ВВЕДЕНИЕ 3
1 Школа «Юный геолог» 6
1.1 История создания школы «Юный геолог» 6
1.2 Разработка плана работы геологической школы по изучению горных
пород и минералов ЦЧР на базе геологического музея НИУ «БелГУ» для учащихся 10
1.3 Исследовательская деятельность р учащимися на базе школы «Юный ,
геолог» 17
2 Организация исследовательской работы форшых пород > минералов ,с
учащимися по материалам геологического музея НИУ «БелГУ» 22
2.1 Структура геологического музея НИУ «БелГУ» 22
2.2 Анализ материалов отделов горных пород и минералов ЦЧР 30
2.3 (Организация экскурсий в геологический музей для учащихся 53
г. Белгорода и Белгородской области 53
2.4 Разработка рекомендаций по профориентационной работе среди членов , геологического кружка для поступления на геологическое отделение (
факультета горного дела и природопользования 58
Актуальность исследования. В настоящее время исследовательская
деятельность с учащимися сориентирована на образовательные приоритеты
современного информационного общества. Среди обучающихся в школе
значительное количество ребят проявляют интерес к естественным наукам, в
частности, к наукам о Земле, а именно к географии и геологии. Но в
школьном курсе географии очень мало времени уделяется геологии.
Геология - наука о Земле, ее строении, происхождении, развитии,
происходящих в ней процессах. Знания из области геологии нужны не только
тем, кто ищет полезные ископаемые и разрабатывает месторождения, но и
строителям, архитекторам, а также представителям многих других
профессий. Но эту интереснейшую науку изучают только в вузах и
некоторых колледжах. На уроках вопросы и проблемы геологии
обсуждаются поверхностно и разрозненно в курсах «Природоведение» и
«География», в результате обучающиеся не получают целостного
представления о Земле как о космическом и геологическом объекте. В свою
очередь, часов, отведенных на географию, не хватает для дальнейшей
подготовки учащихся на геолого -географические специальности. При этом
незнание или недооценка геологических процессов, происходящих в недрах
Земли, не только лишает комплексного знания о мире, но и, как следствие,
влечет за собой серьезные технические и экологические катастрофы,
крупные финансовые и социальные потери. Поэтому в некоторых школах и
факультетах ВУзов и ССУзов создаются специализированные школы,
кружки с геологическим направлением. Ввиду актуальности этой проблемы
такая структура «Юный геолог» создана и при НИУ «БелГУ».
Цель исследования — разработать особенности организации
исследовательской деятельности учащихся по географии на базе геологоминералогического музея НИУ «БелГУ» В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи:
1. Ознакомиться с методикой организации исследовательской
деятельности учащихся;
2. Ознакомиться с работой и историей создания школы «Юный
геолог»;
3. Разработать план работы геологической школы;
4. Проанализировать материалы отделов горных пород и минералов
ЦЧР;
5. Разработать структуру занятий и экскурсий для учащихся школы
«Юный геолог» на базе геологического музея НИУ «БелГУ»;
6. Провести исследовательскую деятельность по теме «Исследование
микрофауны Белгородского мела».
Объект исследования - школа «Юный геолог».
Предмет исследования - исследовательская деятельность учащихся по
географии (на базе геолого-минералогического музея НИУ «БелГУ»).
В процессе выполнения работы нами были использованы научнопоисковый, сравнительно-географический, наглядных иллюстраций методы
исследования.
Научная значимость результатов исследования состоит в
конкретизации образовательного потенциала исследовательской
деятельности учащихся на базе школы «Юный геолог» гео лого -
минералогического музея НИУ «БелГУ».
Практическая значимость работы связано с разработкой программы
занятий в школе «Юный геолог» по изучению минералов и горных пород
геолого-минералогического музея НИУ «БелГУ» и подготовкой
выпускников школ к поступлению на факультет горного дела и
природопользования НИУ «БелГУ».
Материалом для выполнения данной работы послужили литературные
источники об организации исследовательской работы с учащимися в школах, научные труды о природных условиях, горных породах и минералах,
имеющихся в геолого-минералогическом музее НИУ «БелГУ» и фондовые
материалы всех отделов музея.
Автор выражает огромную благодарность за научные консультации и
методическую помощь декану факультета горного дела и
природопользования д.г.н., профессору А.Н. Петину, заведующей геологоминералогическим музеем Т.А. Лепницкой, старшему преподавателю А.В.
Овчинникову.