Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие терроризма как угрозы национальной безопасности
Российской Федерации 9
1.1 Терроризм: понятие, сущность, современные тенденции 9
1.2 Факторы, влияющие на распространение терроризма 22
Глава 2 Правовые и организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации 29
2.1 Правовое регулирование противодействия терроризму в
Российской Федерации 29
2.2 Общая характеристика общегосударственной системы
противодействия терроризму в Российской Федерации 42
Глава 3 Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике терроризма в Российской Федерации. ... 54
3.1 Правовые и организационные основы профилактики
терроризма 54
3.2 Организация деятельности по обеспечению
антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест
массового пребывания людей 63
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 73
Актуальность темы исследования.
В России, как и во всем мире, первостепенной задачей обеспечения национальной безопасности стало противодействие террористическим угрозам. Ее формы и многочисленные вариации видов террористической деятельности осложняет ситуацию для его искоренения.
Многими международными террористическими организациями в течение долгого времени предпринимаются многочисленные попытки внедрить в Российской Федерации свою деятельность. В противовес этому, были созданы государственные системы, которые предполагали полноценный охват территорий Российской Федерации и быстрое реагирование на подавление любой террористической деятельности заблаговременно. В результате данных преобразований государственной системы, в России значительно снизился уровень террористических угроз.
Но тем не менее, терроризм продолжает развиваться, оказывая пагубное влияние на экономику в мире, а также, ставит под угрозу государственную целостность страны и авторитет государственной власти, держа граждан в страхе и панике. Согласно статистическим данным глобального индекса терроризма, который включает в себя, без малого, 93 страны, из которых, Россия занимает 44 место, имея число террористических актов - 4219 за 16 лет, с 2006 по 2022 год включительно. Есть ряд стран и с более высоким рейтингом терроризма, такие как Франция - 4562,
Великобритания - 4770, Соединенные Штаты Америки - 4961. На первых же местах по уровню терроризма находятся такие страны как Сомали - 8398, Ирак - 8511, Афганистан - 9109.
Учитывая тот факт, что рост терроризма с каждым годом меняется, борьба с ним стала основой для утверждения национальной политики, включающую в себя все сферы государственного аппарата, а также и само общество в целом. Главной задачей ставилось предупреждение и пресечение деятельности как террористических организаций, так и одиночного терроризма, а также сохранение государственной и общественной безопасности, что было закреплено в общенациональной Стратегии безопасности Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа является важным этапом обучения студента в высшем учебном заведении. Целью данной работы является исследование и анализ различных аспектов, связанных с государственной политикой Российской Федерации в области обеспечения антитеррористической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть общее понятие и содержание
антитеррористической безопасности.
Основными задачами данного исследования будут:
• анализ правовых норм, которые регулируют борьбу с терроризмом в Российской Федерации. Это позволит оценить эффективность действующей правовой базы и выявить ее проблемные аспекты.
• изучение международного опыта в борьбе с терроризмом и анализ возможности применения этих методов в Российской Федерации. Это поможет определить наиболее эффективные практики и методы, которые могут быть использованы в России для более успешной борьбы с терроризмом.
• оценка действенности мер, принимаемых правоохранительными органами в борьбе с терроризмом. Это поможет понять, какие меры являются наиболее эффективными и как их можно усовершенствовать для повышения эффективности борьбы с терроризмом.
• выработка рекомендаций по улучшению правовой политики в области антитеррористической безопасности в Российской Федерации. Это позволит определить наиболее перспективные направления для улучшения правовой политики и принятия необходимых мер для более успешной борьбы с терроризмом.
Объектом исследования в данной дипломной работе будет правовая политика в сфере антитеррористической безопасности в Российской Федерации. Это означает, что мы будем исследовать все аспекты правовых норм и законодательства, которые относятся к борьбе государства с терроризмом, а также меры и действия, которые принимают правоохранительные органы и другие государственные структуры для предотвращения террористических актов и защиты населения.
...
