КНР на африканском континенте: динамика китайского проникновения в африканские страны
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.КНР на африканском континенте в 1949-1966 гг.: налаживание отношений
§1.1. Внешнеполитический курс КНР и место в нем Африки 1949-1966г
§1.2. Политические контакты КНР с африканскими государствами в 1949-1966гг.............11
§1.3. Экономическая помощь Китая странам африканского континента
ГЛАВА 2. Взаимодействие Китая и африканских стран в период с 1966-1989гг.........22
§2.1. Стратегия КНР в Африке в 1966-1989гг
§2.2. Взаимодействие КНР с африканскими странами на уровне общественных организаций, по линиям культурных и образовательных обменов
§2.3. Торгово-экономические отношения между КНР и странами Африки в 1976-1989гг.33
ГЛАВА 3. КНР на африканском континенте в 1989-2000гг
§3.1. Китай на международной арене в 90-е годы 20 века
§3.2. Африка во внешней политике КНР в период в 1989-2000гг
§3.3. Торгово-экономическое взаимодействие и безвозмездная помощь Китайской Народной Республики странам африканского континента в 1989-2000гг
ГЛАВА 4. Китай в Африке в 2000-2016гг
§4.1. Механизмы распространения китайского влияния в 21 веке
§4.2. Современный этап торгово-экономических связей КНР и африканских стран...........58
§4.3. Негативные стороны китайского присутствия в Африке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
ГЛАВА 1.КНР на африканском континенте в 1949-1966 гг.: налаживание отношений
§1.1. Внешнеполитический курс КНР и место в нем Африки 1949-1966г
§1.2. Политические контакты КНР с африканскими государствами в 1949-1966гг.............11
§1.3. Экономическая помощь Китая странам африканского континента
ГЛАВА 2. Взаимодействие Китая и африканских стран в период с 1966-1989гг.........22
§2.1. Стратегия КНР в Африке в 1966-1989гг
§2.2. Взаимодействие КНР с африканскими странами на уровне общественных организаций, по линиям культурных и образовательных обменов
§2.3. Торгово-экономические отношения между КНР и странами Африки в 1976-1989гг.33
ГЛАВА 3. КНР на африканском континенте в 1989-2000гг
§3.1. Китай на международной арене в 90-е годы 20 века
§3.2. Африка во внешней политике КНР в период в 1989-2000гг
§3.3. Торгово-экономическое взаимодействие и безвозмездная помощь Китайской Народной Республики странам африканского континента в 1989-2000гг
ГЛАВА 4. Китай в Африке в 2000-2016гг
§4.1. Механизмы распространения китайского влияния в 21 веке
§4.2. Современный этап торгово-экономических связей КНР и африканских стран...........58
§4.3. Негативные стороны китайского присутствия в Африке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Актуальность исследования. Китай является одной из самых быстрорастущих экономик мира, сотрудничать с которой на данный момент желают практически все государства на планете. Но так было не всегда. Новообразованной Китайской Народной Республике с большим трудом удавалось заключать двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений с другими странами. Долгое время развитые государства не признавали КНР как правопреемницу дореволюционного Китая и принципиально не заключали с ней никаких соглашений. Единственной силой, на которую коммунистический Китай мог рассчитывать на международной арене были Советский Союз, «восточный блок» и страны третьего мира, недавно получившие независимость и стремящиеся выйти из под влияния бывших метрополий.
Стоит заметить, что большая часть развивающихся государств расположена на африканском континенте, поэтому укрепление позиций в этом регионе стало одной из приоритетных задач Пекина. Более того, с 1950-х годов Китайская Народная Республика сформулировала новую внешнеполитическую цель –возглавить блок развивающихся стран. В 50-60-е годы 20 века Китай преследовал идею проведения авангардных социалистических революций и создания большого количества социалистических дружественных ему государств на территории африканского континента. Однако, все изменилось, когда к власти пришел Дэн Сяопин, который отошел от сотрудничества по идеологической линии и вмешательства во внутренние дела других государств и переориентировал Китай на взаимодействие со странами Африки на прагматической основе. Невмешательство во внутренние дела африканских государств получило широкое одобрение на континенте- Китайская Народная Республика установила дипломатические отношения с 53 из 55 государств африканского континента к 1999 году, а две других страны: Свазиленд и Буркина Фасоподдержали Китайскую Республику, что исключило возможность сотрудничества с КНР.
