Аннотация
Введение 7
1 Теоретические аспекты управления закупочной деятельностью
организации 9
1.1 Место и роль логистики закупок в логистической системе
предприятия 9
1.2 Методические аспекты оценки эффективности управления
закупочной деятельностью на предприятии 16
2 Анализ системы управления закупочной деятельностью в ООО
«Автогид-трансервис» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Оценка организации закупок и эффективности системы управления
закупочной деятельностью 30
3 Мероприятия по совершенствованию системы управления закупочной
деятельностью в ООО «Автогид-трансервис» на основе логистики 41
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию закупочной
деятельности предприятия 41
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 46
Заключение 51
Список используемых источников 53
В условиях современной экономики значимость эффективной организации и управления закупками в обеспечении эффективного управления всей бизнес-системой предприятия растет. Работа предприятия, как покупателя, сегодня трансформируется от простой покупки на рынке необходимых для осуществления хозяйственной деятельности материальнотехнических ресурсов в направлении обоснованного выбора поставщиков, потенциал которых содержит возможность формирования взаимовыгодных партнерских отношений, а также в направлении создания процессов управления работой таких поставщиков и их предложением на рынке посредством формирования единой цепочки поставок и связанных информационных и других логистических потоков.
Управление закупками постепенно становится связанным не просто и не столько с реализаций функции материального обеспечения работы предприятия, но все в большей степени обеспечивает комплексное управление целой системой отношений предприятия с поставщиками, которые выстраиваются на взаимовыгодной, долгосрочной основе. Однако, необходимо отметить, что закупочная деятельность предприятий в отечественной практике зачастую связывается лишь с материальнотехническим снабжением и концентрируется преимущественно на реализации этой функции. В то же время опыт развитых стран и успешного развития бизнеса отечественных предприятий показывает, что функция закупок и управление ими в современных условиях должны быть реализованы в рамках логистического подхода, предусматривающего управление закупочной деятельностью как системой, являющейся частью логистической системы предприятия. Актуальность выбранной темы бакалаврской работы обусловлена тем, что от эффективной и правильной организации управления закупками и логистикой закупок в целом напрямую зависит эффективность всей бизнес-системы предприятия, его бизнес- процессов, устойчивое функционирования и финансовое состояние предприятия.
Цель бакалаврской работы - провести анализ системы управления закупочной деятельностью на предприятии ООО «Автогид-трансервис» и разработать направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты управления закупочной деятельностью предприятия;
• провести анализ системы управления закупочной деятельностью на предприятии ООО «Автогид-трансервис»;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы управления закупочной деятельностью на предприятии ООО «Автогид- трансервис» на основе логистики.
Объектом исследования в бакалаврской работе является деятельность предприятия ООО «Автогид-трансервис».
Предметом исследования бакалаврской работы является система управления закупочной деятельностью ООО «Автогид-трансервис».
Теоретической и методологической базой при написании бакалаврской работы послужили учебники, учебные пособия, материалы периодической печати, раскрывающие сущность, содержание и современные подходы к организации управления логистикой закупок на предприятии.
Информационную базу представленной бакалаврской работы составляют данных годовой бухгалтерской отчетности ООО «Автогид- трансервис» за 2020-2022 гг.
При написании дипломной работы использовались такие общенаучные методы исследования, как: наблюдение, обобщение, сопоставление и сравнение, методы вертикального и горизонтального анализа, синтеза, абсолютных и относительных разниц, а также логический метод, метод графической интерпретации.
Под закупочной логистикой понимается процесс управления материальным потоком в процессе материально-технического обеспечения предприятия, размещения ресурсов на складах, их хранения и перемещения в целях удовлетворения потребности предприятия в этих ресурсах с обеспечением максимальной экономической эффективности.
Сущность управления закупками выражается в системном подходе к процессу управления, предполагающем последовательные действия менеджеров отдела (службы) снабжения, которые направлены на определение целей закупок, количества закупаемых ценностей, выбор поставщика, исходя из установленных критериев, и анализ эффективности и контроль за осуществлением процесса.
От того, насколько успешно будет выбран материальный ресурс, поставщик, напрямую зависит уровень дохода предприятия - отлаженная работа закупочной деятельности внутри организации обеспечивает бесперебойное и оптимальное обеспечение материалообеспечения и, соответственно, всей хозяйственной деятельности организации.
