УЧАСТИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. ПРОГРАММА ООН ПО НАСЕЛЁННЫМ ПУНКТАМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГОРОД КАК ВАЖНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ МИРОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 11
1.1 Основные теоретические подходы 11
1.2 Терминологические характеристики 18
1.3 Город как актор мировой политики 25
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1 Город в развивающихся странах 35
2.2 Город в развитых странах 45
2.3 Экологические проблемы 49
2.4 Проблемы безопасности 53
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ 63
3.1 Программа Хабитат и её роль в формировании мирополитических подходов к решению проблем городских поселений 63
3.2 Оценка успехов и провалов в политике ООН в сфере городских поселений 71
3.3 Возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ГЛАВА I. ГОРОД КАК ВАЖНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ МИРОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 11
1.1 Основные теоретические подходы 11
1.2 Терминологические характеристики 18
1.3 Город как актор мировой политики 25
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1 Город в развивающихся странах 35
2.2 Город в развитых странах 45
2.3 Экологические проблемы 49
2.4 Проблемы безопасности 53
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ 63
3.1 Программа Хабитат и её роль в формировании мирополитических подходов к решению проблем городских поселений 63
3.2 Оценка успехов и провалов в политике ООН в сфере городских поселений 71
3.3 Возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
Впервые за всю историю человечества число горожан превысило число сельских жителей. Это весьма значительное событие произошло совсем недавно, в середине прошлого десятилетия. Оно стало результатом урбанизации, с разной степенью интенсивности, протекающей по всему миру. В 2016 г. генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в предисловии к докладу ООН-Хабитат по городам мира отнёс к горожанам 54% населения Земли . По его словам, эта цифра возрастёт до 66% к середине XXI в., а это значит, что урбанизация не прекратится в ближайшие десятилетия. Этот процесс вызван в первую очередь научно-техническим прогрессом, снижением роли сельского хозяйства в пользу торговли, промышленности, услуг и пр.
Урбанизация ведёт к ещё большему увеличению экономического значения городов, росту их важности как культурных, политических и научных центров. Наиболее развитые города становятся двигателями не только национальной, но и мировой экономики. Такие города называют глобальными, поскольку их деятельность выходит далеко за пределы и городских и национальных границ. Это формирует новые формы взаимодействия городов с друг-другом, государствами и различными неправительственными акторами в мирополитическом пространстве.
Но не следует забывать, что рост городов – это процесс, если так можно выразиться, физический. За цифрами, отображающими показатели экономики, процент горожан и темпы урбанизации стоит вполне осязаемое строительство домов, различного рода инфраструктуры, создание рабочих мест. В зависимости от уровня технического и экономического развития этот процесс может существенно различаться от страны к стране. Здесь и начинаются проблемы.
Урбанизация не является чем-то плохим: желание улучшить условия жизни, побуждающее людей перемещаться в города, естественно. Однако, зачастую городское население прирастает быстрее, чем развивается жилищный сектор и появляется необходимая инфраструктура. Самое заметное последствие этого процесса в развивающихся странах – рост трущоб, чьё население на настоящий момент исчисляется сотнями миллионов человек. В трущобах чаще всего нет электричества, доступных источников питьевой воды, канализации, дорог, системы вывоза мусора, социальных служб и т.д. Нередко жители не обладают правами на занимаемую землю и испытывают проблемы с трудоустройством, что ведёт к появлению социальных проблем, развития теневого сектора экономики и преступности.
Однако, не следует думать, что в городах развитых странах проблем нет. Богатство государств первого мира ведёт к высокой степени автомобилизации, огромной площади городов, застроенных индивидуальными домами. Высокий уровень потребления среди горожан обуславливает повышенный объём вредных выбросов, выработку большого числа бытовых отходов, нерациональное использование ресурсов.
Эти и другие проблемы ставят важнейшие задачи не только перед национальными государствами, но и перед всем мировым сообществом. В рамках структуры ООН решением проблем поселений занимается программа ООН-Хабитат. Несмотря на амбициозные цели и глобальный масштаб деятельности, о программе известно не так много. Может показаться, что программа занимается воплощением проектов в беднейших странах, однако это далеко не так. Её деятельность включает множество направлений.
Приведу интересный факт: в 2013 г. в Санкт-Петербурге прошёл международный семинар для сотрудников местных исполнительных органов власти состоялся семинар “Реорганизация городских промышленных территорий: мировой опыт и перспективы Санкт-Петербурга”. Организаторами выступили: комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и Представительство Программы ООН Хабитат в России. По приглашению Программы в мероприятии принимали участие эксперты из США, Великобритании и ФРГ, а также представители строительных компаний Санкт-Петербурга. Обсуждение касалось программы реновации т. н. “серого пояса”, обветшалой промышленной зоны, обещающей стать крупнейшим проектом на территории города .
Далее хотелось бы привести несколько аргументов в пользу актуальности выбранной темы.
Прежде всего, городские проблемы имеют глобальный масштаб. С ними сталкиваются как в развитых, так и в развивающихся странах. Этот тезис подтверждается формированием различных инструментов глобального управления, призванных способствовать решению проблемы. Прежде всего речь идёт о международных организациях, фондах, инициативных группах, форумах, конференциях, планах, декларациях. Наверное, самым значительным таким инструментом стала упомянутая программа ООН Хабитат.
Во-вторых, городские проблемы теснейшим образом связаны с другими важнейшими вызовами современности. Не будет преувеличением сказать, что решение проблем городских поселений, обеспечение их устойчивого развития, является одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством. В работе ещё не раз будет приведено высказывание первого заместителя генерального секретаря ООН Ян Элиассона: “битва за устойчивое развитие будет выиграна или проиграна в городах” . Неконтролируемый рост городов, проблемы нехватки жилья и инфраструктуры тесно связаны с такими животрепещущими вопросами как распространение трущоб, преступность, дефицит питьевой воды, бедность и неравенство, дискриминация, загрязнение окружающей среды, изменение климата, проблемы здравоохранения, отсутствие доступа к канализации, неграмотность. Все эти проблемы невозможно решить без технической помощи, продуманного строительства, работы с горожанами.
