Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты мотивации персонала 8
1.1 Мотивация и стимулирование персонала: сущность понятий, виды и
формы 8
1.2 Особенности и способы нематериальной мотивации в современных
условиях 15
2 Оценка системы стимулирования и мотивации сотрудников ООО «Ц11БУ» 23
2.1 Характеристика и анализ основных организационно-экономических
показателей центра 23
2.2 Оценка состояния системы мотивации сотрудников организации 30
3 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы
нематериальной мотивации 40
3.1 Мероприятия, их описание и алгоритм внедрения в систему управления
персоналом 40
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Финансовая отчетность Центра финансово-бытовых услуг .. 60
Труд должен побуждаться не внешними силами, а внутренними. На протяжении веков было создано множество теорий мотивации и стимулирования труда, обосновывающих именно эту точку зрения. Однако на практике система мотивации обычно сводится к дифференцированной системе оплаты труда, то есть размер заработной платы, премий и других материальных поощрений зависит от качества и количества выполненной работы. Работодателям все труднее найти подходящих сотрудников. Кандидаты сталкиваются с большим количеством компаний, которые предлагают варианты работы, отвечающие их индивидуальным потребностям. Работодатели уже не могут просто выбирать из всех потенциальных кандидатов вне зависимости от ситуации на рынке труда. Один из способов привлечь привилегированных сотрудников в компанию — это предоставить им рабочую среду, в которой они смогут удовлетворить свои психологические потребности. Лучшие черты таких компаний — высокие зарплаты, хорошие льготы и повышенный престиж.
Актуальность исследования. В современных условиях кризиса, экономической нестабильности и санкций мотивация персонала является одной из самых острых проблем, стоящих перед современными организациями. Некоторые руководители считают, что система мотивации — это инструмент поощрения работника на основе личного вознаграждения. Организационные изменения, происходящие в экономической сфере вокруг нас, ведут к изменениям в том, как мы ведем свой бизнес. Эти изменения могут потребовать значительных изменений в управлении персоналом, включая новые сложные роли и должности.
Необходимость управления и стимулирования труда как системы приводит к необходимости изменения ее целевых показателей, которые связаны с рядом факторов.
К регулярным комиссионным и бонусам сотрудники привыкают, относятся к ним как к заработной плате, а любое сокращение таких выплат воспринимается как форма унижения со стороны компании.
Стимулирующая динамичная заработная плата требует от большинства азарта поиска работы. Но на практике работа никогда не бывает сложной и не требует от работодателя большого творческого потенциала. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей штатной работе.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала на примере ООО «ЦПБУ».
Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими аспектами мотивации персонала,
- изучить сущность понятия «мотивация» и особенности стимулирование персонала, а также способы нематериальной мотивации в современных условиях,
- провести оценку системы стимулирования и мотивации сотрудников ООО «ЦПБУ»,
- осуществить разработку мероприятий, направленных на совершенствование системы стимулирования и мотивации сотрудников ООО «ЦПБУ».
Объектом исследования является ООО «ЦПБУ».
Предмет исследования - система нематериальной мотивации персонала ООО «ЦПБУ».
Методы исследования. К изучению проблемы был применен ряд методов исследования, в том числе применение теоретических подходов. Данные были проанализированы, и выводы были сделаны на двух разных уровнях абстракции.
Информационная база исследования включает в себя статистические источники, информационно-аналитические материалы СМИ, Интернет- ресурсы, официальные нормативно-правовые документы по теме работы, финансовые и бухгалтерские отчеты ООО «ЦПБУ»....
Таким образом, в ходе работы были исследованы теоретические аспекты мотивации персонала. Базой содержательных теорий мотивации являются потребности и факторы, которым подчиняется поведение людей. Процессуальные теории мотивации сосредотачиваются на значимых событиях в человеке или организации и их влиянии, на том, почему они чувствовали себя так, а не иначе, и почему эффект сохраняется.
Роль мотивации персонала неоспоримо высока как для самого коллектива, так и для организации в целом. Она заключается во влиянии на сотрудника через его потребности для того, чтобы успешно выполнять цели и решать задачи предприятия.
