ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА. 11
1.1. Возникновение и содержание понятия «публичная дипломатия». 11
1.2. Цели, инструменты и методы публичной дипломатии. 18
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕГИПТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. 22
2.1. Внешнеполитические приоритеты Египта до революции 2011 г. 22
2.2. Современные цели внешней политики Египта на Ближнем Востоке 42
ГЛАВА 3. РОЛЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ ЕГИПТА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ 50
3.1. Возникновение египетской публичной дипломатии в контексте политики панарабизма 50
3.2. Влияние внешней политики на изменение роли публичной дипломатии в Египте 66
3.3. Публичная дипломатия Египта на современном этапе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 97
Актуальность исследования. В современном мире распространение информации происходит за считанные секунды. Конечно же, это должно быть использовано, и используется, в сфере международных отношений. Информационные противостояния становятся актуальными вызовами, некоторым государствам становится важным иметь устойчивую систему информационного воздействия на международную общественность, а не только превосходящую военную силу в регионе. И для региона Ближнего Востока и Северной Африки Египет всегда был таким государством. Изучение его публичной дипломатии актуально по ряду причин.
Во-первых, Египет является одной из ключевых стран на Ближнем Востоке, и его внешняя политика имеет значительное влияние на ситуацию в регионе. В настоящее время Египет играет важную роль в миротворческих миссия региона Северной Африки и Ближнего Востока.
Во-вторых, публичная дипломатия является важным инструментом внешней политики для Египта. Она позволяет формировать общественное мнение о стране за ее пределами, укреплять дипломатические отношения, налаживать коммуникацию между правительствами и обществами разных стран. В связи с этим, изучение роли публичной дипломатии во внешней политике Египта может помочь лучше понять, как государство использует этот инструмент в своих интересах.
В-третьих, Ближний Восток является регионом, где часто происходят конфликты и напряженности в международных отношениях. В этой связи, изучение роли публичной дипломатии во внешней политике Египта на Ближнем Востоке может дать возможность лучше понимать механизмы смягчения напряженности и разрешения конфликтов через дипломатические усилия и публичную коммуникацию.
В-четвертых, в Египте наблюдается политическая нестабильность. Публичная дипломатия на данном этапе выглядит как не главный приоритет государства во внешней политике, в то время как в начале своего республиканского режима, Египет имел большое влияние.
Таким образом, изучение публичной дипломатии Египта в контексте политики на Ближнем Востоке актуально, поскольку это пример создания системы информационного воздействия практически с нуля и его разрушение из-за внешних факторов и политической нестабильности.
Цель исследования – выявить влияние публичной дипломатии на внешнюю политику Египта на Ближнем Востоке.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
определить актуальное понятие публичной дипломатии;
выделить цели, методы и инструменты современной публичной дипломатии;
рассмотреть внешнеполитические цели Египта после прихода Насера к власти;
изучить современные внешнеполитические вызовы для Египта на Ближнем Востоке;
рассмотреть зарождение публичной дипломатии в Египте и её роль во внешней политике страны;
выделить главные ошибки и причины, из-за которых египетская публичная дипломатия потеряла свою силу;
рассмотреть источники публичной дипломатии Египта на современном этапе.
Объектом исследования является внешняя политика Египта на Ближнем Востоке.
Предметом исследования являются инструменты и методы публичной дипломатии Египта в отношении стран Ближнего Востока.
Методологическая основа исследования. Важным методом для изучения публичной дипломатии Египта стал исторический подход. Восстановление причинно-следственных связей во внешней политике государства на Ближнем Востоке помогает проследить место публичной дипломатии во внешнеполитической повестке Египта в различные периоды его существования. Кроме того, этот метод помогает проследить взаимное влияние публичной дипломатии и внешней политики в Египте, и выделить определенные успехи и неудачи в этой сфере.
Кроме того, был использован метод синтеза, поскольку для понимания всей картины использования публичной дипломатии в Египте было необходимо собрать воедино все инструменты, которые государство использовало или использует в определенные периоды времени. К тому же, установление связи между внешнеполитическим направлением и публичной дипломатией Египта помогает отследить её эффективность.