В свою очередь, Африканский регион имеет большое значение для многих развитых стран мира, например для государств Европейского союза, США и других. Однако, Китай более успешен в реализации собственной стратегии на «черном континенте», поэтому изучение истории сотрудничества КНР с Африкой, методов китайского руководства по реализации собственных проектов, а также экономическую политику Китая в регионе- первостепенно. К тому же, данное исследование позволяет судить об эффективности использованных китайским правительством мер по интенсификации контактов и укрепления отношений, что, в свою очередь, позволяет выделять наиболее продуктивные из них в вопросах развития сотрудничества с Африкой и давать оценку действиям китайского руководства на разных исторических периодах в данном направлении.
Объект исследования: Африканское направление внешней политики КНР.
Предмет исследования: политическое и экономическое присутствие КНР на африканском континенте в исторической ретроспективе.
Хронологические рамки: охватывают период с 1949 г. - дата основания КНР - по 2016 г.
Периодизация исследования: отражает контекстные изменения китайско-африканских отношений на различных исторических этапах.
1) с 1949-1966гг., так как в 1949 году в результате гражданской войны в Китае к власти пришла Коммунистическая партия Китая, создавшая Китайскую Народную Республику. Верхний временной барьер обусловлен сразу двумя факторами: Председатель КНР Мао Цзэдун развернул масштабную деятельность по борьбе с ревизионизмом, позже получившее название «культурная революция», что сильно отразилось на внешнеполитическом курсе коммунистического Китая, который резко снизил усилия по установлению контактов с развивающимися африканскими государствами, а также угасанием интереса у африканцев к проектам и товарам, которые предлагала КНР, в связи с низким качеством выполнения работ и наличием ряда дополнительных условий для их реализации.
2) с 1966-1989 гг. Нижняя граница исследования связана с началом «культурной революции», когда китайское руководство в большей степени было заинтересовано в решении внутриполитических проблем и несущественно участвовало в решении международных вопросов. Верхняя граница временных рамок этого периода связана с изменением внешнеполитического курса КНР, скорректированного в результате международной реакции на события на площади Тяньаньмэнь и военное подавление митинга. В Пекине было принято решение несколько отойти от внешнеполитической линии, приятой Дэном Сяопином, и сконцентрироваться на необходимости сокращения внешнеэкономических расходов, сохранив внешнеполитических союзников, что существенно изменило характер китайско-африканских отношений в 90- годы 20 века.
3) с 1989-2000гг., где 1989 год стал переломным моментом в отношениях Китайской Народной Республики и развитых государств планеты, так как в связи с политическим кризисом и подавлением мирной демонстрации на площади Тяньаньмэнь, против КНР были введены широкие санкции, поэтому китайское руководство, несмотря на стремление тратить меньше средств на всестороннюю помощь зарубежным развивающимся странам и больше финансировать модернизацию собственного государства, было вынуждено искать новые менее дорогостоящие пути взаимодействия, что и было сделано в 1995-1996 гг., когда Пекин интенсифицировал контакты на высоком уровне и заменил строительство крупномасштабных инфраструктурных проектов на реализацию объектов социальной направленности, что, с одной стороны, укрепило имидж Китая в регионе среди населения, с другой стороны, не требовало больших затрат. Верхняя граница в этом случае обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Китайская Народная Республика закончила 9 пятилетний план развития, в рамках которого подразумевалось закончить внутреннюю модернизацию государства к этому периоду и перейти к непосредственному укреплению собственных позиций на международной арене. Во-вторых, в 2000 году китайское руководство создает Форум китайско-африканского сотрудничества, через который и будут строиться китайско-африканские отношения в 21 веке.
4) с 2000-2016гг. Начиная с 2000 года Китайская Народная Республика перестает позиционировать себя как неразвитое государство, отстающее от европейских стран и США. С этого момента Китай стремится не только участвовать в международных организациях, но и влиять в них на принятие решений. В отношении африканских государств в этот период КНР возвращается к оказанию крупномасштабной помощи в виде престижных проектов, большого количества беспроцентных займов и безвозмездной помощи, увеличивая добычу необходимых для развития собственной экономики минерально-сырьевых ресурсов, что открывает новые возможности для развития китайско-африканского экономического сотрудничества.
Цель исследования: выявить особенности китайского проникновения в Африку на различных исторических этапах.
Задачи исследования:
• Определить основные интересы КНР на африканском континенте в начальный период становления многосторонних отношений
• Обозначить приоритетные направления китайско-африканского взаимодействия в политической и экономической сферах в 1966-1989гг.
