ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....……………...…..3
ГЛАВА I. Теоретические основы организации деятельности фитнесклуба………………………………………………………………………………...10
1.1.Организация деятельности фитнес-клуба в педагогической теории и
практике......................................................................................……………………10
1.2. Мотивационное программно-целевое управление как теоретическая основа
организации деятельности фитнес-клуба………………………. ……………….15
1.3.Модель организации деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе
концепции мотивационного программно-целевого управления...……...……….20
Выводы по первой главе ……………………………………………………….......24
ГЛАВА II. Организация и методы исследования……….……………………27
2.1. Организация исследования……………………….… ...... …..…………. 27
2.2. Методы и экспериментальная программа исследования.............. …….28
Выводы по второй главе …………………………………………………………..34
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели
организации деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе
мотивационного программно-целевого управления ..................................36
3.1. Исходное cостояние организации деятельности фитнес-клуба «СилаДуха»………...............................................................................................................36
3.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы……………….38
Выводы по третьей главе………………………………………………………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. …55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ…………………………………… …58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 60
Приложения
Человек XXI века является жителем крупного мегаполиса со всеми
вытекающими неблагоприятными последствиями. Красота и здоровье - вечные
ценности, пожалуй, наиболее фундаментальные для человечества. Здоровье и красота считаются непременными атрибутами успешного, состоявшегося
человека в современном обществе. Обеспечить здоровый образ жизни - задача
каждого человека, и государство обычно принимает в этом активное участие.
Появление платежеспособного потребителя в данной области явилось мощным
стимулом к развитию целой индустрии спорта и красоты.
В настоящее время рынок фитнес-услуг стремительно развивается. Все
больше и больше людей хотят заниматься спортом, танцами, фитнесом. В
Белгороде также растет спрос на фитнес-услуги, но с ростом спроса растет и
количество фитнес-центров, предоставляющих эти услуги. Чтобы выжить в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе и незамедлительно
реагировать на изменения окружающей среды предприятия должны иметь не
только краткосрочные цели, но и четкую стратегию, которая дает ответ на
вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет
достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.
Фитнес-клуб "Сила-Духа" - молодое предприятие, которое за короткий
срок успешно зарекомендовало себя на рынке фитнес-услуг г.Белгорода. "СилаДуха" имеет достаточно много конкурентных преимуществ, которые позволяют
привлекать большое количество клиентов.
В клубе организованы индивидуальные тренировки по боксу и
кикбосингу. Программы групповых занятий фитнесом и аэробикой включают в
себя различные виды программ, отличающихся индивидуальным подходом к
каждому члену клуба. Основные направления деятельности клуба следующие:
бокс, кикбоксинг, хореография, фитнес, занятий для детей, физическаяподготовка и функциональный тренинг.
По вопросам организации деятельности спортивных клубов имеется
значительное число зарубежных публикаций (Д. Лоуренс, К. Купер, К.Д. Экк,
G.K. Britell, W.E. Blank и др.). Проблемы организации деятельности спортивных
клубов в целях увеличения доли российских граждан, систематически
занимающихся физической культурой и спортом стали разрабатываться в нашей
стране в начале 80-х гг. В последнее время к вопросам организации
деятельности спортивных клубов, мотивации сотрудников обратились многие
исследователи (В.В. Галкин, В.У. Агеевец, В.И. Жолдак, В.В. Кузин, И.И.
Переверзин, С.Г. Сейранов, Д. Лоуренс, Е.Г. Сайкина, Н. Ким, Э. Карпей и др.).
Теоретический анализ литературных источников показал, что деятельность
управления в сфере физической культуры и спорта имеет разработанную
теоретическую и научную базу, нацеленное на практическое воплощение ее в
физкультурных организациях. Деятельность фитнес-клубов по предоставлению
разнообразных спортивно-оздоровительных услуг еще не стала всеобщим
объектом научных исследований. Сфера фитнес-услуг рассматривается
авторами как новое социокультурное явление, сочетающее в себе цели и
ценности фитнеса как оздоровительной системы.
Вопросы мотивационного программно-целевого управления и организации
деятельности физкультурно-спортивными организациями хорошо разработаны
в научной базе. Но проблема организации деятельности фитнес-клубом на
основе МПЦУ недостаточно изучена и требует научного обоснования. Отсюда
вытекает противоречие между востребованностью организационных форм
субъектов фитнес-клуба, с одной стороны, и недостаточной разработанностью
этого вопроса в теории и практике управлением физкультурно-спортивными
организациями на основе МПЦУ в современных условиях, с другой.
Отсюда вытекает проблема исследования, которая состоит в том, чтобыразработать содержание и способы организации деятельности фитнес-клуба на
основе мотивационного программно-целевого управления.
