Введение 3
Глава 1. Охрана материального культурного наследия: понятие и законодательная база 10
1.1. Понятие материального культурного наследия в российском законодательстве и в международных документах 10
1.2. Нормативно-правовые основы охраны объектов культурного наследия на национальном и международном уровнях 17
1.3. Состояние объектов материального культурного наследия в РФ 25
Глава 2. Роль государственной политики РФ в сфере охраны материального культурного наследия 31
2. 1. Государственная культурная политика РФ как основной инструмент сохранения и популяризации культурного наследия России 31
2. 2. Охрана культурного наследия в Российской Федерации: основные механизмы и институты 35
2.3. Проблемы собственности на объекты культурного наследия в Российской Федерации 44
Глава 3. Защита культурного наследия на международном уровне 50
3.1. Деятельность международных организаций и механизмы защиты культурного наследия на международном уровне: от пакта рериха до наших дней 50
3.2. Проблема сохранения культурного наследия в деятельности ЮНЕСКО 65
3.3. Участие России в деятельности международных организаций, направленных на защиту культурного наследия 71
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью актуализации вопросов защиты культурного наследия России на международном, государственном, федеральном и муниципальном уровнях. Культура является незыблемым базисом, который солидаризирует общество. Государство, которое пренебрежительно относится к истории и не оберегает собственную культуру, не может твердо стоят на пути устойчивого развития в современном мире. Вне культуры невозможно обеспечить высокий уровень национального единства в целом и высокое качество жизни отдельного гражданина в частности, невозможно определить общие цели развития и встать на путь по их достижению. Более того, культура является механизмом международного общения: так, посредством культурного обмена в различных его проявлениях выстраиваются доверительные международные связи между государствами. В современной системе международных отношений нередко встречаются такие явления как ксенофобия, радикализм, изоляционизм, а также многие негативные последствия феномена глобализации. В этих условиях особенно важным представляется актуализация вопросов международных гуманитарных связей и культурного обмена, ведь именно культура способствует открытости и построению диалога на международной арене.
Российская Федерация – государство, обладающее великой культурой и богатой историей. Именно в силу феномена исключительной важности культуры считаем целесообразным признание за государством обязанности проведения культурной политики. В частности, политики, направленной на защиту и сохранение объектов материального культурного наследия России, ведь, во многом, это и есть квинтэссенция истории и культуры. Невозможно поставить под сомнение тот факт, что памятники культуры и истории, представляющие исключительную ценность, нуждаются в защите со стороны государства. Именно государство ответственно за выработку стратегии действий, разработку нормативно-правовой базы, оказание технической поддержки, обеспечение насыщенности информационного поля и оказание экспертной помощи.
Объектом исследования является материальное культурное наследие Российской Федерации.
Предметом исследования является деятельность государственных и некоторых международных структур в сфере защиты материального культурного наследия Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является определение степени эффективности деятельности государства в области зашиты объектов материального культурного наследия, находящихся на территории Российской Федерации, и изучение деятельности российского государства в данной сфере на международном уровне.
Для достижения вышеуказанной цели считается целесообразным выполнение следующих задач:
1. Определить и сравнить понятия материального культурного наследия в российском законодательстве и международных документах;
2. Изучить основные направления современной государственной политики РФ в сфере защиты материального культурного наследия;
3. Выявить механизмы реализации защиты объектов культурного наследия в России и оценить степень их эффективности;
4. Рассмотреть деятельность международных организаций в области сохранения культурного наследия;
5. Дать оценку деятельности ЮНЕСКО в сфере охраны объектов культурного наследия;
6. Изучить вклад российского государства в деятельность международных организаций, направленных на защиту культурного наследия.