• Сопоставить механизмы оказания влияния Китайской Народной Республики на страны Африки в различные исторические периоды
• Охарактеризовать механизмы оказания экономической помощи Китая африканским государствам на разных этапах сотрудничества
Источниковая база исследования включает в себя:
• Выступления и заявления руководителей КНР по вопросам китайско-африканских отношений, которые позволяют выявить официальную позицию китайского руководства по наиболее значимым аспектам взаимодействия.
• Международные договоры об основах сотрудничества между КНР и другими развивающимися государствами , которые позволяют исследовать деятельность Китая в международном масштабе и выявить значимость африканского региона в сравнении с другими государствами.
• Материалы съездов КПК, затрагивающие вопросы внешней политики КНР, и китайские документы государственной важности, включая «белые книги», которые содержат информацию о перспективах развития отношений и данные о реализованных проектах.
• Документы всемирных и региональных организаций , позволяющие дать объективную оценку китайской помощи Африке и освещающие проблемы, возникающие в процессе сотрудничества КНР и стран африканского континента.
Степень научной разработанности проблемы:
Поскольку в работе рассматриваются вопросы многостороннего сотрудничества Китая и Африки, автором были проанализированы работы известных африканистов: Р.Н. Исмагиловой, , П.И. Манчха, Л.Л. Фитуни, В.Г. Шубина .
Изучением проблем экономической политики Китая на региональном и международном уровнях, включая исследования китайских экономических реформ и их последствий, занимается большое количество российских ученых, среди которых В.Г. Гельбрас, Б.Т. Колосков, В.Я. Портяков, А.С. Селищев и другие .
Особенности внешней политики Китайской Народной Республики являются предметом анализа для таких российских исследователей, как Я.В. Лексютина, С.Г. Лузянин, А.В. Лукин, М.Л. Титаренко.
В российской историографии лишь небольшая часть трудов посвящена изучению эволюции китайско-африканских отношений, где наиболее известными авторами в 20 веке считаются М.В. Фомичева и А.С. Красильников, однако, проведенное ими исследование нельзя назвать в полной мере объективным из-за существенной идеалогизированности работы, а более комплексным анализом истории многосторонних связей Китая и Африки занимались Т.Л. Дейч, Т.М. Соловьева .
Современный этап китайско-африканских отношений в российской научной литературе изучают следующие авторы: С.В. Ливишин, М. Мамонов, А.А. Мардашев, Л.В. Пономаренко .
Среди зарубежных исследователей данного вопроса можно особенно выделить Ли Аньшаня, Ло Цзянбо, Р. Ротберга, Я. Тейлора, Шэнь Бейли .
В методологической основе исследования основополагающим принципом является принцип историзма, так как он позволяет детально рассматривать эволюцию взаимоотношений Китая и Африки, а также проводить линию, связывающую события в прошлом с современностью. В связи с тем, что основной темой данной работы является динамика китайского проникновения в африканский регион, то для ее исследования также использовался проблемно-исторический и политологический анализ.
В работе использовался системный подход, в рамках которого был проведен комплексный анализ китайского присутствия в Африке на различных исторических этапах в экономической и политической сферах взаимодействия. Историко-сопоставительный метод применялся для описания развития многосторонних дипломатических отношений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, включающих в себя 12 параграфов, заключения, списка литературы и источников, а также списка приложений.
Стоит заметить, что большая часть развивающихся государств расположена на африканском континенте, поэтому укрепление позиций в этом регионе стало одной из приоритетных задач Пекина. Более того, с 1950-х годов Китайская Народная Республика сформулировала новую внешнеполитическую цель –возглавить блок развивающихся стран. В 50-60-е годы 20 века Китай преследовал идею проведения авангардных социалистических революций и создания большого количества социалистических дружественных ему государств на территории африканского континента. Однако, все изменилось, когда к власти пришел Дэн Сяопин, который отошел от сотрудничества по идеологической линии и вмешательства во внутренние дела других государств и переориентировал Китай на взаимодействие со странами Африки на прагматической основе. Невмешательство во внутренние дела африканских государств получило широкое одобрение на континенте- Китайская Народная Республика установила дипломатические отношения с 53 из 55 государств африканского континента к 1999 году, а две других страны: Свазиленд и Буркина Фасоподдержали Китайскую Республику, что исключило возможность сотрудничества с КНР.
В свою очередь, Африканский регион имеет большое значение для многих развитых стран мира, например для государств Европейского союза, США и других. Однако, Китай более успешен в реализации собственной стратегии на «черном континенте», поэтому изучение истории сотрудничества КНР с Африкой, методов китайского руководства по реализации собственных проектов, а также экономическую политику Китая в регионе- первостепенно. К тому же, данное исследование позволяет судить об эффективности использованных китайским правительством мер по интенсификации контактов и укрепления отношений, что, в свою очередь, позволяет выделять наиболее продуктивные из них в вопросах развития сотрудничества с Африкой и давать оценку действиям китайского руководства на разных исторических периодах в данном направлении.
