетпоисследованию БРИКС, Россия. 2014,p. 15.
27. XIV BRICS Summit Beijing Declaration June 23, 2022, Beijing, China // НациональныйКомитетпоисследованию БРИКС, Россия. 2022,p. 26.
Статистическиеданные
28. Бразилия: Прямые иностр. Инвестиции // TheGlobalEconomic [Электронный ресурс] URL: https://ru.theglobaleconomy.com/Brazil/fdi_dollars/ (дата обращения 23.08.2022)
29. Торговый оборот России и Бразилии // Внешняя торговля России [Электронный ресурс] URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2016-01/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-braziliey-v-2011-g/ (дата обращения: 12.04.2023).
30. Brazil Imports and exports with China // Trading Economics [Electronic resource] URL: https://tradingeconomics.com/brazil/imports/china (датаобращения: 12.04.2023).
31. Brazil Imports and exports with India // Trading Economics [Electronic resource] URL: https://tradingeconomics.com/brazil/imports/india (датаобращения: 12.04.2023).
32. Brazil Imports and exports with Russia // Trading Economics [Electronic resource] URL: https://tradingeconomics.com/brazil/imports/russia (датаобращения: 12.04.2023).
33. Brazil Imports and exports with USA // Trading Economics [Electronic resource] URL: https://tradingeconomics.com/brazil/imports/united-states-of-america (датаобращения: 12.04.2023).
34. South Africa // Trading Economics. [Electronic resource] URL: http://www.tradingeconomics.com/south-africa/unemployment-rate(датаобращения: 21.04.2023).
35. The World Bank // Brazil Economy [Electronic resource] URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=NY.GDP.MKTP.CD&country=WLD (датаобращения: 16.03.2023).

Литература
Концептуальнаятеоретическаяработа
36. Дугин, А.Г. Теория многополярного мира // М.: Евразийское движение, 2013. – 532 с.

Монографии
37. Мартынов Б. Ф., Борзова А. Ю. История внешней политики и дипломатии Бразилии. Москва: Аспект Пресс, 2021, С. 287.
38. Мартынов, Б.Ф. «Запад» и «не-Запад»: прошлое, настоящее… будущее? / Мартынов, Б.Ф. - М. : ИЛА РАН, 2015. – 172 с.
39. Худолей Д. М. Суверенитет или автономия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011, №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverenitet-ili-avtonomiya (дата обращения: 30.03.2023).
40. Шарко С.В. Геополитические аспекты БРИКС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geopoliticheskie-aspekty-briks (дата обращения: 10.01.2023).
41. Agosín, M. Export diversification and growth in emerging economies. Documentos de trabajo // Universidad de Chile, SDT 233, 2007, [Electronic resource] URL: http://www.econ.uchile.cl/uploads/publicacion/7fec2632-b4c345a3-ab78-0970614f5bab.pdf(датаобращения: 15.03.2023).
42. Baroni, P., Florencia, R. Relaciones entre América del Sur y China: ¿Una alternativa para una inserción internacional autónoma? Documento de trabajo, 2013, №71.
43. Celso A., Teerã, R. e D. memórias da política externa ativa e altiva // Saraiva Educação S.A., 2021, p. 520.
44. Dobronravin, N., Jeifets V. Beyond the BRICS: Russian-Brazilian Relations since the collapse of the USSR / N. Dobronravin, V. Jeifets // PensamientoPropio.2019, № 49-50, p. 213-2015. [Electronic resource]URL: http://www.cries.org/wp-content/uploads/2019/08/013-Jeifetz.pdf(датаобращения: 05.08.2022).
45. Goh E. Southeast Asia: Strategic Diversification in the “Asian Century”. InTellisA, Kuo M, Marble A, // editors Strategic Asia Challenges and Choices. Seattle: NBR, 2008.
46. JaguaribeH., Ferrer, Aldo,Wionczek, Miguel S., and Santos, Theotonio dos, La dependenciapolítico-económica de América Latina // México: SigloVeintiuno,1969, р. 66.
47. Jaguaribe H. Hegemonía céntrica y autonomía periférica. In: América Latina y el nuevo orden económico internacional . Edited by Hill, Eduardo and Tomassini, Luciano. Buenos Aires // Editorial de Belgrano, 1982.