Источниковая база представлена широким спектром задействованных в ходе исследования источников, среди которых международные документы в области культурного наследия. Так, в качестве одного из наиболее важных источников следует проиллюстрировать использование Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года , которая признана международным сообществом как основополагающий акт в области объектов культурного наследия, который дает унифицированное определение данному феномену и закрепляет обязанность по охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Другим важным пластом использованных источников являются внутренние нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют культурную сферу и, в частности, вопросы объектов культурного наследия: например, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который является основой законодательства РФ в сфере культурного наследия, и Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, целесообразность обращения к которой объясняется тем, что данная стратегия является главным на данный момент инструментом реализации государственной культурной политики в России. Эти документы российского законодательства позволили определить основные механизмы охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации. Также необходимо отобразить источники, отражающие деятельность международных организаций, чья деятельность непосредственно связана с вопросами охраны и сохранения объектов культурного наследия: например, была использована внутренняя документация таких организаций, как ЮНЕСКО, ИКОМОС и ИККРОМ: уставы организаций, правила внутренних процедур, важнейшие для рассматриваемого в исследовании вопроса доклады, а также исследовательский материал, разработанный экспертами этих международных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании трех основных групп источников (международные документы, нормативно-правовые акты РФ, внутренняя документация международных организаций), которые легли в основу исследования и позволили комплексно подойти к выполнению поставленных задач.
Литература, или теоретическая база данного исследования, представлена следующими группами: во-первых, работы американских и английских экспертов в области культурного наследия, среди которых необходимо выделить работы AdmasuAbebe «CallforCulturalHeritageProtection» и WaldenD. WorldHeritageinDanger ввиду их вклада в теоретическое осмысление вопроса.
Во-вторых, работы, объектом исследования которых были международные организации: G. Gallarotti «InternationalOrganization: SystematicFailureintheManagementofInternationalRelations», SallivanE. «MultilateralDiplomacyinthePost-ColdWarWorld», S. NihalSingh «TheRiseAndFallOfUNESCO», SchwabachA. «TheRoleofInternationalLawandInstitutions». Данные работы позволили рассмотреть картину эффективности деятельности международных организаций в современной системе международных отношений в целом, а также посредством метода синтеза и анализа предоставили возможность оценить эффективность инициатив международных организаций в области сохранения объектов культурного наследия. Кроме того, считаем целесообразным отдельно отметить исследовательскую работу исследователя J. Barrin «UNESCO: TheSeedsofPeace» и коллективную монографию W. LavesиС. Thomson «UNESCO: Purpose, Progress, Prospects», которые внесли большой вклад в изучение и осмысление гуманитарной деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
В-третьих, необходимо отметить такие российских авторов Поляковой М.А. «Охрана культурного наследия России» и Формозова А.А. «Русское общество и охрана памятников культуры», благодаря работам которых была заложена теоретическая основа для написания данного исследования.
В-четвертых, для рассмотрения деятельности российских организаций, в чью компетенцию входят вопросы культурного наследия, были использованы материалы конференций.
В-пятых, обширную группу составляют научные статьи российских исследователей, посвященные сотрудничеству России и ЮНЕСКО, непосредственно деятельности ЮНЕСКО в сфере охраны всемирного культурного наследия, и внешней культурной политике России, в целом.
В-шестых, поскольку в данной выпускной квалификационной работе большое внимание уделено вопросам законодательных основ и государственной политики Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, целесообразно было обратиться к группе работ исследователей-правоведов, для поиска профессиональной оценки и экспертного мнения.
Кроме того, для иллюстрации тезисов и подтверждения фактов были использованы материалы отечественных и иностранных (английских, американских и немецких) периодических изданий. Также активно использовались официальные сайты международных организаций, министерств и ведомств Российской Федерации и сайты российских общественных организаций для поиска актуальной информации и фактического материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использованная теоретическая база отражает многоаспектность изучаемого вопроса и отражает комплексный подход к данному исследованию.
Методология исследования напрямую зависит от поставленных задач исследования и представлена следующими методами: во-первых, метод анализа, который позволил проанализировать использованные в ходе исследования источники, представленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, международными договорами и внутренней документацией международных организаций. Во-вторых, компаративный метод, или метод сравнения, позволивший выявить общие и специфические характеристики в определении понятия объектов культурного наследия на национальном и международном уровнях. В-третьих, применялся институциональный метод, благодаря которому была изучена структурная организация международных и российских организаций, чья деятельность направлена на вопросы сохранения, охраны и популяризации объектов культурного наследия. Кроме того, при попытке осветить перспективы и дать рекомендации в отношении вопроса охраны культурного наследия народов Российской Федерации был задействован прогностический метод.
