Новые аспекты экономической дипломатии Соединенных Штатов Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2012-последнее время)»
|
Введение 2
Глава 1. Сущность и роль экономической дипломатии в современных международных отношениях 9
1.1 Историческое развитие и эволюция экономической дипломатии 9
1.2 Современное теоретическое содержание понятия экономической дипломатии. 17
1.3 Междисциплинарная специфика экономической дипломатии 20
Глава 2. Деятельность экономической дипломатии в период «Поворота на Восток» второй администрации Барака Обамы (2012-2016). 23
2.1 Цели и задачи администрации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и начало политики «перебалансировки». 23
2.2 Финансовая помощь и инвестиции в рамках экономической дипломатии 2012-2016 31
2.3 Роль двусторонних соглашений в экономической дипломатии Барака Обамы 37
2.4 Методы принуждения и наказания в экономической дипломатии Барака Обамы 41
2.5 Создание Транстихоокеанского партнерства как ключевая цель политики Барака Обамы в АТР. 47
Глава 3. Экономическая дипломатия администрации Дональда Трампа – становление нового подхода в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 53
3.1 Формирование нового подхода к экономической дипломатии в АТР 53
3.2 Финансовая поддержка стран Азиатско-Тихоокеанского региона 60
3.3 Политика санкций администрации Дональда Трампа 64
3.4 Последствия изменения внешнеполитической повестки США для стран АТР. 66
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Источники 74
Литература 81
Приложение 85
Глава 1. Сущность и роль экономической дипломатии в современных международных отношениях 9
1.1 Историческое развитие и эволюция экономической дипломатии 9
1.2 Современное теоретическое содержание понятия экономической дипломатии. 17
1.3 Междисциплинарная специфика экономической дипломатии 20
Глава 2. Деятельность экономической дипломатии в период «Поворота на Восток» второй администрации Барака Обамы (2012-2016). 23
2.1 Цели и задачи администрации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и начало политики «перебалансировки». 23
2.2 Финансовая помощь и инвестиции в рамках экономической дипломатии 2012-2016 31
2.3 Роль двусторонних соглашений в экономической дипломатии Барака Обамы 37
2.4 Методы принуждения и наказания в экономической дипломатии Барака Обамы 41
2.5 Создание Транстихоокеанского партнерства как ключевая цель политики Барака Обамы в АТР. 47
Глава 3. Экономическая дипломатия администрации Дональда Трампа – становление нового подхода в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 53
3.1 Формирование нового подхода к экономической дипломатии в АТР 53
3.2 Финансовая поддержка стран Азиатско-Тихоокеанского региона 60
3.3 Политика санкций администрации Дональда Трампа 64
3.4 Последствия изменения внешнеполитической повестки США для стран АТР. 66
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Источники 74
Литература 81
Приложение 85
Актуальность. В течение своего первого президентского срока, Бараку Обаме удалось вывести Соединенные Штаты из крупнейшего экономического кризиса со времен Великой депрессии. Для устойчивого роста экономике США было необходимо наращивать экспорт, ориентируясь на быстроразвивающиеся рынки и национальные экономики других стран. С другой стороны, необходимо было сократить экономические издержки, связанные с затяжными военными операциями (в Ираке и Афганистане) и огромным военным бюджетом, ориентируясь уже на иной ключевой инструмент глобального влияния.
Данным инструментом к концу первого срока Б. Обамы стала экономическая дипломатия. С целью полного преодоления Соединенными Штатами последствий Великой рецессии, обеспечения долговременного роста экономики, объема экспорта и качества рабочих мест, возникла необходимость стимулирования спроса на американские товары, ослабления протекционизма в мировой тарифной системе, формирования выгодных для США условий мировой торговли.
Безусловно, новым аспектом для Соединенных Штатов является формирование системного видения переориентации внешнеполитического приоритета на Азиатско-Тихоокеанский регион, основанного на изменении представлений о роли данного региона в международных отношениях. Выбор экономической дипломатии, а не военно-стратегических действий, как ключевого инструмента поворота приоритета внешней политики в Азиатско-Тихоокеанский регион не случаен. Восточная Азия удерживает второе место по объему внешней торговли США после региона НАФТА. Китай, Япония и Южная Корея занимают в иерархии крупнейших торгово-экономических партнеров США соответственно 2-е, 4-е и 7-е места (страны-члены НАФТА, Канада и Мексика на 1-м и 3-м соответственно) . По мнению специалиста по экономике стран Азии Центра стратегических и международных исследований Мэтью П. Гудмэна, США преследуют три основных цели в АТР. Стимулирование роста экономики США и увеличение количества и качества рабочих мест (на АТР приходится около 40% мировой торговли, постоянно увеличивается покупательская способность региона). Обновление правил международной экономики и торговли, в том числе посредством заключения торговых соглашений со странами АСЕАН в рамках Транстихоокеанского партнерства и создание конкуренции КНР и его обширной инвестиционной политике в регионе. Обеспечение долгосрочного присутствия США в регионе с целью выполнения глобальной доктрины Б. Обамы о достижении лидерства США в многополярном мире.
