Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и общая характеристика понятий «законность» и «национальная безопасность» 8
1.1 Определение понятия законности 8
1.2 Взаимосвязь понятий «законность» и «обеспечение национальной
безопасности» 20
Глава 2 Правовое регулирование в сфере обеспечения национальной безопасности 25
2.1 Законность как принцип обеспечения национальной
безопасности 25
2.2 Законодательство в сфере обеспечения национальной
безопасности 31
2.3 Система государственного управления в сфере обеспечения
национальной безопасности 36
Глава 3 Проблемы и перспективы реализации требований законности в сфере обеспечения национальной безопасности 44
3.1 Проблемы реализации режима законности в сфере обеспечения
национальной безопасности 44
3.2 Перспективы и предложения в отношении укрепления законности
как основы национальной безопасности 60
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 71
В современных условиях, когда внутренние и внешние угрозы, стоящие перед государствами, непрерывно растут, большое значение имеет правильное формулирование государственно-правовых реагирования на возникающие опасности. Большой риск в данном отношении может возникнуть в отношении применения для предотвращения опасных факторов неправовых методов реагирования, которые могут заключаться, например, в необоснованном применении силы в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступных действий, непропорциональное реагирование государств на возникающие массовые беспорядки, использование армии в тех отношениях, где по закону предполагается проведение только полицейских операций и т.д. Каждое из государств мира не может считаться полностью гарантированным от реализации подобного рода неправовых механизмов для обеспечения своей национальной безопасности и Российская Федерация в данном отношении не является исключением.
Проблематика национальной безопасности, предполагающая обеспечение состояния защищенности российского государства от внутренних и внешних угроз в последние годы получила свое активное рассмотрение в системе нормативных актов Российской Федерации. В данном отношении были приняты как законы, так и многочисленные акты подзаконного характера. Задача в настоящее время может заключаться в том, чтобы практика неуклонного соблюдения действующего законодательства стала неотъемлемым признаком деятельности отечественных органов, к числу которых относятся не только органы правоохранительные, но и в целом все составляющие государственного аппарата: органы как
законодательной, так и исполнительной, судебных ветвей власти. Большое значение имеет также соблюдение законности в деятельности органов, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (таких, например, как прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России). Не будучи традиционно включаемыми в систему из трех ветвей власти, контрольно-надзорные органы занимают значительное место в системе обеспечения национальной безопасности, а нарушение законности в их деятельности безусловным образом может оказывать самое негативное влияние на состояние защищенности прав как граждан, так и юридических лиц, опосредованным образом угрожая самому состоянию национальной безопасности в государстве.
Проведенное исследование показывает, что понятие института законности довольно часто рассматривалось в отечественной литературе. При этом, рассмотрение условий и порядка реализации требований режима национальной безопасности при обеспечении деятельности государственных органов и их должностных лиц характеризуется своей непреходящей актуальностью. Новшество применяемого в настоящем исследовании подхода и его актуальность определяются совместным рассмотрением проблематики осуществления законности в качестве основы национальной безопасности; представляется, что подобная точка зрения на существо возникающих в данном отношении проблем имеет высокое значение практической актуальности в настоящее время.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей обеспечения требований законности в качестве формирования основ национальной безопасности в Российской Федерации.
Ряд последовательно выполняемых задач, направленных на достижение поставленной цели, подразумевает:
• рассмотрение определения и общего понятия законности;
• анализ отечественного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности;
• анализ обнаруженных проблем в обеспечении законности, которые существуют в настоящее время;
- формулирование предложений, позволяющих повысить эффективность обеспечения законности при реализации идеи национальной безопасности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения требований законности как основы национальной безопасности Российской Федерации.
...
Требования законности представляется важным распространить на всех субъектов, участвующих в реализации межотраслевого института национальной безопасности. Будучи методом руководства обществом и образуя особый режим государственного управления, законность приобретает особое значение и важность в тех ситуациях, когда она распространяется на деятельность государственных органов и их должностных лиц.