Объект исследования: Африканское направление внешней политики КНР.
Предмет исследования: политическое и экономическое присутствие КНР на африканском континенте в исторической ретроспективе.
Хронологические рамки: охватывают период с 1949 г. - дата основания КНР - по 2016 г.
Периодизация исследования: отражает контекстные изменения китайско-африканских отношений на различных исторических этапах.
1) с 1949-1966гг., так как в 1949 году в результате гражданской войны в Китае к власти пришла Коммунистическая партия Китая, создавшая Китайскую Народную Республику. Верхний временной барьер обусловлен сразу двумя факторами: Председатель КНР Мао Цзэдун развернул масштабную деятельность по борьбе с ревизионизмом, позже получившее название «культурная революция», что сильно отразилось на внешнеполитическом курсе коммунистического Китая, который резко снизил усилия по установлению контактов с развивающимися африканскими государствами, а также угасанием интереса у африканцев к проектам и товарам, которые предлагала КНР, в связи с низким качеством выполнения работ и наличием ряда дополнительных условий для их реализации.
2) с 1966-1989 гг. Нижняя граница исследования связана с началом «культурной революции», когда китайское руководство в большей степени было заинтересовано в решении внутриполитических проблем и несущественно участвовало в решении международных вопросов. Верхняя граница временных рамок этого периода связана с изменением внешнеполитического курса КНР, скорректированного в результате международной реакции на события на площади Тяньаньмэнь и военное подавление митинга. В Пекине было принято решение несколько отойти от внешнеполитической линии, приятой Дэном Сяопином, и сконцентрироваться на необходимости сокращения внешнеэкономических расходов, сохранив внешнеполитических союзников, что существенно изменило характер китайско-африканских отношений в 90- годы 20 века.
3) с 1989-2000гг., где 1989 год стал переломным моментом в отношениях Китайской Народной Республики и развитых государств планеты, так как в связи с политическим кризисом и подавлением мирной демонстрации на площади Тяньаньмэнь, против КНР были введены широкие санкции, поэтому китайское руководство, несмотря на стремление тратить меньше средств на всестороннюю помощь зарубежным развивающимся странам и больше финансировать модернизацию собственного государства, было вынуждено искать новые менее дорогостоящие пути взаимодействия, что и было сделано в 1995-1996 гг., когда Пекин интенсифицировал контакты на высоком уровне и заменил строительство крупномасштабных инфраструктурных проектов на реализацию объектов социальной направленности, что, с одной стороны, укрепило имидж Китая в регионе среди населения, с другой стороны, не требовало больших затрат. Верхняя граница в этом случае обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Китайская Народная Республика закончила 9 пятилетний план развития, в рамках которого подразумевалось закончить внутреннюю модернизацию государства к этому периоду и перейти к непосредственному укреплению собственных позиций на международной арене. Во-вторых, в 2000 году китайское руководство создает Форум китайско-африканского сотрудничества, через который и будут строиться китайско-африканские отношения в 21 веке.
4) с 2000-2016гг. Начиная с 2000 года Китайская Народная Республика перестает позиционировать себя как неразвитое государство, отстающее от европейских стран и США. С этого момента Китай стремится не только участвовать в международных организациях, но и влиять в них на принятие решений. В отношении африканских государств в этот период КНР возвращается к оказанию крупномасштабной помощи в виде престижных проектов, большого количества беспроцентных займов и безвозмездной помощи, увеличивая добычу необходимых для развития собственной экономики минерально-сырьевых ресурсов, что открывает новые возможности для развития китайско-африканского экономического сотрудничества.
Цель исследования: выявить особенности китайского проникновения в Африку на различных исторических этапах.
Задачи исследования:
• Определить основные интересы КНР на африканском континенте в начальный период становления многосторонних отношений
• Обозначить приоритетные направления китайско-африканского взаимодействия в политической и экономической сферах в 1966-1989гг.
• Сопоставить механизмы оказания влияния Китайской Народной Республики на страны Африки в различные исторические периоды
• Охарактеризовать механизмы оказания экономической помощи Китая африканским государствам на разных этапах сотрудничества
Источниковая база исследования включает в себя:
• Выступления и заявления руководителей КНР по вопросам китайско-африканских отношений, которые позволяют выявить официальную позицию китайского руководства по наиболее значимым аспектам взаимодействия.