Научная новизна: в российской науке вопрос охраны объектов культурного наследия разработан комплексно, однако аспекты оценки эффективности деятельности российского государства, его культурной политики в области охраны, сохранения и популяризации культурного наследия должны быть изучены более подробно. Особую важность в данном контексте приобретает изучение активности Российской Федерации на международной арене в отношении инициатив по охране культурного наследия, в частности, в рамках деятельности международных организаций. В контексте изменяющихся реалий современных международных отношений, представляется целесообразным для России занимать активную позицию по вопросам охраны культурного наследия и осуществлять сотрудничество по целому ряду вопросов на платформе международных организаций.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в актуализации проблем, связанных с охраной, сохранением и популяризацией объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также артикуляции необходимости работы в данной сфере на международном уровне с использованием площадок международных организаций, чья деятельность связана с вопросами охраны культурного наследия.
Практическая значимость заключается в освещении актуального состояния российского законодательства в области культурного наследия и перспектив развития сложившейся в этой сфере ситуации. Кроме того, в работе изложены рекомендации по оптимизации государственной культурной политики относительно объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных в ходе исследования источников и литературы. Во введении представлены цель, задачи, степень разработанности проблемы, научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе дана дефиниция понятия материального культурного наследия и изучена российская нормативно-правовая база в области охраны объектов культурного наследия. Во второй главе рассмотрен вопрос современной государственной политики Российской Федерации в сфере охраны материального культурного наследия, а также сделан акцент на проблему собственности на объекты культурного наследия в РФ. В третьей главе отражен международный аспект исследования: проиллюстрирована деятельность международных организаций в контексте защиты культурного наследия на международном уровне, в частности, дана оценка значимость деятельности ЮНЕСКО, а также рассмотрен вклад российского государства в дело сотрудничества с международными организациями, чья деятельность направлена на охрану, сохранение и популяризацию культурного наследия.
Апробация материалов работы проводилась в рамках Ежеквартального студенческого исследовательского семинара(21.05.2018) в формате доклада на тему «Россия и ЮНЕСКО: перспективы сотрудничества в сфере культурного наследия».
Культурное наследие есть квинтэссенция достижений культуры и творчества десятков и даже сотен поколений, это отражение хода истории и свидетельство прогресса. Культурное наследие- безусловная ценность государства, народа и отдельно взятого человека. Обязанность всех и каждого - сохранять культурное наследие и способствовать его популяризации.
На современном этапе в Российской Федерации существует обширная законодательная база в сфере культурного наследия, дана четкая дефиниция феномену объекта культурного наследия народов Российской Федерации, которая коррелирует с определением объекта культурного наследия, закрепленным в международных документах. Вопросы охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия широко освещены в государственной культурной политике России. Однако практика реализации культурной политики встречает определенные проблемы, которые проявляются в проблеме невнесенных в единый реестр памятников. Отдельную проблему представляет собой текущее состояние памятников истории и культуры. Так, в удовлетворительном состоянии находится только 39% объектов, находящихся в федеральной собственности (состояние объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, достоверно определить не представляется возможным). Текущее положение позволяет сделать вывод о неэффективности методов реализации существующей государственной культурной политики в области сохранения объектов культурного наследия.
Состояние нормативно-правовой базы Российской Федерации в отношении права собственности на объекты культурного наследия не коррелирует с современными реалиям. Содержание памятников культурного наследия является ресурсозатратным. В связи со сложившейся в данной области ситуацией необходимо принять меры по совершенствованию законодательства, регулирующего право собственности на объекты культурного наследия. Так, в ходе данного исследования были предложены два варианта решения сложившейся ситуации. Кроме того, считается важным отметить, что до проведения и реализации реформ в данной области рекомендуется провести экспертизу и оказать финансовую, техническую и другую поддержку для сохранения и защиты объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии.
Относительно государственной культурной политики целесообразно сделать вывод о том, что на данном этапе в России она представлена Стратегией на период до 2030 года и является базовым инструментом в области сохранения культурного наследия России. Однако в ходе исследования был сделан вывод о том, что наличие отдельной стратегии действий в области культурного наследия народов Российской Федерации могло бы стать декларацией приоритетности задачи охраны культурного наследия народов Российской Федерации и катализатором необходимых масштабных реформ, в частности, в сфере собственности на объекты культурного наследия.