48. SanahujaJ.A. Guerra del interregno: la invasiónrusa de Ucrania y el cambio de épocaeurope oy global // Catedratico de RelacionesInternacionales, Universidad Complutense, y director de la Fundación Carolina, 2022 [Recursoelectrónico] URL: https://ceipaz.org/wpcontent/uploads/2022/07/3.JoseAntonioSanahuja.pdf (датаобращения: 16.01.2023).
49. Mihold, G. Reorientación y diversificación: América Latina entre nuevasoportunidades y viejoslegados. En D. Warren, G. Meinhold& M. Mods (De.), La agenda internacional de América Latina: entre nuevo y viejaalianzas // Buenos Aires: Nueva Sociedad, 2011 [Recursoelectrónico] URL: https://library.fes.de/pdf-files/nuso/08517.pdf (датаобращения: 16.01.2023).
50. RubbiN., Rovati B., Sager D. Parceiros por conveniência: análisis de las relaciones bilaterales de Brasil y Estados Unidos (2003-2016) desde el realismo periférico y la relevancia del valor estratégico //OASIS. 2022, p. 153-180. [Recursoelectrónico] URL: https://www.redalyc.org/articulo.oa?id=53173395010(датаобращения: 12.04.2023).
51. Puig J.C. Doctrinas internacionales y autonomía latinoamericana // Universidad Simón Bolivar, Instituto de Altos Estudios de América Latina, Fundación Bicentenario de Simón Bolivar,1980.
52. Russell R., Tokatlián J.G. Autonomía y neutralidaden la globalización: una readaptacióncontemporánea. Buenos Aires // Capital Intelectual, 2010.
53. Vadell, J.,Giaccaglia, C., El rol de Brasilen el regionalismolatinoamericano: la apuesta por una insercióninternacional solitaria y unilateral // ForoInternacional LX 3(241), 2020, p. 1041-1080. URL: https://doi.org/10.24201/fi.v60i3.2770(датаобращения: 16.01.2023).
54. VigevaniT., Cepaluni G., A política externa brasileira:a busca da autonomia, de Sarney a Lula // São Paulo: EditoraUnesp, 2016.
55. Vigevano T.,Cepaluni G. A politica externa brasileira: a busca da autonomia, de Sergey a Lula //SciELO - Editora UNESP, 2018, p. 226.

Статьи в научнойпериодике
56. Баженова О.А. Бразилия во внешнеполитической паутине Трампа // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/braziliya-vo-vneshnepoliticheskoy-pautine-trampa (дата обращения: 26.04.2023).
57. Борзова А.Ю., Кузьмина А.В. Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-brazilii-k-uregulirovaniyu-mezhdunarodnyh-konfliktov (дата обращения: 14.04.2023).
58. ДабагянЭ.С. Примеряя одежды Великой державы: основные направления внешней политики Бразилии в начале XXI в // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primeryaya-odezhdy-velikoy-derzhavy-osnovnye-napravleniya-vneshney-politiki-brazilii-v-nachale-xxi-v (дата обращения: 19.04.2023).
59. Еремин А.А. "Разрыв преемственности" латиноамериканского вектора внешней политики США при Д. Трампе и кризис панамериканизма (2017—2020 гг.) // Мировая экономика и международные отношения. 2022, Т. 66, № 5. С. 68—77. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-5-68-77 (дата обращения: 16.01.2023).
60. Зименков Р.И. Торгово-экономические отношения США со странами БРИКС // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2020. – Выпуск № 8 C. 52-69 .URL: https://usacanada.jes.su/s268667300010628-0-1/. DOI: 10.31857/S268667300010628-0 (дата обращения 14.09.2022)
61. КазелькоА.А. Ход Конем: Будущее Бразилии и БРИКС+ // Мировая политика, 2022, №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hod-konyom-buduschee-brazilii-v-briks (дата обращения: 29.03.2023).
62. Кузнецов А.В. Концепции экономического взаимодействия по линии Юг - Юг // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. №3, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-ekonomicheskogo-vzaimodeystviya-po-linii-yug-yug (дата обращения: 15.02.2023).
63. Мартынов Б. «Маятник» качнулся вправо? // Запад – Восток – Россия, 2016, сс. 169-173.
64. Мартынов Б. Ф., Симонова Л. Н. Бразилия: продолжится ли «восхождение»? // Год планеты. 2018. Ежегодник. С. 279-292.
65. Наумов А.О., Положевич Р. С. «Мягкая сила» и международный имидж стран группы ИБСА // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. №52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-i-mezhdunarodnyy-imidzh-stran-gruppy-ibsa (дата обращения: 10.01.2023).
