Аннотация
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае посредством презентаций..
1.1 Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о
родном крае как психолого-педагогическая проблема
1.2 Презентация как средство формирования у детей 6-7 лет
экологических представлений о родном крае
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае посредством презентаций
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
экологических представлений о родном крае
2.2 Реализация работы по формированию у детей 6-7 лет
экологических представлений о родном крае посредством презентаций
Диагностика уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Список тем презентаций
Актуальность исследования. Проблема экологической
сформированное™ актуальна на данный период времени, обусловлено это тем, что сейчас в мире происходит масштабный экологический кризис из-за взаимодействия человека с природой и требует повышенного внимания со стороны общества.
Дошкольный возраст самый значимый период развития детей. В этом возрасте закладывается процесс становления мировоззрения, ребенок знакомится и получает первый опыт взаимоотношения с природой, познает нормы и правила поведения в природе, тем самым появляются первые представления об окружающем мире. Поэтому важно развивать у детей любовь и бережное отношение к природе, сформировать экологическую культуру.
Во ФГОС ДО выделена образовательная область познавательное развитие, которая так же содержит в себе формирование знаний об окружающей среде, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и знаний особенностей живой и неживой природы.
Вопросом исследования экологических представлений занимались многие авторы Н.Ф. Виноградова [2], Н.А. Рыжова [22], О. Зыкова [10], С.Н. Николаева [17].
При работе формирования экологических представлений у дошкольников педагоги сталкиваются с такими трудностями, как ограниченная доступность наглядного метода, на территории детского сада находится ограниченное количество растений, сложности проведения экскурсий за территорию образовательного учреждения. Поэтому все чаще стали включать в работу метод информационных-коммуникативных технологий. Данный метод позволяет в доступной форме формировать у детей различные представления, знания и усиливает мотивацию детей к учебному процессу, благодаря широким возможностям представления учебного материала в виде изображений, видео, в любой момент ребенка можно перенести в красочный лес, показать его жителей и многообразие растений, включения игр и заданий при использовании презентаций в образовательной деятельности.
На основании вышеизложенного, нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет у детей экологических представлений о родном крае и недостаточным использованием возможностей презентаций в образовательной деятельности дошкольников.
Для разрешения данного противоречия, мы выделили проблему исследования: как сформировать экологические представления у детей 6-7 лет о родном крае используя презентации.
Исходя из актуальности выделенной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае посредством презентаций».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае посредством презентаций.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет экологических представлений посредством презентаций.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 6-7 лет экологических представлений посредством презентаций будет возможным если:
• определены критерии, показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае;
• разработаны серии презентаций, ориентированных на формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае;
• организовать и провести занятия по познавательно-исследовательской
деятельности посредством презентаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологических представлений о родном крае;
• определить критерии, показатели, диагностические методики и задания для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае;
• разработать серии презентаций, как средство формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае;
• диагностировать уровень сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о родном крае посредством презентаций....
Анализ теоретических основ по теме экологические представление у детей 6-7 лет о родном крае мы раскрыли понятие «Экологические представления», дали характеристику, выделили входящие критерии, задачи формирования и благоприятные условия для формирования данного представления.
Также мы выяснили, что главное в формировании у детей знаний о родном крае это наглядный образ. Создание благоприятной атмосферы для развития, способствует побуждению у детей интереса к данной теме, они активно начинают включаться в работу. Поэтому важно серьезно подходить к планированию образовательной деятельности, тщательно отбирать необходимую информацию, с учетом особенностей детей, которая будет им понятна и интересна.
В современном мире существует множество вариативных методов и способов, помогающих педагогам делать для детей различные задания, игры, в течении которых они познают новое и формируют личностные качества.
Использование презентаций в образовательной деятельности дошкольников будет отличным дополнением к привычным методам. Они помогают наглядно и детально преподнести всю информацию по выбранной теме, создавая положительные эмоции у детей, мотивируя на формирование экологических представлений о родном крае.
В экспериментальном исследовании нашей работы мы провели диагностические задания, которые помогли выявить уровень сформированности критериев экологических представлений о родном крае. В эксперименте участвовало 18 детей (9 мальчиков и 9 девочек) в возрасте 6-7 лет. По анализам результатов констатирующего этапа мы выяснили, что средний и низкий уровни сформированности доминируют над высоким, что говорит о необходимости разработки и проведения развивающей работы с детьми по формированию экологических представлений о родном крае.
На формирующем этапе исследования мы разработали и провели серии презентаций по формированию составляющих элементов экологического представления. Работа была направлена на обогащение и систематизирование знаний детей о многообразии растительного и животного мира родного края, воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, умение оценивать действия и результаты во взаимодействии человека с природой.
Контрольный этап подтвердил, что после проведенной нами формирующей работы с детьми посредством презентаций, уровень экологических представлений у детей 6-7 лет о родном крае повысился. Это свидетельствует об эффективности использования серий презентаций, включающих в себя информацию об элементах экологических представлений.
Таким образом, поставленная цель и задачи были решены, а выдвинутая нами гипотеза доказана.
Богомолова О.Б. Искусство презентации. М. : БИНОМ, 2010. 444 с.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: концепция и методические подходы. М. : Просвещение, 111 с.
. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
4. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2010. 160 с.
5. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования. Барнаул, 2000. 22с
Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования //
Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцева. СПб : Детство-Пресс, 2014. 320 с.
Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития: методическое пособие. М. : Просвещение, 2008. 211 с.
. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для педвузов. М.: Академия, 2008. 112 с.
Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим: дошкольное воспитание. М.: Принт, 2015. С. 3-9.
10. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. 2011. 117 с.
Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М : Айрис- Пресс, 2014. 127 с.
. Коган Н.С. Эта книга без затей про компьютер для детей. М. : Педагогика, 116 с.
Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в
дошкольном образовании: учеб. Пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
14. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. Екб. : УрГПУ, 2004. 279 с.
15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М. : Академия, 2002. 336 с.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010....22