Введение 3
Глава 1 Общеправовая характеристика коучинга в Российской Федерации 10
1.1 Коучинг как социально-правовой институт 10
1.2 Состояние законодательства и правоприменительной практики
в сфере коучинга 24
Глава 2 Особенности и формы осуществления деятельности в сфере коучинга 46
2.1 Сущность и понятие рынка услуг в сфере коучинга 46
2.2 Субъекты рынка услуг и формы осуществления деятельности в
сфере коучинга 54
2.3 Право оказания коучинговых услуг 61
Глава 3 Основные проблемы и направления совершенствования механизма правового регулирования рынка услуг в сфере коучинга 71
3.1 Государственное регулирование и саморегулирование рынка
услуг в сфере коучинга 71
3.2 Защита прав потребителей коучинговых услуг 82
3.3 Проблемы и основные направления совершенствования
правового регулирования рынка услуг 87
Заключение 107
Список используемой литературы и используемых источников 111
Актуальность исследования обусловлена состоянием увеличившегося спроса на услуги специалистов в сфере коучинга (на 2021 год, согласно данным hh.ru вырос на 151%, за два года рост составляет 215%). Активно развивается рынок онлайн-консультирования, привлечение специалистами клиентов и консультирование посредством социальных сетей. По состоянию на май 2023 года в законодательстве Российской Федерации не выработано единого подхода к определению профессиональной деятельности в сфере коучинга, отсутствует специализированный профессиональный стандарт «Коуч», четко регламентирующий профессиональную деятельность коучей, не предъявляются обязательные требования к сертификации и (или) лицензированию деятельности коучей.
Согласно данным опроса, проведенного в декабре 2020 - январе 2021 года российским отделением международной федерации коучинга (ICF Russia Chapter), российский рынок коучинговых услуг уверенно растет: увеличивается количество обучающих коучингу программ на рынке, увеличивается количество профессиональных коучей, растет спрос на профессиональный коучинг со стороны бизнеса, развивается интеграция коучинга с другими методами (менторингом, супервизией, психотерапией , консультированием), создаются онлайн-агрегаторы коучинговых услуг. При этом сохраняется проблема с четким позиционированием профессионального коучинга на российском рынке. Невозможно подсчитать количество специалистов, которые называют себя коучами, не обладая при этом соответствующими профессиональными компетенциями. На российском рынке действуют представительства различных крупнейших международных профессиональных сообществ коучей, взгляд которых на профессию коуча может различаться, что также дестабилизирует позиционирование профессии коуча на рынке.
В сфере оказания коучинговых услуг наблюдается устойчивая тенденция «перехода в онлайн». Коучи используют современные технологии не только для продвижения услуг и привлечения клиентов, но и для непосредственного процесса оказания коучинга. Для ведения индивидуальной коучинговой практики (в т.ч. онлайн) нет никакого минимального «порога входа». По большому счету, любой желающий может назвать себя коучем и вести индивидуальное и групповое консультирование.
Стоимость услуг в сфере коучинга может многократно отличаться. При этом с первого взгляда невозможно выделить однозначные критерии, влияющие на ценообразование, каждый вправе устанавливать стоимость услуг по своему усмотрению, в связи с чем стоимость может быть как неоправданно заниженной, так и неоправданно завышенной. Клиентами коучинговых услуг часто фиксируются факты отсутствия на страницах в социальных сетях, а также на сайтах коучей информации об образовании, а также данных, подтверждающих легальность предпринимательской деятельности специалиста.
Разработка профессионального стандарта «Коуч» ведется с марта 2013 года инициативной группой экспертов под руководством А.В. Королихина. Для развития профессии коуча и рынка коучинга в России и мировом русскоязычном пространстве создана Ассоциация Русскоязычных коучей. Силами инициативной группы подготовлен уже третий проект профессионального стандарта «Коуч». В октябре 2019 года инициативная группа от «Единой России» под руководством Виктора Зубарева обращалась к М.А. Топилину с запросом ввести профессиональный стандарт коуча и отрегулировать рынок коучинговых услуг. Несмотря на это проект профессионального стандарта «Коуч» к настоящему моменту не принят. При этом владение коучингом как методом и профессиональной компетенцией уже внесено в некоторые профессиональные стандарты руководителей, утвержденные Министерством труда Российской Федерации. С 1 сентября 2022 года введен в действие профессиональный стандарт «Консультант в области управления функционалом», который среди числа возможных наименований должностей специалистов выделяет «коуча физических лиц», «коуча руководителей подразделений», «коуча по стратегическому управлению персоналом». Данный стандарт можно назвать ориентиром для регулирования деятельности коучей, однако он не решает проблем, связанных с организацией частной коучинговой практики, которая является основной частью рынка коучинговых услуг.
Коучинг - это современная развивающаяся профессиональная деятельность, которая сейчас на территории Российской Федерации находится в процессе институционализации. Коучинг представляет собой многогранное понятие, рассматриваемое в рамках педагогических, социальных, экономических наук. В юриспруденции институционализации коучинга посвящена статья Щукина В.В. «Особенности социально-правового института коучинга в России», в заключении которой автор делает вывод об искусственности обособления коучинга как социально-правового института. Однако изучение современного состояния рынка услуг в сфере коучинга в Российской Федерации позволяет нам сделать вывод о том, что рынок коучинга в России является объективной реальностью, а потому процесс обособления коучинга как социально-правового института - неотъемлемая часть развития механизма правового регулирования этого рынка.