66. Окунева Л.С. О трансформации бразильского проекта экономической и социально-политической модернизации в конце ХХ — начале XXI вв. // Мир перемен. — 2013. — №2. — С. 110-124.
67. Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация Китая в Латинской Америке // Латинская Америка. № 9, 2012, С. 35.
68. Тимофеева Ю.А. Внешняя политика Бразилии при Ж. Болсонару: Смена парадигмы? // Общество: философия, история, культура. №8, 2022, С. 100. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-brazilii-pri-zh-bolsonaru-smena-paradigmy (дата обращения: 17.03.2023).
69. Тимофеева Ю.А.Президентская дипломатия в Бразилии: достижения и просчеты // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2022. №1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezidentskaya-diplomatiya-v-brazilii-dostizheniya-i-proschety (дата обращения: 30.03.2023).
70. Ткаченко С.Л., УильямК. БРИКС и новая модель гегемонистской стабильности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/briks-i-novaya-model-gegemonistskoy-stabilnosti (дата обращения: 30.06.2022).
71. Хван М. С. Внешняя политика Бразилии в период президентства ЖаираБолсонару // Общество: философия, история, культура. 2020. №11 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-brazilii-v-period-prezidentstva-zhaira-bolsonaru (дата обращения: 08.04.2021).
72. Цориева З.Х. Место и роль США в региональных отношениях в западном полушарии // Хроноэкономика. 2021, №5 p. 33. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-ssha-v-regionalnyh-otnosheniyah-v-zapadnom-polusharii (дата обращения: 17.02.2023).
73. Яковлев П.В. Россия и Бразилия в парадигме стратегического партнерства // Перспективы. Электронный журнал. №4, 2022. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-braziliya-v-paradigme-strategicheskogo-partnerstva (дата обращения: 21.03.2023).
74. Яковлев П.П. От Бразилии к России: направления стратегического партнерства стран-членов БРИКС // Перспективы. Электронный журнал. № 4, 2019, С. 6-20. [Электронный ресурс] URL: https://www.perspektivy.info/rus/gos/ot_brazilii_k_rossii_napravlenija_strategicheskogo_partnerstva_stran-chlenov_briks_2019-12-25.htm (дата обращения: 24.08.2022).
75. Яковлев П.П. От БРИК к БРИКС: тенденции двусторонних отношений // Перспективы. Сайт. 21.11.2011 [Электронный ресурс] URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/amerika/ot_brik_k_briks_ tendencii_dvustoronnih_otnoshenij_2011-11-21.h...(датаобращения: 15.03.2023).
76. Adnan N. BRICS: A Challenge to the US Hegemony // JPRS, Vol. 1, №1, 2014. [Electronic resource] URL: https://mul.edu.pk/crd/assets/jprss/BRICS.pdf (датаобращения: 16.01.2023).
77. Ali, R., Alwang, J., & Siegel, P. B.. Is export diversification the best way to achieve export growth and stability?Working paper № 729 // World Bank Policy Research and External Affairs, 1991. [Electronic resource] URL: http://www.wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/IW3P/IB/1991/07/01/000009265_3961001182422/Rendered/PDF/multi0page.pdf (датаобращения: 24.08.2022).
78. Burges, S. W. “Brazil as bridge between old and new powers?” // International Affairs. №3, 2013, p. 577-594.
79. Christensen S.F. “Brazil’s Foreign Policy Priorities”. // Third World Quarterly 34, 2013, № 2 p. 271–286. [Electronic resource] URL: https://doi.org/10.1080/01436597.2013.775785 (датаобращения: 16.01.2023).
80. Crescentino, D. S., y Caballero, S. Arquitectura de la política externa brasileña: autonomistas, globalistas y americanistasenItamaraty // Araucaria, 2021,[Recursoelectrónico] URL: https://doi.org/10.12795/araucaria.2021.i48.10 (датаобращения: 16.01.2023).
81. Fonseca JR, Gelson. A legitimidade e outras questões internacionais: poder e ética entre as nações. São Paulo // Paz e Terra. 1998, p. 374.
82. GnedinaE., ‘Multi-Vector’ Foreign Policies in Europe: Balancing, Bandwagoning or Bargaining? // Europe-Asia Studies. Vol. 67, № 7,2020, p. 1007-1029.