В-третьих, значимость темы подтверждается возрастающей актуальностью городских исследований. Как уже упоминалось, города являются важнейшими центрами экономики, политики, культуры и науки. Урбанизация продолжается впечатляющими темпами, влияние городов на человечество и планету усиливается. Крупнейшие города начинают играть всё более весомую роль в мировой политике. Мегаполисы контролируют основные финансовые потоки, сосредотачивая в себе ТНК, биржи, банки, фонды, а также огромное число потребителей. По существу, именно потребности жителей крупных городов диктуют развитие многих отраслей производства, влияют на международное разделение труда. Экономическое, политическое и международное значение городов широко признаётся наукой.
Вопрос о деятельности мирового сообщества в области решения городских проблем практически не исследован в отечественной и зарубежной науке. Поэтому основная часть работы писалась с широким привлечением различного рода источников.
В первую очередь хотелось бы выделить документы, положившие начало движению к устойчивому развитию. Речь идёт о декларации конференции ООН по проблемам окружающей человека среды , имевшей место в Стокгольме в 1972 г. Уже тогда тема нехватки жилья признавалась проблемной. Последующие конференции в Рио (1992), Йоханнесбурге (2002) и снова в Рио (2012). Итоговый документ последней конференции в Рио (2012), озаглавленный “Будущее, которого мы хотим” подтверждает озабоченность мирового сообщества крайней бедностью, недостатком нужной инфраструктуры и ужасным условиям жизни в трущобах .
Отдельно выделяются планы и рекомендации, составленные ООН. Первым таким документом стала Повестка дня на XXI в. (принята на саммите в Рио, 1992 г.) Помимо прочего, в ней провозглашаются цели развития населённых пунктов, а также программные области, где описаны разные аспекты решения поставленных задач. По итогам Саммита Тысячелетия 2000 г. были приняты Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ). В документе были поставлены амбициозные задачи по обеспеченью беднейших слоёв населения санитарной инфраструктурой и водой. Больше внимания проблеме уделяют Цели Устойчивого Развития (ЦУР) , утверждённые в 2015 г. на смену ЦРТ: развитиям поселений отведён отдельный пункт. Использовались также сопутствующие рекомендации, призванные помочь практическому воплощению пунктов ЦУР.
Сугубо городской повестке посвящены документы ООН-Хабитат. Во-первых, это декларация, принятая по итогам первой конференции ООН по вопросам развития поселений (ХабитатI), которая проходила в 1976 г. в Ванкувере. В документе, провозглашались общие принципы и направления, предстоящей работы, а также план действий, представляющий из себя сборник рекомендаций. Конференции ХабитатII (Стамбул) и ХабитатIII (Кито) проходили в 1996 и 2016 г. соответственно. По итогам встречи в Стамбуле была принята декларация, а также план действий, названый Повестка дня Хабитат. Итогом третей конференции стало принятие Новой Городской Повестки Дня, отличающейся от предшественниц большим объёмом и подробностью.
В отдельный блок источников стоит выделить собственно издания ООН-Хабитат, отличающиеся большой подробностью и вниманием к деталям. Программа собирает, обрабатывает и публикует сведения по самым различным вопросам – от состояния городов определённой страны и описания отдельной программы, до объёмных докладов по таким вопросам как гендерное равенство, трущобы, состояние городов мира и т. д. Отдельно стоит выделить различные планы и рекомендации к действиям, также выпускаемые программой. В действительности, деятельность по разработке подобного рода изданий составляет одно из главных направлений деятельности программы.
Для изучения программы ООН-Хабитат как структуры широко использовались внутренние документы: планы, отчёты, стратегии. Достаточно много информации о деятельности и внутреннем устройстве ООН-Хабитат содержится на электронной странице программы и её различных подразделений.
Стоит отметить, что в свободном доступе находится далеко не вся информация о структуре и деятельности программы. Много информации и внутренних документов стало доступно совсем недавно, в связи с кардинальным обновлением сайта программы.
Далее стоит выделить различные издания (планы, отчёты, статьи) международных и неправительственных организаций меньшего уровня. Среди них: Carbon Neutral Cities Alliance, Eco-City Builders, Slum Dwellers International, Habitat for Humanity, Compact City, Urban Council, Compact of Mayors идр. Часто подобные объединения создаются для работы в собственной узкой области, что положительно сказывается на подробности издаваемого материала.
Статистика и данные и различные показатели доступны на электронных страницах Всемирного Банка, ОЭСР, ВОЗ. Индексы публикуются на веб-страницах их составителей, например индекс восприятия коррупции НПО TransparencyInternational. Фактические данные получались из различных источников. Прежде всего, это сайты межправительственных организаций (ООН, ЕС, ОЭСР) правительств и государственных ведомств, городов. Широко использовались отечественные и зарубежные СМИ.
Хотя по главному вопросу диссертации сколько-нибудь предметных работ найти не удалось, отдельные аспекты проблемы достаточно хорошо представлены в отечественной и зарубежной литературе.
Феномен города и урбанизации с точки зрения геоурбанистики, экономической географии изучался такими исследователями как Ю. Л. Пивоваров, Е. Н. Перцик. Градостроительству и различным аспектам жизнедеятельности городов посвящены работы В. Л. Глазычева, Г. М. Лаппо. Их работы важны для понимания различных аспектов развития города, его сложности как системы.
Изучению глобальных городов, а также влияния глобализации на международную среду в целом посвящены некоторые работы М.М. Лебедевой , М. Л. Лагутиной Л. В. Сморгунова . Проблемы устойчивого развития в глобальном контексте затрагивали в своих работах такие исследователи как М. Л. Лагутина, А. Д. Урсул, А. А. Алимов. Касательно вопроса об акторности глобальных городов высказывались А. Л. Белоного, В. С. Ягья, Е. В. Стецко, Д. А. Савкин.
Из зарубежных исследователей следует выделить американского социолога и экономиста С. Сассен, впервые разработавшую концепцию “глобальный город”. В своих работах она затрагивает вопросы роли городов мировой экономике, миграционным процессам, глобализации. Значителен вклад в изучение глобализации, постиндустриального общества и современных городов испанского социолога М. Кастельса.
