Проблемы японо-китайской войны 1937-1945 годов в японских школьных учебниках
|
Введение 3
1. Изучение учебников и особенности преподавания истории. 9
1.1 Изучение учебников. 9
1.2 Специфика преподавания истории. 23
2. Отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 гг. в Китае и в Японии. 33
2.1 Китайский взгляд на события японо-китайской войны. 33
2.2 Японский взгляд на события японо-китайской войны. 48
3. Отражение событий японо-китайской войны в японских школьных учебниках. 58
3.1 Японские школьные учебники: период с окончания Второй мировой войны до 1993 года. 58
3.2 Современные японские учебники. 79
Заключение 106
Список использованной литературы и источников. 109
1. Изучение учебников и особенности преподавания истории. 9
1.1 Изучение учебников. 9
1.2 Специфика преподавания истории. 23
2. Отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 гг. в Китае и в Японии. 33
2.1 Китайский взгляд на события японо-китайской войны. 33
2.2 Японский взгляд на события японо-китайской войны. 48
3. Отражение событий японо-китайской войны в японских школьных учебниках. 58
3.1 Японские школьные учебники: период с окончания Второй мировой войны до 1993 года. 58
3.2 Современные японские учебники. 79
Заключение 106
Список использованной литературы и источников. 109
Последовательное и подробное изучение истории начинается в школе. Именно в рамках обязательного школьного образования люди получают знания об истории своей и других стран, формируют представление о собственной стране, ее месте в мировой истории, о ее нынешнем положении в системе международных отношений. Важно отметить, что знания, которые дети получают в школе, чаще всего не подвергаются сомнению в своей подлинности со стороны учащихся. После окончания школы изучение истории может продолжиться в университете, но уже на качественно другом уровне: в высшем учебном заведении от студента ожидается критическое отношение к знанию и способность оспаривать его справедливость. Однако для большинства людей изучение истории завершается с окончанием школы, и для них именно школа формирует образ своей страны.
Стоит задуматься, что же определяет содержание учебников, по которым мы учим историю, и нужно ли относиться к их содержанию, как к непреложной истине? Большая роль в определении содержания учебников принадлежит государству. Формы контроля могут быть разными: например, в школах может использоваться только один учебник, утвержденный министерством образования, или же могут существовать стандарты содержания учебника разной степени строгости, вырабатываемые тем же министерством, согласно которым будет проверяться содержание учебника. Таким образом, система массового государственного образования выполняет роль артикуляции государством взгляда на свою историю и на положение страны в мире. Неудивительно, что по этой причине содержание учебников истории может привлекать внимание других стран и вызывать возражения с их стороны. Однако образовательные программы, содержание учебников, порядок их написания - это дело сугубо внутреннее, поэтому возражения извне могут быть расценены как угроза суверенитету, а подчинение этим возражениям – как слабость.
Проблема содержания учебников истории особенно актуальна для стран Восточной Азии. Отношения между Японией и ее ближайшими соседями, КНР и Республикой Корея, а также с некоторыми странами ЮВА, остаются напряженными, а их улучшение упирается в решение так называемой проблемы «исторической памяти»: страны, пострадавшие от действий Японии в период Второй мировой войны полагают, что Япония не понесла всей полноты ответственности за совершенные злодеяния, не компенсировала причиненный ущерб и не принесла должных извинений. Проблема усложняется еще и тем фактом, что в последние годы Япония стремится стать «нормальной» страной, то есть она постепенно отменяет ограничения, касающиеся сферы обороны и военного строительства, которые были введены после поражения в войне. Желание стать «нормальной» страной воспринимается соседними странами как угроза собственной безопасности, поэтому одним из воплощений их обеспокоенности стало пристальное внимание к школьным учебниками истории, использующимся в системе школьного образования, которые, по мнению соседних стран, умалчивают о преступлениях, совершенных Японией в годы войны и воспитывают поколение, способное повторить трагические ошибки прошлого.
Целью данной работы было проанализировать, как менялось описание японо-китайской войны 1937-1945 годов с окончания войны до нынешнего времени, поскольку в основном именно этот фрагмент является объектом критики зарубежных стран; какие факторы повлияли на эти изменения, а также оценить содержание учебников, которые используются в школе сейчас.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с деятельностью международных организаций по исследованию учебников;
- изучить особенности преподавания такой дисциплины, как история;
- исследовать отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 годов в Китае и в Японии;
- проанализировать содержание японских учебников истории, использовавшихся с окончания Второй мировой войны до сегодняшнего дня.