83. Gonçalves, William е Teixeira, Tatiana. Considerações sobre a política externa brasileira no governo Bolsonaro e as relações Brasil-EUA // Sul Global. Vol.1, № 1, 2020, p. 192-211. [Recurso eletrônico] URL: https://revistas.ufrj.br/index.php/sg/article/view/32061/pdf, (дата доступа 16.01.2023).
84. Herz, M., L. Dawood, and V. C. Lage. The defense-development Nexus: brazilian nuclear policy under the workers party administrations.” //Revista Brasileira de Política Internacional, № 1, 2018. URL: https://doi.org/10.1590/0034-7329201800105(датаобращения: 21.03.2023).
85. Hiratuka C. Why Brazil Sought Chinese Investments to Diversify Its Manufacturing Economy // Carnegie Endowment for International Peace, 2022.
86. Hirst, Mônica; Maciel, Tadeu. A política externa do Brasilnos tempos do governo Bolsonaro //ScieloPrePrints, 2022, [Recursoeletrônico] URL: https://doi.org/10.1590/SciELOPreprints(датаобращения: 16.01.2023).
87. Jaguaribe H. Autonomía periférica y hegemonía céntrica // Estudios Internacionales . Vol. 12, № 46, 1979, p. 91-130.
88. Laidi Z. “Brics: sovereignty power and weakness” // International Politics, № 5, 2012, p. 614-632. [Electronic resource] URL: https://doi.org/10.1057/ip.2012.17(дата обращения 20.04.2023).
89. Moreira D. Reinvenções do anticomunismo na política externa brasileira // Revista Brasileira de Estudos Estratégicos.Vol.11, № 22, 2019, p. 187-207.
90. Nicola P. Contessi, Foreign and Security Policy Diversification in Eurasia: Issue Splitting, Co-alignment, and Relational Power// Problems of Post-Communism, 2015, p. 299-311.
91. Pecequilo, C. S. A política externa do Brasil no século XXI: os eixos combinados de cooperação horizontal e vertical // Revista Brasileira de Política Internacional, №2, 2008, p. 136-56.[Recursoeletrônico]URL: https://doi.org/10.1590/S0034-73292008000200009 (датаобращения: 16.01.2023).
92. Protsenko A.E. México: diversificación de la política exterior hacia Asia // Iberoamérica. № 1, 2013,p. 57-80.
93. Rubiolo, F. La relación comercial entre Argentina y Singapur: perspectivas y oportunidades para la provincia de Córdoba. En G. Santillán, N. Mohaded, H. Moreno & M. F. Rubiolo // América Latina y el Este Asiático: perspectivas desde Córdoba, 2011.
94. Rubiolo, M. F. Relaciones Argentina-Sudeste de Asia: vínculos comerciales y políticos contemporáneos (2003-2011). En C. Morasso & G. Pereyra (Eds.), Argentina y Brasil: proyecciones internacionales, cooperación sur-sur e integración. // Rosario:Editora UNR, 2012,[Recursoelectrónico] URL:http://www.catedrarrii.com.ar/docs/libro-Cooperacion-SUR-SUR.pdf (датаобращения: 16.01.2023).
95. Russell R., Tokatlian J.G. De la autonomía antagónica a la autonomía relacional: una mirada teórica desde el Cono Sur // Perfiles Latinoamericanos. Vol. 10, № 21,2002,p. 159-194.
96. SaraivaM.G. Balanço da politica externa de Dilma Rousseff: perspectives futures? Relações Internacionais, № 44, 2014, p. 25-35.
97. Saraiva, J.F.S. Autonomia na inserção internacional do Brasil: um caminho histórico próprio // Contexto Internacional. Vol. 36, № 01,2014, p. 9-41.
98. Spektor, M. “The United States and Brazil aligned: opportunities and challenges?” // Cebri: Brazilian Center for International Relations, 2020. [Electronic resource] URL: https://www.cebri.org/br/doc/45/are-the-united-states-and-brazil-aligned-opportunities-and-challenges(дата обращения: 04.05.2023).
99. Tokatlian, J. Latinoamérica y sus ‘alianzas’ extrarregionales: entre el espejismo, la ilusión y la evidencia. En D. Wolrad et al. (Eds.), La agenda internacional de América Latina: entre nuevas y viejas alianzas // Buenos Aires: FES-Fundación Nueva Sociedad. 2011, [Recursoelectrónico] URL: http://library.fes.de/pdf-files/nuso/08517.pdf (датаобращения: 04.05.2023).