Объектом исследования являются глобальные проблемы урбанизации, а предметом: деятельность мирового сообщества по их решению. Цель работы: рассмотреть характер и результаты участия мирового сообщества в решении городских проблем. Для этого предполагается выполнить следующие задачи:
• Выделить основные теоретические подходы, оказывающие влияние на понимание практики решения городских проблем в мирополитическом контексте.
• Обозначить терминологический аспект городской проблематики.
• Определить мирополитическое значение глобальных городов.
• Рассмотреть характерные черты городов развитых и развивающихся стран.
• Отдельно показать экологические проблемы и проблемы безопасности, присущие современному этапу городского развития.
• Определить значение программы ООН-Хабитат в формировании мирополитических подходов к устойчивому развитию городов.
• Дать оценку успехам и неудачам деятельности ООН по решению городских проблем.
• Основываясь на изученном материале обозначить возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации в сфере городских поселений.
Работа основана на теоретическихподходах неолиберального направления теории международных отношений. Для лучшего понимания мирополитических процессов использовались труды известных представителей неолиберального направления Дж. Ная и Р. Кеохэйна. Разработанная ими концепция комплексной взаимозависимости позволяет глубже осмыслить комплексный характер городских проблем, их глобальное влияние и связь с важнейшими вызовами современности. Важными для работы также стали идеи Дж. Розенау о тесной связи внутренней и внешней политики.
В исследовании широко использовались такие методы как анализ и синтез. В действительности, основная часть работы основана именно на них, так как проводимое исследование потребовало изучения большого числа разнообразных источников. Для изложения предыстории или контекста определённой проблемы использовался описательный метод. Сравнительный метод использовался для сопоставления программ, документов и планов разных периодов. Определение возможных трендов проводилось с привлечением метода кейс-стади.
Что касается новизны исследования, то здесь можно утверждать, что исследований городских проблем в мирополитическом контексте ещё не проводилось. Впервые предпринята попытка осмысления роли мирового сообщества в решении проблем урабнизации, устойчивого развития городов. Деятельность, опыт и вклад программы ООН Хабитат практически не изучались в отечественной и зарубежной науке. Более того, немалый объём информации стал доступен только в последние месяцы, после начала воплощения программы OpenUN-HabitatTransparencyInitiative.
Практическая значимость работы обусловлена актуальностью и новизной затрагиваемых вопросов. Работа может быть использована как основа для дальнейшего изучения деятельности программы ООН-Хабитат или же в качестве учебного материала.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав и 10 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Урбанизация ведёт к ещё большему увеличению экономического значения городов, росту их важности как культурных, политических и научных центров. Наиболее развитые города становятся двигателями не только национальной, но и мировой экономики. Такие города называют глобальными, поскольку их деятельность выходит далеко за пределы и городских и национальных границ. Это формирует новые формы взаимодействия городов с друг-другом, государствами и различными неправительственными акторами в мирополитическом пространстве.
Но не следует забывать, что рост городов – это процесс, если так можно выразиться, физический. За цифрами, отображающими показатели экономики, процент горожан и темпы урбанизации стоит вполне осязаемое строительство домов, различного рода инфраструктуры, создание рабочих мест. В зависимости от уровня технического и экономического развития этот процесс может существенно различаться от страны к стране. Здесь и начинаются проблемы.
Урбанизация не является чем-то плохим: желание улучшить условия жизни, побуждающее людей перемещаться в города, естественно. Однако, зачастую городское население прирастает быстрее, чем развивается жилищный сектор и появляется необходимая инфраструктура. Самое заметное последствие этого процесса в развивающихся странах – рост трущоб, чьё население на настоящий момент исчисляется сотнями миллионов человек. В трущобах чаще всего нет электричества, доступных источников питьевой воды, канализации, дорог, системы вывоза мусора, социальных служб и т.д. Нередко жители не обладают правами на занимаемую землю и испытывают проблемы с трудоустройством, что ведёт к появлению социальных проблем, развития теневого сектора экономики и преступности.
Однако, не следует думать, что в городах развитых странах проблем нет. Богатство государств первого мира ведёт к высокой степени автомобилизации, огромной площади городов, застроенных индивидуальными домами. Высокий уровень потребления среди горожан обуславливает повышенный объём вредных выбросов, выработку большого числа бытовых отходов, нерациональное использование ресурсов.
Эти и другие проблемы ставят важнейшие задачи не только перед национальными государствами, но и перед всем мировым сообществом. В рамках структуры ООН решением проблем поселений занимается программа ООН-Хабитат. Несмотря на амбициозные цели и глобальный масштаб деятельности, о программе известно не так много. Может показаться, что программа занимается воплощением проектов в беднейших странах, однако это далеко не так. Её деятельность включает множество направлений.
Приведу интересный факт: в 2013 г. в Санкт-Петербурге прошёл международный семинар для сотрудников местных исполнительных органов власти состоялся семинар “Реорганизация городских промышленных территорий: мировой опыт и перспективы Санкт-Петербурга”. Организаторами выступили: комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и Представительство Программы ООН Хабитат в России. По приглашению Программы в мероприятии принимали участие эксперты из США, Великобритании и ФРГ, а также представители строительных компаний Санкт-Петербурга. Обсуждение касалось программы реновации т. н. “серого пояса”, обветшалой промышленной зоны, обещающей стать крупнейшим проектом на территории города .
Далее хотелось бы привести несколько аргументов в пользу актуальности выбранной темы.
Прежде всего, городские проблемы имеют глобальный масштаб. С ними сталкиваются как в развитых, так и в развивающихся странах. Этот тезис подтверждается формированием различных инструментов глобального управления, призванных способствовать решению проблемы. Прежде всего речь идёт о международных организациях, фондах, инициативных группах, форумах, конференциях, планах, декларациях. Наверное, самым значительным таким инструментом стала упомянутая программа ООН Хабитат.
Во-вторых, городские проблемы теснейшим образом связаны с другими важнейшими вызовами современности. Не будет преувеличением сказать, что решение проблем городских поселений, обеспечение их устойчивого развития, является одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством. В работе ещё не раз будет приведено высказывание первого заместителя генерального секретаря ООН Ян Элиассона: “битва за устойчивое развитие будет выиграна или проиграна в городах” . Неконтролируемый рост городов, проблемы нехватки жилья и инфраструктуры тесно связаны с такими животрепещущими вопросами как распространение трущоб, преступность, дефицит питьевой воды, бедность и неравенство, дискриминация, загрязнение окружающей среды, изменение климата, проблемы здравоохранения, отсутствие доступа к канализации, неграмотность. Все эти проблемы невозможно решить без технической помощи, продуманного строительства, работы с горожанами.