Объектом исследования данной работы является содержание школьных учебников истории, а предметом – изложение событий японо-китайской войны 1937-1945 годов в японских школьных учебниках.
При написании диссертации использовались работы таких ученых, как В.Э. Молодяков, Д.В. Стрельцов,М. Эппл, Б. Андерсон, М. Ферро, Г. Мюллер, Г. Син, Д. Снайдер, С. Фостер, К. Кроуфорд, Т. Фудзитани, Дж. Уайт, Л.Ёнеяма, Л. Хейн, М. Сэлден, Д. Янг, Дж. Льюи, Э. Уикерс, Дж. Фогель, Б.Тадаси Вакабаяси, Т. Ёсида, Ё. Нодзаки, Т. Окамото иК. Роуз.
В трудах западного теоретика образования М. Эппла показано, как государство использует систему массового образования в качестве одного из средств распространения и закрепления определенной идеологии в обществе . Работа Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» и его концепция «воображаемых сообществ», изложенная в ней, показали, как важно образование для формирования национальной идентичности и как система образования способствует консолидации общества. Классический труд французского историка М. Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» представляет собой обширный обзор особенностей преподавания истории в разных странах, включая страны Африки, Европы и Азии. Анализ, проведенный Ферро, дает понять, что каждое государство стремится излагать собственную историю так, чтобы представить себя в наиболее выгодном свете, а значит несовпадения в описании одних и тех же событий разными странами закономерны и естественны.
Понять, как развивались международные исследования учебников и какое место в этих исследованиях занимала Япония, позволяют официальные документы, предоставляемые ЮНЕСКО, а также работа Ф. Пингеля, в которой описывается история становления такой области исследования, как изучение учебников, деятельность международных организаций в этой области, а также излагаются основные принципы, по которым проводились эти исследования.
Осознать специфику проблемы изложения истории в странах Восточной Азии позволяют коллективные монографии под редакцией Г. Мюллера, Г. Сина и Д. Снайдера, С. Фостера и К. Кроуфорд, в которых отдельно проанализированы особенности системы образования восточноазиатских стран и факторы, повлиявшие на ее формирование и нынешнее состояние.
Вопросы отношения к японо-китайской войне 1937-1945 годов, ее отражение в учебниках и отношение к этой проблеме в Японии и в Китае изложены в коллективных монографиях под редакцией Т. Фудзитани, Дж. УайтаиЛ. Ёнеяма, Л. ХейниМ. Сэлдена, Д. ЯнгаиДж. Льюи, Э. Уикерса.
Подробно отношение к наиболее спорным событиям войны, в частности, к Нанкинской резне, разбирается в работах под редакцией Дж. Фогеля, Б. Тадаси Вакабаяси и Т. Ёсида.
Среди российских авторов следует отметить работы В. Э. Молодякова и Д.В. Стрельцова. В.Э. Молодяков подробно разрабатывал проблему восприятия собственной истории в Японии. В его работах исследуется вопрос о том, как в японском обществе формировались различные точки зрения касательно того, как следует относиться к истории войны. Д.В.Стрельцов дает общий обзор причин возникновения и развития проблем исторического прошлого, присутствующих в отношениях Японии с другими странами.
Отдельно необходимо отметить работу Ё. Нодзаки, представляющую собой последовательный и детальный анализ политики Японии в сфере образования, в котором большое внимание было уделено описанию изменений внутриполитического курса, которые оказали влияние на сферу образования. Также весьма важной для исследования была работа Т.Окамото, в которой собраны выдержки из японских учебников истории разных издательств и разных годов издания, показывающие изменение отношения к спорным вопросам описания войны. Трансформация содержания японских учебников в зависимости от международной обстановки раскрыта в книге К. Роуз.