100. Tolipov, F. The foreign policy orientations of Central Asian States: positive and negative diversification// Acta Slavica laponica, 2007,p. 23-40 [Electronic resource] URL: https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no16_1_ses/02_tolipov.pdf(датаобращения: 04.05.2023).
101. Vieira M.A., Alden Ch., India, Brazil, and South Africa (IBSA): South-South Cooperation and the Paradox of Regional Leadership // Global Governance.Vol. 17, № 4, 2011, p. 507-528. [Electronic resource] URL: https://heinonline.org/HOL/ LandingPage?handle=hein. journals/ glogo17&div=42&id=&page=,(дата обращения: 30.11.2022).
102. Vigevani, T., Cepaluni, G. Lula’s foreign policy and the quest for autonomy through diversification // Third World Quarterly, 2007,p. 1309-1326. [Electronic resource]URL: https://www.researchgate.net/publication/248950112_Lula's_Foreign_Policy_and_the_Quest_for_Autonomy_through_Diversification (датаобращения: 21.03.2023).
103. Visentini, P.F., e Pereira, A.D., A Política Africana do Governo Lula. Núcleo Brasileiro de Estratégia e Relações Internacionais // UFRGS, Porto Alegre, 2008, [Recurso eletrônico] URL: http://www.ufrgs.br/nerint/folder/artigos/artigo40.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
104. Walt, S. Taming american power- the global response to US primacy. New York, NY // W.W. Norton & Company, 2005, p. 320, [Electronic resource] URL: https://doi.org/10.1017/S0021875806612668 (датаобращения: 16.01.2023).

Аналитическиедоклады
105. Улинкин А., Воскрешение Лулы да Силвы: каких шагов ждать от "новой Бразилии" во внешней политике // ТАСС. 01.11.2022 [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/opinions/16213459 (дата обращения 22.03.2023).
106. Amurgo-Pacheco, A., Pierola, M. D. Patterns of export diversification in developing countries: intensive and extensive margins // Working Paper Series № 4473. World Bank Policy Research, 2008.
107. Pecequilo, C. S. Brazilian foreign policy: from the combined to the unbalanced axis (2003/2021) // Revista Brasileira de Política Internacional, 64 (1),2022. [Electronic resource]URL: https://www.scielo.br/j/rbpi/a/PksmBqv6mmZFkPDfxCgVDqm/?lang=en#(датаобращения: 15.02.2023).
108. Por una inserción internacional solitaria y unilateral. Foro Internacional LX, 2020, p. 1041-1080[Recursoelectrónico] URL: https://doi.org/10.24201/fi.v60i3.2770(датаобращения: 16.01.2023).

Публикации российских и зарубежных СМИ
109. Бразилия вновь откроет посольство страны в Венесуэле // RGRU. 01.12.2022 [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2022/12/01/braziliia-vnov-otkroet-posolstvo-strany-v-venesuele.html (дата обращения: 20.12.2022).
110. Бразилия может признать ПорфириоЛобо президентом Гондураса // РИА Новости. 06.12.2009 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20091206/197350764.html (дата обращения: 16.01.2023).
111. В Латинской Америке появится новый политический союз // Российская газета. 21.03.2019. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/03/21/v-latinskoj-amerike-poiavitsia-novyj-politicheskij-soiuz.html (дата обращения: 17.08.2022).
112. Внешняя политика Бразилии после ДилмыРусеф // Международная жизнь. 21.09.2016. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/16007(дата обращения: 16.01.2023).
113. Глава МИД Бразилии подчеркнул важность торговых отношений с Россией // ТАСС. 17.04.2023 [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/17544793 (дата обращения: 04.05.2023).
114. ДилмуРуссефф избрали новым президентом банка БРИКС // ТАСС. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17363295 (дата обращения: 06.04.2023).
115. Задачи, цели и значение Нового банка развития БРИКС // TVBRICS [Электронный ресурс] URL: https://tvbrics.com/news/zadachi-tseli-i-znachenie-novogo-banka-razvitiya-nbr-brics/ (дата обращения: 20.01.2023).
116. Иностранные инвестиции в Бразилию достигли максимального значения за два года // TV BRICS. 22.10.22 [Электронный ресурс] URL: https://tvbrics.com/news/inostrannye-investitsii-v-braziliyu-dostigli-maksimalnogo-znacheniya-za-dva-goda/ (дата обращения: 16.01.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