В-третьих, значимость темы подтверждается возрастающей актуальностью городских исследований. Как уже упоминалось, города являются важнейшими центрами экономики, политики, культуры и науки. Урбанизация продолжается впечатляющими темпами, влияние городов на человечество и планету усиливается. Крупнейшие города начинают играть всё более весомую роль в мировой политике. Мегаполисы контролируют основные финансовые потоки, сосредотачивая в себе ТНК, биржи, банки, фонды, а также огромное число потребителей. По существу, именно потребности жителей крупных городов диктуют развитие многих отраслей производства, влияют на международное разделение труда. Экономическое, политическое и международное значение городов широко признаётся наукой.
Вопрос о деятельности мирового сообщества в области решения городских проблем практически не исследован в отечественной и зарубежной науке. Поэтому основная часть работы писалась с широким привлечением различного рода источников.
В первую очередь хотелось бы выделить документы, положившие начало движению к устойчивому развитию. Речь идёт о декларации конференции ООН по проблемам окружающей человека среды , имевшей место в Стокгольме в 1972 г. Уже тогда тема нехватки жилья признавалась проблемной. Последующие конференции в Рио (1992), Йоханнесбурге (2002) и снова в Рио (2012). Итоговый документ последней конференции в Рио (2012), озаглавленный “Будущее, которого мы хотим” подтверждает озабоченность мирового сообщества крайней бедностью, недостатком нужной инфраструктуры и ужасным условиям жизни в трущобах .
Отдельно выделяются планы и рекомендации, составленные ООН. Первым таким документом стала Повестка дня на XXI в. (принята на саммите в Рио, 1992 г.) Помимо прочего, в ней провозглашаются цели развития населённых пунктов, а также программные области, где описаны разные аспекты решения поставленных задач. По итогам Саммита Тысячелетия 2000 г. были приняты Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ). В документе были поставлены амбициозные задачи по обеспеченью беднейших слоёв населения санитарной инфраструктурой и водой. Больше внимания проблеме уделяют Цели Устойчивого Развития (ЦУР) , утверждённые в 2015 г. на смену ЦРТ: развитиям поселений отведён отдельный пункт. Использовались также сопутствующие рекомендации, призванные помочь практическому воплощению пунктов ЦУР.
Сугубо городской повестке посвящены документы ООН-Хабитат. Во-первых, это декларация, принятая по итогам первой конференции ООН по вопросам развития поселений (ХабитатI), которая проходила в 1976 г. в Ванкувере. В документе, провозглашались общие принципы и направления, предстоящей работы, а также план действий, представляющий из себя сборник рекомендаций. Конференции ХабитатII (Стамбул) и ХабитатIII (Кито) проходили в 1996 и 2016 г. соответственно. По итогам встречи в Стамбуле была принята декларация, а также план действий, названый Повестка дня Хабитат. Итогом третей конференции стало принятие Новой Городской Повестки Дня, отличающейся от предшественниц большим объёмом и подробностью.
В отдельный блок источников стоит выделить собственно издания ООН-Хабитат, отличающиеся большой подробностью и вниманием к деталям. Программа собирает, обрабатывает и публикует сведения по самым различным вопросам – от состояния городов определённой страны и описания отдельной программы, до объёмных докладов по таким вопросам как гендерное равенство, трущобы, состояние городов мира и т. д. Отдельно стоит выделить различные планы и рекомендации к действиям, также выпускаемые программой. В действительности, деятельность по разработке подобного рода изданий составляет одно из главных направлений деятельности программы.
Для изучения программы ООН-Хабитат как структуры широко использовались внутренние документы: планы, отчёты, стратегии. Достаточно много информации о деятельности и внутреннем устройстве ООН-Хабитат содержится на электронной странице программы и её различных подразделений.
Стоит отметить, что в свободном доступе находится далеко не вся информация о структуре и деятельности программы. Много информации и внутренних документов стало доступно совсем недавно, в связи с кардинальным обновлением сайта программы.
Далее стоит выделить различные издания (планы, отчёты, статьи) международных и неправительственных организаций меньшего уровня. Среди них: Carbon Neutral Cities Alliance, Eco-City Builders, Slum Dwellers International, Habitat for Humanity, Compact City, Urban Council, Compact of Mayors идр. Часто подобные объединения создаются для работы в собственной узкой области, что положительно сказывается на подробности издаваемого материала.
Статистика и данные и различные показатели доступны на электронных страницах Всемирного Банка, ОЭСР, ВОЗ. Индексы публикуются на веб-страницах их составителей, например индекс восприятия коррупции НПО TransparencyInternational. Фактические данные получались из различных источников. Прежде всего, это сайты межправительственных организаций (ООН, ЕС, ОЭСР) правительств и государственных ведомств, городов. Широко использовались отечественные и зарубежные СМИ.
Хотя по главному вопросу диссертации сколько-нибудь предметных работ найти не удалось, отдельные аспекты проблемы достаточно хорошо представлены в отечественной и зарубежной литературе.
Феномен города и урбанизации с точки зрения геоурбанистики, экономической географии изучался такими исследователями как Ю. Л. Пивоваров, Е. Н. Перцик. Градостроительству и различным аспектам жизнедеятельности городов посвящены работы В. Л. Глазычева, Г. М. Лаппо. Их работы важны для понимания различных аспектов развития города, его сложности как системы.
Изучению глобальных городов, а также влияния глобализации на международную среду в целом посвящены некоторые работы М.М. Лебедевой , М. Л. Лагутиной Л. В. Сморгунова . Проблемы устойчивого развития в глобальном контексте затрагивали в своих работах такие исследователи как М. Л. Лагутина, А. Д. Урсул, А. А. Алимов. Касательно вопроса об акторности глобальных городов высказывались А. Л. Белоного, В. С. Ягья, Е. В. Стецко, Д. А. Савкин.