Закрепление возможного наименования должности коуч в профессиональном стандарте «Консультант в области управления персоналом» можно назвать первым шагом в институционализации профессионального коучинга в России. Ранее упоминание коучинга в юридической базе встречалось только в качестве технологии, метода или инструмента в некоторых нормативно правовых актах, нормативных (технических) документах, а также в нескольких профессиональных стандартах, таких как «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» или «Руководитель предприятия питания».
Важно отметить, что в рассмотренных нами нормативных правовых актах, локальных правовых актах, нормативных (технических) документах коучинг не приравнивается к обучению, консультированию, наставничеству, менторству, психологическому консультированию или психотерапии, а выделяется как самостоятельный способ профессионального развития наравне с указанными. Такой подход находит отражение и в судебной практике: согласно Решению Центрального районного суда г. Омска от 12.07.2011 по делу № 2-3372/11, коучинг как формат индивидуального консультирования предполагает осуществление отличных от тренингов, деловых игр, разработки и апробирования программ действий.
Опираясь на нормативно-правовую базу, а также информацию о деятельности профессиональных коучинговых организаций, в т.ч. международных, мы вывели определения коучинга как профессиональной деятельности, а также рынка коучинговых услуг и коучинга как услуги.
Так, коучинг - это вид профессиональной деятельности, осуществляемый посредством консультирования физических лиц и организаций с целью повышения эффективности деятельности физических лиц и организаций. Коучинговые услуги - это совокупность услуг, направленных на удовлетворение духовных, интеллектуальных потребностей, в том числе на духовное развитие личности и повышение профессионализма, и реализуемых посредством коучинга. Рынок коучинговых услуг - сферу предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе конкуренции, по оказанию (получению) коучинговых услуг. В качестве субъектов рынка услуг в сфере коучинга выступают государство и некоммерческие организации, осуществляющие государственное регулирование и саморегулирование рынка, организации, предприниматели и физические лица, непосредственно оказывающие и потребляющие платные коучинговые услуги.
На основе проведенного анализа законодательства, судебной практики, деятельности профессиональных сообществ, в т.ч. международных, мы можем заключить, что система правового рынка регулирования коучинговых услуг в России находится на раннем этапе формирования. В ходе своего дальнейшего развития она может быть представлена двумя направлениями: государственным регулированием путем совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей содержание и порядок оказания коучинговых услуг и саморегулированием посредством развития деятельности профессиональных ассоциаций, определяющих профессиональные и этические стандарты и осуществляющих соответствующий надзор....
1. Анварова, А. С. Изучение особенностей рынка услуг в сфере коучинга методом экспертного опроса // Молодой ученый. 2023. № 18 (465). URL: https://moluch.ru/archive/465/102359/ (дата обращения: 08.05.2023);
2. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.10.2021 по делу № 33-42105/2021, № 2-114/2021 в 1 инст.;
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Консультант Плюс: справочноправовая система;
4. Ассоциация объединений и организаций, деятельность которых
направлена на разработку и внедрение методик и стандартов управления и оценки качества программ делового и управленческого образования «Национальный аккредитационный совет делового
и управленческого образования» [сайт]. Москва, 2021. URL: https://nasdobr.ru/biznes-kouchi/sertifikatsiya-biznes-kouchej/ (дата обращения: 08.05.2023);
5. Ассоциация психоаналитического коучинга и бизнес- консультирования [сайт]. Москва, 2021. URL: https://apcbc.ru/ (дата обращения: 08.05.2023);
6. Ассоциация русскоязычных коучей [сайт]. Москва, 2001. URL: http://www.coach-rus.org/ (дата обращения: 08.05.2023);
7. Ашурбеков Р.А. Коучинг как метод управления развитием туристских организаций : специальность 08.00.05 «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ашурбеков Рафик Ашурбекович ; Государственный университет управления. Москва, 2009. 25 с.
8. Березовская Р.А., Мясникова С.В. Взгляд психологов на перспективы развития коучинга в России (по материалам круглого стола конференции «Ананьевские чтения - 2014» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. Вып. 1. С. 63-73;
9. Бекмамбетова, Д. М. Проблемы правового регулирования
договора возмездного оказания услуг // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 606-609. URL: https://moluch.ru/archive/115/30811/ (дата обращения:
20.05.2023).
10. Белкина С.В. Роль и особенности рынка услуг в экономической системе России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. № 1. С. 2226;
11. Г амидова Н.З. О защите прав потребителей в сфере оказания услуг // Государственная служба и кадры. 2021. С. 70-72;
12. ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 г. № 1612-ст) // Консультант Плюс: справочно-правовая система;
13. ГОСТ Р 58305-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Система менеджмента проектной деятельности. Проектный офис (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2018 N 1101 -ст) (утратил силу) // Консультант Плюс: справочно-правовая система;
14. ГОСТ Р 58544-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент знаний. Руководство по развитию компетенций и организации обучения на малых и средних предприятиях (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.09.2019 N 732-ст) // Консультант Плюс: справочно-правовая система;
15. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 22.12.2011 г. № 1574-ст) // Консультант Плюс: справочно-правовая система;...144