Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическая группа глаголов психической деятельности в рекламном тексте

Работа №139576

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГлаваI.Основные вопросы изучения русского глагола в современной научной литературе
1.1. Глагольная лексика в аспекте РКИ и методы ее изучения.........................8
1.2. Понятие ЛСГ
1.3. Общая характеристика глаголов психической деятельности
1.4. Реклама как объект изучения современной лингвистики
1.5. Устойчивые выражение
Вывод
ГлаваII. Функционально-семантическая характеристика глаголов психической деятельности в современном русском языке
2.1. Описание и классификация ЛСГ глаголов со значением психической деятельности в рекламном тексте
2.2. Анализ ЛСГ глаголов со значением психической деятельности в звучащем телевизионном рекламном тексте
2.3. Анализ ЛСГ глаголов со значением психической деятельности в печатном рекламном тексте.
Выводы
Заключение
Список литературы


Настоящее исследование посвящено анализу функционирования глаголов ЛСГ со значением психической деятельности в рекламе. Современный человек вовлечен в рекламный дискурс, который воздействует на наше сознание, участвует в формировании мировоззрения общества.
С другой стороны, реклама отражает систему ценностей и картину мира современного общества (Ф. Джефкинс, К. Л. Бове, У. Ф. Аренс, А. Ульянов, Л. С. Винарская, Н. А. Гурская, В. В. Кеворков, Н. Н. Кохтев, Д. А. Леонтьев, Г. Д. Лочмеле, Н. Н. Миронова и др.). Реклама — представленный в устной или письменной форме, заранее подготовленный, обладающий автономностью текст, изначально направленный на донесение до адресата определенной информации, с превалирующей коммерческой целью - привлечение внимания адресата к тому или иному виду товара. [Ильясова, Амири, 2012: 12].
Язык рекламы является предметом изучения современной лингвистики; изучают фонетический уровень рекламы, лексические, синтаксические и композиционные особенности.
По словам Т. С. Добриковой, А. М. Ковалевой, «все функции рекламы не сводятся к достижению основных целей системы маркетинговых коммуникаций: формированию спроса и стимулированию сбыта. Реклама, являющаяся всегдашним спутником человека и ежедневно оказывающая влияние на него, играет существенную роль в жизни общества. Данная роль не может ограничиваться рамками системы маркетинговых коммуникаций и рыночной деятельностью. В современном мире реклама играет образовательную и эстетическую роли» [Добрикова, Ковалева,2012:201-203].
В настоящем исследовании рассматривается звучащий рекламный текст, представленный на телевидении и в интернете, а также письменный рекламный текст печатных СМИ.
Реклама в печатных изданиях, обладает, по мнению исследователей, некоторыми преимуществами. Так, стоимость размещения рекламы в газете или журнале ниже по сравнению с телевидением или интернет-сайтами, а скорость размещения выше. В печатных СМИ можно найти информацию о местных розничных услугах и товарах.
Среди недостатков газетной рекламы можно отметить короткий жизненный цикл и недостаточно хорошее качество воспроизведения информации. Газетная реклама часто соседствует с массой объявлений других фирм, что мешает ее восприятию [Федеральный закон «О рекламе»,2002].
Журнальная реклама обладает значительной сегментацией по большому набору признаков – доходу, демографическим параметрам, профессиональному статусу, интересам потребителей и т.д. В журналах может размещаться реклама высокого полиграфического исполнения с использованием большой гаммы цветов, обращенная к специализированным аудиториям, причем уровень этой специализации все больше растет. Главными недостатками журнальной периодики выступает ограниченная гибкость, высокая стоимость и определенные трудности в распространении. [Федеральный закон «О рекламе»,2002].
Как правило, теле-/ интернет- рекламный текст обладает ёмким, кратким и динамичным содержанием. В связи с этим глагольные формы имеют особую ценность в рамках рекламного текста. По словам Д. Е. Юрьевой, «Грамматические категории глагола тесно связаны с важнейшими логическими категориями, отражающими в человеческом сознании реальную действительность, и играют важную роль в усилении действенности речи» [Юрьева, 2004: 6].
Как правило, авторы рекламы не ставят перед собой задачи достоверно охарактеризовать рекламируемый предмет. Их цель – вызвать у потребителя желание приобрести рекламируемый продукт путем воздействия на сознание и чувства зрителя. В связи с этим большую значимость в рекламном тексте приобретают глаголы с семантическим компонентом «психическая деятельность». Этим обусловлена актуальность настоящей работы. Новизна работы — состоит в том, что ранее не проводился анализ глаголов семантической группы «психической деятельности» на материале рекламных текстов. Результаты работы могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку и на лекциях по лексике, стилистике. Этим обусловлена практическая значимость настоящей работы.