Из зарубежных исследователей следует выделить американского социолога и экономиста С. Сассен, впервые разработавшую концепцию “глобальный город”. В своих работах она затрагивает вопросы роли городов мировой экономике, миграционным процессам, глобализации. Значителен вклад в изучение глобализации, постиндустриального общества и современных городов испанского социолога М. Кастельса.
Объектом исследования являются глобальные проблемы урбанизации, а предметом: деятельность мирового сообщества по их решению. Цель работы: рассмотреть характер и результаты участия мирового сообщества в решении городских проблем. Для этого предполагается выполнить следующие задачи:
• Выделить основные теоретические подходы, оказывающие влияние на понимание практики решения городских проблем в мирополитическом контексте.
• Обозначить терминологический аспект городской проблематики.
• Определить мирополитическое значение глобальных городов.
• Рассмотреть характерные черты городов развитых и развивающихся стран.
• Отдельно показать экологические проблемы и проблемы безопасности, присущие современному этапу городского развития.
• Определить значение программы ООН-Хабитат в формировании мирополитических подходов к устойчивому развитию городов.
• Дать оценку успехам и неудачам деятельности ООН по решению городских проблем.
• Основываясь на изученном материале обозначить возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации в сфере городских поселений.
Работа основана на теоретическихподходах неолиберального направления теории международных отношений. Для лучшего понимания мирополитических процессов использовались труды известных представителей неолиберального направления Дж. Ная и Р. Кеохэйна. Разработанная ими концепция комплексной взаимозависимости позволяет глубже осмыслить комплексный характер городских проблем, их глобальное влияние и связь с важнейшими вызовами современности. Важными для работы также стали идеи Дж. Розенау о тесной связи внутренней и внешней политики.
В исследовании широко использовались такие методы как анализ и синтез. В действительности, основная часть работы основана именно на них, так как проводимое исследование потребовало изучения большого числа разнообразных источников. Для изложения предыстории или контекста определённой проблемы использовался описательный метод. Сравнительный метод использовался для сопоставления программ, документов и планов разных периодов. Определение возможных трендов проводилось с привлечением метода кейс-стади.
Что касается новизны исследования, то здесь можно утверждать, что исследований городских проблем в мирополитическом контексте ещё не проводилось. Впервые предпринята попытка осмысления роли мирового сообщества в решении проблем урабнизации, устойчивого развития городов. Деятельность, опыт и вклад программы ООН Хабитат практически не изучались в отечественной и зарубежной науке. Более того, немалый объём информации стал доступен только в последние месяцы, после начала воплощения программы OpenUN-HabitatTransparencyInitiative.
Практическая значимость работы обусловлена актуальностью и новизной затрагиваемых вопросов. Работа может быть использована как основа для дальнейшего изучения деятельности программы ООН-Хабитат или же в качестве учебного материала.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав и 10 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Итак, по итогам работы были выполнены следующие задачи:
1. Выделены основные теоретические подходы, оказывающие влияние на понимание практики решения городских проблем в мирополитическом контексте. городская проблематика уже достаточно давно является предметом пристального внимания мирового сообщества. Таки подходов в общем то два. Первый – концепция устойчивого развития, возникшая в рамках пересмотра общей динамики развития человеческой цивилизации в конце XX в. Проблема развития поселений занимает всё более видное место среди других аспектов устойчивого развития: если в целях развития тысячелетия города упоминались скорее косвенно (проблема трущоб и питьевой воды), то в Целях Устойчивого Развития, принятых в 2015 г. предусмотрен отдельный пункт, посвящённый устойчивому городскому развитию.
Второй подход – глобальное управление. Важно понимать, что городские проблемы весьма разнообразны и комплексны, а масштаб их распространения глобален. Чтобы эффективно решать их необходима кооперация, тем более что некоторые страны просто не имеют технических и финансовых возможностей для самостоятельных действий. Возникает необходимость выработки действенных инструментов в области глобального управления. Постепенно такие инструменты складываются: появляются различные международные организации, фонды, инструменты финансовой и технической помощи. Предел их развития далеко не исчерпан: пока что не существует никаких связывающих национальные государства норм и правил, а возможности сложившихся практик глобального управления весьма ограничены.
2. Обозначен терминологический аспект городской проблематики. Рассмотренные понятия по большей части относились к областям урбанистики, градостроительства. Кроме базовых терминов, таких как город или урбанизация, была изучена существующая классификация агломераций. Также были даны определения таких распространённых явлений как расползание городов, субурбанизация и т.д. Для более полного понимания негативных последствий урбанизации были разобраны такие термины как сквоттинг, ложная урбанизация, неформальные поселения и пр. Отдельно были представлены различные современные концепции городского развития, каждая из которых предполагает развитие города с акцентом на достижение особого набора признаков и характеристик. Названия концепций (эко-город, зелёный город, город без автомобилей, безуглеродный город и т. д.) выступают в качестве терминов.
3. В третьем параграфе определено мирополитическое значение глобальных городов. Всё возрастающее экономическое, культурное, научное и политическое значение крупнейших мегаполисов, в сочетании с возможностями глобализации, позволяет им играть определённую роль на международной арене. Действительно, наиболее передовые города Земли крайне важны для национальной и мировой экономики, в них происходят важные международные события. Всё чаще города вступают в международные объединения, заключают договоры по собственной инициативе. Несмотря на огромное значение глобальных городов в международной системе, говорить об них как о полноценных акторах преждевременно: города остаются придатком государств, а их поведение в мирополитическом пространстве обычно не противоречит государственной внешнеполитической линии.
4. Рассмотрены характерные черты городов развитых и развивающихся стран. Города развивающихся стран сосредотачивают в себе большинство признаваемых городских проблем, самые значимые из которых трущобы, недостаточное развитие инфраструктуры (водопровод, канализация, санитария, здравоохранение и пр.) Их следствие – замедленное развитие экономики и человеческого капитала, вред окружающей среде и здоровью людей. Решение таких проблем затратно, поэтому наибольшего успеха добиваются страны с сильной, по меркам развивающихся стран, экономикой. Проблемы вызваны банальной нехваткой денег: поскольку экономика развивающихся слаба или же однобока (например, основана преимущественно на продаже сырья), они не могут направлять столько же средств на городское строительство, сколько развитые. Сочетание с другими присущими им чертами (высоким уровнем рождаемости, слабо развитым здравоохранением, технологическим отставанием, повышенным уровнем коррупции, более авторитарными правительствами, нередкой политической нестабильностью) и быстрыми темпами урбанизации ещё больше усугубляет существующие проблемы и усложняет их решение.