Для изучения темы был использован дедуктивный метод исследования. Первым этапом в исследовании является изучение общей теоретической базы по вопросу публичной дипломатии. На втором этапе изучается внешняя политика государства в разные периоды. И третий этап – объединение двух общих сфер и переход к частному случаю – использованию публичной дипломатии во внешней политике Египта на Ближнем Востоке.
Кроме того, был использован анализ документов, поскольку для понимания сущности публичной дипломатии необходимо было проанализировать первые появления этого термина в официальных документах. К тому же, были проанализированы внешнеполитические документы Египта: договоры, соглашения, отчёты. И для понимания места египетской публичной дипломатии в регионе и в мире были проанализированы отчёты международных организаций (МВФ, ООН).
Обзор использованных источников и литературы. В качестве эмпирических данных используются статистические данные, например, GlobalSoftPowerIndexот BrandFinance. С помощью него можно проследить современное положение Египта в рейтинге государств по их образу и использованию мягкой силы.
Для изучения темы было рассмотрено множество источников и литературы. Среди источников можно выделить государственные законы различных стран, США и РФ, для определения места информационной политике в мировой законодательной практике, и Египта различных периодов, для изучения государственной политики, её направления и отношения определенного правительства к публичной дипломатии.
Использовались официальные сайты и документы международных организаций. К примеру, ООН и миротворческие миссии. К тому же, использовался архив ООН для нахождения примера выступления президента Египта Анвара Садата в Генеральной Ассамблее. Кроме ООН, использовались документы Африканского союза, поскольку Египет является одним из инициаторов этой международной организации.
Для подготовки к написанию работы о публичной дипломатии и мягкой силе необходимо изучить работы авторов, которые имели прямое отношение к созданию этих терминов. А именно Эдмунда Галлиона, Николаса Калла и Джозефа Ная. Работы последнего особенно важны для изучения такой темы, так как это основная специализация его деятельности и для работы на тему публичной дипломатии любой страны это важнейшая теоретическая основа.
Для изучения потенциала мягкой силы Египта, одной из самых полезных работ была монография «Africa’sSoftPower. Philosophies, politicalvalues, foreignpoliciesandculturalexports», автором которой является южноафриканский политолог Олувасеун Телла. Эта книга представляет собой подробный разбор лидеров африканского континента и адаптацию их философий к концепции мягкой силы. И для данной работы значительно помогла глава про Египет, в которой описываются основные сильные стороны страны в этой сфере. К тому же, в этой монографии присутствует альтернативное понимание концепции мягкой силы и это помогает понять особенности использования публичной дипломатии в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.
Для понимания концепции внешней политики Египта в разные периоды, необходимо рассмотреть личности его правителей. И их работы помогают увидеть их цели и направление политики. К примеру, книга президента Египта Гамаля Абделя Насера «Egypt'sliberation; thephilosophyoftherevolution» помогает понять его отношение к панарабизму и детали его концепции объединения государств Ближнего Востока и Северной Африки под эгидой Египта.
Для изучения различных публичной дипломатии Египта в различные периоды было необходимо рассмотреть и проанализировать множество публикаций в различных печатных СМИ. В частности, важно было изучить старейшую газету «Аль-Ахрам», которая активно использовалась во времена правления Насера. К тому же, для изучения ситуации на Ближнем Востоке и Египте, значительную роль играет портал «Аль-Джазира», который является крупнейшим СМИ на данный момент. Кроме печатных изданий изучались программы и документы о радио «Голос арабов», которое было одним из главных рупоров египетской публичной дипломатии.
Для изучения влияния египетского кинематографа на мировую культуру использовались такие рецензионные порталы как IMDB и российский портал «Кинопоиск». Кроме того, были рассмотрены официальные заявления фестивалей и списки участников, к примеру – Каннского кинофестиваля.
Понимание политической и экономической ситуации в стране необходимо для рассмотрения её публичной дипломатии, поскольку она напрямую влияет на её эффективность и наличие тех или иных инструментов. Для изучения контекста ситуации в Египте помогают монографии египетских авторов: Тарека Османа «EgyptontheBrink: FromNassertotheMuslimBrotherhood» и Амина Галала «Египет в эру Хосни Мубарака». В этих двух книгах предоставлен контекст для понимания политических процессов в Египте и его экономического положения. В частности, в них содержится необходимая информация о длительном периоде правления Хосни Мубарака и с различных сторон показана не благоприятность режима.