Цель исследования: повысить эффективность организации
деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе мотивационного
программно-целевого управления.
Объект исследования: организация деятельности фитнес-клуба «СилаДуха».
Предмет исследования: процесс организации деятельности фитнесклуба «Сила-Духа» на основе мотивационного программно-целевого
управления.
Гипотеза исследования. Организации деятельности фитнес-клуба
«Сила-Духа» будет более эффективным, если:
– разработано дерево целей деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на
основе МПЦУ;
– разработана и внедрена управляющая и исполняющая программы;
– в практике деятельности фитнес-клуба используются методы
мотивационного управления (ситуация делегирования инициативы, ситуация
критической самооценки, ситуация установки и др.);
– определены педагогические условия организации деятельности
фитнес-клуба.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно
решать следующие задачи:
1. Уточнить понятие «Организация деятельности фитнес-клуба на основе
МПЦУ».
2. Определить педагогические условия организации деятельности фитнесклуба.
3. Разработать дерево целей деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на
основе МПЦУ.4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и
методики организации деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе
МПЦУ.
5. Разработать и внедрить программу и научно-методические рекомендации
по эффективности модели и методике организации деятельности фитнес-клуба
«Сила-Духа».
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
1. Уточнены понятия «Организация деятельности фитнес-клуба на основе
МПЦУ».
2. Определены педагогические условия организации деятельности
фитнес-клуба.
3. Разработано дерево целей деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на
основе МПЦУ.
4. Опытно-экспериментальным путем проверена эффективность модели
и методики организации деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе
МПЦУ.
5. Разработана и внедрена программа и научно-методические
рекомендации по эффективности модели и методике организации деятельности
фитнес-клуба «Сила-Духа».
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования
состоит в следующем: теоретически расширены и углублены знания и
представления: 1) об особенностях управления фитнес-клубом; 2) об
особенностях организации деятельности фитнес-клуба на основе
мотивационного программно-целевого управления.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования
заключается в том, что они раскрывают подходы к более эффективной
реализации модели управления фитнес-клубом «Сила-Духа». Результаты
исследования могут использоваться в практической деятельностифизкультурно-спортивных организаций, предоставляющих услуги населению
в области массовой физической культуры, в том числе и фитнес-услуги; при
формировании программ развития сферы фитнес-услуг и отдельных фитнесцентров; в работу государственных и общественных организаций,
занимающихся стандартизацией физкультурно-спортивных услуг и
аккредитацией фитнес-клубов, на курсах повышения квалификации
инструкторов и управленцев фитнес-клубами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили
теории, концепции и принципы научного управления (И.К.Шалаев, В.Г.
Афанасьев), современные концепции управления, менеджментом и
маркетингом в сфере физической культуры и спорта (В.В.Галкин, В.У.Агеевец,
В.И.Жолдак, В.В.Кузин, И.И.Переверзин, С.Г.Сейранов), организации и
принципы оздоровительной культуры, фитнеса (Д. Лоуренс, Е.Г.Сайкина,
К.Купер, Н.Ким, Э.Карпей).
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования
был использован комплекс методов: теоретический анализ и обобщение
научно-методической литературы и программно-нормативных документов;
метод анкетного опроса; моделирование, педагогический эксперимент, методы
математической статистики.
Экспериментальная база исследования - фитнес-клуб «Сила-Духа»
г.Белгорода.
Организация и этапы исследования. В исследовании можно условно
выделить ряд последовательных этапов.
На первом этапе (октябрь 2015 - май 2016 г.) осуществлялось
накопление, осмысление и обобщение опыта педагогической деятельности в
области организации деятельности фитнес-клуба; проводился теоретический
анализ и обобщение научно-методический литературы по исследуемой
проблеме; разрабатывался методологический аппарат исследования;выполнялся теоретический анализ научно-практических и организационнометодических основ организации деятельности фитнес-клуба на основе
мотивационного программно-целевого управления, разрабатывалась
программа педагогических экспериментов.
На втором этапе (май – сентябрь 2016 г.) проводился констатирующий
педагогический эксперимент; разрабатывалась модель организации
деятельности фитнес-клуба, определялись педагогические условия ее
реализации. На этом этапе происходило определение путей развития фитнесиндустрии.
На третьем этапе (сентябрь 2016 - май 2017 г.) проводился
формирующий педагогический эксперимент, выполнялся количественный и
качественный анализ экспериментальных данных, осуществлялось
оформление результатов исследования в виде научных статей, автореферата и
диссертации; проводилась работа по внедрению результатов исследований в
практику организации деятельности фитнес-клуба.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов диссертации
обеспечены его методологической основой, концепцией мотивационного
программно-целевого управления к исследованию проблемы, внутренней
непротиворечивостью гипотетических предположений и теоретических
выводов, комплексом взаимосвязанных методов исследования, адекватных
целям, задачам и предмету исследования, всесторонним качественным и
количественным анализом опытно - экспериментальных данных, апробацией
результатов исследования.
