Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы 11
1.1 Психолого-педагогические основы развития эстетических
переживаний детей 6-7 лет 11
1.2 Особенности восприятия художественной литературы
детьми 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы 27
2.1 Выявление уровня развития эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной
литературы 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы 45
2.3 Оценка динамики уровня развития эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия
художественной литературы 58
Заключение 70
Список используемой литературы 75
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 79
Приложение Б Сводные данные результатов исследования на констатирующем 81
этапе
Приложение В Тематическое планирование организации совместной
деятельности по развитию эстетических переживаний
детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной
литературы 83
Приложение Г Сводные данные результатов исследования на
контрольном этапе 87
В обществе сегодня появилась потребность в изменении образовательных задач в отношении детей дошкольного возраста. Обусловлена подобная переориентация возрастающим приоритетом национальных и общечеловеческих ценностей, процессом гуманизации в российском образовании, направленным на усиление его эстетической составляющей. В образовательном процессе важны сегодня не только задачи по приобретению дошкольниками социально-значимых знаний и умений, но и задачи, направленные на развитие эстетического его восприятия, отношения к окружающей действительности. Через восприятие предметов и явлений материального мира осуществляется воздействие на детские чувства, обогащение их. Ребенок встречается с эстетическими явлениями в общении с искусством (музыка, танцы, рисование), в повседневном труде, в быту, в природе, в общении, воспринимая трагическое и смешное, безобразное и красивое. Прекрасное вызывает у него положительные эмоции, удовольствие, восхищение; трагическое - грусть; безобразное - отвращение. В связи с чем, идет расширение сферы чувств у детей, приобретение опыта в переживании разнообразных эмоций. Сила эмоций от восприятия искусства такова, что, проникая в детское сознание, может вызвать у ребенка сильные эстетические переживания.
«В эстетическом восприятии детей 6-7 лет к основным средствам воздействия относятся не только скульптура, декоративно-прикладное творчество, живопись, но и детская художественная литература. Определяя дошкольное детство как первую ступень литературного образования, ученые считают, что его главной целью является формирование читательской деятельности дошкольников, включающей такие умения детей, как: определение литературного жанра (поэзия, проза, фольклор) после прослушивания произведения; понимание основной идеи литературного произведения, мотивов поведения литературных героев, оценивание их характеров и поступков. Эти умения ребенка-читателя формируются в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и специальной педагогической деятельности, направленной на развитие художественно-эстетического восприятия и понимания смысла литературного произведения» [3].
Прививая любовь к книге, ребенок познает окружающий мир и себя в нем. Чтение и сегодня считается одним из основных показателей сохранения национальной культуры, поддержания речевой культуры, родного языка. Оно имеет первостепенное значение для образования и воспитания настоящего и будущего поколения, становления и развития личности. Последние исследования показали, что необходимо возрождать ситуацию совместного чтения (взрослый - ребенок). Это очень эффективный инструмент развития эмоциональной сферы, а переживания за героя, ситуацию, в которой он существует, пробуждает интерес и любовь к литературному произведению.
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями современной жизни, в которой общение и чтение утратили свою исходную ценность. Процесс общения заменяется обменом информацией через Интернет, мобильную связь. Современные дети проводят большую часть времени перед мониторами, но виртуальный мир берет количеством, а не качеством и глубиной переживания, восприятия, общения и чтения.
Основной проблемой, является то, что художественное, выразительное чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить, воспринять, пережить и запомнить прочитанное. В связи с чем, у ученых, педагогов-практиков, психологов возникает закономерный интерес к новым подходам в использовании художественной литературы как средства для развития эстетических переживаний детей.
О развитии эстетических переживаний детей дошкольного возраста написано в трудах Б.М. Теплова, В.Н. Аванесовой, С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, С.Н. Николаевой и других ученых....
В дошкольной педагогике чтение художественной литературы занимает важное место. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Прививая любовь к книге, ребенок познает окружающий мир и себя в нем. Чтение и сегодня считается одним из основных показателей сохранения национальной культуры, поддержания речевой культуры, родного языка. Оно имеет первостепенное значение для образования и воспитания настоящего и будущего поколения, становления и развития личности.