Научная новизна данной работы заключается в исследовании и анализе роли публичной дипломатии Египта в контексте его внешней политики на Ближнем Востоке. Данное исследование вносит следующие новые аспекты:
1) Анализ влияния публичной дипломатии на формирование и укрепление имиджа Египта на Ближнем Востоке.
2) Исследование развития и изменения публичной дипломатии Египта на протяжении времени и ее взаимосвязь с изменениями внешнеполитических приоритетов страны.
3) Выявление основных инструментов и методов, используемых Египтом в рамках публичной дипломатии на Ближнем Востоке и оценка их эффективности.
4) Анализ роли публичной дипломатии в достижении конкретных внешнеполитических целей Египта на Ближнем Востоке, включая решение конфликтов, укрепление дипломатических связей и сотрудничество с другими государствами региона.
5) Оценка влияния публичной дипломатии на международное восприятие Египта и его роль в региональной и международной политике на Ближнем Востоке.
Кроме того, среди российских публикаций существует мало исследований темы публичной дипломатии Египта. Поэтому эта работа поможет сопоставить известные аспекты публичной дипломатии Египта в качестве части его внешней политики в регионе Ближнего Востока. Таким образом, данное исследование представляет новый вклад в понимание внешнеполитической стратегии Египта и роли публичной дипломатии в достижении его целей на Ближнем Востоке.
Теоретическое значение данной работы заключается в расширении и углублении понимания роли публичной дипломатии во внешней политике Египта на Ближнем Востоке. Исследование предоставляет теоретические концепции, модели и инструменты для анализа и понимания взаимосвязей между публичной дипломатией и внешнеполитическими стратегиями государства.
Практическое значение работы заключается в предоставлении полезных рекомендаций и выводов, которые могут быть использованы аналитиками и исследователями, занимающимися внешней политикой и дипломатией на Ближнем Востоке. Результаты исследования могут помочь определить эффективные стратегии публичной дипломатии для достижения внешнеполитических целей, укрепления регионального сотрудничества, улучшения образа страны и преодоления международных вызовов и конфликтов.
Структура работы. Данная работа состоит из содержания, введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Публичная дипломатия в Египте имеет долгую историю. Её использование значительно влияло на имидж Египта в разные годы его существования. Но в современном Египте, эта сфера внешнеполитической деятельности не играет первостепенной роли по ряду причин.
Рассмотрев несколько оригинальных определений публичной дипломатии и альтернативных вариантов в других культурах, можно отталкиваться от следующего определения: публичная дипломатия –комплекс мер, применяемых правительственными или неправительственными акторами, с целью информирования иностранной общественности о своих внешнеполитических программах и создания положительного имиджа государства. Обязательно необходимо подчеркнуть, что в наше время, в которое чаще всего положительным имиджем является следование западным ценностям, не всегда можно применить аналогичное измерение к странам других культур. К примеру, говоря о Ближнем Востоке и Египте, важным аспектом в мягкой силе и публичной дипломатии региона является ислам, в то время как во всем мире все ещё существует определенная степень исламофобии.
После изучения множества работ современных ученых по теме публичной дипломатии и её основных целей, и инструментов, можно сделать следующий вывод: основными её инструментами могут выступать любые средства, способные передавать информацию в том или ином виде. В качестве отдельных примеров – СМИ, культура, искусство, личности, публичные выступления, определенные политические действия и программы.
Внешняя политика Египта после революции 1952 года и до Арабской весны была более активной при зарождении этого политического режима. При Насере ставились самые большие и значительные цели внешней политики. Например, объединение всех арабов Ближнего Востока, противостояние Израилю и западу в целом. Но после поражения в Шестидневной войне Египет постепенно начал терять свое влияние и цели становились все менее масштабными. Но Анвар Садат, будучи следующим президентом Египта, смог сделать первый шаг к мирному урегулированию конфликта с Израилем. Что было очень серьезным действием в мировом масштабе, но настоящим предательством в регионе. И во время правления Мубарака, одной из главных целей была поддержка территориальной целостности Египта, помощь своим соседям в регионе и мирное урегулирование конфликта на территории Израиля и Палестины.
