Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления в
старшем школьном возрасте через метод проектов
1.1 Понятие творческого мышления в психологопедагогической литературе
1.2 Проектная деятельность как активизирующая и развивающая
деятельность в старшем школьном возрасте
1.3 Психологические условия развития творческого мышления... 24
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей проектной деятельности как условия развития творческого мышления в старшем
школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Выявление уровня развития творческого мышления у
старшеклассников
2.3 Характеристика программы по развитию творческого мышления у старшеклассников посредством проектной
деятельности
2.4 Анализ полученных результатов
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Важность исследования обусловлена тем, что современное общество претерпевает качественные изменения, которые затрагивают все стороны жизни человека. Прежде всего, перед обществом стоит проблема развития личности подрастающего поколения, особенно детей старшего школьного возраста.
Быстро протекающие изменения в политической, экономической и культурной жизни общества, определяют ряд острых задач, стоящих пред школьным образованием. Важнейшей из них на сегодняшний день, выступает эффективная организация педагогического процесса, ориентированная на развитие творческого мышления школьников.
Вопрос развития творческих способностей, учащихся сегодня является весьма актуальным в теории и практике обучения, поскольку последние исследования показывают, что учащиеся обладают гораздо большей способностью к обучению в знакомых и незнакомых ситуациях, чем считалось ранее.
Понятие «творческое мышление» в научной литературе рассматривается в соотношении с такими категориями как: «творческие способности», «творческая деятельность», «творческая активность». В психологической науке представлены разные подходы к проблеме его трактовки: как интегративного качества (З.И. Колмыкова, Н.Д. Левитов); индивидуальнопсихологической характеристики личности (Ю.Г. Мошкова,
М.Г. Ярошевский) и другие.
«Поиск новых средств и методов, способствующих формированию творческой и активной личности, является достаточно актуальной задачей для дисциплины психологии, которая как никогда ранее обусловлена потребностями современного общества. В связи с этим необходим поиск новых методов обучения и воспитания, сочетающих теоретические и эмпирические исследования с целостным развитием личности школьника в образовательном процессе» [1, 8, 45].
«Одним из современных методов формирования творческой личности является метод проектов, то есть проектная деятельность. Именно через этот вид деятельности школьники могут в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, способность к исследованию и обучению, самостоятельность, активность, амбициозность, настойчивость, умение стратегически планировать свою деятельность, добиваться ожидаемых результатов и, самое главное, применять полученные знания на практике» [9, 12, 30].
Исходя из всего выше сказанного была выбрана следующая тема исследования: «Проектная деятельность как условие развития творческого мышления в старшем школьном возрасте».
Цель исследования - изучение проектной деятельности старшеклассников как условия развития творческого мышления.
Объект исследования - творческое мышление старших школьников.
Предмет исследования - проектная деятельность как условие развития творческого мышления в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что проектная деятельность будет условием развития творческого мышления в старшем школьном возрасте, если будет направлена на:
• самостоятельный поиск решения проблемной ситуации;
• обучение приемам генерирования новых идей;
• зоркость в поисках увидеть необычное в обычном.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
• выявить уровень развития творческого мышления у старшеклассников;
• разработать и апробировать программу по развитию творческого мышления посредством проектной деятельности;
- проанализировать полученные результаты.
...
В процессе изучения теоретических основ развития творческого мышления в старшем школьном возрасте через метод проектов в психологопедагогической литературы, было выяснено, что проблема творческого мышления и творческих способностей рассматривалась как зарубежными, так и отечественными учеными. В психологической литературе существует описание творчества в аспекте умственных способностей. В работах Дж. Гилфорда представлено понятие «творчество» через «творческое мышление». Также понятие «творческое мышление» изучали такие ученые, как Э.П. Торренс, Абрахамом Маслоу, Д.Б. Ермолаева-Томина, Э. Фромм, В.Н. Козленко. Некоторые ученые имели разные подходы к понятию «творческое мышление».
На основе различных точек зрения можно сделать вывод, что творческое мышление можно представить в форме трех компонентов: рациональное (логическое) мышление; интуитивное (подсознательное) и комбинация вышеназванных - рационально-интуитивное. Несмотря на то, что механизм последнего компонента остается до конца не изученным, на наш взгляд, видится как наиболее полно отражающий сущность рассматриваемого мышления.
Одним из продуктивных методов развития творческого мышления выступает метод проектов. Включение проектной деятельности в учебный процесс развивает у учащихся навыки решения проблем и общения. Эта деятельность носит развивающий, творческий и индивидуальный характер и развивает навыки сотрудничества, планирования и ответственности.
Старшеклассники обладают идеальными качествами для развития творческого мышления, а именно: готовностью исследовать неизвестное, способностью к гибкому мышлению и желанием выделиться из толпы.
Мы провели исследование, в ходе которого была изучена информация о методе проектов. Этот метод способствует развитию творческого мышления старшеклассников и повышению их вовлеченности в учебный процесс.
Мы произвели комплексное изучение, включающее первичную и вторичную диагностику, диагностика осуществлялась по следующим методикам: методика «Завершение картинок» Э.П. Торренса, в которую входят субтесты «Нарисуй картинку», «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии», методика определения общих творческих способностей (модернизированная М.С. Янцуром), тест «Креативность» (Н.В. Вишнякова).
После проведения первоначального анализа была обнаружена недостаточная степень развития творчества у учащихся десятых классов. В связи с этим была создана программа, которая призвана способствовать развитию творческого мышления старшеклассников через участие в проектных мероприятиях.
Для изучения работы программы было проведено распределение учащихся на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа не принимала участия в специальных занятиях, в то время как экспериментальная занималась созданием проектов.
В соответствии с анализом, была обнаружена улучшенная динамика творческого мышления у старшеклассников в экспериментальной группе, что подтверждают полученные показатели. Это проявилось в уменьшении числа испытуемых с плохим уровнем творческого мышления и увеличении числа испытуемых со средним уровнем. Выводы, которые можно сделать из этого, заключаются в эффективности нашей программы в учебном процессе.
В результате проведенных исследований было подтверждено предположение, выдвинутое в рамках итоговой квалификационной работы, о том, что использование методики проектной деятельности в образовательном процессе способствует успешному развитию творческого мышления у старшеклассников.
1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 2019. 183с.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с. - Текст: непосредственный.
3. Берцфаи Л. В. Специфика учебного действия контроля // Вопр. психологии. 2017. №4.12c.
4. Бескова И. А. Как возможно развить творческое мышление. Москва: Феникс, 1993. 126 с. Текст: непосредственный.
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2010. 212с.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности Москва: Юрайт, 2018. 212 с. Текст:
непосредственный.
7. Боязитова И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции. Психол. журнал. 2015. Т.19. №4
8. Бухарина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 224 с. Текст: непосредственный.
9. Васильев, В. А. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации // Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180. Текст:
непосредственный.
10. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов. /И. В. Винникова. // Начальная школа. 2017. № 3. С. 25-27.
11. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Просвещение, 2000. 150с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Москва: ЭКСМО, 2017. 32 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: [Сб. избр. тр.]. Москва: ЭКСМО, 2003. №6. С. 44-46.
14. Галагузова М. А. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся. //Начальная школа, 2010. № 7. С. 42-51.
15. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 35-41. Текст: непосредственный.
... всего 56 источников