Также был сделан вывод о необходимости повышения уровня общественной инициативы в вопросе сохранения культурного наследия в целом и институтов гражданского общества, в частности. Считается целесообразным осуществлять мероприятия по привлечению широкой общественности к вопросам охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия. В особенности острая необходимость в проведении подобных мероприятия ощущается на региональном и муниципальном уровнях.
Принимая во внимание масштаб предстоящих мероприятий по модернизации законодательной базы и методов реализации нормативно-правовых актов, считается целесообразным придерживаться линии активного сотрудничества с международными организациями, в чью компетенцию входят вопросы охраны, сохранения и популяризации культурного наследия. В частности, предлагается придать новый импульс деятельности Российской Федерации в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Активизация роли российского государства на международной арене на платформе данной организации позволит не только оптимизировать внутреннюю культурную политику в отношении объектов культурного наследия, но и улучшить имидж России посредством сотрудничества в культурной сфере на международном уровне. Кроме того, считаю целесообразным отразить важность сотрудничества на международной арене в сфере охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, так как предыдущий опыт международного взаимодействия на базе площадок международных организаций показал свои положительные результаты (как, например, рецепция российский законодательством формулировки понятия объекта культурного наследия).
В заключении данного исследования считаем целесообразным привести некоторые тезисы, которые могут быть рассмотрены как рекомендации к дальнейшим действиям в вопросе сохранения, охраны и популяризации объектов культурного наследия в Российской Федерации и могут быть положены в основу стратегии, которая бы стала в рамках государственной культурной политики базисом в сфере мероприятий, направленных на охрану, сохранение, изучение и популяризацию объектов культурного наследия:
1. Проведение на государственном уровне мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия в целях привлечения капитала, который должен быть направлен на текущие расходы по содержанию, консервации или реставрации объектов;
2. Принятие решения о необходимости проведения экспертизы и оказания технической поддержки для сохранения объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии по вине собственника;
3. Проведение мероприятий, направленных на повышение гражданского самосознания и чувства ответственности и заинтересованности на уровне гражданского общества в вопросах культурного наследия;
4. Повышение путем поощрения и поддержки общественных инициатив в области изучения и популяризации объектов культурного наследия, создание общественных организаций (в том числе, на базе образовательных учреждений);
5. Повышение внимания государственных органов к международному опыту и возможности сотрудничества на международном уровне с целью совершенствования законодательной базы в области сохранения и использования культурного наследия, усвоения новых технологий в сфере консервации и реконструкции объектов, а также обучения новых профессиональных кадров в сфере культурного наследия.
6. Создание на базе региональных центров (субъектов) РФ общественных, федеральных и муниципальных центров, которые имели бы научные, экспертные, профессиональные связи с представительством России при международных организациях или же напрямую с экспертами и исследователями в международных организациях, чья деятельность связана с вопросами сохранения культурного наследия.
Подводя итог, следует отметить, что потеря объектов культурного наследия является невосполнимой утратой для культуры Российской Федерации, ее граждан и последующих поколений. Считая культурное наследия народов Российской Федерации безоговорочной ценностью, необходимо направить все ресурсы, площадки и инициативы на его охрану, сохранение и популяризацию.
1. Доклад «Россия - ЮНЕСКО» // Секретариат Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России при содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве. 2003. URL: http://www.mid.ru/un_organization/-/asset_publisher/IAd1DxdKRCcv/content/id/484936 (дата обращения: 16 апреля 2018 года).
2. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. Центр всемирного наследия // Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия.URL:http://www.nhpfund.ru/files/operational-guidelines-ru.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
3. Укрепление деятельности ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта. Исполнительный совет 197 EX/10 // Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002342/234209r.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
4. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: http://www.ifapcom.ru/files/1-Ustav_UNESCO.pdf (дата обращения: 3.04.2018).
5. A compendium of key decisions on the conservation of cultural heritage properties on the UNESCO List of World Heritage in Danger // ICOMOS UNESCO. URL: file:///C:/Users/home1/Downloads/event-740-11%20.pdf (датаобращения: 16.02.2018).
6. Approved Program and Budget 2016-2017. Second biennium of the 2014-2017 quadrennium // UNESCO. 2016. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002443/244305e.pdf) (дата обращения: 10.04.2018).