После революции внешнеполитические цели Египта стали ещё менее масштабными. По сравнению с государством во время правления Насера, которое имело серьезное влияние в регионе и было главным лидером, современный Египет даже не войдет в тройку самых влиятельных государств в регионе. Поэтому одна из главных целей – восстановление своего регионального и международного влияния. Кроме того, для Египта всегда важно сохранение мирного положения на территории Израиля и Палестины, так как она находится непосредственно рядом с ним.
Изучив зарождение и развитие египетской публичной дипломатии её можно разделить на три этапа развития:
1) Появление публичной дипломатии после революции. Гамаль Абдель Насер взял под контроль весь нарратив государственных СМИ и использовал его для продвижения своего главного проекта – объединения всех арабских стран под эгидой Египта. Во время правления Насера публичная дипломатия Египта была на своем максимуме развития. Радио «Голос Арабов», газета «Аль-Ахрам» и остальные средства массовой информации активно использовались государством. Но после поражения Насера и его идеологии, система, построенная им, начала рушиться;
2) Второй период — это длительное разрушение системы публичной дипломатии. Анвар Садат во время своего правления менее активно использовал публичную дипломатию. Большая часть его действий была направлена на военные действия, а после, их прекращение и решение территориальных вопросов с Израилем. Но, стоит отметить, что именно при нем в Египте началось развитие туризма на государственном уровне. И он же стал обладателем Нобелевской премии мира. Но египетские СМИ больше не имели такого же влияния, как было при Насере. После прихода Хосни Мубарака и его тридцатилетнего правления, вся система публичной дипломатии была разрушена, как следствие плачевного положения государства;
3) И третий период, постреволюционный Египет и его потенциал. Но, как показало рассмотрение Египта на современном этапе, его публичная дипломатия хоть и существует, но находится скорее на уровне личностей, нежели исходит из государственных планов и проектов.
Изучив все эти периоды развития публичной дипломатии в стране, можно точно сказать, что Египет на данный момент не использует публичную дипломатию так, как использовал её в предыдущие годы. Система постепенно разрушилась и не была восстановлена. На это можно выделить следующие причины.
Во-первых, рассматривая период правления Насера, можно отметить, что страна находилась на этапе экономического, культурного и духовного подъема. Это были первые годы после освобождения Египта от монархии и влияния Великобритании. Египтяне и жители остальных арабских стран были объединены одними чувствами – чувством свободы и желанием объединиться с целью противостояния колонизаторам. И Насер очень удачно смог это использовать. Он был харизматичным лидером, который помимо всего прочего создал крепкую систему СМИ и представил проект по объединению арабов. Таким образом все эти факторы были причиной успеха публичной дипломатии во время его правления.
Во-вторых, разрушение его системы публичной дипломатии было скомпрометировано поражением Египта в Шестидневной войне и это стало первым шагом к постепенному разрушению публичной дипломатии и влияния Египта на Ближнем Востоке. Египет становился всё менее авторитетным государством, и, следовательно, публичная дипломатия тоже стала менее влиятельной, поскольку её идеологическая основа была разрушена.
В-третьих, решения, принятые Анваром Садатом относительно Израиля, значительно повлияли на потерю авторитета в регионе. Потеряв влияние практически во всех арабских странах, Египет уже не мог эффективно использовать средства влияния. Но стоит отметить, что в мировом сообществе эти решения имели большую популярность.
В-четвертых, стагнация режима во время правления Мубарака, слабое экономическое положение и отсутствие какого-либо национального плана или проекта, всё это негативно сказалось на публичной дипломатии Египта. Государству было уже нечего и незачем продвигать, а СМИ внутри страны были подчинены только одной цели – улучшению облика правителя Египта.
И в-пятых, в Египте в 2011 году произошла большая революция. После таких переворотов государству всегда необходимо время для восстановления своих сил и возможностей. И публичная дипломатия — это не первостепенная задача у нового государства. Более того, революция не принесла стойкий режим, как в 1952 году, а принесла ещё одну революцию и множество проблем. Таким образом, Египет не восстанавливал публичную дипломатию после Арабской весны.
После рассмотрения современного положения Египта и развития его политической и экономической ситуации после революции 2011 года, можно увидеть, что даже при наличии возможностей и потенциала мягкой силы, существует ряд причин, не позволяющих реализовать его.
Один из самых ключевых факторов – нестабильность политического режима. После революции 2011 года, в Египте произошел ещё один переворот. По сути выборы легитимизовали власть военных в стране. На данный момент с года последнего переворота прошло 9 лет, но ситуация всё ещё не окончательно стабилизировалась.
