Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии

Работа №139381

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме появления
страхов у детей 6-7 лет 8
1.2 Возможности арт-терапии в коррекции страхов у детей 6-7 лет.... 15
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 22
2.1 Выявление уровней и содержания страхов у детей 6-7 лет 22
2.2 Реализация содержания работы по коррекции страхов у детей
6-7 лет средствами арт-терапии 32
2.3 Определение результативности работы по коррекции страхов
у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 50
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 51
Приложение В Тематическое планирование работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 52
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 53

Детский страх - это нормальная реакция на неблагоприятный фактор, возникающая в различных ситуациях. Такая реакция быстро проявляется и быстро проходит. Однако, если страх становится чрезмерным и начинает существенно ограничивать повседневную жизнь ребенка, то это может указывать на возникновение фобии. Фобия - это психологическое заболевание, проявляющееся в форме навязчивого страха перед определенными объектами, действиями или условиями, которые со стороны окружающих могут показаться неопасными. Зарубежные психологи, такие как З. Фрейд, К.Г. Юнг и отечественные учёные, такие как Д.Б. Эльконин, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Н.Г. Вологодина, изучали детские страхи и фобии. Чтобы детские возрастные страхи не закрепились и не привели к возникновению патологических страхов (фобий) необходима своевременная коррекция.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами [18]. На наш взгляд, для такой работы с детьми 6-7 лет более всего подходят средства арт-терапии.
В последнее время арт-терапия получает большую популярность, так как помогает детям справляться с различными видами психологических проблем с помощью творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, игровой, словесного творчества и других) [16, 17]. Арт-терапия представляет собой комплексную психологическую помощь, направленную на выявление скрытых конфликтов. С её помощью дети могут выразить свои страхи и переживания через творческий процесс. Данный подход изучали многие психологи, включая К.Г. Юнга, М. Наумбург, А.И. Копытина и других. При этом исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы со страхами, в основном имеют не столько исследовательскую, сколько практическую направленность. Таким образом, существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы со страхами.
Анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций и практики психологической помощи детям старшего дошкольного возраста позволил определить, что тема коррекции страхов у дошкольников не теряет своей актуальности.
При этом существует противоречие между признанной необходимостью коррекции страхов у детей 6-7 лет и стихийным, фрагментарным использованием средств арт-терапии педагогами- психологами для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Опираясь на выявленное противоречие, была определена проблема исследования: как организовать коррекцию страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии в условиях дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Коррекция страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: применение средств арт-терапии в коррекции страхов у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что работа по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии будет результативной, если:
- составлена психокоррекционная программа, включающая арт- терапевтические средства (рисование, фоновая музыка, игровая деятельность) для коррекции страхов детей 6-7 лет;
- занятия по программе проводятся педагогом-психологом в групповой форме;
- структура занятия включает 4 этапа: свободную активность перед собственно творческим процессом; процесс творческой работы; дистанцирование, процесс рассматривания; вербализация чувств....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогических исследований и практики психологической помощи детям дошкольного возраста указывает на то, что проблема коррекции страхов у детей 6-7 лет в настоящее время остается актуальной.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. В данном исследовании для такой работы с детьми 6-7 лет выбраны средства арт-терапии. Арт-терапия - эффективный психологический инструмент для работы с детьми, который позволяет детям выразить свои переживания через творческий процесс, способствует развитию самооценки и пониманию своих и чужих эмоций.
После изучения психолого-педагогической литературы мы провели экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В процессе констатирующего эксперимента мы выявляли уровни и содержание страхов у детей экспериментальной выборки на основе показателей, выделенных в соответствии с подходом А.И. Захарова. В экспериментальной группе низкий уровень страхов выявлен у 2 детей (20%), средний уровень выраженности страхов - у 5 детей (50%), высокий уровень выраженности - у 3 детей (30%). В контрольной группе были получены аналогичные результаты. Также были выявлены три группы страхов, которые наиболее выражены у детей экспериментальной выборки: страхи, связанные с причинением физического ущерба, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи.
Полученные в констатирующем эксперименте результаты обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии.
Формирующий этап строился в соответствии с гипотезой исследования:
- составлена психокоррекционная программа, включающая арт- терапевтические средства (рисование, фоновая музыка, игровая деятельность) для коррекции страхов детей 6-7 лет;
- занятия по программе проводились педагогом-психологом в групповой форме;
- структура занятия включала 4 этапа: включение в творческий процесс; процесс творческой работы; дистанцирование, процесс рассматривания; вербализация чувств.
Было разработано и проведено 10 групповых психокоррекционных занятий педагога-психолога с детьми экспериментальной группы с использованием средств арт-терапии.
Контрольный эксперимент проводился с детьми экспериментальной и контрольной групп с целью определение результативности работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии. На данном этапе экспериментальной работы мы выявляли у детей уровни выраженности страхов разных групп. В экспериментальной группе детей отмечена положительная динамика - снижение уровней выраженности определенных групп страхов: пространственных страхов, социально-опосредованных.
Таким образом, мы пришли к выводу, что разработанные и апробированные содержание и организация работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии оказались результативными. Задачи исследования решены, цель достигнута. Положения гипотезы экспериментально доказаны.



1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2006. 336 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академический Проект, 2004. 232 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 389 с.
4. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 224 с.
5. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М. : Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников нар. образования Моск. обл., 1993. 55 с.
6. Воспитателям и учителям : очерки по психологии / А. П. Нечаев. 4-е
изд. СПб. : Типография П. П. Сойкина, 1911. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке. URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228670 (дата обращения: 19.05.2023).
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008. 256 с.
8. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита: психологические механизмы. СПб. : Знание, 1999. 352 с.
9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. : Просвещение, 1993. 111 с.
10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М. : Речь, 2005. 320 с.
11. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
12. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л. : Медицина, 1988. 200 с.
13. Изард К. Э. Психология эмоций СПб. : Питер, 2010. 464 с.
14. Каптерев П. Ф. О детском страхе / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение, 1991. № 3. С. 136-146.
15. Кисилева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2006...26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