Города развитых стран лишены большинства проблем развивающихся. Отдельные проблемы вызваны экономическим спадом, сложностями перехода к постиндустриальной стадии развития и не имеют международного масштаба. Власти городов развитых стран могут позволить себе внедрение инновационных методов в управлении городскими системами, более дорогое и экологичное городское строительство.
5. Отдельно были рассмотрены экологические проблемы и проблемы безопасности, присущие современному этапу городского развития. Выводы получены следующие:
Прямо или косвенно города являются виновниками большей части экологических проблем. Несмотря на успехи развитых стран в области вторичной переработки мусора, повышения экологических стандартов производства, развития экологичного строительства и транспорта, экологическая обстановка продолжает ухудшаться. При этом нельзя сказать, что города развивающихся стран наносят однозначно больший вред окружающей среде. Города развитых стран до сих пор являются виновниками большого объёма вредных выбросов, мусора, быстрой растраты природных богатств. Это объясняется особенностями принятой градостроительной модели, тотальной автомобилизацией, большей энергозатратностью городов, а также высоким уровнем потребления. Именно для обеспечения потребительских запросов горожан богатых стран в более бедных размещаются вредные производства. При этом урбанизация продолжается, во многих развивающихся странах наблюдается повышение уровня благосостояния населения, а это означает всё возрастающую трату ресурсов, рост свалок и объёмов вредных выбросов – следствия увеличения уровня потребления. Несмотря на определённый экономический рост, высокие экологические стандарты для развивающихся стран остаются роскошью. Очевидно, что наша планета не располагает ресурсами для обеспечения всех горожан (а это лишь чуть больше половины населения Земли) уровнем жизни развитых стран.
Городам также присущ широкий спектр проблем безопасности. Плохая экологическая обстановка экология негативно воздействует и на самих горожан, угрожая их здоровью, а нередко и жизни. Жизни и здоровью также угрожает преступность, характерная для многих городов. Её уровень особенно высок в неблагополучных городских районах и трущобах, которые подчас контролируются уличными бандами. Интересно, что жертвами киберпреступников также становятся преимущественно горожане. Это объясняется высокой степенью информатизации жизни в современном городе. Также сделан вывод, что в городах существенно выше риск террористических атак, последствия войн и стихийных бедствий сказываются гораздо сильнее. Выделена новая угроза – резкий всплеск миграции. Решение этой проблемы станет нелёгким вызовом для горожан и городских властей. Важно найти правильные подходы к интеграции прибывших, предотвратить образование этнических анклавов и радикализацию мигрантов.
6. Изучено значение программы ООН-Хабитат в формировании мирополитических подходов к устойчивому развитию городов. Сделан вывод, что проблемы, вызванные быстрой урбанизацией, обращали на себя внимание мирового сообществом со второй половины XX в. Выражением этой обеспокоенности стало проведение конференции ООН по населённым пунктам в 1976 г., тогда же были приняты первые документы, касающиеся проблемы (декларация и руководство к действию). Со временем важность проблемы всё больше признавалась. Через 2 года была учреждена комиссия по населённым пунктам, задуманная как координационный центр деятельности ООН в сфере поселений. На следующей конференции, прошедшей в 1996 г., был принят всемирный план действий по устойчивому развитию населенных пунктов, т.н. "Повестка дня Хабитат", ставшая основой для работы мирового сообщества над проблемами поселений. Всё возрастающая важность городских проблем привела к повышению статуса комиссии до уровня программы. 2001 г.
В настоящий момент программа занимается как практической деятельностью, т.е. курированием строительных, инфраструктурных, образовательных и пр. проектов, так и аналитической, собирая информацию о различных аспектах функционирования поселений, политике, состоянии той или иной проблемы и т.д. Программа издаёт планы, рекомендации и аналитические статьи по многим вопросам городского развития.
Из пожертвований, получаемых от государств и международных организаций проводятся различные программы. По большей части это консультации, исследования, помощь в планировании, урегулировании вопросов собственности, помощь в строительстве. Некоторые программы носят долгосрочный характер и охватывают множество стран и городов. Нередко средства выделяются под определённые проекты, в таких случаях ООН-Хабитат выступает в качестве своеобразного подрядчика.
Важной частью международной деятельности программы стала организация конференций и площадок для обсуждения проблем современного городского развития. Крупнейшее мероприятие – всемирный форум городов. В 2014 г. участие в нём приняло 22 000 человек. Программа поддерживает объединения и мероприятия совершенно разного уровня – от всемирных, до региональных и местных. Существует также система кооперации между другими организациями и фондами, занимающимися городскими проблемами.
Сделан вывод, что программа ООН-Хабитат является важнейшим институтом мирового сообщества, занимающимся изучением обстановки в сфере проблем городских поселений, а также формирующим подходы к реализации практик устойчивого городского развития.
7. Дана оценка успехам и неудачам деятельности ООН по решению городских проблем. Несмотря на то, что население трущоб продолжает расти, и тот факт, что добившиеся наибольшего успеха в борьбе с трущобами страны сделали это на свои средства и во многом своими силами, нельзя сказать, что программа неэффективна. С имеющимися ресурсами единственная возможность достичь поставленных целей – заниматься исследованием, поиском решений, продвижением идей, всячески способствовать инициативам отдельных стран, городов и сообществ, организовывать обсуждения. В этом смысле деятельность ООН-Хабитат можно назвать продуктивной.
Недостатками программы можно назвать довольно разветвлённую структуру и сохраняющуюся бюрократию. Большим препятствием успешной работе является непредсказуемый бюджет и в целом недостаточный уровень финансирования. Справедливо будет заметить, что программа плохо справляется с самоподачей: её цели, деятельность и её результаты практически неизвестны большинству людей.
8. Основываясь на изученном материале в последнем параграфе были определены возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации в сфере городских поселений.