Вторым фактором является экономическое положение Египта. Растущее население, а вместе с ним и растущая безработица в стране, не только негативно влияют на имидж государства в мире, но и не позволяют использовать все возможные средства для проведения новой публичной дипломатии.
Третий фактор – потеря авторитета на Ближнем Востоке. Как упоминалось выше, в данный момент другие страны, у которых больше экономических и политических возможностей, имеют большее культурное влияние на регион. Конечно, всё зависит от того, с позиции какого государства рассматривается Египет. Но в любом случае, ОАЭ из всех арабских стран имеет больший потенциал. Кроме того, не арабские страны региона, такие как Иран и Турция, тоже используют СМИ и кинематограф значительно активнее, чем Египет.
И в качестве отдельного фактора можно выделить нарушение прав человека в Египте. Этот фактор значителен как в подсчете рейтингов мягкой силы, так и просто при рассмотрении имиджа Египта в глаза мировой общественности.
В качестве вывода можно утверждать, что в данный момент в Египте существуют источники публичной дипломатии и мягкой силы, в основном именно культурные. И этому есть множество примеров. Но они становятся незначительными в свете внутренних проблем государства. Для восстановления имиджа Египта, как главного ориентира арабского мира и культурного центра, необходим национальный проект и стабильная экономика. Поскольку потенциал для становления главным и объединяющим государством у Египта был ещё в середине XX века. Но на данный момент в стране нет «нового Насера» и его отлаженной системы межкультурного и межгосударственного взаимодействия.
1. Дом Якобяна (2006) / IMDb. URL: https://www.imdb.com/title/tt0425321/ (Дата обращения 06.04.2023)
2. Рами (2019, сериал, 3 сезона) / Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/series/1108755/ (Дата обращения 07.05.2023)
3. Страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты / Операции OOH по поддержанию мира URL: https://peacekeeping.un.org/ru/troop-and-police-contributors (Дата обращения 08.05.2023)
4. Терроризм и кебаб (1992) / IMDb. URL: https://www.imdb.com/title/tt0107227/ (Дата обращения 6.05.2023)
5. Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006.
6. Address by President Gamal Abdel Nasser at the meeting of the National Assembly’s ordinary session, Cairo, March 26, 1964. : Nasser, Gamal Abdel, 1918-1970 / Internet Archive URL: https://archive.org/details/Nasser2_201401/mode/2up (Дата обращения 18.04.2023)
7. Al-ard (1970) / IMDb. URL: https://www.imdb.com/title/tt0064038/ (Дата обращения 06.05.2023)
8. Cairo Conference of Nonaligned Nations / International Organization / Cambridge Core. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/international-organization/article/abs/cairo-conference-of-nonaligned-nations/D0A4CA2182FF151E8956AD3A568C931F (access 23.04.2023)
9. Daily intelligence abstracts; Egyptian broadcasting. Operation Coordination Board, Miscellaneous // WHITE HOUSE. SECRET. Issue 1631 Date: Apr 27, 1956. Date Declassified: Aug 06, 1991.
10. Decisions of CAF Executive Commitee - 27 & 28 September 2018 / ConfédérationAfricaine de Football. 29 September 2018.