• Международные договоры об основах сотрудничества между КНР и другими развивающимися государствами , которые позволяют исследовать деятельность Китая в международном масштабе и выявить значимость африканского региона в сравнении с другими государствами.
• Материалы съездов КПК, затрагивающие вопросы внешней политики КНР, и китайские документы государственной важности, включая «белые книги», которые содержат информацию о перспективах развития отношений и данные о реализованных проектах.
• Документы всемирных и региональных организаций , позволяющие дать объективную оценку китайской помощи Африке и освещающие проблемы, возникающие в процессе сотрудничества КНР и стран африканского континента.
Степень научной разработанности проблемы:
Поскольку в работе рассматриваются вопросы многостороннего сотрудничества Китая и Африки, автором были проанализированы работы известных африканистов: Р.Н. Исмагиловой, , П.И. Манчха, Л.Л. Фитуни, В.Г. Шубина .
Изучением проблем экономической политики Китая на региональном и международном уровнях, включая исследования китайских экономических реформ и их последствий, занимается большое количество российских ученых, среди которых В.Г. Гельбрас, Б.Т. Колосков, В.Я. Портяков, А.С. Селищев и другие .
Особенности внешней политики Китайской Народной Республики являются предметом анализа для таких российских исследователей, как Я.В. Лексютина, С.Г. Лузянин, А.В. Лукин, М.Л. Титаренко.
В российской историографии лишь небольшая часть трудов посвящена изучению эволюции китайско-африканских отношений, где наиболее известными авторами в 20 веке считаются М.В. Фомичева и А.С. Красильников, однако, проведенное ими исследование нельзя назвать в полной мере объективным из-за существенной идеалогизированности работы, а более комплексным анализом истории многосторонних связей Китая и Африки занимались Т.Л. Дейч, Т.М. Соловьева .
Современный этап китайско-африканских отношений в российской научной литературе изучают следующие авторы: С.В. Ливишин, М. Мамонов, А.А. Мардашев, Л.В. Пономаренко .
Среди зарубежных исследователей данного вопроса можно особенно выделить Ли Аньшаня, Ло Цзянбо, Р. Ротберга, Я. Тейлора, Шэнь Бейли .
В методологической основе исследования основополагающим принципом является принцип историзма, так как он позволяет детально рассматривать эволюцию взаимоотношений Китая и Африки, а также проводить линию, связывающую события в прошлом с современностью. В связи с тем, что основной темой данной работы является динамика китайского проникновения в африканский регион, то для ее исследования также использовался проблемно-исторический и политологический анализ.
В работе использовался системный подход, в рамках которого был проведен комплексный анализ китайского присутствия в Африке на различных исторических этапах в экономической и политической сферах взаимодействия. Историко-сопоставительный метод применялся для описания развития многосторонних дипломатических отношений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 4 глав, включающих в себя 12 параграфов, заключения, списка литературы и источников, а также списка приложений.
Проведенный анализ эволюции китайского проникновения в Африку на различных исторических этапах в период с 1949 года по 2016 год, позволяет сделать ряд следующих общих выводов.
Китайская Народная Республика, сформировавшаяся в 1949 году после Второй мировой войны и военных конфликтов среди гражданского населения 1946-1949гг., первоначально не могла претендовать на значимые позиции на международной арене, так как мир был поделен на сферы влияния между сверхдержавами. В 50-е годы КНР действовала в фарватере советского социалистического блока, что позволило установить целый ряд дипломатических контактов с государствами, разделяющими судьбу стран третьего мира с коммунистическим Китаем. В этот период Пекину удалось добиться статуса неформального лидера развивающихся государств Азии и Африки, что впоследствии способствовало возвышению Китая как третьей, отличной от США и СССР, силы.
С момента Бандунгской конференции 1955 года КНР серьезно упрочила свои позиции в африканском регионе, чему свидетельствует ее признание многими государствами Африки как правопреемницы дореволюционного Китая. Многочисленные двусторонние официальные визиты лишь подчеркивали важность этих стран друг для друга.
Однако, несмотря на заявленные принципы Чжоу Эньлая придерживаться равноправных отношений в сотрудничестве Китая и Африки, в период 50-60-х годов было видно явное доминирование китайцев над африканцами, в силу того, что Китай являлся донором экономической помощи, а страны Африки- реципиентами, потому КНР имела возможность насаждать собственные условия в торговле, строительстве объектов инфраструктуры, предоставлении беспроцентных и низкопроцентных займов. Такие отношения не имели большого различия от контактов Европы и Африки в колониальную эпоху, так как Пекин умело реализовывал собственные цели, выделяя помощь африканским странам как способ оплаты за необходимые ресурсы, не учитывая нужды и потребности местного населения. Такие отношения негативно воспринимались африканцами, а потому требовали пересмотра в ближайшем будущем, так как в сотрудничестве были заинтересованы как африканские страны, так и Китай, потому поиск компромиссов был продолжен в 1970-е годы.
