Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы
подростков о
8
1.1 Определения эмоций и эмоциональной сферы 8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста.
Эмоциональная сфера подростков 13
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков 21
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 21
2.2 Результаты проведенного эмпирического
исследования 26
2.3 Анализ взаимосвязи между показателями эмоциональной
сферы подростков 35
2.4 Рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы
подростков 38
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты исследования по методике М. Люшера 54
Приложение Б Результаты исследования по методике
В.А. Доскина 62
Приложение В Результаты исследования по методике Л.И. Вассермана
(в модификации В.В. Бойко) 64
Приложение Г Результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера
- Ю.Л. Ханина 66
Приложение Д Результаты исследования по методике Г. Шмишека -
К. Леонгарда 68
Актуальность исследования. Эмоциональная сфера оказывает огромное, по оценкам некоторых ученых - решающее влияние на повседневную жизнь человека, вне зависимости от его возраста. Вопросами развития данной сферы занимались и продолжают заниматься ученые и практические работники различных отраслей: психологии и медицины, педагогики и управления персоналом, менеджмента и маркетинга, однако недостаточно разработанными до настоящего момента остаются не только практические, но и теоретические ее аспекты. Так, отсутствует единое общепринятое в психологической науке определение эмоциональной сферы, исследователями называются различные ее составляющие, что препятствует пониманию основополагающих моментов ее функционирования.
Рассматриваемая тема имеет и личную актуальность, обусловленную профессиональной сферой автора: являясь учителем средней школы, он ежедневно общается и активно взаимодействует с подростками.
Развитие эмоциональной сферы в данном сензитивном периоде и преодоление выявленных в его ходе негативных тенденций представляется одной из важнейших задач не только в психолого-педагогическом, но и в социальном аспекте.
Актуальность и пробелы в разработанности проблемы развития эмоциональной сферы подростков определили выбор темы исследования, его объекта и предмета.
Степень разработанности. Проблема развития эмоциональной сферы рассматривается в различных отечественных и зарубежных исследованиях. Теме эмоциональной сферы посвящены труды С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Ланге, Е.И. Изотовой, Е.П. Ильина, Р.С. Немова, К. Изарда и других ученых. В связи с этим, актуальным и необходимым является проведение всестороннего анализа темы изучения и развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей эмоциональной сферы
подростков с учетом пола.
Объект исследования: эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков с учетом их пола.
Гипотеза исследования: предполагаем, что в эмоциональной сфере подростков с учетом половых различий прослеживаются расхождения в следующих проявлениях: более высокий уровень тревожности,
напряженности, обидчивости, сниженного настроения, большая распространенность нахождения в состоянии стресса характерны для девушек, по сравнению с юношами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• анализ основных подходов к изучению эмоциональной сферы человека, раскрытие сущности и содержания указанного понятия;
• изучение особенностей подросткового возраста, в том числе, специфики развития эмоциональной сферы подростков;
• подбор и описание методик проведения эмпирического исследования;
• исследование актуального состояния отдельных составляющих эмоциональной сферы испытуемых подросткового возраста;
• обобщение полученных данных, формулировка выводов;
• подготовка рекомендаций для дальнейшей работы по развитию эмоциональной сферы подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи: о сущности, основных характеристиках и разновидностях эмоций (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Б.И. Додонов, О.Г. Ананьев, К. Изард и другие); о содержании и составляющих эмоциональной сферы (Е.И. Изотова, С.Т. Посохова, Л.В. Куликов, Е.П. Ильин, Р.С. Немов и другие); о возрастных границах и психологической характеристике подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.Ц. Кагермазова, А.Г. Маклаков, У.Б. Гаджиева, Н.П. Дутко и другие); об особенностях эмоциональной сферы подростков (С.В. Бахтина, Е.Б. Пучкова, Е.Б. Акинина, Е.Ф. Сердюкова, Е.А. Шерешкова и другие); о возможностях коррекции негативных проявлений эмоциональной сферы (Е.В. Кузнецова, Г.В. Сорокоумова, А.В. Свешникова, О.В. Веревкина, М.В. Переверзева и другие).
...
Эмоциональная сфера - одно из наиболее значимых для жизни человека образований психики. Несмотря на большой интерес ученых к данной теме, научным сообществом до настоящего времени не принято единое определение рассматриваемого феномена и его состава. В нашей работе эмоциональная сфера представлена как система, включающая в себя эмоции, чувства, настроения, страсти, стрессы, аффекты, фрустрацию, самооценку и эмоциональные состояния, обеспечивающая в динамике избирательность отношения человека к себе и окружающему миру средствами эмоционального реагирования. Среди основных подходов к ее изучению и развитию упор сделан на интегративный, с процессами усложнения и обогащения описываемой сферы при наблюдении как инволюционной, так и эволюционной тенденций.