Несмотря на длительную историю изучения данного явления, понимание законности в России еще не характеризуется единообразием. Законодатель, указывая законность в качестве принципа различных отраслей законодательства, также редко раскрывает данный термин. Нет единства по поводу законности и в работах отечественных правоведов. Считаем, что во многом требования законности пересекаются с основополагающей обязанностью соблюдения Конституции РФ и законов, которая была предусмотрена в ст. 15 Основного закона Российской Федерации.
Соблюдение требований законодательства, которое часто предполагается в качестве главного содержания законности, по мнению некоторых ученых, может вступать в противоречие с требованиями справедливости; другие исследователи указывают на возможное несовершенство существующего нормативного материала и его расхождение с целью регулирования соответствующих общественных отношений. Сказанное обуславливает необходимость дальнейших общетеоретических исследований понятия законности, в том числе, при рассмотрении подобного рода категории в качестве основы и принципа обеспечения национальной безопасности.
Можно прийти к выводу, что все те задачи, выполнение которых является необходимым условием достижения состояния национальной безопасности, предполагают неуклонное соблюдение требований законности
в рамках своей практической реализации. Никакое нарушение закона в данном случае не может считаться оправданным даже в том случае, если оно обусловлено ложными представлениями о целесообразности или эффективности в сфере обеспечения национальной безопасности. Отход от требований закона сам по себе представляет собой прямую и непосредственную угрозу для состояния национальной безопасности в обществе и угроза эта является тем большей, чем на более высоком уровне в системе государственного управления происходят подобного рода нарушения. В случае несовершенства законодательства в него своевременно должны вноситься изменения, позволяющие осуществлять будущую правоприменительную деятельность строго в рамках существующего закона.
Внимательный анализ проблем обеспечения действенности законности в качестве принципа обеспечения национальной безопасности, часто может являть пример значительной специфики, что обуславливает необходимость знакомства не только с существующим в данном отношении нормативным материалом и сочинениями ученых-юристов, но также и с соответствующей правоприменительной практикой, посвященной данному вопросу. Подобного рода углубленный анализ будет осуществлен в следующих частях настоящей работы.
Проведенный анализ проблем обеспечения законности в качестве основы поддержания национальной безопасности позволяет прийти к выводу, что в данном отношении существуют определенного рода проблемы, характер которых обусловлен как объективными, так и субъективным факторами. Так, к объективным факторам могут относиться факторы экономические и политические, культурные и международные. Непреходящую угрозу представляют факторы, связанные с деятельностью международного экстремизма и терроризма, контрабанды оружия и наркотиков. В значительной степени указанная проблема обостряется в настоящее время в связи с тем, что многие государства в современном мире отказываются от взаимодействия и сотрудничества, что дополнительным
образом осложняет ситуацию в сфере противодействия глобальным проблемам национальной безопасности.
...
1. Авдеев В.А. Наказание в системе уголовно-правовых средств противодействия преступности: взаимодействие правовых систем в условиях глобализации международной жизни // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10, № 2. - С. 301-312.
2. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10 сентября
2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: sudact.ru
3. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: sudact.ru
4. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13 октября 2022 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: sudact.ru
5. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20 июля
2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: sudact.ru
6. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - 2-е изд., доп. - М.: Право и государство, 2005. - 454 с.
7. Бекбаев Е.З. Полномочия Парламента по правовой охране и защите Конституции Республики Казахстан // Право и государство. - 2021. - № 4(93). - С. 25-38.
8. Бикеев И.И. Уголовная ответственность за незаконное обращение с предметами вооружения. - Казань: Познание, 2007. - 280 с
9. Бикеев И.И. Экстремизм: междисциплинарное правовое
исследование - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - 320 с
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
11. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая литература, 1976. - 270 с.
12. Верещак С.Б. Понятие, признаки и структура правового пространства // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 3. - С. 40-46.
13. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права
• Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - 185 с.
14. Дерюгин А.А. Социально-правовое значение принципа законности в деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - 2022. - № 4(14). - С. 5-12.
15. Джаватханов С. В. Понятие и основополагающая роль прокуратуры в системе органов государственной власти: история и современность // Академическая публицистика. - 2021. - № 5. - С. 386-397.
... всего 53 источника