Апробация работы и внедрение результатов исследования
осуществлялась в выступлениях на различных конференциях: Международной
научно-практической конференции «Управление современным российским
образованием в логике концепции мотивационного программно-целевого
управления» в Барнауле 12 февраля 2016 г., XII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеологические
проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения» в
Екатеринбурге 12 декабря 2016 г..
Результаты исследования внедрены в практику фитнес-клуба «СилаДуха», г. Белгорода.
Структура и объем диссертации. Общий объем диссертации составляет
90 страницы машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав,
выводов, списка литературы и приложения. Работа содержит 7 таблиц, 1 схему,
3 приложения, 53 литературных источника, из них 2 - на иностранном языке.
Проведенное нами исследование по проблеме «Организация деятельности
фитнес-клуба на основе мотивационного программно-целевого управления»
дает основание сделать следующие выводы:
1. Вопрос организации деятельности фитнес-клуба на основе МПЦУ
представляет собой важную социально-педагогическую проблему.
2. В ходе данного исследования был раскрыт процесс повышения
эффективности организации деятельности фитнес-клуба и на основе
разработанной нами модели организации деятельности фитнес-клуба в логике
мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).
3. Разработанная нами модель организации деятельности фитнес-клуба , в
основу которой заложен технологический алгоритм МПЦУ, свидетельствуют о
том, что уровень мотивации у сотрудников претерпел количественные и
качественные изменения. Сократилось число сотрудников с низким уровнем
мотивации и возросло количество сотрудников с оптимальным и допустимым
уровнем формирования правовой компетентности.
4. Цель нашего исследования заключается в разработке и научном
обосновании содержания и организации деятельности фитнес-клуба с учетом
мотивационной сферы у сотрудников. При этом необходимо было применить
такие активные методы, которые помогли бы обеспечить результативность
организации деятельности фитнес-клуба.
5. При разработке модели организации деятельности фитнес-клуба мы
исходили из предположения о том, что мотивационное программно - целевое
обеспечение исследуемой проблемы будет результативным, если:
а) теоретическую основу данного процесса составляет мотивационное
программно-целевое управление, ориентирующее ее содержание и организациюна мотивационную сферу сотрудников фитнес-клуба;
б) разработана, апробирована и внедрена в практику модель организации
деятельности фитнес-клуба в логике МПЦУ;
в) технологический алгоритм моделирования исследуемой проблемы
осуществляется в логике: системный анализ состояния проблемы – построение
«дерева целей» к организации деятельности – разработка адекватной «дереву
целей» исполняющей программы – реализация управляющей программы;
г) дидактические условия включают в себя:
- отражение в «нормах-образцах» мотивационного, содержательного и
операционального компонентов моделирования исследуемой проблемы;
- использование в рабочем процессе стимульных ситуаций с ориентацией
на оптимальный мотивационный комплекс.
6. Проведенное исследование в целом подтвердило продуктивность
мотивационного программно-целевого подхода в организации деятельности
фитнес-клуба, которая включает: построение дерева целей в логике
последовательного разрешения препятствующих факторов в достижении
генеральной цели; разработку адекватной логике дерева целей «хочу – могу –
делаю – получаю» исполняющей программы в виде «норм-образцов»;
реализацию управляющей программы, обогащенной социальнопсихологической стратегией и социально-психологической тактикой,
системную организацию опытно-экспериментальной работы, системный
контроль результатов (промежуточных и конечных), системное регулирование
хода выполняемой экспериментальной работы.
С целью проверки эффективности разработанной нами модели была
проведена опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов эксперимента
выявил повышение уровня мотивации у сотрудников фитнес-клуба «СилаДуха».
В целом показатели опытно-экспериментальной работы позволилисделать вывод о результативности модели организации деятельности фитнесклуба на основе технологического алгоритма МПЦУ.
В ходе исследования нами решались определенные задачи.
Задача первая – изучить и провести анализ состояния проблемы
организации деятельности фитнес-клуба на основе МПЦУ – решена достаточно
полно, ее решение позволило выявить препятствующие факторы к реализации
модели.
Задача вторая – разработать модель организации деятельности фитнесклуба в логике мотивационного программно-целевого управления, провести ее
апробацию – опытно- экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Задача третья – решена в соответствии с разработкой научнометодических рекомендаций, способствующих эффективной реализации
организации деятельности фитнес-клуба. Таким образом, результаты
исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза
подтверждена, поставленные задачи решены.