Конкуренция с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе последние несколько лет принимает особенно острый экономико-стратегический характер. Особенностью усиления дипломатического и экономического присутствия КНР в АТР является совмещение двух подходов к развитию отношений к соседним странам: вовлечение их в широкомасштабное экономическое сотрудничество при одновременном усилении давления на них в территориальных спорах.
Ответом США явилась реализация новой комплексной системы мер по углублению внешнеполитических и торгово-экономических связей со странами региона. Расширение перечня программ финансовой поддержки сопровождалось существенным притоком инвестиций, в частности в инфраструктурные проекты, гибкой политикой санкций, заключением ряда двусторонних торгово-экономических соглашений и многосторонним сотрудничеством в рамках существующих организаций. Кроме того, было достигнуто соглашение о принципиально новой форме экономической интеграции и инструменте экономической дипломатии – Транстихоокеанском партнерстве (ТТП).
Несмотря на приложенные усилия, предвыборная повестка и победа Дональда Трампа на президентских выборах 2016 г. ставит под сомнение не только сохранение прежнего внешнеполитического вектора в регионе, но и закрепление высокого уровня политико-экономического сотрудничества, достигнутого прежней администрацией. От вовлечения в многостороннее сотрудничество и продвижения американской либеральной экономической модели текущая администрация сосредоточилась на двусторонних договоренностях, а также готовности использовать протекционистские меры для снижения уровня дефицита внешней торговли и стимулировании создания рабочих мест на территории США.
Объект исследования – политические и экономические отношения между Соединёнными Штатами Америки и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Предмет исследования – инструменты (финансовая помощь, инвестиции, двухсторонние торгово-экономические соглашения, политика санкций, создание мегарегионального торгового соглашения – Транстихоокеанского партнерства) экономической дипломатии США в АТР.
Хронологические рамки исследования включают в себя 2011-2017 гг. Нижняя рамка обусловлена выходом интервью государственного секретаря США Хиллари Клинтон журналу ForeignPolicy в ноябре 2011 года. В ней она подчеркнула начало поворотного момента во внешней политике США, во время которого будут резко увеличены инвестиции – дипломатические, экономические и стратегические – в Азиатско-Тихоокеанский регион .
Целью исследования является оценка эффективности действия комплекса инструментов экономической дипломатии в период администрации Барака Обамы в соответствие с продекларированными целями политики в АТР и процесса становления курса экономической дипломатии администрации Дональда Трампа.
Также необходимо принять во внимание задачи данного исследования, а именно:
1. Определение точки отсчета внешнеэкономического поворота по направлению к АТР в выступлениях государственных деятелей США и Стратегии национальной безопасности 2015.
2. Выявить результаты инвестиционной деятельности США в регионе.
3. Проанализировать результаты заключения двусторонних соглашений США со странами региона.
4. Оценить результаты политики экономического принуждения (санкций) за данный период.
5. Оценить значение заключения договора о Транстихоокеанском партнерстве для США и стран АТР.
6. Оценить потери после отказа от ТТП, а также определить вектор развития отношений США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона при новой администрации.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании совокупной системы инструментов экономической дипломатии США, примененной для переориентации внешнеполитического приоритета на Азиатско-Тихоокеанский регион, с целью выявления результативности, а также динамики изменений инструментария экономической дипломатии при дальнейшем изменении повестки внешней политики администрацией Д. Трампа. Кроме того, выявлены ранее не используемые аспекты экономической дипломатии США в регионе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных исторических методов. Генетический метод дал возможность проследить эволюцию понятия и инструментов экономической дипломатии возникновения до современного этапа развития. Системный метод позволил структурировать деятельность в рамках экономической дипломатии США в АТР – финансовую поддержку и инвестиции, двухсторонние соглашения, политику санкций и созданию соглашения о ТТП как отдельного инструмента. Типологический метод способствовал выявлению новых направлений в рамках экономической дипломатии США.
