Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы системы повышения квалификации сотрудников
организации 7
1.1 Сущность, формы и способы повышения квалификации
сотрудников организации 7
1.2 Повышение квалификации сотрудников организации на основе
digital-технологий 17
2 Анализ деятельности и системы повышения квалификации ООО
«ЭйрТехник» 21
2.1 Общая характеристика и организационно-экономические
показатели ООО «ЭйрТехник» 21
2.2 Анализ системы повышения квалификации сотрудников ООО
«ЭйрТехник» 37
3 Разработка мероприятий по оптимизации системы повышения
квалификации сотрудников ООО «ЭйрТехник» 43
3.1 Внедрение digital-технологий в систему повышения квалификации
сотрудников организации 43
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 45
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Методика «Стили реагирования на изменения» 58
Приложение Б Методика «Мотивация профессиональной деятельности» .... 62
Приложение В Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» 64
Приложение Г Индивидуальный план развития сотрудника 69
Приложение Д Карьерограмма сотрудника ООО «ЭйрТехник» 71
В настоящее время общество находится на новой стадии развития, которую принято называть «XXI век - век информационных технологий», а само общество - «информационным обществом». Повсеместное внедрение техники, постоянное совершенствование технологий и процессов, компьютеризация - все эти обстоятельства обусловили переход от традиционной формы организации общества к информационной эпохе.
Большой объем информации и её постоянная динамика являются следствием внедрения информационных технологий во все сферы жизни современного человека. В результате так называемой информационной революции произошла информатизация общества - процесс, связанный с политическими, социально-экономическими, научными факторами, которые обеспечили каждому члену общества свободный доступ к разнообразным источникам информации.
Распределенные информационные системы, суперкомпьютеры и вычислительные кластеры большой мощности, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса. Появилось, стало всесторонне развиваться и наполняться новым содержанием понятие «цифровая экономика» [5, с. 68].
Под digital-технологией (цифровой технологией) понимается информационная технология, которая использует компьютеры или другую современную технику для передачи информации. Возможности цифровых технологий поистине безграничны. В сфере бизнеса и промышленного производства, в повседневных нуждах обычных людей - везде используются новейшие технологические достижения. Персональные компьютеры, смартфоны, бытовые электронные приборы - всё это часть повседневной жизни общества.
Повышение квалификации сотрудников организации представляет собой процесс их обучения, приобретения ими новых знаний, умений и навыков. На обучение сотрудников организация тратит значительные ресурсы, как бы инвестируя их в своё будущее. Другими словами, организация, рассчитывает на отдачу от сотрудника, на то, что полученные сотрудником знания, умения, навыки и компетенции скажутся положительным образом на квалификации сотрудника, на его производительности, работоспособности, и, как следствие, повысят эффективность деятельности самой организации.
Указ Президента Российской Федерации «в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики» [16] потребовал модернизации системы образования, обеспечивающей соответствие качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики.
На сегодняшний день наиболее востребован дистанционный метод обучения, который позволяет преподавателю и обучающемуся контактировать виртуально, на расстоянии. Дистанционное обучение осуществляется с использованием цифровых образовательных технологий, которые являются инновационным способом организации учебного процесса, основанным на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность. Целью применения цифровых технологий является повышение качества, эффективности учебного процесса, а также успешной социализации студентов [7, с. 54].
Активное развитие цифровых инструментов, а также цифровой социальной среды позволяют сделать вывод о том, что применение цифровых технологий в сфере образования позволит повысить эффективность обучения и конкурентоспособность обучающегося.
Все вышеуказанные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы настоящего исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является оптимизация системы повышения квалификации сотрудников организации на основе digital-технологий (на примере ООО «ЭйрТехник»).
Достижение данной цели возможно при условии решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы системы повышения квалификации сотрудников организации;
- провести анализ деятельности ООО «ЭйрТехник»;
- разработать и обосновать мероприятия по оптимизации системы повышения квалификации сотрудников ООО «ЭйрТехник».
Объектом исследования являются сотрудники ООО «ЭйрТехник».
Предметом исследования является квалификация сотрудников ООО «ЭйрТехник»
К методам исследования относятся: общенаучные и специальные методы исследования - анализ и синтез, метод дедукции и индукции, метод сравнения, прогнозирование, интерпретация.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных авторов по управлению персоналом, экономике, менеджменту.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка используемой литературы и списка используемых источников. Объем работы составляет 57 листов машинописного текста (без учета приложений), в том числе 10 рисунков, 7 таблиц, 4 формулы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Повышение квалификации представляет собой процесс обучения сотрудника организации, значение которого состоит в том, что полученные сотрудником в процессе обучения знания будут способствовать как его профессиональному развитию, так и повышению эффективности деятельности организации, в которой он работает.
Выбор формы и способа повышения квалификации сотрудников организации зависят от целей, которые преследует каждая из сторон - организация и сотрудник. Поскольку на обучение сотрудников организация тратит значительные финансовые, временные и иные ресурсы, то, как правило, повышение квалификаций сотрудников рассматривается организациями как инвестиция в своё будущее. Другими словами, организация, организовав обучение сотрудника, рассчитывает на то, что полученные сотрудником знания, умения, навыки и компетенции скажутся положительным образом на квалификации сотрудника, на его производительности, работоспособности, и, как следствие, повысят эффективность деятельности самой организации.
Цифровизация общества коснулась всех сфер жизни современного человека, а внедрение digital-технологий в процесс повышения квалификации сотрудников является актуальной тенденцией образовательного процесса современности. Цифровые технологии позволяют оптимизировать финансовые и временные ресурсы организации и сотрудников, что, безусловно, сказывается на повышении эффективности рабочего процесса.