Однако выполненное исследование не исчерпывает всех проблем
организации деятельности фитнес-клуба «Сила-Духа» на основе МПЦУ.
Дальнейшим направлением исследований по данной проблеме
представляется совершенствование методики управления деятельностью
физкультурно-спортивных организаций, а так же поиск путей и средств еѐ
использования в процессе организации и осуществления подготовки и
переподготовки управленческих кадров в сфере физической культуры.
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования: для пед. спец. вузов [Текст] / О.А.
Абдуллина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 139с.
2. Агеев, В.С. Методика составления социально-психологической
характеристики для аттестации кадров [Текст] / В.С. Агеев, Т.Ю. Базаров, В.В.
Скворцов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 123 с.
3. Алексеев, С.С. Общая теория права: учеб. для студ. вузов [Текст] / C.С.
Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 576с.
4. Андреев, А. Знания или компетенции? [Текст] / А. Андреев // Высшее
образование в России. – 2005. – №2. – С. 3-11.
5. Андреев, В.И. Педагогика творчество саморазвития. Инновационный курс.
[Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Изд – во Казанского университета, – Кн.1. –
1996. – 568с.
6. Андреев, В.И. Диалектика воспитания самовоспитания творческой
личности [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Изд – во Казанского университета,
1988. – 236с.
7. Анохин, К.П. Избранные труды: философские аспекты функциональных
систем [Текст] / К.П. Анохин. – М.: Наука, 1978. – 400с.
8. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы
[Текст] / Л.И. Анцыферова / Психология формирования и развития личности. –
М.: Наука, 1981. – 365с.
9. Афанасьев, В.Г. Об эффективности социального управления [Текст]
[Текст] / В.Г. Афанасьев, А.Л. Урсой // Вопросы философии. – 1982. – №7 – С.
73 – 77.10. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов
и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин.
Москва: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
11. Багриновский, К.А. Современные методы управления: учебник [Текст] /
К.А. Багриновский. – М.: Инфра – М, 2006.
12. Бальсевич, В.К. Информационная культура специалиста как фактор
внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В.К.
Бальсевич, JI.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2001. -
№12.-С.18 -19.
13. Белова, Е.Н. Управленческая компетентность руководителя:
монография [Текст] / Е.Н. Белова; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. – Красноярск:
КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. – 264с.
14. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст] / В.П.
Беспалько. – М.: ИПО МО Россия, 1995. – 336 с.
15. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] /
И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин – М.: Наука, 1973. – 170 с.
16. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. –
С. 8-14.
17. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование: лог.-психол. анализ
[Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Мысль, 1979. – 230 с.
18. Вапнярская, О.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом /
О.И. Вапнярская, М.И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №
3. -С. 75-83.19.Верхошанский, Ю.В. Программирование и
организация тренировочного процесса: основы тренировки / Ю.В.
Верхошанский. Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 176 е.: ил. - (Наука -
спорту).
20. Вершловский, С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как
социально-педагогическая проблема: автореф. дис. … докт.пед.наук [Текст] /
С.Г. Вершловский. – Л., 1985. – 26 с.
21. Воронин, С.Э. Правовая информация как средство управления
физкультурно-спортивными организациями в современных условиях: автореф.
дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Воронин Сергей Эдуардович. СанктПетербург,1999.-24 с.
22. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский /
Под ред. В.В. Давыдова, [авт. коммент. В.В. Давыдов и др.]. – М.: Педагогика,
1991. – 479с.
23. Вязникова, Л. Руководитель образовательного учреждения (К вопросу о
психологии управления) [Текст] / Л. Вязникова // Высшее образование в России.
– 2005. – №1. – С. 120-126.
24. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя образовательного
учреждения [Текст] / Н.Ф. Дик, Н. Б. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
– 471с.
25. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи. –
Берлин: 1992. – 194 с.
26. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности
[Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск, 1976. – 176 с.27. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: МПСИ, 2005. – 216с.
28. Зимняя, И.А. Компетентность человека – новое качество результата
образования [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Новая школа, 2007. – 125с.
29. Зотова, Н.К. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / Н.К.
Зотова // Профессиональное образование региона. – 1998. – №1. – С. 12-13.
30. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека. Характер.
[Текст] / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – Л.: ЛГУ. – 1957. – Том 2. – 264 с.
31. Кузьмин, В.П. Системность как ступень познания: системные
исследования [Текст] / В.П. Кузьмин. – М.: Наука, 1973.- – 289 с.
32. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В.
Кузьмина. – М., 1985. – 127с.
33. Кулюткин, Ю.Н. На пути к профессиональному совершенствованию
[Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1990. – 132 с.