Во время «культурной революции» внимание китайского руководства во главе с Председателем КНР Мао Цзэдуном было сконцентрировано на внутригосударственной ситуации, поэтому китайско-африканские отношения во всех сферах, включая политику и экономику, пошли на спад. Были сокращены объемы беспроцентных и низкопроцентных займов выдаваемых африканским государствам, а обмен официальными группами на высоком уровне в этот период фактически не осуществлялся. Однако, несмотря на сложности во взаимоотношениях в это время КНР установила дипломатические отношения с целым рядом стран данного региона. В 60-70-е годы Китаю удавалось проводить культурные мероприятия в Африке, связанные с искусством и живописью, что позволяло сохранять интерес африканской публики к китайской культуре.
Во второй половине 70-х годов 20 века Китай переориентировался на сотрудничество со всеми открытыми к диалогу африканскими государствами и отошёл от политики взаимодействия лишь с социалистическими странами Африки. Был выбран вектор на сотрудничество в социально-политической сфере, что было выгодно африканским странам в силу их потребностей, с одной стороны, и Китаю, с другой, так как с этого момента прекращается поддержка революционно настроенных африканских движений, которая требовала существенных финансовых вливаний. В связи с такой переориентацией имидж КНР в 70-80-е годы в Африке начинает возрастать, несмотря на то, что Китай в этот период все еще тяготел к более глубокому сотрудничеству с традиционными партнерами на континенте.
После прихода к власти Дэна Сяопина в Китае получила реализацию политика реформ и открытости. Китайско-африканские отношения, помимо сотрудничества со всеми открытыми к диалогу странами континента, испытывают другие изменения, связанные с характером оказания экономической помощи. После анонсирования «4 принципов» сотрудничества Чжао Цзыяна происходят следующие перестановки: Китай начинает стремится привлекать не только собственные средства, но и финансы африканских государств; небольшие денежные займы стали выделяться всем странам, которые в них нуждаются; происходит постепенный переход к реализации менее значимых инфраструктурных объектов: вместо железнодорожных и автомобильных дорог строятся школы и больницы. Такие шаги позволили одновременно повысить значимость Китая в регионе для местного населения и снизить затраты на оказание внешней помощи.
В характере китайского взаимодействия с Африкой в период 90-х годов стоит отметить, что несмотря на финансовые трудности КНР, связанные с внутренними реформами, Китай не оставил сотрудничество с африканскими странами. В связи с этим в 1995 году многие китайские политические деятели посетили африканские государства с официальными визитами, а в 1996 году тур по данному региону совершает и сам Председатель КНР Цзян Цзэминь, который озвучивает принципы китайско-африканского сотрудничества в 21 веке.Это связано с тем, что в этот период Китай был не в состоянии сохранять большие объемы финансовой помощи, а потому компенсировал ее уменьшение визитами на высоком уровне, где декларировались принципы сотрудничества на будущее. Это означает, что несмотря на недостаток денежных ресурсов, КНР была заинтересована в долгосрочном планировании развития многостороннего взаимодействия в контексте отношений Африка-Китай. К тому же и методы давления на африканское руководство были изменены в связи с уменьшением финансирования региона: в этот период Пекин стал акцентировать внимание на китайских успехах в решении той или иной проблемы, которых может достигнуть в будущем и африканская сторона, избравшая схожий путь развития.
В 21 веке Китайская Народная Республика начала стремится не только к региональному доминированию, но и к получению роли значимого игрока на международной арене. Важной целью для Пекина в связи с ростом экономики становится, с одной стороны, обеспечение безопасности импорта минерально-сырьевых ресурсов, гарантирующие стабильность в производственной сфере, а с другой стороны, получение большей поддержки в мировых финансовых и межгосударственных институтах, для оказания существенного влияния на определение повестки дня в области международных финансов, посредством продвижения представителей союзнических государств на значимые посты в организациях, а также, при их содействии, увеличение собственной доли в таких организациях. Немаловажной темой для обсуждения на мировой арене в 21 веке китайское руководство считает создание и продвижение инициатив в сфере культуры и защиты окружающей среды.