В процессе оценки эффективности закупочной логистики необходимо комплексно оценивать работу по организации закупок в организации. Принимается во внимание выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, соблюдение бюджета фирмы, объем сэкономленных средств и др. Возможно также примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций. Также необходимо использовать систему экономических показателей, позволяющих оценить эффективность материально-технического снабжения в организации.
Экономическое состояние ООО «Автогид-трансервис» характеризуется устойчивым экономическим спадом, что проявилось в ежегодном снижении продаж и ухудшении финансовых результатов деятельности, а также в снижении производительности труда на предприятии.
В силу небольшого масштаба деятельности ООО «Автогид- трансервис», отдельного структурного подразделения, отвечающего за организацию и управление закупками на предприятии нету, но в штате имеется менеджер по закупкам, подчиненный директору, который обеспечивает решение задач, связанных с реализацией закупочной логистики на предприятии.
При этом оценка эффективности организации закупочной логистики показывает наличие негативной тенденции: растут удельные расходы предприятия на закупку, замедляется оборачиваемость запасов, а также в целом операционный логистический цикл. Это требует оптимизации закупочной логистики на предприятии и выработки мер по совершенствованию процесса управления закупками.
Для ООО «Автогид-трансервис» в целях совершенствования закупочной логистики и управления закупками на предприятии предложен набор направлений развития, включая организационные и технические (в том числе - автоматизация) решения. С практической точки зрения, рассмотрен инструмент внедрения усовершенствованной системы управления запасами закупаемых товарно-материальных ценностей и ресурсов,
предусматривающей организацию управления закупками на основе нормирования запасов материальных ресурсов. Внедрение предложенного инструмента нормирования позволит ООО «Автогид-трансервис» обеспечить экономию ресурсов на формирование запасов и прирост прибыли вследствие ускорения их оборачиваемости на 0,1 тыс. руб., что в свою очередь обеспечит рост оборачиваемости запасов материальных ресурсов на 0,09 оборота и увеличение рентабельности их использования на 0,10 п.п.
1. Аверченко, Д. А. Организация закупочной деятельности на предприятии / Д. А. Аверченко // Студенческий форум. - 2022. - № 29. - С. 79.
2. Антипина, П. В. Закупочная логистика, ее функции и задачи / П. В. Антипина // Логистика в условиях экономической турбулентности: Материалы Международной НПК. - 2019. - С. 5-8.
3. Белякова, В. В. Управление рисками в закупочной деятельности промышленного предприятия / В. В. Белякова // Modern Science. - 2021. - № 11. - С. 45-49.
4. Волкова, А. А. Цифровая трансформация закупочной логистики / А. А. Волкова // Экономика и управление. - 2022. - № 8. - С. 778-785.
5. Газизова, Л. Г. Концептуальные основы закупочной деятельности / Л. Г. Газизова // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 3. - С. 67-72.
6. Газизова, Л. Г. Основные модели оценки эффективности закупочной деятельности / Л. Г. Газизова // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 3. - С. 60-76.
7. Гордеев, К. С. Ключевые элементы закупочной деятельности предприятия / К. С. Гордеев // Гуманитарные научные исследования. - 2021.
• № 3. - С. 12-17.
8. Гордеев, К. С. Системы закупочной деятельности в логистике / К. С. Гордеев // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 11.
• С. 20-22.
9. Григорьев, М. А. Управленческие подходы по оптимизации закупочной логистики / М. А. Григорьев // Индустриальная экономика. - 2022. - № 3. - С. 194-200.
10. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для среднего профессионального образования / М. Н. Григорьев, В.
В. Ткач. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 507 с.
11. Духанина, Л. Д. Анализ показателей для совершенствования закупочной деятельности предприятия / Л. Д. Духанина // Наука, образование и культура. - 2022. - № 1. - С. 32-36.
12. Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев; под общей ред/ В. И. Сергеева. - М.: Юрайт, 2019. - 317 с.
13. Евтодиева, Т. Е. Стратегические постулаты закупочной логистики / Т. Е. Евтодиева // А-Фактор: научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 6-9.
14. Жук, С. И. Цифровая трансформация закупочной деятельности / С. И. Жук // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 1. - С. 728-731.
15. Зуева, О. Н. Закупочная логистика промышленного предприятия: теортический аспект / О. Н. Зуева // Функциональные области логистики. - 2019....36