Эмпирическую основу исследования составили различные по характеру документы
и материалы. Их можно разделить на несколько основных групп:
- Нормативные документы, включающие в себя многосторонние (соглашение о ТТП ) и двусторонние международные договоры между США и странами АРТ (договоры о свободной торговле США и Южной Кореи, Сингапура, договоры о торговле и инвестициях США и АСЕАН, США и Лаоса и другие), документы международных организаций (резолюция СБ ООН №1874 от 12 июня 2009 г. и др.), документы стратегического планирования внешней политики США (Стратегии национальной безопасности США от 2010 г. и 2015 г., четырехгодичный обзор министерства обороны 2014 г.), исполнительные указы президента США, проект федерального бюджета США на 2018 г..
- Справочные материалы, доклады, официальные отчеты, опубликованные на сайтах Управления торгового представителя США, Агентства США по международному развитию, Комиссии по международной торговле, Служба проведения исследований Конгресса США . Также включает в себя инвестиционные отчеты стран АСЕАН за период 2013-2016 гг.
- Статистические данные, опубликованные на сайтах Бюро экономического анализа США , Агентством США по международному развитию, АСЕАН и Центром международной торговли.
- Официальные заявления, выступления, программные статьи политических деятелей США и других государств региона.
- Материалы средств массовой информации .
- Другие источники .
Степень научной разработанности проблемы. Среди авторов, исследующих теоретические основы экономической дипломатии, наиболее глубоко и структурированно система экономической дипломатии отражена в монографии Карронаде ла Каррьера, Д.А. Дегтерева, статьях Р.О. Райнхардта и С.Л. Ткаченко.
Отечественные исследователи мало внимания уделяют экономическому аспекту «перебалансировки» (стратегии смены внешнеполитического приоритета США на Азиатско-Тихоокеанский регион, в оригинале известной как «Rebalancing»), фокусируясь, прежде всего, на военно-стратегическом измерении. Несмотря на это, вклад в разработку проблемы внесли Зеленкова М.С, Колдунова Е., Саламатов В.. Практическую сторону деятельности экономической дипломатии США в АТР отражают работы таких зарубежных исследователей, как Мэттью Гудмена, ведущего эксперта по экономической дипломатии в АТР Центра стратегических и международных исследований, шведского исследователя Фридрика Сйохолма и др.
Кроме того, вклад в исследование регионального экономического взаимодействия в период президентства Барака Обамы внесли авторы ряда работ по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона, таких авторов как И.С. Ланцова, Я.В. Лексютина, И.А. Цветков , Б.А. Ширяев.
Апробация результатов исследования. Научные результаты выпускной квалификационной работы отражены в научной статье «Использование США инструментов экономической дипломатии при переориентации приоритета во внешней политике на Азиатско-Тихоокеанский регион (2012-2016 г.)» опубликованной в индексируемом РИНЦ сборнике V-го международного молодежного конкурса «Молодежь в науке: Новые аргументы» от 2016 г. Кроме того, часть положений и выводов исследования были представлены автором в докладе на тему «Создание Транстихоокеанского партнерства и его значение для внешней политики России» в рамках XXV Международного российско-американского семинара в СПбГУ в 2016 г.
Данным инструментом к концу первого срока Б. Обамы стала экономическая дипломатия. С целью полного преодоления Соединенными Штатами последствий Великой рецессии, обеспечения долговременного роста экономики, объема экспорта и качества рабочих мест, возникла необходимость стимулирования спроса на американские товары, ослабления протекционизма в мировой тарифной системе, формирования выгодных для США условий мировой торговли.
Безусловно, новым аспектом для Соединенных Штатов является формирование системного видения переориентации внешнеполитического приоритета на Азиатско-Тихоокеанский регион, основанного на изменении представлений о роли данного региона в международных отношениях. Выбор экономической дипломатии, а не военно-стратегических действий, как ключевого инструмента поворота приоритета внешней политики в Азиатско-Тихоокеанский регион не случаен. Восточная Азия удерживает второе место по объему внешней торговли США после региона НАФТА. Китай, Япония и Южная Корея занимают в иерархии крупнейших торгово-экономических партнеров США соответственно 2-е, 4-е и 7-е места (страны-члены НАФТА, Канада и Мексика на 1-м и 3-м соответственно) . По мнению специалиста по экономике стран Азии Центра стратегических и международных исследований Мэтью П. Гудмэна, США преследуют три основных цели в АТР. Стимулирование роста экономики США и увеличение количества и качества рабочих мест (на АТР приходится около 40% мировой торговли, постоянно увеличивается покупательская способность региона). Обновление правил международной экономики и торговли, в том числе посредством заключения торговых соглашений со странами АСЕАН в рамках Транстихоокеанского партнерства и создание конкуренции КНР и его обширной инвестиционной политике в регионе. Обеспечение долгосрочного присутствия США в регионе с целью выполнения глобальной доктрины Б. Обамы о достижении лидерства США в многополярном мире.
