Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростка в отечественной и зарубежной литературе 7
1.1 Понятие и сущность коммуникативной компетентности 7
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста.... 11
1.3 Особенности взаимосвязи коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности
подростков 16
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростков 20
2.1 Методы и методики исследования взаимосвязи
коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростков 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
взаимосвязи коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростков 23
2.3 Рекомендации по оптимизации коммуникативного
поведения и личностных ориентаций подростков 34
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Актуальность исследования по рассматриваемой тематике определяется тем, что общение в подростковом возрасте, становясь ведущим видом деятельности, является необходимым условием адекватного личностного развития и условием успешной социализации
Коммуникативная компетентность - это «сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения» [5].
Исследованиями в области изучения коммуникативной компетентности подростков занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как И.В. Вачков, И.Ю. Кулагина, А.В. Хуторской, О.И. Муравьева, М.И. Рожков, И.Н. Горелов, И.А. Зимняя и другие исследователи.
Анализ психологических исследований и педагогического опыта позволил выявить противоречие между наличием исследований коммуникативных компетенций личности подростка и недостаточной изученностью особенностей взаимосвязи коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности.
В связи с выявленным противоречием была сформулирована проблема исследования, состоящая в определении особенностей взаимосвязи коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростка.
Цель исследования: теоретические изучить и эмпирически определить особенности взаимосвязи коммуникативной компетенции и ценностных ориентаций личности подростка.
Объект исследования: коммуникативная компетентность личности.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростка...
«Компетентность представляет собой круг вопросов и явлений, в которых человек обладает знаниями, опытом и властью Коммуникативная компетентность, в свою очередь, является обобщающим коммуникативным свойством, которое включает в себя способности, знания, навыки, чувственный и социальный опыт в области делового общения». [8].
Помимо этого, рассматривались ценностные ориентации, которые выражаются в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, системе его установок и предпочтений, и способствуют дифференциации объектов по их значимости.
В подростковом возрасте общение является ключевым фактором успешного развития личности. Оно помогает установить связи с общественностью и получить знания о себе и окружающем мире. «Период подросткового возраста ориентирован на формирование системы общения и коммуникации между субъектами взаимодействия, что делает его оптимальным для коммуникативного развития. В рамках развития личности подростка коммуникативное развитие является важным направлением.
Цель опытно-экспериментального исследования - определить взаимосвязь коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростков.
Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи
коммуникативной компетентности и ценностных ориентаций личности подростков было осуществлено путем использования методов и методик таких как методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), Анкета «Особенности общения подростков со сверстниками и взрослыми людьми», А.В. Мудрика (модифицированный вариант) и тест умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).
База исследования: государственное бюджетное учреждение - центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 45 человек - учащиеся 8 класса...
Арон И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. 2018. Т. 2. С. 168-175.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2017. 258 с.
3. Бергис Т. А., Азизова Л. Р. Особенности межличностного общения лиц раннего юношеского возраста с разным уровнем интернет-зависимости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(4). С.221-224.
4. Богомаз С. Л., Зуева О. А. Коммуникативная компетентность учащихся младшего подросткового возраста как условие развития личности //Право. Экономика. Психология. 2018. № 3 (11). С. 73-79.
5. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М.: Академия, 2019. 289 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2019. 356 с.
7. Буслаева Е. Н. Особенности развития личности современных подростков // Европейские исследования. 2018. № 10. С. 107-112.
8. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социальнопедагогическая проблема // Гаудеамус. 2018. №2. С. 32-39.
9. Венгер Л. А., Мухина, В. С. Психология. М.: Академия, 2018. 289 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. М.: Академия, 2019. 278 с.
11. Галяутдинов С. И., Ахмедеева Е. В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского ун-та. 2018. № 1. С. 232-235.
12. Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород: НГПУ, 2020. 19 с.
13. Евстигнеева Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. М.: МГПУ, 2020. 20 с.
14. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2017. № 1. С. 115-124.
15. Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колесникова Т.А. Исследование развития коммуникативной компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО //Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6. С. 51-59...38