Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством математических сказок ... 8
1.1 Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как
педагогическая проблема исследования 8
1.2 Возможности математических сказок в сенсорном развитии
детей младшего дошкольного возраста 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством математических сказок 29
2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста 29
2.2 Содержание и организация работы по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста посредством математических сказок 41
2.3 Выявление динамики уровня сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста 52
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 70
Приложение Б Обогащение предметно-пространственной среды в группе 71
Приложение В Математическая сказка «В стране геометрических .
фигур» 74
Приложение Г Сенсорное развитие детей в области формы, цвета, .
величины 77
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) описывает направления общего развития личности ребенка, среди которых выделяется познавательное развитие. К основным вопросам данного направления развития относят процесс формирования у ребенка представлений о предметах и явлениях находящихся вокруг него, а также их свойствах и соотношениях между собой. Данный процесс необходим для создания полноценного представления об окружении и включает в себя получение, систематизацию и обработку информации о предметах и явлениях, их функциях и свойствах, а также об их взаимодействии. Развитие таких представлений способствует развитию ребенка в целом, укрепляет его интеллект и способен повысить понимание мира вокруг него. Одной из важнейших задач является создание оптимальных условий для данного процесса, а именно использование современных и эффективных методов обучения и обеспечение ребенка удобными и безопасными условиями для изучения предметов и явлений.
Именно с этого начинается процесс восприятия объектов окружающей среды и познания дошкольников, что определяет актуальность темы развития сенсорной сферы у детей данной возрастной категории.
Развитие сенсорной сферы, по мнению таких исследователей, как Л. Венгер, М. Монтессори, Е. Тихеева, является одной из центральных и основных задач дошкольного воспитания, активное развитие которой в будущем окажет положительное влияние на весь процесс социализации и дальнейшего воспитания ребенка.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста отражена в трудах отечественных исследователей, таких как: Б.Г. Ананьева, И.В. Блинникова, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко,
Э.Г. Пилюгиной, А.Г. Рузскои, О.Г. Солнцевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой.
Вопросом сенсорного развития ребенка занимались и зарубежные ученые
O. Декроли, Я.А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель.
Ряд таких исследователей, как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие исследователи предложили в качестве развития сенсорной сферы ребенка творческую составляющую. Так, например, словесное творчество (А.В. Запорожец, Е.А. Медведева, Н.А. Селянина,
P. М. Чумичева, У.В. Ульенкова), получило своё отражение в практике развития сенсорной сферы дошкольника.
В качестве сенсорного развития исследователями Н.Я Большуновой, Т.И. Ерофеевой, Е.А Шорыгиной и другими предлагаются математические сказки. В математической сказке, по мнению В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова, присутствует особая структура, которая позволяет дошкольникам быстрее и проще осваивать рекомендуемый материал.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и недостаточным использованием в этом процессе потенциала математических сказок.
Социальная и практическая значимость проблемы сенсорного развития детей 3-4 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством математических сказок».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможное влияние математических сказок на сенсорное развитие детей 3-4 лет.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством математических сказок.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством математических сказок будет успешным, если:
• отобраны математические сказки в соответствии с показателями сенсорного развития младших дошкольников;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе дидактическими материалами математического содержания;
-включены в непрерывную образовательную деятельность педагога и детей математические сказки, способствующие сенсорному развитию детей в области формы, цвета, величины.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством математических сказок.
2. Выявить уровень сенсорного развития у детей 3-4 лет.
3. Разработать и апробировать математические сказки, способствующие сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в области формы, цвета, величины....
В ходе исследования было установлено, что проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста актуальна в педагогической теории и практике и требует дополнительных исследований.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность и значимость рассматриваемой проблемы. В теоретической главе были обоснованы возможности математических сказок в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста и выделены показатели сенсорного развитии детей 3-4 лет.
С целью выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, был проведен констатирующий этап эксперимента, который показал, что 25 % выборки детей имеют низкий уровень сенсорного развития, 45 % выборки детей - средний уровень и 30 % - высокий. Большинство детей находятся на низком и среднем уровне. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что требуется проведение специально организованной работы, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента.
Для проверки положений гипотезы был проведен формирующий этап эксперимента, представленный несколькими направлениями работы.
На первом этапе были отобраны математические сказки в соответствии с показателями сенсорного развития младших дошкольников. На втором - осуществляли обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе дидактическими материалами математического содержания.
На третьем этапе включали в непрерывную образовательную деятельность педагога и детей математические сказки, способствующие сенсорному развитию детей в области формы, цвета, величины.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что в сенсорном развитии младших дошкольников посредством математических 65
сказок отмечается положительная динамика. Так низкий уровень сенсорного развития детей 3-4 лет опустился на 5 % и составил 20 % (на констатирующем он был у 25 % детей). Средний уровень сенсорного развития детей опустился на 6 % и составил 39 %, а высокий уровень сенсорного развития детей 3-4 лет поднялся на 11 % и составил 41 %.
Таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об успешности проведенной экспериментальной работы. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Задачи исследования решены, а цель - достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, учитывая ее многогранность. Перспективами дальнейшей работы могут быть, например, изучение преемственности образовательного процесса по сенсорному развитию маленьких дошкольников.
1. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван : Айастан. 1972. с. 223.
2. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 39-43.
3. Венгер Л. А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. М. : Просвящение, 1969. 196 с.
4. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. URL: https://studfile.net/preview/6197496/page: 11/ (дата обращения: 15.04.2021).
5. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет [Электронный ресурс]. URL: https://labirint.ru/books/407805/ (дата обращения: 15.03.2020).
6. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» // Дошкольное воспитание. 2006. № 18. С. 30-32.
7. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С. 70-72.
8. Доклад на тему «Формирование элементарных математических представлений через сказку». URL: https://www.maamm.ru/detskijsad/doklad- formirovanie-yelementamyh-matematicheskih-predstavlenii-sherez-skazku.html (дата обращения: 19.03.2021).
9. Ельцова О. Сказочный мир сенсорной комнаты в Доме ребенка // Дошкольная педагогика. 2018. № 2. С. 12-15.
10. Запорожец А. В. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном детстве. Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М. : Просвещение. 1965. С. 45-48.
11. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М. : Просвещение. 1967. 170 с.
12. Костикова Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. М. : Просвящение. 2012. № 1. С. 96-99.
13. Кузьмина Ю. И. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С.489-491.
14. Мухина В. С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1985. 272 с.
15. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов. М. : Академия, 1999....23