Экономическая деятельность ООО «ЭйрТехник» в 2019-2021 гг. не может быть охарактеризована как стабильная, с четко выраженной тенденцией увеличения объема продаж, и, в то же время, с отсутствующей тенденцией оптимизации расходов и, соответственно, тенденцией снижения чистой прибыли. Ввиду увеличения объема продаж повышается и трудоемкость, и происходит незначительное изменение числа сотрудников по сравнению с увеличением необходимых трудозатрат для обеспечения всех экономических процессов предприятия. Производительность труда работающих сотрудников значительно увеличивается.
Общее состояние организации можно оценить как не хорошее. Видимо, в организации не ведется планомерная и глубокая аналитическая работа, не проводится регулярная комплексная оценка деятельности организации, а так же подробный анализ финансовых результатов организации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, организация управления ООО «ЭйрТехник» обуславливается наличием слабой аналитической функции, общим итогом которой является отрицательная динамика финансово-хозяйственной деятельности организации: снижение чистой прибыли, снижение производительности труда, снижение показателей рентабельности.
Директором ООО «ЭйрТехник» был дан следующий комментарий относительно проведенного нами анализа организационно-экономической деятельности организации. На рынке в данном экономическом секторе по продаже компрессорного оборудования в Поволжском регионе со временем усиливается конкурентная борьба в связи с экспансией давно существующих крупных и небольших новых компаний. В этой связи для увеличения спектра услуг и повышения конкурентоспособности ООО «ЭйрТехник» и потребовалось строительство специализированной мастерской с наймом высококвалифицированного персонала, что отрицательно повлияло на размер чистой прибыли, потребовав увеличения краткосрочных обязательств компании. Данный эффект как раз таки и наглядно показан в динамике основных экономических показателей.
Для оценки эффективности предложенного мероприятия по оптимизации системы повышения квалификации сотрудников ООО «ЭйрТехник» путем внедрения digital-технологий в систему повышения квалификации сотрудников организации нами был произведен расчет показателей, свидетельствующих о социальной, организационной и экономической эффективности мероприятия, а так же интегральная оценка эффективности обучающей программы.
Проведенная нами в рамках настоящего исследования оценка эффективности позволяет сделать следующие выводы:
- социальная эффективность обучения доказана в результате анализа данных анкетирования и интервьюрирования сотрудников, прошедших обучение;
- организационная эффективность обучения доказана в результате сравнения результатов нулевого и итогового срезов проверки знаний сотрудников. После пройденного обучения ни по одному из тестирований сотрудники не показали низкого результата, по каждому тестированию результаты показали положительную динамику;
- годовой экономический эффект за 2022 г. (после проведения обучения) составил 560 430 руб.;
- экономическая эффективность мероприятия (после проведения обучения) составила 3,669.
Результаты расчетов наглядно показывают, что ключевые показатели эффективности реализованного мероприятия, имеют очевидную положительную динамику, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что эффект от внедренного мероприятия положителен, и цели оптимизации системы повышения квалификации сотрудников ООО «ЭйрТехник» путем внедрения digital-технологий в систему повышения квалификации сотрудников организации достигнуты.
Доказано, что внедрение digital-технологий в систему повышения квалификации сотрудников ООО «ЭйрТехник» целесообразно и соответствует стратегическим целям организации. Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, решены, а цель исследования достигнута.
1. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] : учебное пособие / А. Р. Алавердов. - М. : Синергия, 2018. - 680 с.
2. Алоев Т. Б., Асланова Е. М., Белова И. А. Управление персоналом на основе информационных технологий [Текст] // Электронный научный журнал, № 3, 2016. - С. 366-369.
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : Инновац. курс [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социал.- гуманит. спец. и группе спец. "Образование" / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 317 с.
4. Афонина А. С. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] : учебное пособие / А. С. Афонина, К. Ю. Белая. - М. : Просвещение, 2003. - 187 с.
5. Барабанова М. И. Информационные системы и цифровые технологии [Текст] : учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2 / М. И. Барабанова, О. П. Ильина, В. И. Кияев, В. Ф. Минаков, Т. А. Макарчук ; под ред. профессоров В. В. Трофимова и В.И. Кияева. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. - 270 с.
6. Битюцкая Е. В., Базаров Т. Ю., Корнеев А. А. Опросник «Типы реагирования на ситуацию изменений»: структура шкал и психометрические показатели [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики, № 2, 2021. - С. 297-316.
7. Ваганова О. И, Гладков А. В, Коновалова Е. Ю., Воронина И. Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал, № 2 (31), 2020. - С. 53-56.
8. Васильева Т. В., Исаева А. П. О реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Текст] // Евразийская интеграция: экономика, право, политика, №1(23), 2018. - С. 46-57.
9. Власова Е. А. Модель управления затратами на повышение квалификации преподавателей университета [Текст] // Прикладная информатика, № 5. 2018. - С. 44-48.
10. Дуракова И. Б., Майер Е. В., Талтынов С. М. Актуальные проблемы управления персоналом [Текст] : учебное пособие / А.А. Литвинюк. - М. : Кнорус, 2018. - 296 с.
11. Кельперис И. И. Система повышения квалификации работников в процессе управления персоналом компании [Текст] : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Кельперис Ирина Игоревна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т труда и соц. страхования]. - Москва, 2008. - 20 с.
12. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом [Текст] : учебное пособие / А.Я. Кибанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 440 с.
13. Кибанов А. Я., Эсаулова Е. В., Митрофанова Е. А. Экономика управления персоналом [Текст] : учебное пособие / А. Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2019. - 427 с.
14. Маслова В. М. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / В. М. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 223 с.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / М. Мескон. - М. : Дело, 1997. - 704 с.
...
26 источников