Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет произвольного внимания посредством игр-лабиринтов 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
у детей 5-6 лет произвольного внимания 9
1.2 Возможности игр-лабиринтов в развитии у детей 5-6 лет
произвольного внимания 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет произвольного внимания посредством игр-лабиринтов 20
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания
у детей 5-6 лет 20
2.2 Организация работы по развитию у детей 5-6 лет
произвольного внимания посредством игр-лабиринтов 32
2.3 Динамика развития произвольного внимания у детей 5-6 лет 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 51
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе 52
Приложение В Стимульный материал к играм-лабиринтам 53
Приложение Г Количественные результаты исследования на контрольном этапе 62
К концу дошкольного возраста необходимо сформировать у ребенка произвольное внимание для дальнейшего развития его познавательной сферы. Произвольные внимание помогает контролировать эмоции, процессы, состояния, выступает одним из критериев готовности ребенка к школе. Благодаря активности внимания ребенок способен выполнять инструкции взрослого, выполнять задания менее интересные, но более важные. Оно помогает ребенку сконцентрироваться на определенном объекте при наличии других отвлекающих факторов, развивает усидчивость и способность контролировать свое поведение.
По мнению Н.Ф. Добрынина: «внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением».
Внимание, как и все психические процессы в дошкольном периоде существенно изменяется и в старшем дошкольном возрасте, непроизвольное внимание постепенно становится произвольным. «Благодаря развитому произвольному вниманию дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени» [8, с. 36]. Произвольное внимание, является одним из важнейших факторов успешного обучения.
Огромный вклад в изучение проблемы развития внимания внесли отечественные и зарубежные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, В. Вундт, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн.
Согласно мнению ученых, произвольное внимание - это внимание, которое ребенок сознательно регулирует и направляет, оно связано с его волевым усилием и имеет определенную цель.
В старшем дошкольном периоде непроизвольное внимание постепенно становится произвольным (преднамеренным, активным). Оно формируется благодаря взаимодействию и общению с взрослыми и сверстниками.
Развитие произвольного внимания у ребенка происходит по мере взросления. Основным средством развития произвольного внимания у дошкольников является игра. Игры вызывают у ребенка интерес, он ставит перед собой цель, задачи, прилагает усилия для достижения поставленных задач, оценивает результат игры. Одной из игр, развивающих произвольное внимание у дошкольников, являются игры-лабиринты.
Игры-лабиринты - это печатные игры, которые могут предлагаться детям с 3-4 лет, представляют собой дорожки или линии, по которым ребенку нужно найти правильный путь от одного объекта к другому.
Проблемой развития внимания с помощью игр-лабиринтов занималась О.М. Наумова. Ею были написаны книги «Лабиринты для детей», каждая из которых включает 50 игр-лабиринтов для детей от 4 до 9 лет. Игры- лабиринты позволяют улучшить концентрацию внимания, развить пространственно-образное мышление и самоконтроль, воображение, умственные навыки и координацию.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет произвольного внимания и недостаточным использованием игр-лабиринтов в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игр-лабиринтов в развитии у детей 5-6 лет произвольного внимания?
Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие у детей 5-6 лет произвольного внимания
посредством игр-лабиринтов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет произвольного внимания посредством игр-лабиринтов.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет произвольного внимания.
Предмет исследования: игры-лабиринты как средство развития у детей 5-6 лет произвольного внимания.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей 5-6 лет произвольного внимания посредством игр-лабиринтов будет возможно, если:
• подобраны игры-лабиринты в соответствии с показателями произвольного внимания у детей 5-6 лет;
• включены игры-лабиринты, активизирующие произвольное внимание, в совместную деятельность педагога и детей;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы играми-лабиринтами для самостоятельной деятельности детей....
Произвольное внимание необходимо, чтобы помочь ребенку выполнять ту или иную работу и задания, не всегда его интересующее, получать и осваивать новую информацию, воспринимать инструкцию, следовать правилам, контролировать себя и свои действия. Старший дошкольный возраст оптимальный период для развития произвольного внимания, в этом возрасте происходит становление и совершенствование всех познавательных процессов, в том числе и внимание.
Для развития произвольного внимания у старших дошкольников были применены игры-лабиринты, с помощью которых могут быть решены следующие задачи:
• улучшение концентрации произвольного внимания;
• повышается общее познавательное развитие;
• формируется желание доводить начатое до конца;
• воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими.
С целью выявления уровня развития у детей 5-6 лет произвольного внимания посредством игр-лабиринтов была проведена экспериментальная работа. На констатирующем этапе были получены следующие данные: у большой части детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровень (50%), средний уровень был выявлен у 40 % и высокий уровень у 10 %. В контрольной группе низкий уровень произвольного внимания был выявлен у 40% детей, у большинства выявлен средний уровень (50%), процент детей с высоким уровнем составил 10 %.
На формирующем этапе были подобраны игры-лабиринты в соответствии с показателями произвольного внимания, игры -лабиринты были включены в совместную деятельность педагога и детей, обогащена играми-лабиринтами предметно-пространственная среда группы.
На констатирующем этапе в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем снизилось на 20%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20 %.
Таким образом результаты контрольного этапа подтверждают эффективность игр-лабиринтов в развитии у детей 5-6 лет произвольного внимания.
Сопоставляя полученные результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи выполнены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Тема бакалаврской работы полностью изучена, представленные и апробированные в работе дидактические игры-лабиринты с целью развития произвольного внимания могут быть использованы педагогами при работе со старшими дошкольниками в совместной деятельности и в образовательном процессе.
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. М. : Издательский центр «Академия», 2019. 96 с.
2. Баданина Л. П., Баданина Л. П. Психология познавательных процессов. М. : Флинта : МПСИ, 2017. 214 с.
3. Баксакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : НПО «МОДЭК», 2020. 64 с.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2008. 36 с.
5. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2017. №5. 127 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М. : ЧеРо, 2015. 505 с.
7. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. М. : Просвещение, 2016. 461 с.
8. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М. : «Пресс»,
2016. 50 с.
9. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М. : ЧеРо, 2021. 518 с.
10. Добрынин Н. Ф. Внимание и его воспитание. М. : Правда, 2011. 108 с.
11. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.
М. : 2007. 158 с.
12. Клуб для родителей [Электронный ресурс]. URL: https://xn— 7sbabkjhsgeao3a2d8azqi.xn--p1ai/vnimanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy- osobennosti (дата обращения: 10. 01.2023).
13. Кравцова Е. Е. Психологическая проблема готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 2001. 80 с.
14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Академия, 2019.
291 с.
15. Лурия А. Р. Внимание и память. М. : Академия, 2018...28