Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты организации воспитания детей, находящихся на домашнем обучении 16
1.1 Особенности организации дополнительного образования
детей, находящихся на домашнем обучении 16
1.2 Воспитательный потенциал занятий по английскому языку ... 37
1.3. Условия реализации воспитания детей, находящихся на домашнем обучении, в процессе занятий по английскому языку... 65
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию детей, находящихся на домашнем обучении, в условиях дополнительного образования 82
2.1 Методика опытно-экспериментальной работы по воспитанию
детей, находящихся на домашнем обучении 82
2.2 Организация воспитательной работы на занятиях по
английскому языку 98
2.3 Анализ результатов воспитательной работы на занятиях по английскому языку в процессе дополнительного образования
детей, находящихся на домашнем обучении 113
Заключение 123
Список используемой литературы 125
Приложение А Темы занятий по иностранному языку 130
Приложение Б Диагностические методики 136
Современный мир становится все более разнообразным благодаря внедрению новых технологий, коммуникационных система. Расширяющиеся контакты между различными социальными группами и культурами поднимают важные вопросы, касающиеся специфики взаимодействия людей, построенной на основе доброжелательности, толерантности, эмпатии, общечеловеческих моральных ценностей.
Дети должны научиться гармонично жить в обществе. Исторически миссия образовательной системы состояла в том, чтобы развивать в молодежи как интеллектуальные, так и нравственные качества и умения. Забота о нравственных качествах, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является областью воспитания.
Подтверждение этому находим, к примеру, в трудах немецкого исследователя Ф. Вайнерта (Weinert F.E.). Он настаивает «на сочетании процесса формирования когнитивных способностей с процессом формирования ценностных ориентаций, чтобы когнитивные способности стали социально ценными и индивидуально-рефлексивными, поведенческими умениями на основании соответствующего личностного опыта в освоении ценности определенных привычек или поведенческих партнеров, например, в рамках культуры школы или класса».
Воспитание - это оказание помощи обучающимся в интериоризации, внутреннем принятии тех умений и привычек, которые поспособствуют в дальнейшем их достойной жизни в качестве продуктивных членов многообразного человеческого сообщества.
Воспитанность как необходимое условие коммуникации между культурами не является новым явлением, она существовала с начала человеческой истории. Новым является систематическое изучение того, что именно происходит при межкультурных контактах и взаимодействиях. Хотя исследования межкультурной коммуникации долгое время были связаны с пониманием экологически разделенных культур с четкими границами, эти границы быстро исчезают, поскольку технологическая и экономическая интеграция, часто называемая глобализацией, привела к двум противоположным процессам. В одном случае, люди идентифицируют себя друг с другом благодаря современным компьютерным средствам, средствам массовой информации и возможности открыто получать знания друг о друге. В то же время существует определенная степень локализации, разъединения людей, что приводит к конфликтам и непониманию.
В настоящее время обучение иностранным языкам, грамматике и лексике, несомненно, необходимо, но недостаточно. В новых подходах к преподаванию языка большое внимание уделяется воспитательному
потенциалу занятий: развитию коммуникативной и межкультурной
компетентности обучающихся, формированию нравственной сферы
личности. Этот процесс включает в себя и другие компетенции, такие как: лингвистические, социальные, социокультурные или стратегические
компетенции для того, чтобы общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формируется поведение, которое в конкретных социальных ситуациях приводит либо к позитивному, либо к негативному взаимодействию личности обучающегося с социальной средой и обществом. В этом контексте общение - это больше, чем просто передача информации и идей, это взаимный процесс, средство выражения чувств и понимания того, что хотят донести другие люди. Уметь общаться на иностранном языке означает адресовать конкретному собеседнику соответствующие высказывания, а не просто произносить правильные предложения.
В то же время, воспитательный потенциал занятий по иностранному языку раскрыт недостаточно. Часто понимание иностранного языка как учебной дисциплины сводится к тому, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, поскольку он необходим для будущей профессиональной деятельности или для поездок на отдых за рубеж. Однако, по мнению таких исследователей, как И.А. Басова, «правильно подобранные учебные материалы могут способствовать формированию мировоззрения школьников, их убеждений, нравственных и культурных ценностей. Он знакомит учащихся с историей и культурой разных стран, прививает толерантность и уважение к представителям иных культур и религий».