В нынешнее время одной из опаснейших угроз национальной безопасности Российской Федерации является терроризм, представляющий собой сложное, многогранное и динамично меняющееся общественнополитическое явление. Его формирование и развитие определяется широким спектром различных факторов, например, политический аспект, социальный, экономический и конечно, правовой. Процесс глобализации оказал положительное влияние на формирование террористических организаций. Развитие техники и технологий привел к новым способам и видам террористических актов. В мире терроризм получил точек к развитию посредствам утраты системы международной безопасности. Современные государства, в борьбе за мировое господство и наличием различного рода противоречий предоставляют своими действиями развитие терроризма, в том числе мирового терроризма, порой, как инструмент борьбы с недружественными государствами.
Терроризм представляет особую опасность из-за таких характеристик, как акцент на достижении политических целей, применение особо жестоких форм насилия, преднамеренное создание атмосферы страха в обществе, оказание негативного психологического воздействия на людей, не являющихся прямыми жертв насилия и активной пропагандистской деятельности его субъектов.
Возросшая общественная опасность терроризма, масштабы его распространения в Российской Федерации потребовали от властей адекватного ответа на эти вызовы в виде создания общегосударственной системы противодействия терроризму.
Главной особенностью борьбы с терроризмом является его профилактика, то есть комплекс мероприятий социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также воспитательное воздействие на людей с целью удержать их от совершения преступлений или антиобщественного поведения.
Сейчас противодействие их идеологии приобретает все большее значение в предотвращении терроризма. Созданная в Российской Федерации система антитеррористической идеологии интегрирует усилия органов власти как по вертикали - от федерального до муниципального уровня, так и по горизонтали, используя возможности ряда правоохранительных органов. При этом ведущая роль отводится ведомствам, реализующим политику в сфере образования, культуры и воспитания молодежи.
Большой смысл в системе предотвращения терроризма отводится защите объектов от возможных террористических актов. Обеспечение антитеррористической защиты объектов (территорий) и мест массового пребывания людей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти при координирующей роли Национального контртеррористического комитета, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Российской Федерации, органов местного самоуправления и собственников (правообладателей) данной категории объектов при координирующей роли региональных антитеррористических комиссий.
Неотъемлемой частью реализации государственной политики в сфере противодействия терроризму является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, заключающаяся в координации деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при планировании и реализации мероприятий по ликвидации материального ущерба и социально-психологических последствий террористических актов. Этому предшествует тщательная организация работы по определению уровня и степени террористической угрозы, размеров и масштабов в каждом субъекте Российской Федерации.
Конкретный характер ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера зависит от характера террористических актов и масштабов антитеррористической операции. Это предполагает прогнозирование деятельности, в частности разработку возможных антитеррористических мероприятий в местах, где происходят важные общественно-политические события национального и международного масштаба.
...
1. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.
2. Вавилов А. И. Исламское государство: идеология, структура и
военно-политическая деятельность/Международная аналитика.
2016№ 3 (17).
3. Грачёв С. И., Сорокин М. //., Азимов Р. А. Терроризм: концепты, идеология, проблемы противодействия: монография. Н. Новгород: Институт ФСБ России, 2015
4. Интернет-портал НАК [Электронный ресурс]. URL:
http://nac.gov.ru
5. Интернет-портал ФСБ [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.fsb .ru/fsb/npd/terror. htm
6. Интернет портал Генеральной Прокуратуры Российской Федерации [Интернет ресурс]URL: http://crimestat.ru/opendata
7. Интернет портал Федеральной Налоговой Службы [Интернет ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/about_fts/mttax/fatf/
8. Идеология система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к действительности // Большой энциклопедический словарь. М.: ACT. 2008
9. Кочои С. М. Антитеррористическое законодательство и практика его применения. Уголовно-правовая характеристика: учебное пособие. М. : Проспект, 2017.
10. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 5 октября 2009 г. // Российская газета. 2009. 20 октября.
11. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
12. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федер. закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. I), ст. 4604.
13. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ, ст. 2.
14. О ведомственной охране: Федеральный Закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 16, ст.1935
15. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»: Федер. закон от 7 марта 2005 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4207.
... всего 56 источников