Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования

Работа №139420

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений
о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования 8
1.1 Особенности формирования представлений о величине
у детей 6-7 лет 8
1.2 Возможности экспериментирования в формировании
представлений о величине у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений
о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования 17
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о величине у детей 6-7 лет 17
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования 31
2.3 Оценка динамики уровня сформированности
представлений о величине у детей 6-7 лет 39
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 60
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 62

Основным из свойств предметов материального мира, который окружает нас, является наличие величины у каждого из предметов. Формирование представлений о величине каждого из предметов дошкольник получает в процессе взаимодействия с данными предметами. Первоначально величина предмета воспринимается ребёнком как то, что неотъемлемо от предмета, представляет собой один из его признаков. Однако под воздействием обучения процесс восприятия величины у детей перестраивается. Величина - это такое математическое свойство объектов окружающей действительности, которое поддается стандартизированному измерению и выражается при помощи числа.
Дошкольное детство с психологической точки зрения является самым благоприятным для формирования у детей 6-7 лет представлений о величине, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин. Проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о величине изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова. Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о величине посредством экспериментирования отражены в работах Р.Л. Березиной, Е.П. Гуменниковой, З.А. Михайловой, Ю.А. Первина.
Детское экспериментирование представляет собой такую специальную форму самостоятельной деятельности ребенка, которая направлена на поиск новых знаний или сведений об объекте окружающей действительности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования представлений о величине у детей 6-7 лет и недостаточным использованием экспериментирования в ходе осуществления этого процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности экспериментирования в формировании представлений о величине у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
Объект исследования: процесс формирования представлений
о величине у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования представлений о величине у детей 6-7 лет будет успешным, если:
• отобраны эксперименты в соответствии с показателями
сформированности представлений о величине;
• реализована поэтапная работа с детьми с учетом особенностей сформированности представлений о величине у детей 6-7 лет, включающая вводный, основной и заключительный этапы;
• составлены наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, включающие рекомендации и домашние задания по формированию представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты формирования представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о величине у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
4. Провести анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• результаты исследований проблемы развития математических представлений у дошкольников изучали М.А. Габова, К.А. Киричек, А.М. Пышкало, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева;
• положения исследований по изучению формирования у детей 6-7 лет представлений о величине Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова;
• исследования особенностей формирования у детей 6-7 лет представлений о величине посредством экспериментирования Р.Л. Березиной, Е. П. Гуменниковой, З.А. Михайловой, Ю.А. Первина.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические аспекты формирования представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования, мы сделали вывод, что величина - это такое математическое свойство объектов окружающей действительности, которое поддается стандартизированному измерению и выражается при помощи числа. Первоначально величина предмета воспринимается ребёнком как то, что неотъемлемо от предмета, представляет собой один из его признаков. Однако, под воздействием обучения процесс восприятия величины у детей перестраивается. Дети старшего дошкольного возраста отличаются фрагментарными представлениями о величине. Так, они обычно знают, что величину можно чем-то измерить, но не дифференцируют измерительные средства с единицами измерения, часто путая их и не видя разницы. Также они не понимают, что средства измерения являются универсальными и могут применяться для выявления величины разных предметов, а не какого-то одного.
Детское экспериментирование - это такая специальная, педагогически организованная форма деятельности, которая носит признаки поисковой, в ходе которой ключевой характеристикой является проявление активности самих детей, направленной на получение новых знаний об объектах и явлениях окружающей действительности. В основе детского экспериментирования лежит познавательное развитие. Образовательная функция экспериментирования как средства формирования представлений о величине у детей 6-7 лет подразумевает знакомство дошкольников с основными знаниями, умениями и терминологией по вопросу величины. Развивающая функция реализуется в осознании возможности применять полученные в ходе эксперимента знания на практике. Воспитательная функция заключается в развитии следующих аспектов: предприимчивости, деловитости, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности.
На констатирующем этапе у 45% детей мы диагностировали низкий уровень сформированности представлений о величине. У 55% детей наблюдается средний уровень. Высокий уровень не обнаружен. В контрольной группе прослеживаются результаты, аналогичные группе экспериментальной.
Далее нами было разработано содержание работы по формированию представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования. Нами доказано, что процесс формирования представлений о величине у детей 6-7 лет будет успешным, если:
• отобраны эксперименты в соответствии с показателями
сформированности представлений о величине;
• реализована поэтапная работа с детьми с учетом особенностей сформированности представлений о величине у детей 6-7 лет, включающая вводный, основной и заключительный этапы;
• составлены наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, включающие рекомендации и домашние задания по формированию представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования.
Опираясь на результаты диагностики, мы строили работу по формированию представлений о величине у детей 6-7 лет посредством экспериментирования, включая вводный, основной и заключительный этапы. Целью вводного этапа работы являлось формирование умения строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте, правильно отражая это в речи, с этой целью было проведено 2 эксперимента. Целью основного этапа работы являлось развитие представления об измерении объектов окружающего мира посредством мерки (бумаги в клетку), а также развитие представления об измерении сыпучих и жидких объектов окружающего мира посредством мерки; с этой целью было проведено 5 экспериментов. Целью заключительного этапа работы являлось формирование осознания того, что итог измерения меняется в зависимости от размера мерки, с этой целью было проведено 3 эксперимента....


1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2018. № 4. С. 45-51.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в
дошкольном детстве. М. : Форум, 2017. 144 с.
3. Баракина Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2019. № 3. С. 28-37.
4. Белошистая А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников. Мурманск : МГПУ, 2020. 256 с.
5. Белошистая А. В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: Теория и практика. 2011. № 3. С. 14-20.
6. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 317 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2014. 174 с.
8. Вербенец А. М. Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2021. № 3. С. 45-48.
9. Габова М. А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад: теория и практика. 2021. № 3. С. 18-27.
10. Галкина Л. Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. 2022. № 1. С. 46-49.
11. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Проф. образование, 2020. 296 с.
12. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2015. 321 с.
13. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : «Академия», 2018. 256 с.
14. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно­пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М. : Федеральный институт развития образования, 2018. 121 с.
15. Киричек К. А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. 2016. №1(18)...28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