Конкуренция с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе последние несколько лет принимает особенно острый экономико-стратегический характер. Особенностью усиления дипломатического и экономического присутствия КНР в АТР является совмещение двух подходов к развитию отношений к соседним странам: вовлечение их в широкомасштабное экономическое сотрудничество при одновременном усилении давления на них в территориальных спорах.
Ответом США явилась реализация новой комплексной системы мер по углублению внешнеполитических и торгово-экономических связей со странами региона. Расширение перечня программ финансовой поддержки сопровождалось существенным притоком инвестиций, в частности в инфраструктурные проекты, гибкой политикой санкций, заключением ряда двусторонних торгово-экономических соглашений и многосторонним сотрудничеством в рамках существующих организаций. Кроме того, было достигнуто соглашение о принципиально новой форме экономической интеграции и инструменте экономической дипломатии – Транстихоокеанском партнерстве (ТТП).
Несмотря на приложенные усилия, предвыборная повестка и победа Дональда Трампа на президентских выборах 2016 г. ставит под сомнение не только сохранение прежнего внешнеполитического вектора в регионе, но и закрепление высокого уровня политико-экономического сотрудничества, достигнутого прежней администрацией. От вовлечения в многостороннее сотрудничество и продвижения американской либеральной экономической модели текущая администрация сосредоточилась на двусторонних договоренностях, а также готовности использовать протекционистские меры для снижения уровня дефицита внешней торговли и стимулировании создания рабочих мест на территории США.
Объект исследования – политические и экономические отношения между Соединёнными Штатами Америки и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Предмет исследования – инструменты (финансовая помощь, инвестиции, двухсторонние торгово-экономические соглашения, политика санкций, создание мегарегионального торгового соглашения – Транстихоокеанского партнерства) экономической дипломатии США в АТР.
Хронологические рамки исследования включают в себя 2011-2017 гг. Нижняя рамка обусловлена выходом интервью государственного секретаря США Хиллари Клинтон журналу ForeignPolicy в ноябре 2011 года. В ней она подчеркнула начало поворотного момента во внешней политике США, во время которого будут резко увеличены инвестиции – дипломатические, экономические и стратегические – в Азиатско-Тихоокеанский регион .
Целью исследования является оценка эффективности действия комплекса инструментов экономической дипломатии в период администрации Барака Обамы в соответствие с продекларированными целями политики в АТР и процесса становления курса экономической дипломатии администрации Дональда Трампа.
Также необходимо принять во внимание задачи данного исследования, а именно:
1. Определение точки отсчета внешнеэкономического поворота по направлению к АТР в выступлениях государственных деятелей США и Стратегии национальной безопасности 2015.
2. Выявить результаты инвестиционной деятельности США в регионе.
3. Проанализировать результаты заключения двусторонних соглашений США со странами региона.
4. Оценить результаты политики экономического принуждения (санкций) за данный период.
5. Оценить значение заключения договора о Транстихоокеанском партнерстве для США и стран АТР.
6. Оценить потери после отказа от ТТП, а также определить вектор развития отношений США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона при новой администрации.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании совокупной системы инструментов экономической дипломатии США, примененной для переориентации внешнеполитического приоритета на Азиатско-Тихоокеанский регион, с целью выявления результативности, а также динамики изменений инструментария экономической дипломатии при дальнейшем изменении повестки внешней политики администрацией Д. Трампа. Кроме того, выявлены ранее не используемые аспекты экономической дипломатии США в регионе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных исторических методов. Генетический метод дал возможность проследить эволюцию понятия и инструментов экономической дипломатии возникновения до современного этапа развития. Системный метод позволил структурировать деятельность в рамках экономической дипломатии США в АТР – финансовую поддержку и инвестиции, двухсторонние соглашения, политику санкций и созданию соглашения о ТТП как отдельного инструмента. Типологический метод способствовал выявлению новых направлений в рамках экономической дипломатии США.