7. Challenges for the Millennium // UNESCO World Heritage Centre. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/world-heritage-challenges-for-the-millennium-2007-en.pdf (дата обращения: 5.04.2018).
8. Rules of Procedure // Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. URL: file:///C:/Users/home1/Downloads/document-166-19.pdf (датаобращения: 12.02.2018).
9. Scales of Assessment and Currency of Member States’ Contributions for 2016-2017 // UNESCO 38th Session, Paris, 2015. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002345/234540e.pdf (дата обращения: 10.04.2018).
10. Statutes of International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property. URL: https://www.iccrom.org/sites/default/files/STATUTES%202013%20ENG_FRE_version_9Jan14.pdf (дата обращения: 21.03.2018).
11. The Rising Problem Of The State Of World Heritage Sites Around The World // International Training Center of International Labor Organization. URL: http://www.isturin.it/uploaded/Website_uploads/TOMUNRisingProbWorldHeritage.pdf (дата обращения: 22.03.2018).
12. What is Cultural Heritage // ICOMOS, International Cultural Tourism Charter. Principles And Guidelines For Managing Tourism At Places Of Cultural And Heritage Significance. ICOMOS International Cultural Tourism Committee. 2002. URL: https://www.icomos.org/en/what-we-do/focus/179-articles-en-francais/ressources/charters-and-standards/162-international-cultural-tourism-charter (датаобращения: 30.01.2018).
Нормативно-правовые акты международного права:
1. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года, 26 марта 1999 года // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_conv_2nd_prot.shtml (дата обращения: 30.03.2018).
2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954 г. // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hague54.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
3. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. URL: https://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (дата обращения: 30.01.2018).
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
1. Кодекс административных правонарушений Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6d3a764bb0e22830ad1cb6cdf022003e30b06c54/ (дата обращения: 22.02.2018).
2. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 20.01.2018).
3. Культурное наследие народов Российской Федерации: актуальные вопросы. Ежегодный доклад // Общественная палата РФ. 2009. URL: http://www.voopik.ru/doc/news/v_strane/2009-11-23_01_doklad.pdf(дата обращения: 14.04.2018).
4. Основы государственной культурной политики // Президент России – официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/administration/21027 (дата обращения 1.03.2018).
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ред. от 05.12.2017). URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_basics1992_rusorof.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
6. Постановление «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» // Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – официальный сайт. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/76702/ (дата обращения: 5.03.2018).
7. Постановление №1681 о Петербургской Стратегии сохранения культурного наследия. 2005. // Администрация Санкт-Петербурга – официальный сайт. URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/02/10/SPb_strategy_.doc (дата обращения: 7.03.2018).
8. Постановление об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся
в неудовлетворительном состоянии // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/xIQE9EMjlRFVD1uK0SVWcfPKOLBTic9e.pdf (дата обращения: 2.03.2018).
9. Постановление от 23 июля 1965 г. N 882 об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6273.htm (дата обращения: 7.03.2018).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 г. N 894 О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия. / URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079356&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 17.03.2018).
11. Приказ об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 4, 23.01.2012.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
13. Стенограмма заседания "круглого стола" на тему «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия: законодательное обеспечение и правоприменение» (08.12.2015г.) // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – официальный сайт. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d59ca1a5766b5956f6.doc (дата обращения: 5.03.2018).
14. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года // Совет Федерации – официальный сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 1.03.2018).
15. Уголовный кодекс Российской Федерации. URL: http://www.ukrf.net/s243.html (дата обращения: 22.02.2018).
16. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/2547 http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_objetcsculturalheritage2002_rusorof.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
17. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы)» // Министерство культуры РФ – официальный сайт. URL: http://fcpkultura.ru/programma/opisanie-i-tekst-programmy/ (дата обращения: 7.032018).
18. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/290564b9e7e64bd340a174bec847e15ec111865a/ (дата обращения: 10.02.2018).
19. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_objetcsculturalheritage2002_rusorof.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
Материалы официальных сайтов программ, фондов, организаций:
1. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры – официальный сайт. URL:http://www.voopik.ru
2. Министерство культуры РФ – официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru
3. Национальный Рериховский комитет – официальный сайт. URL: http://наследие-рерихов.рф
4. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва – официальный сайт. URL:http://www.heritage-institute.ru
5. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы)» Министерство культуры РФ – официальный сайт. URL: http://fcpkultura.ru
6. Фонд сохранения и развития объектов культурного наследия – официальный сайт. URL:http://fondkn.ru
7. International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property - Official website. URL: https://www.iccrom.org
8. UNESCO - Official website. URL: https://en.unesco.org
ЛИТЕРАТУРА:
Монографии:
1. Пакт Рериха как основа новой конвенции ООН о защите культурных ценностей / Капустин, А. [и др].-М.: ЛУМ, 2014. 192 с.
2. Barrin, J. UNESCO: The Seeds of Peace / J. Barrin // UNESCO Publishing. 111 p. URL:https://books.google.ru/books?id=2XNMO6WNQ7cC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false(датаобращения: 21.04.2018).
3. Gamboni, D. World Heritage: Shield or Target? / D. Gamboni// Institute of Art History of the University of Amsterdam. URL: http://www.getty.edu/conservation/publications_resources/newsletters/16_2/feature.html (дата обращения: 3.04.2018).
4. Sallivan, E. Multilateral Diplomacy in the Post-Cold War World / E. Sallivan // Multilateral Diplomacy and the United Nations Today. URL: https://westviewpress.com/books/multilateral-diplomacy-and-the-united-nations-today/ (датаобращения: 21.04.2018).
5. Schwabach, A. The Role of International Law and Institutions / A. Schwabach // Queen’s University Faculty of Law, Kingston, Ontario, Canada. 24 p. URL: http://www.eolss.net/sample-chapters/c14/E1-36.pdf(дата обращения: 21.04.2018).
6. Wallerstein, I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century / I. Wallerstein // New York: Academic Press. 1974.p. 231. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/c617/ab3ac5a97e8e7b177d7b7fd636d35de9d03c.pdf(дата обращения: 22.03.2018).
7. Walden,D. WorldHeritageinDanger/ D. Walden// CarletonUniversity. URL:http://carleton.ca/linr/wp-content/uploads/LinR-Outline-World-Heritage-in-Danger-1.pdf (дата обращения: 23.03.2018).
Научные статьи:
1. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Боголюбова, Н.М. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-kulturnaya-politika-rossii-istoricheskiy-opyt-i-problemy-sovremennogo-perioda.pdf(дата обращения: 21.04.2018).
2. Бородин, А.В. Развитие уголовно-правовой ответственности в России за преступления против культурных ценностей / Бородин, А.В. // Социально-экономические явления и процессы. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-ugolovno-pravovoy-otvetstvennosti-v-rossii-za-prestupleniya-protiv-kulturnyh-tsennostey (дата обращения: 15.03.2018).
3. Дробот, Г.А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы / Дробот, Г.А. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1.
4. Кузина, С.В. Субъекты имущественных прав на памятники истории и культуры / Кузина, С.В. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/subekty-imuschestvennyh-prav-na-pamyatniki-istorii-i-kultury (дата обращения: 15.03.2018).
5. Куцарова, М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и её будущее / Куцарова, М. // Электронная библиотека международного центра Рерихов.URL:http://lib.icr.su/node/855 (дата обращения: 21.04.2018).
6. Лавров, B.B. Государственная политика и законодательство в области охраны объектов культурного наследия / Лавров, B.B. // Государственное право, КриминалистЪ. 2012. №1(10) URL: http://www.procuror.spb.ru/k1025.html(дата обращения: 22.02.2018).
7. Липчанская, М.А. Конституционные основы государственной политики Российской Федерации в отношении культурного наследия / Липчанская, М.А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право / Выпуск 3, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionnye-osnovy-gosudarstvennoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-otnoshenii-kulturnogo-naslediya) (дата обращения: 21.04.2018).
8. Масленицына, С. П. Законодательство по охране памятников истории в России XVIII – начала XIX века. URL: http://art-con.ru/node/5680 (дата обращения: 3.03.2018).