В экономической сфере в период с 2000-2016гг. происходит достижение существенных результатов в развитии многостороннего партнерства в рамках сотрудничества Китай-Африка, заключаются соглашения об оказании необходимой безвозмездной помощи наиболее неразвитым регионам континента: количество медицинских групп, оказывающие помощь в ликвидации эпидемий и контролирующие здоровье африканских граждан в труднодоступных регионам, существенно увеличилось, гуманитарные миссии в регионе проводятся в рамках двусторонних соглашений, а также при содействии ООН. Китайская Народная Республика в 21 веке стала одним из крупнейших государств-доноров экономической поддержки развитию африканских стран.
Несмотря на большое количество каналов взаимодействия в экономической сфере и форумов развития многосторонних отношений, можно сказать, что отношения Китайской Народной Республики с Африкой продолжают оставаться неравномерными даже в начале 21 века. Китай использует африканские государства не только как ресурсную базу, но и как рынок сбыта товаров и услуг. Инфраструктурные проекты реализуются в экономически выгодных для КНР регионах, а вопросы экологии фактически отходят на второй план, если речь идет о поставках необходимых углеводородов, минералов и железных руд. Однако, с развитием африканских стран ситуация меняется и взаимодействие Китая и ЮАР- наиболее развитого государства Африки, можно назвать достаточно сбалансированным , что позволяет сделать прогноз о том, что в перспективе и другие страны африканского региона смогут достигнуть такого результата, если им удастся осуществить внутреннюю реформу экономики и стабилизировать государственную систему.
Китайская Народная Республика, сформировавшаяся в 1949 году после Второй мировой войны и военных конфликтов среди гражданского населения 1946-1949гг., первоначально не могла претендовать на значимые позиции на международной арене, так как мир был поделен на сферы влияния между сверхдержавами. В 50-е годы КНР действовала в фарватере советского социалистического блока, что позволило установить целый ряд дипломатических контактов с государствами, разделяющими судьбу стран третьего мира с коммунистическим Китаем. В этот период Пекину удалось добиться статуса неформального лидера развивающихся государств Азии и Африки, что впоследствии способствовало возвышению Китая как третьей, отличной от США и СССР, силы.
С момента Бандунгской конференции 1955 года КНР серьезно упрочила свои позиции в африканском регионе, чему свидетельствует ее признание многими государствами Африки как правопреемницы дореволюционного Китая. Многочисленные двусторонние официальные визиты лишь подчеркивали важность этих стран друг для друга.
Однако, несмотря на заявленные принципы Чжоу Эньлая придерживаться равноправных отношений в сотрудничестве Китая и Африки, в период 50-60-х годов было видно явное доминирование китайцев над африканцами, в силу того, что Китай являлся донором экономической помощи, а страны Африки- реципиентами, потому КНР имела возможность насаждать собственные условия в торговле, строительстве объектов инфраструктуры, предоставлении беспроцентных и низкопроцентных займов. Такие отношения не имели большого различия от контактов Европы и Африки в колониальную эпоху, так как Пекин умело реализовывал собственные цели, выделяя помощь африканским странам как способ оплаты за необходимые ресурсы, не учитывая нужды и потребности местного населения. Такие отношения негативно воспринимались африканцами, а потому требовали пересмотра в ближайшем будущем, так как в сотрудничестве были заинтересованы как африканские страны, так и Китай, потому поиск компромиссов был продолжен в 1970-е годы.
Во время «культурной революции» внимание китайского руководства во главе с Председателем КНР Мао Цзэдуном было сконцентрировано на внутригосударственной ситуации, поэтому китайско-африканские отношения во всех сферах, включая политику и экономику, пошли на спад. Были сокращены объемы беспроцентных и низкопроцентных займов выдаваемых африканским государствам, а обмен официальными группами на высоком уровне в этот период фактически не осуществлялся. Однако, несмотря на сложности во взаимоотношениях в это время КНР установила дипломатические отношения с целым рядом стран данного региона. В 60-70-е годы Китаю удавалось проводить культурные мероприятия в Африке, связанные с искусством и живописью, что позволяло сохранять интерес африканской публики к китайской культуре.
Во второй половине 70-х годов 20 века Китай переориентировался на сотрудничество со всеми открытыми к диалогу африканскими государствами и отошёл от политики взаимодействия лишь с социалистическими странами Африки. Был выбран вектор на сотрудничество в социально-политической сфере, что было выгодно африканским странам в силу их потребностей, с одной стороны, и Китаю, с другой, так как с этого момента прекращается поддержка революционно настроенных африканских движений, которая требовала существенных финансовых вливаний. В связи с такой переориентацией имидж КНР в 70-80-е годы в Африке начинает возрастать, несмотря на то, что Китай в этот период все еще тяготел к более глубокому сотрудничеству с традиционными партнерами на континенте.