Эмпирическую основу исследования составили различные по характеру документы
и материалы. Их можно разделить на несколько основных групп:
- Нормативные документы, включающие в себя многосторонние (соглашение о ТТП ) и двусторонние международные договоры между США и странами АРТ (договоры о свободной торговле США и Южной Кореи, Сингапура, договоры о торговле и инвестициях США и АСЕАН, США и Лаоса и другие), документы международных организаций (резолюция СБ ООН №1874 от 12 июня 2009 г. и др.), документы стратегического планирования внешней политики США (Стратегии национальной безопасности США от 2010 г. и 2015 г., четырехгодичный обзор министерства обороны 2014 г.), исполнительные указы президента США, проект федерального бюджета США на 2018 г..
- Справочные материалы, доклады, официальные отчеты, опубликованные на сайтах Управления торгового представителя США, Агентства США по международному развитию, Комиссии по международной торговле, Служба проведения исследований Конгресса США . Также включает в себя инвестиционные отчеты стран АСЕАН за период 2013-2016 гг.
- Статистические данные, опубликованные на сайтах Бюро экономического анализа США , Агентством США по международному развитию, АСЕАН и Центром международной торговли.
- Официальные заявления, выступления, программные статьи политических деятелей США и других государств региона.
- Материалы средств массовой информации .
- Другие источники .
Степень научной разработанности проблемы. Среди авторов, исследующих теоретические основы экономической дипломатии, наиболее глубоко и структурированно система экономической дипломатии отражена в монографии Карронаде ла Каррьера, Д.А. Дегтерева, статьях Р.О. Райнхардта и С.Л. Ткаченко.
Отечественные исследователи мало внимания уделяют экономическому аспекту «перебалансировки» (стратегии смены внешнеполитического приоритета США на Азиатско-Тихоокеанский регион, в оригинале известной как «Rebalancing»), фокусируясь, прежде всего, на военно-стратегическом измерении. Несмотря на это, вклад в разработку проблемы внесли Зеленкова М.С, Колдунова Е., Саламатов В.. Практическую сторону деятельности экономической дипломатии США в АТР отражают работы таких зарубежных исследователей, как Мэттью Гудмена, ведущего эксперта по экономической дипломатии в АТР Центра стратегических и международных исследований, шведского исследователя Фридрика Сйохолма и др.
Кроме того, вклад в исследование регионального экономического взаимодействия в период президентства Барака Обамы внесли авторы ряда работ по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона, таких авторов как И.С. Ланцова, Я.В. Лексютина, И.А. Цветков , Б.А. Ширяев.
Апробация результатов исследования. Научные результаты выпускной квалификационной работы отражены в научной статье «Использование США инструментов экономической дипломатии при переориентации приоритета во внешней политике на Азиатско-Тихоокеанский регион (2012-2016 г.)» опубликованной в индексируемом РИНЦ сборнике V-го международного молодежного конкурса «Молодежь в науке: Новые аргументы» от 2016 г. Кроме того, часть положений и выводов исследования были представлены автором в докладе на тему «Создание Транстихоокеанского партнерства и его значение для внешней политики России» в рамках XXV Международного российско-американского семинара в СПбГУ в 2016 г.
Администрация Барака Обамы выполнила большинство ключевых задач в области экономической дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе в результате принципиальной переоценки его значимости для внешней политики США и формированию нового комплексного подхода с целью углубления своего вовлечения в региональную политику. Оценивая действия в торгово-экономической и военной сфере, а также закрепление АТР как ключевого для интересов США региона в Стратегии Национальной безопасности 2015, можно сделать вывод о долгосрочном стратегическом закреплении США в регионе, как партнера для многих развитых и развивающихся рынков АТР, что и было ключевой целью «поворота на Восток».
В рамках инвестиционной политики за 2011-2014 гг. удалось существенно увеличить объем (на 33,5%) прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН. В условиях стремительного роста конкуренции инвестиций в регионе, без данного роста США не могли бы претендовать на роль одного из крупнейших партнеров Ассоциации. Благоприятно на увеличении инвестиций сказалась отмена санкций в области инвестиций против Мьянмы. Мьянма, Малайзия, Вьетнам и Индонезия стали ключевыми площадками для инвестиций со стороны американских ТНК в регионе, особенно в области энергетических инноваций, строительстве инфраструктурных объектов. Не только финансовые, но и технологические вложения США, наиболее действенно вели страны АСЕАН к созданию предпосылок к вступлению в ТТП. Ввиду этого имплементация в соглашение о Партнерстве, а также в национальное право государств региона эффективных норм о защите интеллектуальной собственности являлась одной из выполненных задач внешней политики США.