Сделан вывод, что для улучшения ситуации в будущем в первую очередь необходима слаженная работа всего мирового сообщества. Его возможности в решении проблемы реализованы далеко не полностью: несмотря на все планы и декларации, страны не торопятся менять устоявшиеся принципы развития городов, а ведь эта мера стала бы одним из важнейших шагов к построению устойчивых городов. Возможно в будущем декларации сменят полноценные договоры.
Другой немаловажный фактор – развитие “зелёных” технологий, уже на современном этапе позволяющих добиться впечатляющих результатов. Впрочем, строительство недвижимости по высоким экологическим стандартам ведёт к её значительному удорожанию. Возможно, что в будущем стоимость “зелёного строительства” снизиться, появятся ещё более эффективные технологии, способные качественно изменить ситуацию. При этом нельзя забывать о технологической помощи развивающимся странам, создании условий для консультаций и обмена опытом.
Для воплощения всего этого программе ООН-Хабитат понадобятся деньги. Без щедрых пожертвований программе не удастся нарастить присутствие в проблемных странах и проводить масштабные проекты по улучшению городского планирования, местного самоуправления, урегулировании земельных вопросов и пр. Гипотетически, привлечь средства возможно увеличив взносы в ООН, однако вряд ли такая мера встретит широкую поддержку.
Итак, хочется надеется, что выполнив поставленные задачи, удалось достичь главной цели работы: рассмотреть характер и результаты участия мирового сообщества в решении городских проблем.
1. Выделены основные теоретические подходы, оказывающие влияние на понимание практики решения городских проблем в мирополитическом контексте. городская проблематика уже достаточно давно является предметом пристального внимания мирового сообщества. Таки подходов в общем то два. Первый – концепция устойчивого развития, возникшая в рамках пересмотра общей динамики развития человеческой цивилизации в конце XX в. Проблема развития поселений занимает всё более видное место среди других аспектов устойчивого развития: если в целях развития тысячелетия города упоминались скорее косвенно (проблема трущоб и питьевой воды), то в Целях Устойчивого Развития, принятых в 2015 г. предусмотрен отдельный пункт, посвящённый устойчивому городскому развитию.
Второй подход – глобальное управление. Важно понимать, что городские проблемы весьма разнообразны и комплексны, а масштаб их распространения глобален. Чтобы эффективно решать их необходима кооперация, тем более что некоторые страны просто не имеют технических и финансовых возможностей для самостоятельных действий. Возникает необходимость выработки действенных инструментов в области глобального управления. Постепенно такие инструменты складываются: появляются различные международные организации, фонды, инструменты финансовой и технической помощи. Предел их развития далеко не исчерпан: пока что не существует никаких связывающих национальные государства норм и правил, а возможности сложившихся практик глобального управления весьма ограничены.
2. Обозначен терминологический аспект городской проблематики. Рассмотренные понятия по большей части относились к областям урбанистики, градостроительства. Кроме базовых терминов, таких как город или урбанизация, была изучена существующая классификация агломераций. Также были даны определения таких распространённых явлений как расползание городов, субурбанизация и т.д. Для более полного понимания негативных последствий урбанизации были разобраны такие термины как сквоттинг, ложная урбанизация, неформальные поселения и пр. Отдельно были представлены различные современные концепции городского развития, каждая из которых предполагает развитие города с акцентом на достижение особого набора признаков и характеристик. Названия концепций (эко-город, зелёный город, город без автомобилей, безуглеродный город и т. д.) выступают в качестве терминов.
3. В третьем параграфе определено мирополитическое значение глобальных городов. Всё возрастающее экономическое, культурное, научное и политическое значение крупнейших мегаполисов, в сочетании с возможностями глобализации, позволяет им играть определённую роль на международной арене. Действительно, наиболее передовые города Земли крайне важны для национальной и мировой экономики, в них происходят важные международные события. Всё чаще города вступают в международные объединения, заключают договоры по собственной инициативе. Несмотря на огромное значение глобальных городов в международной системе, говорить об них как о полноценных акторах преждевременно: города остаются придатком государств, а их поведение в мирополитическом пространстве обычно не противоречит государственной внешнеполитической линии.
4. Рассмотрены характерные черты городов развитых и развивающихся стран. Города развивающихся стран сосредотачивают в себе большинство признаваемых городских проблем, самые значимые из которых трущобы, недостаточное развитие инфраструктуры (водопровод, канализация, санитария, здравоохранение и пр.) Их следствие – замедленное развитие экономики и человеческого капитала, вред окружающей среде и здоровью людей. Решение таких проблем затратно, поэтому наибольшего успеха добиваются страны с сильной, по меркам развивающихся стран, экономикой. Проблемы вызваны банальной нехваткой денег: поскольку экономика развивающихся слаба или же однобока (например, основана преимущественно на продаже сырья), они не могут направлять столько же средств на городское строительство, сколько развитые. Сочетание с другими присущими им чертами (высоким уровнем рождаемости, слабо развитым здравоохранением, технологическим отставанием, повышенным уровнем коррупции, более авторитарными правительствами, нередкой политической нестабильностью) и быстрыми темпами урбанизации ещё больше усугубляет существующие проблемы и усложняет их решение.
Города развитых стран лишены большинства проблем развивающихся. Отдельные проблемы вызваны экономическим спадом, сложностями перехода к постиндустриальной стадии развития и не имеют международного масштаба. Власти городов развитых стран могут позволить себе внедрение инновационных методов в управлении городскими системами, более дорогое и экологичное городское строительство.
5. Отдельно были рассмотрены экологические проблемы и проблемы безопасности, присущие современному этапу городского развития. Выводы получены следующие:
Прямо или косвенно города являются виновниками большей части экологических проблем. Несмотря на успехи развитых стран в области вторичной переработки мусора, повышения экологических стандартов производства, развития экологичного строительства и транспорта, экологическая обстановка продолжает ухудшаться. При этом нельзя сказать, что города развивающихся стран наносят однозначно больший вред окружающей среде. Города развитых стран до сих пор являются виновниками большого объёма вредных выбросов, мусора, быстрой растраты природных богатств. Это объясняется особенностями принятой градостроительной модели, тотальной автомобилизацией, большей энергозатратностью городов, а также высоким уровнем потребления. Именно для обеспечения потребительских запросов горожан богатых стран в более бедных размещаются вредные производства. При этом урбанизация продолжается, во многих развивающихся странах наблюдается повышение уровня благосостояния населения, а это означает всё возрастающую трату ресурсов, рост свалок и объёмов вредных выбросов – следствия увеличения уровня потребления. Несмотря на определённый экономический рост, высокие экологические стандарты для развивающихся стран остаются роскошью. Очевидно, что наша планета не располагает ресурсами для обеспечения всех горожан (а это лишь чуть больше половины населения Земли) уровнем жизни развитых стран.