Изучены особенности подросткового возраста. Отмечено, что масштабная перестройка организма подростка и усиленная выработка гормонов влекут развитие психологического кризиса. К специфике эмоциональной сферы подростков, находящейся в стадии активного совершенствования, относятся: широкое распространение конфликтности, агрессивности, вспыльчивости, резкая реакция на несправедливость, обидчивость, повышенная тревожность, нестабильность самооценки, испытываемое чувство одиночества.
При подготовке настоящей работы осуществлены подбор, описание пяти психодиагностических методик и проведение с их использованием эмпирического исследования актуального состояния отдельных составляющих эмоциональной сферы испытуемых подросткового возраста. В ходе последнего нашла частичное подтверждение гипотеза о наличии расхождений в ряде ее проявлений с учетом половых различий: для испытуемых женского пола в большей степени характерны обидчивость и сниженное настроение. Вместе с тем юноши чаще подвержены стрессу, а уровень как ситуативной, так и личностной тревожности одинаков, вне зависимости от пола. Посредством методики М. Люшера обнаружены стресс
• у 48% юношей и 41% девушек, напряженность - у 28% и 17%, фрустрация
• у 14% и 7%, обидчивость - у 24% и 41%, соответственно. Результаты
методики САН свидетельствуют о сниженном настроении у 35% юношей и 38% девушек, а методики Л.И. Вассермана - В.В. Бойко - о высоком уровне невротизации 24% участников исследования мужского пола и 28% -
женского пола. По шкале Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина высокий уровень тревожности зафиксирован у одинакового количества юношей и девушек: ситуативной - у 31%, а личностной - у 24% испытуемых.
Согласно методике Г. Шмишека - К. Леонгарда, 55% подростков являются обладателями акцентуации темперамента или характера; для пятерых из них (двоих юношей и троих девушек), имеющих выраженные негативные проявления эмоциональной сферы, характерна акцентуация темперамента тревожного типа. Между всеми исследованными показателями посредством критерия ранговой корреляции Пирсона (r-Пирсона) зафиксированы статистически значимые умеренные взаимосвязи, свидетельствующие о тесной взаимосвязи явлений эмоциональной сферы человека, а также его самочувствия.
Широкая распространенность негативных состояний в эмоциональной сфере подростков, выявленная в ходе исследования, является естественной для текущей стадии развития их психики в онтогенезе, однако требует проведения работы по уточнению причин данных нарушений и их коррекции. Комплекс мероприятий, предлагаемый к реализации, затрагивает деятельность всех педагогических работников, контактирующих по роду своей деятельности с детьми подросткового возраста. Особое внимание уделяется включению в учебный процесс различных средств, позволяющих наполнить содержание уроков положительными эмоциями, а также элементов арт-терапии; важная роль отведена кружковой деятельности, школьному театру и вокальной студии. К проведению педагогом-психологом по отдельному графику планируются индивидуальные консультации в целях оказания подросткам помощи в решении проблем, касающихся эмоциональной сферы. Просветительская деятельность педагога-психолога будет осуществлена в форме тематических семинаров для родителей подростков, социально-психологических тренингов и психологических игр для их детей.
...
1. Акинина Е. Б. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков со сниженной социально-психологической адаптацией // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 34(54). С. 98-104.
2. Ананьев О. Г., Ананьева Ж. Н. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 24. С. 57-63.
3. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы. Красноярск : Литера-принт, 2009. 237 с.
4. Бахтина С. В., Рачкова О. В. Психология страхов подросткового возраста // Научный электронный журнал Меридиан. 2022. № 1(63). С. 93-95.
5. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник. 2011. № 5. С. 173-175.
6. Вакнин Е. Е., Султанова А. Н., Максименко П. А., Черемных А. С. Анализ эмоциональной сферы подростков с головной болью напряжения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21. № 3. С.12-19.
7. Веревкина О. В. Фелинотерапия как современный инновационный метод развития эмоциональной сферы у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Наука через призму времени. 2018. № 9(18). С. 90-95.
8. Власенкова И. Н., Скавронская М. С. Экспериментальнопсихологическое исследование эмоционально-личностной сферы девиантных подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20. № 4. С. 23-30.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах. Том 4. Под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
10. Гаджиева У. Б. Конфликтные ситуации в подростковой среде // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3, № 5. С. 60-63.
11. Гончарова Е. П. Эмоциональная сфера студента // Актуальные вопросы профессионального образования. 2018. № 5-2. С. 51-60.
12. Горохова А. А., Сомова Н. Л., Киричик Е. С. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 2. С. 128-139.
13. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск. Современная школа, 2007. 496 с.
14. Гришина А. В., Косцова М. В., Григорьева В. В. Влияние типа семейных отношений на самооценку у подростка: результаты эмпирического исследования // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2021. № 5. С. 51-63.
15. Губарева Ю. А., Миронова О. И. Нарушения эмоционально-волевой сферы подростков вследствие интернет-зависимости // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 6-5(52). С. 342-344.
... всего 72 источника