...
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема реализации воспитательного потенциала занятий по английскому языку в процессе дополнительного образования детей на домашнем обучении. Подводя итог проделанной работе, можно сделать ряд выводов
Понятие воспитания очень многогранное и включает в себя множество аспектов. Процесс воспитания изучается специалистами в области педагогики, психологии, социологии, методики преподавания различных дисциплин и проч. Проанализировав научную литературу, охватывающую исследования данного понятия, мы пришли к выводу, что воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе закладывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения и поведения как проявления отношений и мировоззрения.
Особую роль воспитание играет в процессе дополнительного образования детей на домашнем обучении. В эту категорию в большей степени попадают дети с ОВЗ, в связи с определенными ограничениями по здоровью, трудностями в социализации, в обучении и так далее Домашнее обучение позволяет таким детям не только лучше усваивать школьный предмет, но и, путем создания определенной образовательной среды, формировать социально значимые навыки, способствующие лучшей адаптации таких детей в обществе. Следовательно, очевиден воспитательный потенциал дополнительного образования.
Предмет «иностранный язык», благодаря своей «универсальности» в большей степени способствует реализации воспитательного потенциала, так как в его цели и задачи входит создание ситуаций общения, близких к реальным, в которых происходит и обучение, и воспитание детей поведенческим нормам.
В процессе работы над диссертационным исследованием была разработана программа дополнительного образования по английскому языку для детей на домашнем обучении (Let’s be kind / «Давайте будем добрыми»), основная цель которого - формирование навыков вежливого общения. Для проверки эффективности программы был разработан диагностический инструментарий, включающий в себя методики выявления уровня воспитанности по таким параметрам, как уважение к людям и природе, а также была разработана педагогическая модель реализации воспитательного потенциала на занятиях по иностранному языку в условиях дополнительного образования детей на домашнем обучении.
Исследование показало преобладающий низкий уровень воспитанности обучающихся. В дальнейшем же был выявлен процесс улучшения показателей воспитанности, связанный с целенаправленной образовательновоспитательной деятельностью, осуществляемой на дополнительных занятиях по английскому языку. Это подтверждает доступность и эффективность отобранных нами материалов, включенных в программу дополнительного образования по английскому языку.
В ходе опытно-экспериментальной работы уточнен комплекс условий реализации воспитательного потенциала программы дополнительного образования детей на домашнем обучении: субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми; рефлексивная позиция педагога и детей; использование педагогических средств, направленных на развитие нравственной рефлексии; акцент на использовании проблемных ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель достигнута. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему, открывая новые возможности ее изучения.
1. Ананьев Б. Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / под. ред. А. В. Куликова. С-Пб.: Питер, 2000. 501 с.
2. Барий М. И., Ортинский В. Л. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. М.: Центр учебной литературы, 2007. 286 с.
3. Барышников Е. Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук 13.00.06. СПб., 1999. 154 c.
4. Басова И. А. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в старших классах общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2019. № 1. С. 26-36.
5. Безрукова B. C. Педагогика: Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 334 с.
6. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
7. Бочарова В. Г. Воспитательная микросреда как фактор формирования личности: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики». М., 1991. 379 с.
8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. «Издательский дом». Питер, 2021. 351 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671 с.
10. Голованов В. П. Реалии современного дополнительного
образования детей: дополнительное образование детей через призму столетнего юбилея государственной системы внешкольного
(дополнительного) образования детей // Методист, 2018. № 9. С. 9-15.
11. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост
ребенка как показатель эффективности воспитания: методика
диагностирования. Москва-Тула, 2022. С. 154-171.
12. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2009. 24 с.
13. Жуланова И. В., Медведев А. М. Игра и учебная деятельность в контексте проблем мотивации и образовательной инициативы // Мир науки. Педагогика и психология, 2016. № 1. С. 1-16.
14. Кавера В. А. Учреждения дополнительного образования как школа взросления детей и подростков в условиях мегаполиса // Большой конференц-зал: дополнительное образование векторы развития, 2018. № 2. С. 11-17.
15. Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система. // Мир образования, 1997. № 1. С. 79.
... всего 46 источников