Кроме этих трудов, при написании работы использовались периодические издания, посвященные проблемам образования и истории, а также специфике стран Азиатско-Тихоокеанского региона, различные Интернет-ресурсы, а также японские школьные учебники истории различных издательств и годов издания. Основными методами при написании работы были: анализ, сравнение, контент-анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Стоит задуматься, что же определяет содержание учебников, по которым мы учим историю, и нужно ли относиться к их содержанию, как к непреложной истине? Большая роль в определении содержания учебников принадлежит государству. Формы контроля могут быть разными: например, в школах может использоваться только один учебник, утвержденный министерством образования, или же могут существовать стандарты содержания учебника разной степени строгости, вырабатываемые тем же министерством, согласно которым будет проверяться содержание учебника. Таким образом, система массового государственного образования выполняет роль артикуляции государством взгляда на свою историю и на положение страны в мире. Неудивительно, что по этой причине содержание учебников истории может привлекать внимание других стран и вызывать возражения с их стороны. Однако образовательные программы, содержание учебников, порядок их написания - это дело сугубо внутреннее, поэтому возражения извне могут быть расценены как угроза суверенитету, а подчинение этим возражениям – как слабость.
Проблема содержания учебников истории особенно актуальна для стран Восточной Азии. Отношения между Японией и ее ближайшими соседями, КНР и Республикой Корея, а также с некоторыми странами ЮВА, остаются напряженными, а их улучшение упирается в решение так называемой проблемы «исторической памяти»: страны, пострадавшие от действий Японии в период Второй мировой войны полагают, что Япония не понесла всей полноты ответственности за совершенные злодеяния, не компенсировала причиненный ущерб и не принесла должных извинений. Проблема усложняется еще и тем фактом, что в последние годы Япония стремится стать «нормальной» страной, то есть она постепенно отменяет ограничения, касающиеся сферы обороны и военного строительства, которые были введены после поражения в войне. Желание стать «нормальной» страной воспринимается соседними странами как угроза собственной безопасности, поэтому одним из воплощений их обеспокоенности стало пристальное внимание к школьным учебниками истории, использующимся в системе школьного образования, которые, по мнению соседних стран, умалчивают о преступлениях, совершенных Японией в годы войны и воспитывают поколение, способное повторить трагические ошибки прошлого.
Целью данной работы было проанализировать, как менялось описание японо-китайской войны 1937-1945 годов с окончания войны до нынешнего времени, поскольку в основном именно этот фрагмент является объектом критики зарубежных стран; какие факторы повлияли на эти изменения, а также оценить содержание учебников, которые используются в школе сейчас.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с деятельностью международных организаций по исследованию учебников;
- изучить особенности преподавания такой дисциплины, как история;
- исследовать отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 годов в Китае и в Японии;
- проанализировать содержание японских учебников истории, использовавшихся с окончания Второй мировой войны до сегодняшнего дня.
Объектом исследования данной работы является содержание школьных учебников истории, а предметом – изложение событий японо-китайской войны 1937-1945 годов в японских школьных учебниках.
При написании диссертации использовались работы таких ученых, как В.Э. Молодяков, Д.В. Стрельцов,М. Эппл, Б. Андерсон, М. Ферро, Г. Мюллер, Г. Син, Д. Снайдер, С. Фостер, К. Кроуфорд, Т. Фудзитани, Дж. Уайт, Л.Ёнеяма, Л. Хейн, М. Сэлден, Д. Янг, Дж. Льюи, Э. Уикерс, Дж. Фогель, Б.Тадаси Вакабаяси, Т. Ёсида, Ё. Нодзаки, Т. Окамото иК. Роуз.
В трудах западного теоретика образования М. Эппла показано, как государство использует систему массового образования в качестве одного из средств распространения и закрепления определенной идеологии в обществе . Работа Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» и его концепция «воображаемых сообществ», изложенная в ней, показали, как важно образование для формирования национальной идентичности и как система образования способствует консолидации общества. Классический труд французского историка М. Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» представляет собой обширный обзор особенностей преподавания истории в разных странах, включая страны Африки, Европы и Азии. Анализ, проведенный Ферро, дает понять, что каждое государство стремится излагать собственную историю так, чтобы представить себя в наиболее выгодном свете, а значит несовпадения в описании одних и тех же событий разными странами закономерны и естественны.