После прихода к власти Дэна Сяопина в Китае получила реализацию политика реформ и открытости. Китайско-африканские отношения, помимо сотрудничества со всеми открытыми к диалогу странами континента, испытывают другие изменения, связанные с характером оказания экономической помощи. После анонсирования «4 принципов» сотрудничества Чжао Цзыяна происходят следующие перестановки: Китай начинает стремится привлекать не только собственные средства, но и финансы африканских государств; небольшие денежные займы стали выделяться всем странам, которые в них нуждаются; происходит постепенный переход к реализации менее значимых инфраструктурных объектов: вместо железнодорожных и автомобильных дорог строятся школы и больницы. Такие шаги позволили одновременно повысить значимость Китая в регионе для местного населения и снизить затраты на оказание внешней помощи.
В характере китайского взаимодействия с Африкой в период 90-х годов стоит отметить, что несмотря на финансовые трудности КНР, связанные с внутренними реформами, Китай не оставил сотрудничество с африканскими странами. В связи с этим в 1995 году многие китайские политические деятели посетили африканские государства с официальными визитами, а в 1996 году тур по данному региону совершает и сам Председатель КНР Цзян Цзэминь, который озвучивает принципы китайско-африканского сотрудничества в 21 веке.Это связано с тем, что в этот период Китай был не в состоянии сохранять большие объемы финансовой помощи, а потому компенсировал ее уменьшение визитами на высоком уровне, где декларировались принципы сотрудничества на будущее. Это означает, что несмотря на недостаток денежных ресурсов, КНР была заинтересована в долгосрочном планировании развития многостороннего взаимодействия в контексте отношений Африка-Китай. К тому же и методы давления на африканское руководство были изменены в связи с уменьшением финансирования региона: в этот период Пекин стал акцентировать внимание на китайских успехах в решении той или иной проблемы, которых может достигнуть в будущем и африканская сторона, избравшая схожий путь развития.
В 21 веке Китайская Народная Республика начала стремится не только к региональному доминированию, но и к получению роли значимого игрока на международной арене. Важной целью для Пекина в связи с ростом экономики становится, с одной стороны, обеспечение безопасности импорта минерально-сырьевых ресурсов, гарантирующие стабильность в производственной сфере, а с другой стороны, получение большей поддержки в мировых финансовых и межгосударственных институтах, для оказания существенного влияния на определение повестки дня в области международных финансов, посредством продвижения представителей союзнических государств на значимые посты в организациях, а также, при их содействии, увеличение собственной доли в таких организациях. Немаловажной темой для обсуждения на мировой арене в 21 веке китайское руководство считает создание и продвижение инициатив в сфере культуры и защиты окружающей среды.
В экономической сфере в период с 2000-2016гг. происходит достижение существенных результатов в развитии многостороннего партнерства в рамках сотрудничества Китай-Африка, заключаются соглашения об оказании необходимой безвозмездной помощи наиболее неразвитым регионам континента: количество медицинских групп, оказывающие помощь в ликвидации эпидемий и контролирующие здоровье африканских граждан в труднодоступных регионам, существенно увеличилось, гуманитарные миссии в регионе проводятся в рамках двусторонних соглашений, а также при содействии ООН. Китайская Народная Республика в 21 веке стала одним из крупнейших государств-доноров экономической поддержки развитию африканских стран.
Несмотря на большое количество каналов взаимодействия в экономической сфере и форумов развития многосторонних отношений, можно сказать, что отношения Китайской Народной Республики с Африкой продолжают оставаться неравномерными даже в начале 21 века. Китай использует африканские государства не только как ресурсную базу, но и как рынок сбыта товаров и услуг. Инфраструктурные проекты реализуются в экономически выгодных для КНР регионах, а вопросы экологии фактически отходят на второй план, если речь идет о поставках необходимых углеводородов, минералов и железных руд. Однако, с развитием африканских стран ситуация меняется и взаимодействие Китая и ЮАР- наиболее развитого государства Африки, можно назвать достаточно сбалансированным , что позволяет сделать прогноз о том, что в перспективе и другие страны африканского региона смогут достигнуть такого результата, если им удастся осуществить внутреннюю реформу экономики и стабилизировать государственную систему.
Подобные работы
- «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Интересы Российской Федерации и Китайской Народной Республики на Африканском континенте
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КИТАЙСКО-НИГЕРИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД С 2006 ГОДА ПО 2015 ГОД
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ГЛОБАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:
СУБЪЕКТЫ, СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022