Отмена части санкций против Мьянмы послужила началу упрочняющегося диалога между двумя странами и снижения позиций Китая, как главного торгового партнера Мьянмы после 1997 года. Полная отмена санкций 7 октября 2016 г. показала эффективность политического диалога совместно с экономическими выгодами, предоставляемыми американскими ТНК, а также восстановленным ассигнованиям международной помощи США в стране с 2013 г., при успешном переходе власти в стране от военного режима к демократическому строю. Провалом же политики санкций является развитие ядерной программы КНДР и появление в её руках водородной бомбы, угроза применения которой со стороны тоталитарного режима есть самый существенный вызов в регионе. В отношении Китая США продолжат применять таргетированные ограничения и взаимодействовать по торговым спорам через институт ВТО, ввиду широкой взаимозависимости с государством, а также риска ответной реакции со стороны КНР.
Одним из предвыборных обещаний Б. Обамы было удвоение показателя экспорта за 5 лет. Удалось ему это лишь на 67%, что также является впечатляющим результатом. Во многом именно благодаря «перебалансировке» в сторону АТР: вступлению в силу соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, поступательному росту торговли с Сингапуром и Австралией в рамках схожих соглашений, значительному увеличению объема прямых иностранных инвестиций и товарооборота со странами странах АСЕАН на 33,5% и 39% соответственно, возобновлению инвестиционной деятельности в Мьянме и расширению её во Вьетнаме.
До победы Дональда Трампа на выборах президента США, главной достигнутой целью можно считать выработку нового инструмента экономической дипломатии в регионе – мегарегионального торгового соглашения в лице Транстихоокеанского партнерства после многолетнего периода переговоров. Партнерство было призвано предоставлять странам-членам взаимный доступ к внутренним рынкам (отменяет около 18000 налогов, пошлин и иных платежей), сформировать новые высокие стандарты и нормы в таких областях, как охрана труда (что замедлит поток мигрантов из стран региона в США), охрана окружающей среды, деятельность профсоюзов, защита интеллектуальной собственности и многие другие. Кроме того, вступление его в силу означало бы успех продвижения американской либеральной экономической модели в странах АТР, а также торможение их сближения с другим крупным региональным игроком - КНР.
Приход к власти Администрации Дональда Трампа ознаменовал собой существенную смену задач экономической дипломатии США в регионе, а также смена её инструментария.
Главной задачей ЭД стало стимулирование иностранных и национальных резидентов создавать рабочие места в США, хотя в 2016 г. безработица в США находилась на рекордно низком уровне с 2008 г. - 4,9%. Также, поставлена задача снизить дефицит торговли со странами региона за счет пересмотра текущих торговых соглашений (в частности, с Республикой Корея) и использования протекционистских мер, что может повлечь ответные меры ряда государств из-за нарушения принципов свободной торговли, а также омрачить перспективы экономического взаимодействия с ними.
Ввиду отказа от ТТП США уступили место государства, определяющего стандарты торговли и нормотворчества в данной сфере для 36,6% мировой экономики . Поскольку основной целью ТТП была геоэкономическая привязка экономик-единомышленников в качестве противовеса торговой инициативе Китая, то отмена ТТП наносит ущерб позициям США в Азиатско-Тихоокеанском регионе , передавая эстафету ВРЭП. Многие страны рассматривали Партнёрство как экзамен на прочность намерений США в регионе. Теперь же одним из вариантов развития торговых отношений для них будет «перебалансировать» собственные торговые стратегии в сторону китайской инициативы.
Новым аспектом также является переосмысление видения политических задач, выполняемых предоставлением международной помощи. Предлагаемое Трампом сокращение расходов бюджета Госдепартамента на 37% сократит дипломатические ресурсы и использование мягкой силы в пользу ассигнований Министерства обороны . Однако, эффективное перераспределение ресурсов международной помощи в Фонд экономической поддержки Госдепартамента США может позволить консолидировать значительные ресурсы на масштабные стратегические инициативы поддержки. Реализация значительных проектов сможет положительно сказаться на имидже США в странах региона и приносить более очевидные результаты для внешней политики страны, чем диверсификация средств путем финансирования многочисленных локальных инициатив и небольших организаций. Кроме политических результатов, власти США стремятся получить экономическую отдачу от программ международной поддержки (переход от безвозмездного предоставления вооружений и оборудования к кредитованию на его закупки партнерами) или снизить собственные издержки (отмена финансирования инициатив по борьбе с изменением климата).