Городам также присущ широкий спектр проблем безопасности. Плохая экологическая обстановка экология негативно воздействует и на самих горожан, угрожая их здоровью, а нередко и жизни. Жизни и здоровью также угрожает преступность, характерная для многих городов. Её уровень особенно высок в неблагополучных городских районах и трущобах, которые подчас контролируются уличными бандами. Интересно, что жертвами киберпреступников также становятся преимущественно горожане. Это объясняется высокой степенью информатизации жизни в современном городе. Также сделан вывод, что в городах существенно выше риск террористических атак, последствия войн и стихийных бедствий сказываются гораздо сильнее. Выделена новая угроза – резкий всплеск миграции. Решение этой проблемы станет нелёгким вызовом для горожан и городских властей. Важно найти правильные подходы к интеграции прибывших, предотвратить образование этнических анклавов и радикализацию мигрантов.
6. Изучено значение программы ООН-Хабитат в формировании мирополитических подходов к устойчивому развитию городов. Сделан вывод, что проблемы, вызванные быстрой урбанизацией, обращали на себя внимание мирового сообществом со второй половины XX в. Выражением этой обеспокоенности стало проведение конференции ООН по населённым пунктам в 1976 г., тогда же были приняты первые документы, касающиеся проблемы (декларация и руководство к действию). Со временем важность проблемы всё больше признавалась. Через 2 года была учреждена комиссия по населённым пунктам, задуманная как координационный центр деятельности ООН в сфере поселений. На следующей конференции, прошедшей в 1996 г., был принят всемирный план действий по устойчивому развитию населенных пунктов, т.н. "Повестка дня Хабитат", ставшая основой для работы мирового сообщества над проблемами поселений. Всё возрастающая важность городских проблем привела к повышению статуса комиссии до уровня программы. 2001 г.
В настоящий момент программа занимается как практической деятельностью, т.е. курированием строительных, инфраструктурных, образовательных и пр. проектов, так и аналитической, собирая информацию о различных аспектах функционирования поселений, политике, состоянии той или иной проблемы и т.д. Программа издаёт планы, рекомендации и аналитические статьи по многим вопросам городского развития.
Из пожертвований, получаемых от государств и международных организаций проводятся различные программы. По большей части это консультации, исследования, помощь в планировании, урегулировании вопросов собственности, помощь в строительстве. Некоторые программы носят долгосрочный характер и охватывают множество стран и городов. Нередко средства выделяются под определённые проекты, в таких случаях ООН-Хабитат выступает в качестве своеобразного подрядчика.
Важной частью международной деятельности программы стала организация конференций и площадок для обсуждения проблем современного городского развития. Крупнейшее мероприятие – всемирный форум городов. В 2014 г. участие в нём приняло 22 000 человек. Программа поддерживает объединения и мероприятия совершенно разного уровня – от всемирных, до региональных и местных. Существует также система кооперации между другими организациями и фондами, занимающимися городскими проблемами.
Сделан вывод, что программа ООН-Хабитат является важнейшим институтом мирового сообщества, занимающимся изучением обстановки в сфере проблем городских поселений, а также формирующим подходы к реализации практик устойчивого городского развития.
7. Дана оценка успехам и неудачам деятельности ООН по решению городских проблем. Несмотря на то, что население трущоб продолжает расти, и тот факт, что добившиеся наибольшего успеха в борьбе с трущобами страны сделали это на свои средства и во многом своими силами, нельзя сказать, что программа неэффективна. С имеющимися ресурсами единственная возможность достичь поставленных целей – заниматься исследованием, поиском решений, продвижением идей, всячески способствовать инициативам отдельных стран, городов и сообществ, организовывать обсуждения. В этом смысле деятельность ООН-Хабитат можно назвать продуктивной.
Недостатками программы можно назвать довольно разветвлённую структуру и сохраняющуюся бюрократию. Большим препятствием успешной работе является непредсказуемый бюджет и в целом недостаточный уровень финансирования. Справедливо будет заметить, что программа плохо справляется с самоподачей: её цели, деятельность и её результаты практически неизвестны большинству людей.
8. Основываясь на изученном материале в последнем параграфе были определены возможные тренды в политике мирового сообщества по улучшению ситуации в сфере городских поселений.
Сделан вывод, что для улучшения ситуации в будущем в первую очередь необходима слаженная работа всего мирового сообщества. Его возможности в решении проблемы реализованы далеко не полностью: несмотря на все планы и декларации, страны не торопятся менять устоявшиеся принципы развития городов, а ведь эта мера стала бы одним из важнейших шагов к построению устойчивых городов. Возможно в будущем декларации сменят полноценные договоры.
Другой немаловажный фактор – развитие “зелёных” технологий, уже на современном этапе позволяющих добиться впечатляющих результатов. Впрочем, строительство недвижимости по высоким экологическим стандартам ведёт к её значительному удорожанию. Возможно, что в будущем стоимость “зелёного строительства” снизиться, появятся ещё более эффективные технологии, способные качественно изменить ситуацию. При этом нельзя забывать о технологической помощи развивающимся странам, создании условий для консультаций и обмена опытом.
Для воплощения всего этого программе ООН-Хабитат понадобятся деньги. Без щедрых пожертвований программе не удастся нарастить присутствие в проблемных странах и проводить масштабные проекты по улучшению городского планирования, местного самоуправления, урегулировании земельных вопросов и пр. Гипотетически, привлечь средства возможно увеличив взносы в ООН, однако вряд ли такая мера встретит широкую поддержку.
Итак, хочется надеется, что выполнив поставленные задачи, удалось достичь главной цели работы: рассмотреть характер и результаты участия мирового сообщества в решении городских проблем.