Проблема развития эстетических переживаний у детей дошкольного возраста волновала таких исследователей как С.Н. Николаеву, Б.М. Теплова, Н.Ф. Виноградову, С.А. Веретенникову, В.Н. Аванесову, В.В. Зеньковского и понимали развитие эстетических переживаний детей 6-7 лет, как одну из необходимых составляющих компонентов при изучении окружающего мира (экологического воспитания, изобразительной деятельности, музыки и так далее).
Методологической основой нашего исследования являются научные труды об особенностях восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста ученых Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых.
Художественные произведения - это целостная система, поэтому детьми дошкольного возраста некоторые произведения воспринимаются с трудом. Все ее элементы соотносятся между собой и выражают оригинальность авторского подхода, авторскую оценку явлений действительности. Это для дошкольника трудно, связать, как со спецификой и сложностью литературного образа. Именно в дошкольном возрасте, ребенку необходимо помочь прочувствовать, воспринять литературу, а значит необходимо участвовать в развитии эстетических переживаний.
мы предположили в начале нашего исследования, что развитие эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы, возможно если будут выполнены условия:
• составлен комплекс тематических занятий по ознакомлению с художественными произведениями с высоким уровнем эмоциональных проявлений;
• определены приемы активизации показателей эстетических переживаний детей в процессе восприятия художественной литературы;
• осуществляется включение родителей в работу по развитию эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы.
Данный эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось: выявить уровень развитие эстетических переживаний детей 6-7 лет в процессе восприятия художественной литературы.
Для диагностического эксперимента использовали методики ученых Л.М. Гурович, А.А. Мелик-Пашаевым, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и мы определили критерии и показатели уровня развития эстетических переживаний детей 6-7 лет и определили ряд диагностических методик, направленных на выявление у детей данного уровня развития.
Количественные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе были следующие.
Наличие низкого уровня развития эстетических переживаний в процессе восприятия художественной литературы отмечен у 3 детей (15%) в экспериментальной группе и у 5 детей (25%) в контрольной группе Эти дети почти всегда отстранены от занятия, часто затрудняются в ответах, нуждаясь в помощи педагога, отвлекаются от восприятия произведения, демонстрируя свою незаинтересованность в данном виде работы, даже тогда, когда педагог меняет тембр голоса, ритм, применяя эмоционально-образную выразительность речи. Они не всегда могут понять мимические действия даже с помощью педагога; не всегда могут определить ситуацию и эмоции людей. Не могут предположить выхода из ситуации или совсем ее не принимают. Говорят, наугад, что было в данном произведении, называют героев каких не было в произведении.....
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/4/0018/4_0018-352.shtml (дата обращения: 03.02.2023).
3. Беркман Т. Л. Вопросы художественного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/izvestiya-apn_vyp11_1947/ (дата обращения: 10.04.2023).
4. Борщевская А. Ю., Карпова С. И. Организационно-педагогические условия формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 66-77.
5. Бочарова, Н. Ю. Особенности восприятия детьми произведений
художественной литературы [Электронный ресурс]. URL:
http://dou10.bel31.ru/file/kugjhv.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
6. Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М. : Баласс, 2014. 43 с.
7. Васильева Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. С. 15-25.
8. Гурович Л. М. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Диагностика [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332375-diagnostika- gurovich-osobennosti-vosprijatija (дата обращения: 13.03.2023).
9. Желнова К. А. Как воспринимают художественный подтекст современные младшие школьники [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/133/37173/ (дата обращения: 10.04.2023).
10. Зеньковский В. В. Психология детства [Электронный ресурс] URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Zenkovskij/psihologiya-detstva- 1924-all.html (дата обращения: 13.03.2023).
11. Изотова Е. И., Марцинковская Т. Д. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст // Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». 2016. Т. 12. № 4. С. 4-13.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2002. 752 с.
13. Ингарден Р. Исследование по эстетике. М. : Иностранная литература, 1962. 552 с.
14. Коник О. Г. Особенности художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С 91-94.
15. Кошелева Л. Ю. «Услышать живопись, увидеть музыку...» О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО // Педагогическое мастерство : материалы X Международной научной конференции Москва : Буки-Веди, 2017...31