Таким образом, под «новыми аспектами» понимается:
1. Совокупная система инструментов экономической дипломатии США, впервые использованная администрацией Барака Обамы в данном регионе.
2. Сформированный новый инструмент экономической дипломатии – мегарегиональное торговое соглашение в лице Транстихоокеанского партнерства.
3. Сформированный администрацией Дональда Трампа новый подход к экономической дипломатии – получение экономических выгод от выделяемой партнерам международной поддержки и оптимизация расходов на таковую, отход от участия в либерализации региональных экономических отношений с выходом из ТТП в пользу сокращения дефицита торгового баланса и создания рабочих места в США.
Президент Обама поставил высокую планку участия США в политике стран Юго-Восточной Азии: присоединился к Восточноазиатскому саммиту, провел в Калифорнии саммит США-АСЕАН и совершил 13 поездок в Юго-Восточную Азию за время своего президентства. Несмотря на несовершенство, эта активная дипломатия помогла убедить страны региона в поддержке Вашингтона. Задачей для текущей администрации является формирование диверсифицированного подхода к проблемам АТР, расширив перечень вовлечения собственных дипломатических ресурсов, в данный момент направленных, прежде всего, на решение проблемы ядерной программы КНДР, взаимодействию с Японией и Южной Кореей, а также выстраивание отношений с КНР в области безопасности и торговли.
В рамках инвестиционной политики за 2011-2014 гг. удалось существенно увеличить объем (на 33,5%) прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН. В условиях стремительного роста конкуренции инвестиций в регионе, без данного роста США не могли бы претендовать на роль одного из крупнейших партнеров Ассоциации. Благоприятно на увеличении инвестиций сказалась отмена санкций в области инвестиций против Мьянмы. Мьянма, Малайзия, Вьетнам и Индонезия стали ключевыми площадками для инвестиций со стороны американских ТНК в регионе, особенно в области энергетических инноваций, строительстве инфраструктурных объектов. Не только финансовые, но и технологические вложения США, наиболее действенно вели страны АСЕАН к созданию предпосылок к вступлению в ТТП. Ввиду этого имплементация в соглашение о Партнерстве, а также в национальное право государств региона эффективных норм о защите интеллектуальной собственности являлась одной из выполненных задач внешней политики США.
Отмена части санкций против Мьянмы послужила началу упрочняющегося диалога между двумя странами и снижения позиций Китая, как главного торгового партнера Мьянмы после 1997 года. Полная отмена санкций 7 октября 2016 г. показала эффективность политического диалога совместно с экономическими выгодами, предоставляемыми американскими ТНК, а также восстановленным ассигнованиям международной помощи США в стране с 2013 г., при успешном переходе власти в стране от военного режима к демократическому строю. Провалом же политики санкций является развитие ядерной программы КНДР и появление в её руках водородной бомбы, угроза применения которой со стороны тоталитарного режима есть самый существенный вызов в регионе. В отношении Китая США продолжат применять таргетированные ограничения и взаимодействовать по торговым спорам через институт ВТО, ввиду широкой взаимозависимости с государством, а также риска ответной реакции со стороны КНР.
Одним из предвыборных обещаний Б. Обамы было удвоение показателя экспорта за 5 лет. Удалось ему это лишь на 67%, что также является впечатляющим результатом. Во многом именно благодаря «перебалансировке» в сторону АТР: вступлению в силу соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, поступательному росту торговли с Сингапуром и Австралией в рамках схожих соглашений, значительному увеличению объема прямых иностранных инвестиций и товарооборота со странами странах АСЕАН на 33,5% и 39% соответственно, возобновлению инвестиционной деятельности в Мьянме и расширению её во Вьетнаме.
До победы Дональда Трампа на выборах президента США, главной достигнутой целью можно считать выработку нового инструмента экономической дипломатии в регионе – мегарегионального торгового соглашения в лице Транстихоокеанского партнерства после многолетнего периода переговоров. Партнерство было призвано предоставлять странам-членам взаимный доступ к внутренним рынкам (отменяет около 18000 налогов, пошлин и иных платежей), сформировать новые высокие стандарты и нормы в таких областях, как охрана труда (что замедлит поток мигрантов из стран региона в США), охрана окружающей среды, деятельность профсоюзов, защита интеллектуальной собственности и многие другие. Кроме того, вступление его в силу означало бы успех продвижения американской либеральной экономической модели в странах АТР, а также торможение их сближения с другим крупным региональным игроком - КНР.