11. Egypt and The Impact of 27 years of Emergency on Human Rights / Egyptian Organisation for Human Rights / Archived from the original on 29 January 2011. – 2008
12. Egyptian Football Association / FIFA Website. URL: https://www.fifa.com/about-fifa/associations/EGY (Дата обращения 20.04.2023)
13. Egyptian Tourism Authority. URL: https://egypt.travel/en/about-egypt#!#culture-body (Датаобращения 10.05.2023)
14. Excerpts from a Speech to the People’s Assembly. November 9, 1977. President Sadat expresses his willingness to negotiate in Geneva, agreeing to any procedural demands by the Israelis. URL: https://sadat.umd.edu/sites/sadat.umd.edu/files/Excerpts%20from%20a%20Speech%20to%20the%20People’s%20Assembly.pdf (Дата обращения 16.04.2023)
15. Final Communiqué of the Asian-African conference of Bandung (24 April 1955) / CVCE Website URL: https://www.cvce.eu/en/obj/final_communique_of_the_asian_african_conference_of_bandung_24_april_1955-en-676237bd-72f7-471f-949a-88b6ae513585.html (Датаобращения 20.04.2023)
16. Final Report: Assessment of the Electoral Framework in the Arab Republic of Egypt Democracy Reporting / International and Egyptian Organization for Human Rights, 2007 URL: https://web.archive.org/web/20160304072714/http://www.democracy-reporting.org/files/dri_egypt.pdf (Датаобращения 11.04.2023)
17. Global Soft Power Index 2023 / Brandirectory, 2023. URL: https://brandirectory.com/softpower/2022/chart?region=8&x=1&y=9&z=9999 (Дата обращения 15.05.2023)
18. Index to Proceedings of the General Assembly, 15th session, 1960-1961; 4th emergency special session, 1960 URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020/06/a15-emergency_special_sess-4_1.pdf (Датаобращения 17.04.2023)
19. Index to Proceedings of the General Assembly, 19th session, 1964-1965 / The UN Library. URL: https://library.un.org/sites/library.un.org/files/itp/a19_0_0.pdf (Дата обращения 17.04.2023)
20. Iskanderija... lih? (1979) / IMDbURL: https://www.imdb.com/title/tt0077751/ (Дата обращения 6.05.2023)
21. Israel and Egypt: Framework for peace in the Middle East agreed at Camp David. UN. 1136, no. 17853, United Nations Treaty Series. 17 September 1978. URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/EG%20IL_780917_Framework%20for%20peace%20in%20the%20MiddleEast%20agreed%20at%20Camp%20David.pdf (Дата обращения 21.04.2023)
22. Murphy Commission Report // Briefing Memorandum From the Deputy Under Secretary of State for Management (Eagleburger) to Secretary of State Kissinger Washington, July 9, 1975 // Foreign Relations Of The United States, 1969–1976, Volume Xxxviii, Part 2, Organization And Management Of Foreign Policy; Public Diplomacy, 1973–1976 – URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76v38p2/d147 (Дата обращения 20.03.2023)
23. Organization of the Islamic Cooperation | Islamic organization | Britannica https://www.britannica.com/topic/Organization-of-the-Islamic-Cooperation
24. President Abdel Fattah El-Sisi / Presidency of the Arab Republic of Egypt Website. URL: https://www.presidency.eg/en/الرئاسة/الرئيس/ (Дата обращения 01.05.2023)
25. President Sadat’s Speech to the Knesset. November 20, 1977. President Sadat addresses the Israeli legislature, calling for peace and a lasting, fair settlement. URL: https://sadat.umd.edu/sites/sadat.umd.edu/files/President%20Sadat’s%20Speech%20to%20the%20Knesset.compressed.pdf (Дата обращения 16.04.2023)
26. PROPAGANDA | English meaning - Cambridge Dictionary – URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/propaganda (Датаобращения 10.03.2023)
27. Sports in Egypt / State Information Site. URL: https://sis.gov.eg/Story/1712/Sports-in-Egypt?lang=en-us (Датаобращения 23.04.2023)
28. The Camp David Accords. Jimmy Carter Library and Museum. 21 July 2001. URL: https://web.archive.org/web/20131216211951/http://www.jimmycarterlibrary.gov/documents/campdavid/accords.phtml (Дата обращения 20.04.2023)
29. The joint resolution passed by eight the member states of the Arab League: Egypt, Syria, Jordan, Lebanon, Iraq, Algeria, Kuwait and Sudan. Resolutions. American-Israeli Cooperative Enterprise / Jewish Virtual Library. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/the-khartoum-resolutions (Дата обращения 28.04.2023)
30. The World Bank in Egypt / World Bank, 2020. URL: https://www.worldbank.org/en/country/egypt/overview (Дата обращения 04.05.2023)
31. Troop and police contributors | United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en/troop-and-police-contributors (Дата обращения 20.04.2023)
32. United States Strategy to Prevent Conflict and Promote Stability - United States Department of State – April 1, 2022. URL: https://www.state.gov/united-states-strategy-to-prevent-conflict-and-promote-stability/#tools-g (Дата обращения 13.03.2023)
33. World Travel and Tourism Council. Travel and Tourism: Global Economic Impact and Trend 2020 / London: World Travel Tourism Council, 2020.