9. Михеева, Н.М., Плотников, В.А. Современная внешняя политика России в глобальном и европейском измерении. 2010 / Михеева, Н.М., Плотников, В.А. // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Внешние связи Северо-Запада России и проблемы трансграничного сотрудничества в условиях экономического кризиса» 28 октября 2009 г.URL: http://www.studmed.ru/miheeva-nm-plotnikov-va-sost-sovremennaya-vneshnyaya-politika-rossii-v-globalnom-i-evropeyskom-izmerenii-materialy-mezhvuzovskoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-28-oktyabrya-2009-g_9e05b722337.html (дата обращения: 8.05.2018).
10. Моргачев, В.Б. Пакт Рериха и современная международно-правовая охрана культурного наследия / Моргачев, В.Б. // Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха URL: http://lib.icr.su/node/953 (дата обращения: 21.04.2018).
11. Рубанова, М. Е. Конституционные принципы государственной политики России в области культуры /Рубанова, М. Е. // Вестник Саратовской государственной юридической академии №4 (105) 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionnye-printsipy-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-oblasti-kultury (дата обращения: 3.03.2018).
12. Силина, Т.Б. Правовое регулирование разграничения права государственной̆ и муниципальной̆ собственности на объекты культурного наследия/ Силина, Т.Б. // Юридическая наука и правоохранительная практика / 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pravovoe-regulirovanie-razgranicheniya-prava-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-na-obekty-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 30.03.2018).
13. Слабуха, А.В. Полвека Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры: опыт общественно-государтсвенного партнерства (на примере отделения ВООПИиК в Красноярском крае) / Слабуха, А.В. // Культурное наследие России. 2016. //Культура регионов. История и современность. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polveka-vserossiyskomu-obschestvu-ohrany-pamyatnikov-istorii-i-kultury-opyt-obschestvenno-gosudarstvennogo-partnerstva-na-primere (дата обращения: 15.03.2018).
14. Соколова, А.С. Вклад ЮНЕСКО в сохранение всемирного культурного наследия / Соколова, А.С. // Теория и практика общественного развития Выпуск: 11. 2013. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/vklad-yunesko-v-sohranenie-vsemirnogo-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 21.04.2018).
15. Спиридонова, Ю.В. Пакт Рериха и общественное движение в защиту культурного наследия / Спиридонова, Ю.В.// Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pakt-reriha-i-obschestvennoe-dvizhenie-v-zaschitu-kulturnogo-naslediya-1.pdf (дата обращения: 18.03.2018).
16. Сургуладзе, В.Ш. Россия в программах ЮНЕСКО: опыт и потенциал сотрудничества / Сургуладзе, В.Ш. // Международная политика // Проблемы национальной стратегии No 5 (32) 2015. URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2015/5/07_.pdf (дата обращения: 21.04.2018).
17. Шестова, С.В. Принципы охраны всемирного культурного наследия и глобальные вызовы / Шестова, С.В. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств Выпуск: 6 (68). 2015. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/printsipy-ohrany-vsemirnogo-kulturnogo-naslediya-i-globalnye-vyzovy(дата обращения: 21.04.2018).
18. Элькина, М. Новостройки или обветшание. Сможет ли Санкт-Петербург сохранить собственное культурное наследие/ Элькина, М.// StrelkaPress. URL: http://strelka.com/ru/magazine/2017/11/07/savespb?Utm_source=vk.com&utm_medium=strelka_magazine_social&utm_campaign=v-tsentre-sankt-peterburga-sotni-avariyny&utm_content=12192595 (дата обращения: 25.02.2018).
19. Gallarotti, G. International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations / G. Gallarotti // Wesleyan University URL: http://wesscholar.wesleyan.edu/div2facpubs/56/ (датаобращения: 21.04.2018).
20. Laves,W., Thomson, C. UNESCO: Purpose, Progress, Prospects /W. Laves, C. Thomson// Foreign Affairs 1958. 469 p. URL:https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1958-04-01/unesco-purpose-progress-prospects(датаобращения: 21.04.2018).
21. Maheu, R. UNESCO's Role in a Changing World /R. Maheu // International Committee of the Red Cross / Travail Social, Paris. 1964. 386 p. URL:https://www.cambridge.org/core/journals/international-review-of-the-red-cross-1961-1997/article/div-classtitleunescoandaposs-role-in-a-changing-world-by-maheurene-travail-social-parisdiv/F40EA67304C0E060E75B9CDDE1F9ECC4 (дата обращения: 20.02.2018).