Приход к власти Администрации Дональда Трампа ознаменовал собой существенную смену задач экономической дипломатии США в регионе, а также смена её инструментария.
Главной задачей ЭД стало стимулирование иностранных и национальных резидентов создавать рабочие места в США, хотя в 2016 г. безработица в США находилась на рекордно низком уровне с 2008 г. - 4,9%. Также, поставлена задача снизить дефицит торговли со странами региона за счет пересмотра текущих торговых соглашений (в частности, с Республикой Корея) и использования протекционистских мер, что может повлечь ответные меры ряда государств из-за нарушения принципов свободной торговли, а также омрачить перспективы экономического взаимодействия с ними.
Ввиду отказа от ТТП США уступили место государства, определяющего стандарты торговли и нормотворчества в данной сфере для 36,6% мировой экономики . Поскольку основной целью ТТП была геоэкономическая привязка экономик-единомышленников в качестве противовеса торговой инициативе Китая, то отмена ТТП наносит ущерб позициям США в Азиатско-Тихоокеанском регионе , передавая эстафету ВРЭП. Многие страны рассматривали Партнёрство как экзамен на прочность намерений США в регионе. Теперь же одним из вариантов развития торговых отношений для них будет «перебалансировать» собственные торговые стратегии в сторону китайской инициативы.
Новым аспектом также является переосмысление видения политических задач, выполняемых предоставлением международной помощи. Предлагаемое Трампом сокращение расходов бюджета Госдепартамента на 37% сократит дипломатические ресурсы и использование мягкой силы в пользу ассигнований Министерства обороны . Однако, эффективное перераспределение ресурсов международной помощи в Фонд экономической поддержки Госдепартамента США может позволить консолидировать значительные ресурсы на масштабные стратегические инициативы поддержки. Реализация значительных проектов сможет положительно сказаться на имидже США в странах региона и приносить более очевидные результаты для внешней политики страны, чем диверсификация средств путем финансирования многочисленных локальных инициатив и небольших организаций. Кроме политических результатов, власти США стремятся получить экономическую отдачу от программ международной поддержки (переход от безвозмездного предоставления вооружений и оборудования к кредитованию на его закупки партнерами) или снизить собственные издержки (отмена финансирования инициатив по борьбе с изменением климата).
Таким образом, под «новыми аспектами» понимается:
1. Совокупная система инструментов экономической дипломатии США, впервые использованная администрацией Барака Обамы в данном регионе.
2. Сформированный новый инструмент экономической дипломатии – мегарегиональное торговое соглашение в лице Транстихоокеанского партнерства.
3. Сформированный администрацией Дональда Трампа новый подход к экономической дипломатии – получение экономических выгод от выделяемой партнерам международной поддержки и оптимизация расходов на таковую, отход от участия в либерализации региональных экономических отношений с выходом из ТТП в пользу сокращения дефицита торгового баланса и создания рабочих места в США.
Президент Обама поставил высокую планку участия США в политике стран Юго-Восточной Азии: присоединился к Восточноазиатскому саммиту, провел в Калифорнии саммит США-АСЕАН и совершил 13 поездок в Юго-Восточную Азию за время своего президентства. Несмотря на несовершенство, эта активная дипломатия помогла убедить страны региона в поддержке Вашингтона. Задачей для текущей администрации является формирование диверсифицированного подхода к проблемам АТР, расширив перечень вовлечения собственных дипломатических ресурсов, в данный момент направленных, прежде всего, на решение проблемы ядерной программы КНДР, взаимодействию с Японией и Южной Кореей, а также выстраивание отношений с КНР в области безопасности и торговли.
Подобные работы
- Экономическая дипломатия Китая на современном этапе (в Восточной Азии)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ БАРАКЕ ОБАМЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Политика КНР и США в Юго-Восточной Азии вначале XXI в.: соперничество ТУ сотрудничество
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Экономическая политика и практика сотрудничества Японии в рамках
Транстихоокеанского партнерства
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2019 - Приоритетные направления сотрудничества Южной Кореи и США в системе современных международных отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Мягкая политика Китая в АТР на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Публичная дипломатия Республики Корея в Тихоокеанском регионе на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Участие публичной дипломатии США в политических процессах зарубежных государств
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022