Также была рассмотрена нематериальная мотивация. Главной ее чертой является внимание к работникам, необходимое в каждом коллективе без исключения. Пытаясь стимулировать свою рабочую силу, важно помнить как о денежных, так и о неденежных методах стимулирования. Одной из хороших идей может быть старая добрая похвала.
В практической части работы была проанализирована система мотивации ООО «ЦПБУ». Было определено, что в мотивационном управлении есть ряд преимуществ. Во-первых, это стабильность выплаты заработной платы, наличие доплат отдельным категориям работников в зависимости от условий труда.
В ООО «ЦПБУ» прослеживаются пути повышения и улучшения мотивации труда в части нематериального вида. Также разрабатываются меры по профессиональному росту работников. Для ООО «ЦПБУ» характерно присутствие системы наставничества, целью которой является обучение без отрыва от производства. Наставник имеет возможность получить дополнительную надбавку за работу с учеником. Такой подход мотивирует дополнительно самого наставника, тем самым улучшая качество передаваемого опыта к ученику. Кроме это, в организации предусмотрены выплаты в виде премий, которые соответствуют положению о премировании и материальном стимулировании, а также оказывается материальная помощь в зависимости от сложившейся ситуации в семье.
Но вместе с этим есть и недостатки. В ООО «ЦПБУ» нет как таковой формализованной системы мотивации, управление персоналом осуществляется с учетом ее отдельных элементов. Поэтому в работе было предложено ряд мероприятий по совершенствованию системы нематериальной мотивации. Эти мероприятия касаются обучения и повышения квалификации сотрудников, расширение страхового покрытия по полису ДМС и обустройство зоны отдыха и обеда за счет имеющегося подсобного помещения. По результатам работы был оценен экономический и социальный эффект внедренных мероприятий, показавших положительную динамику.
Исходя из проведенного анализа, считаем, что стимулирование работников посредством удовлетворения их общественных запросов является одним из самых эффективных стимулов. В фирме, которая соблюдает равновесие между материальным и не материальным стимулированием, работники совершают гораздо меньше ошибок, коллектив более сплочен, отмечается более высокая работоспособность. Следовательно, все работники работают на протяжении долгого времени, они мотивированны на отличные результаты, а прибыль компании растет.
1. Адашев А.У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А.У. Адашев, Х.О. Арслонов // Мировая наука. - 2019. - С. 36.
2. Аргашокова О.И. Проблемы управления мотивацией персонала. М. - 2020. - № 4(16). - С. 30.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб. - 2018. - С. 99.
4. Афанасьева В.С. Эффективные методы мотивации персонала / В. С. Афанасьева // Аллея науки. - 2020. - Т. 2. - № 12(51). - С. 457.
5. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. - Москва: Изд-во Юрайт, 2020. - 381 с.
6. Балаев В.А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала. М. - 2020 - С. 270.
7. Басюк А.С. Мотивация, как механизм эффективного управления персоналом / А.С. Басюк, А.Д. Якименко, Л.В. Клаус // Социально¬экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 27 декабря 2020 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. - С. 100-103.
8. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 352 с.
9. Голубев А.И. Управление мотивацией персонала организации / А.И. Голубев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 2-1(60). - С. 65-70.
10. Гордеева Е.В. Мотивация как важнейший фактор повышения эффективности системы управления персоналом организации / Е.В. Гордеева, Ю.С. Севостьянова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 11-1(69). - С. 226-229.
11. Горелов Н.А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Мельников; под редакцией Н.А. Горелова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
12. Горносталева М.Е. Мотивация персонала организации на основе совершенствования оплаты труда / М.Е. Горносталева // Синергия Наук. - 2020. - № 54. - С. 379-392.
13. Джураева Г.М. Социальный пакет как инструмент повышения мотивации персонала / Г.М. Джураева // Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики: Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Москва, 04 декабря 2020 года. - Москва: РЭУ, 2020. - С. 58-60.
14. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. — 3-e изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 378 с.
15. Елкин С.Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием: учебное пособие / С.Е. Елкин. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 236 с...(39)