Понять, как развивались международные исследования учебников и какое место в этих исследованиях занимала Япония, позволяют официальные документы, предоставляемые ЮНЕСКО, а также работа Ф. Пингеля, в которой описывается история становления такой области исследования, как изучение учебников, деятельность международных организаций в этой области, а также излагаются основные принципы, по которым проводились эти исследования.
Осознать специфику проблемы изложения истории в странах Восточной Азии позволяют коллективные монографии под редакцией Г. Мюллера, Г. Сина и Д. Снайдера, С. Фостера и К. Кроуфорд, в которых отдельно проанализированы особенности системы образования восточноазиатских стран и факторы, повлиявшие на ее формирование и нынешнее состояние.
Вопросы отношения к японо-китайской войне 1937-1945 годов, ее отражение в учебниках и отношение к этой проблеме в Японии и в Китае изложены в коллективных монографиях под редакцией Т. Фудзитани, Дж. УайтаиЛ. Ёнеяма, Л. ХейниМ. Сэлдена, Д. ЯнгаиДж. Льюи, Э. Уикерса.
Подробно отношение к наиболее спорным событиям войны, в частности, к Нанкинской резне, разбирается в работах под редакцией Дж. Фогеля, Б. Тадаси Вакабаяси и Т. Ёсида.
Среди российских авторов следует отметить работы В. Э. Молодякова и Д.В. Стрельцова. В.Э. Молодяков подробно разрабатывал проблему восприятия собственной истории в Японии. В его работах исследуется вопрос о том, как в японском обществе формировались различные точки зрения касательно того, как следует относиться к истории войны. Д.В.Стрельцов дает общий обзор причин возникновения и развития проблем исторического прошлого, присутствующих в отношениях Японии с другими странами.
Отдельно необходимо отметить работу Ё. Нодзаки, представляющую собой последовательный и детальный анализ политики Японии в сфере образования, в котором большое внимание было уделено описанию изменений внутриполитического курса, которые оказали влияние на сферу образования. Также весьма важной для исследования была работа Т.Окамото, в которой собраны выдержки из японских учебников истории разных издательств и разных годов издания, показывающие изменение отношения к спорным вопросам описания войны. Трансформация содержания японских учебников в зависимости от международной обстановки раскрыта в книге К. Роуз.
Кроме этих трудов, при написании работы использовались периодические издания, посвященные проблемам образования и истории, а также специфике стран Азиатско-Тихоокеанского региона, различные Интернет-ресурсы, а также японские школьные учебники истории различных издательств и годов издания. Основными методами при написании работы были: анализ, сравнение, контент-анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Изучение японских учебников истории подтвердило справедливость слов М.Ферро о том, что тон изложения истории в учебниках красноречиво говорит порой не только об описываемых событиях, но и о самом времени создания учебника. Государство определяет содержание учебников, поэтому текущий политический курс неизбежно влияет на то, какие события предаются забвению, а какие напротив, выносятся на всеобщее внимание.
История – это мощный ресурс, который можно использовать для консолидации общества, легитимации существующей власти и воспитания национальной идентичности. По этой причине неудивительно, что государственный контроль в этой сфере будет очень высок, особенно у вновь образованных государств или стран, столкнувшихся с кризисами идентичности. Естественно, что такие государства будет стремится распространять то видение мира у своих граждан, которое обеспечит их наибольшую лояльность, потому неудивительно, что описание одних и тех же событий в учебниках разных стран будет различаться. Это относится к странам Восточной Азии. Несмотря на то, что международные организации, такие как, например, ЮНЕСКО, предпринимали попытки вмешаться в образовательную сферу и изменить содержание учебной программы, они не всегда преуспевали в этом.
Однако проследив за изменениями содержания японских школьных учебников, в частности, той их части, которая связана с войной, удалось установить, какие факторы, кроме политического курса государства, могут влиять на образовательную систему. В случае Японии к ним относятся и политика оккупационных властей, на которую серьезное воздействие оказала международная обстановка, и война во Вьетнаме, и общественный резонанс, вызванный курсом правительства на изменение учебников. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что государство обеспечивает функционирование и контролирует систему массового образования, оно не обладает абсолютной монополией на то знание, которое транслируется в массы с ее помощью. Содержание учебников получило официальный протест со стороны Китая и Республики Корея, однако наибольшим воздействием на содержание учебников оказал протест граждан самой Японии.