22. Nihal Singh, S. The Rise And Fall Of UNESCO / S. Nihal Singh // Foreign Affairs 1988. 137 p. URL: https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1988-06-01/rise-and-fall-unesco(дата обращения: 21.04.2018).
Материалы периодических изданий:
1. Воропаев, В. ЮНЕСКО расшатала международное право / Воропаев, В. // Российская газета - Федеральный выпуск №5622 (246). URL:https://rg.ru/2011/11/02/unesco.html(датаобращения: 3.04.2018).
2. Гендиректор Эрмитажа призвал силовой охране памятников мировой культуры // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/culture/508938 (дата обращения: 2.04.2018).
3. Ендольцев, Ю.А. Под Рериховским флагом / Ендольцев, Ю.А. // Журнал «Санкт-Петербургский университет». 2002. URL: http://www.spbumag.nw.ru/2002/25/27.html(дата обращения: 19.03.2018).
4. Куорсало,А. В самом центре Выборга разрушают все, что осталось / Куорсало,А. // ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/social/20170731/239936976.html (дата обращения: 25.02.2018).
5. Нужно ли продавать памятники архитектуры? Интервью с заместителем мэра Москвы Владимиром Силкиным.URL: https://www.realestate.ru/interviews/nuzhno-li-prodavatj-pamyatniki-arhitekturi-160/ (дата обращения: 17.03.2018).
6. Общественность выражает протест по факту уничтожения памятника культуры регионального значения в п. Щеглово // 47news.ru – информационное агентство Ленинградской области. URL: http://47news.ru (дата обращения: 17.03.2018).
7. Объекты культурного наследия защитят стомиллионным фондом // BBC Русская служба. URL: http://www.bbc.com/russian/news-38193950#orb-footer (дата обращения: 30.03.2018).
8. Пленарное заседание культурного форума посвятят сохранению памятников в зоне конфликтов // ТАСС Информационное Агентство России. URL: http://tass.ru/kultura/3803798 (дата обращения: 2.04.2018).
9. Утраченное наследие. Почему Барнаул теряет памятники истории? // ПолитСиб – информационное агентство Сибири – официальный сайт. URL: http://politsib.ru/news/98016 (дата обращения: 7.03.2018).
10. Bigg, C. Conservationists Fear For St-Petersburg’s UNESCO Heritage Sites /C. Bigg// Radio Free Europe. URL: http://www.rferl.org/a/russia-st-petersburg-unesco-heritage/25025611.html (датаобращения: 25.03.2018).
11. Chirac, J. Altamira cave paintings to be opened to the public once again /J. Chirac // The Guardian. URL:https://www.theguardian.com/world/2014/feb/26/altamira-cave-paintings-open-public-spain-cantabria (дата обращения: 23.03.2018).
12. Erlanger, S., Sayare, S. Unesco Accepts Palestinians as Full Members / S. Erlanger, S. Sayare // The New York Times 31.11.2011. URL:http://www.nytimes.com/2011/11/01/world/middleeast/unesco-approves-full-membership-for-palestinians.html(датаобращения: 3.04.2018).
13. International push aims to protect endangered heritage // Daily Mail Online. URL:http://www.dailymail.co.uk/wires/afp/article-3992700/International-push-aims-protect-endangered-heritage.html(датаобращения: 30.03.2018).
14. Melander, E. [et al.] Organized violence, 1989–2015 / E. Melander[et al.] // Journal of Peace Research 2016, Vol. 53(5) p. 727–742. URL: https:///Melander_et_al._Organized_Violence%2C_1989-2015__2016_.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
15. Unesco vereinbart Schutz von Kulturstätten in IS-Gebieten // Deutsche Welle. URL:http://www.dw.com/de/unesco-vereinbart-schutz-von-kulturst%C3%A4tten-in-is-gebieten/a-37711512 (дата обращения: 2.04.2018).
16. UNESCO will Kulturschätze bei bewaffneten Konflikten schützen // Deutsche Welle. URL:http://www.dw.com/de/unesco-will-kultursch%C3%A4tze-bei-bewaffneten-konflikten-sch%C3%BCtzen/a-36627226 (дата обращения: 30.03.2018).