Под лексико-семантической группой мы понимаем «относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой конкретного содержания» [Новиков, 2002: 132 ].
Психическая деятельность — это субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля. [Левитов, 1964:25]
Объект исследования настоящей работы — глаголы ЛСГ со значением психической деятельности.
Предмет исследования — состав, структура и функционирование глаголов ЛСГ психической деятельности в рекламном тексте.
Цель исследования — определить состав и семантические особенности употребления глаголов ЛСГ со значением «психической деятельности» в рекламных текстах.
Задачи исследования:
1. Описать теоретическую базу исследования.
2. Сделать выборку рекламных текстов печатных СМИ, а также звучащих текстов теле- и интернет-рекламных роликов.
3. Описать функционально-семантическую характеристику глаголов ЛСГ со значением «психической деятельности» в рекламном тексте.
4. Определить наиболее значимые в структуре рекламного текста классы ЛСГ глаголов психической деятельности и специфику их употребления.
5. Произвести сопоставительный анализ глаголов ЛСГ со значением «психической деятельности», представленных в звучащих телевизионных и печатных рекламных текстов.
Методы исследования: метод наблюдения, описательный метод, метод сплошной выборки, метод частичной выборки, классификационый метод, метод контекстуального анализа и статистический метод.
Материалом исследования послужили газетные, журнальные и звучащие телевизионные рекламные тексты.
Структура работы включает следующие разделы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложение. В первой главе «Основные вопросы изучения русского глагола в современной научной литературе» рассматриваются вопросы научного описания глагольной лексики в аспекте РКИ и понятие ЛСГ. Во второй главе «Функционально-семантическая характеристика глаголов психической деятельности в современном русском языке» анализируются глаголы психической деятельности, используемые современной газетной, журнальной, телевизионной и интернет-рекламой. В Заключении представлены выводы и результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При изучении русского языка глагольная лексика представляет наибольшую трудность для иностранных студентов. Именно поэтому описание особенностей функционирования глаголов имеет важное значение. Перспективным, на наш взгляд, является анализ лексико-семантической группы глаголов психической деятельности на материале газетных, журнальных и телевизионных рекламных текстов, поскольку глаголы данной ЛСГ являются ядерными для любого языка, а рекламный текст отражает процессы, которые происходят в языке.
Проанализировав глаголы психической деятельности в газетных и журнальных рекламных текстах, а также в телевизионной рекламе, мы выделили некоторые особенности использования глаголов психической деятельности в данных видах рекламы.
В газетной и журнальной рекламе класс глаголов эмоционального отношения и класс глаголов мышления являются наиболее многочисленными. Тогда как в телевизионной рекламе наиболее частотными глаголами являются глаголы класса мышления и знания, однако также встречается немало глаголов класса ощущения; восприятия; эмоционального состояния; эмоционального отношения. Наименее представлены глаголы класса внимания и желания. Таким образом, проанализировав глаголы ЛСГ психической деятельности в рекламных текстах и в телевизионных рекламах, мы можем предположить, что основной целью рекламного сообщения как в форме текста, так и в форме звучащей рекламы является непосредственное воздействие на сознание потребителя.
Глаголы ЛСГ психической деятельности в газетной и журнальной рекламе обычно используются в прямом (основном) значении и реже в переносном, поскольку письменный рекламный текст воспринимается непосредственно на глаз, он должен легко запоминаться и быстро воспроизводиться. Однако глаголы ЛСГ психической деятельности в телевизионной рекламе используются как в переносном, так и в прямом значении. Переносное значение глаголов в основном используется в устойчивых выражениях. В телевизионной рекламе представлено большое количество устойчивых выражений. Устойчивые выражения позволяют в более лаконичной форме выразить основную идею рекламы, также они используются для того, чтобы привлечь внимание потребителя и заинтересовать его.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что глаголы психической деятельности используются в большом количестве как в газетной и журнальной рекламе, так и в телевизионной рекламном тексте. Контекстный анализ глаголов показал, что зачастую глаголы психической деятельности используются в рекламе для того, чтобы повлиять на выбор покупателя и чтобы описать эмоции, которые испытывают герои в рекламе. В газетной и журнальной рекламе глаголы психической деятельности позволяют более точно описать особенности и преимущества рекламируемого предмета. В телевизионной рекламе глаголы психической деятельности дополняют образ, который мы видим на экране.



1. Барыкина А. Н. и др. Изучение глагольных приставок/ А.Н. Барыкина, В.В. Добровольская, С.Н.Мерзон. —3-е изд., перераб. и доп. —М. : Рус. яз., 1989.—169 с.
2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л.,1987.
3. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Творчество в составлении рекламных текстов. – М.: ДеНово, 1995.
4. Васильев Л.М. Семантика русского глагола: Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации. —М. : Высш. школа, 1981. —184 с.
5. Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: «Высшая школа», 2001. – 288 с.
6. Гуднов Роджер Нидхэм. Синонимические ряды глаголов интеллектуальной деятельности в современном русском языке : функционально-семантический аспект . диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Гуднов Роджер Нидхэм; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2013.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/719
7. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе. – Минск, 1996.
8. Джефкинс Ф. Реклама. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
9. Добрикова Т. С., Ковалева А. М. Роль рекламы в современном обществе // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 201-203.
10. Ефимов А. И. http://yakginka.ru/raznoe/lichnost/99780-ustojchivye-vyrazhenija-v-russkom-jazyke.html
11. Жданова Е. Ю. Рекламный текст как объект лингвистического исследования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета .к№ 2-1 (32-1), Тольятти, 2015. С. 82-85.
12. Зиновьева Е. И., Хруненкова А. В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. – СПБ.: Нестор-История, 2015. – 192 с.
13. Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. 2-е изд. М.: Флинта, 2012. 296с.
14. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 216 с.
15. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964
16. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта, 2003.
17. Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания: учеб. пособие / Эсфирь Максимовна Медникова. – М. : Высшая школа, 1974. – 202 с.
18. Мокиенко В. М. Славянская фразеология. Учебное пособие для студентов. – М., 1989 - 207 с.
19. Немов Р. С. Психология: учебник для вузов: В 3 т. – М.: Владос, 2005.
20. Новиков Л. А. Семантика русского языка.М.,2002.
21. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: учеб./ Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, В.Г. Шахурин. – М.: Изд-во «Дашков и КО», 2005
22. Рассудова О. П. Употребеление видов глагола в русском языке Тематический план 1997 г. № 119.
23. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов : учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М. : Высш. шк., 1981. – 127 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
25. Сердобинцева. Структура и язык рекламных текстов: Флинта, Наука; М.; 2010.
26. Скворцова Г. Л. Употребление видов глагола в русском языке: Учебное пособие для иностранцев,изучающих русский язык—2-е изд.—М. : Рус. яз. Курсы, 2001.-136 с.
27. Сазонова И. К. Русский глагол и его причастные формы: Толково-грамматич. сл.—М, : Рус. яз., 1989.—590 с.
28. Современный русский язык : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др. ; под ред. П. А. Леканта. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2007. — 557, [3]с.
29. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. – М.: Русский язык, 1990. – 174 с.
30. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: Наука, 2006. — 696 с.
31. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа: учеб. пособие / Замир Курбанович Тарланов. – Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. – 190 с.
32. Тихонов А. Н. Русский глагол:проблемы теории и лексикографирования. М.: Academia, 1998. 280 c.
33. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3 изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк; 1990. – 415 с.
34. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности: Учебник. — М.: Гардарики, 2002. — 272 с.
35. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста. СПБ.:Петербургский институт печати, 2003. 232 с.
36. Федеральный закон «О рекламе» от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремисткой деятельности" (ред. От 25.12.2012). // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, № 30, ст.3031, «Парламентская газета», № 142-143, 30.07.2002, «Российская газета», № 138-139, 30.07.2002. http://www.studfiles.ru/preview/5239234/page:5/
37. Юрьевна Д. Е. Глагол в рекламном тексте : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Воронеж, 2004 161 с. РГБ ОД, 61:05-10/272
38. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. 151 с.
39. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика: учебное пособие. Изд. 2-е,стереотипное. – М.: Едиториал УРСС,2003. – 336 с.

Словари
1.Ахманова Ольга Сергеевна Словарь лингвистических терминов. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2005. - 576 с.
2.Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты/ Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 576 с. – (Фундаментальные словари).
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -М. : Рус. яз., 2000. -T.1:A-O. -1209 с. -(Б-ка словарей рус. яз.).
4. Пчелкина, В.В.: Словарь иностранных слов 1987 г.; М.: Русский язык.
5. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: В 6 т. / РАН. Ин-т рус.яз.; Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998.
6. Прохоров, А.М.: Советский энциклопедический словарь 1980-1983 г.; М.: Советская Энциклопедия.
7.Ульянов А. Словарь терминов по рекламе, маркетингу, Atl, Btl и PR. – М., 2007.
8.Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