Случай Японии показывает, что не только другие государства, которые не согласны с содержанием образовательных программ, могут влиять на них по дипломатическим каналам, но и само население страны может протестовать против той картины мира, которая ему навязывается. Так, японское общество отказалось продолжить свое развитие, опираясь на консервативные ценности, так как оно помнило, что они не прошли проверку войной, и это привело к качественным изменениям в тексте учебников. Примечательно, однако, что на процесс переосмысления обществом содержания учебников в значительной степени повлияли события, происходившие за рубежом - война во Вьетнаме. Но именно обществу, в особенности прогрессивной части академического сообщества, которая стремится к ответственной передаче знаний молодому поколению о прошлом страны для предотвращения повтора ошибок, совершенных ранее, принадлежит заслуга в том, что учебники были в конечном счете изменены. Консервативные силы, стремившиеся с помощью административных средств (обязательной проверки учебников) воспитать поколение, которое бы не несло бремя вины за события войны, потерпели поражение. Как показал анализ современных учебников, даже кризисы 1990-х годов не привели к забвению уроков войны и отказу от своего прошлого: в современных учебниках перечислены все основные моменты, за включение которых ратовали японские историки. История изменения японских школьных учебников представляет собой наглядную иллюстрацию стремления государства с помощью системы образования воспитать определенные установки в обществе, которое разбивается о протесты не только извне, но и изнутри страны. Тем не менее, на сегодняшний день Японии идет по пути постепенной отмены ограничений, наложенных на нее после Второй мировой войны, и стремится расстаться с военным прошлым. Удастся ли японскому обществу в будущем отстоять неприкосновенность собственной истории – вопрос, который остается открытым.
История – это мощный ресурс, который можно использовать для консолидации общества, легитимации существующей власти и воспитания национальной идентичности. По этой причине неудивительно, что государственный контроль в этой сфере будет очень высок, особенно у вновь образованных государств или стран, столкнувшихся с кризисами идентичности. Естественно, что такие государства будет стремится распространять то видение мира у своих граждан, которое обеспечит их наибольшую лояльность, потому неудивительно, что описание одних и тех же событий в учебниках разных стран будет различаться. Это относится к странам Восточной Азии. Несмотря на то, что международные организации, такие как, например, ЮНЕСКО, предпринимали попытки вмешаться в образовательную сферу и изменить содержание учебной программы, они не всегда преуспевали в этом.
Однако проследив за изменениями содержания японских школьных учебников, в частности, той их части, которая связана с войной, удалось установить, какие факторы, кроме политического курса государства, могут влиять на образовательную систему. В случае Японии к ним относятся и политика оккупационных властей, на которую серьезное воздействие оказала международная обстановка, и война во Вьетнаме, и общественный резонанс, вызванный курсом правительства на изменение учебников. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что государство обеспечивает функционирование и контролирует систему массового образования, оно не обладает абсолютной монополией на то знание, которое транслируется в массы с ее помощью. Содержание учебников получило официальный протест со стороны Китая и Республики Корея, однако наибольшим воздействием на содержание учебников оказал протест граждан самой Японии.
Случай Японии показывает, что не только другие государства, которые не согласны с содержанием образовательных программ, могут влиять на них по дипломатическим каналам, но и само население страны может протестовать против той картины мира, которая ему навязывается. Так, японское общество отказалось продолжить свое развитие, опираясь на консервативные ценности, так как оно помнило, что они не прошли проверку войной, и это привело к качественным изменениям в тексте учебников. Примечательно, однако, что на процесс переосмысления обществом содержания учебников в значительной степени повлияли события, происходившие за рубежом - война во Вьетнаме. Но именно обществу, в особенности прогрессивной части академического сообщества, которая стремится к ответственной передаче знаний молодому поколению о прошлом страны для предотвращения повтора ошибок, совершенных ранее, принадлежит заслуга в том, что учебники были в конечном счете изменены. Консервативные силы, стремившиеся с помощью административных средств (обязательной проверки учебников) воспитать поколение, которое бы не несло бремя вины за события войны, потерпели поражение. Как показал анализ современных учебников, даже кризисы 1990-х годов не привели к забвению уроков войны и отказу от своего прошлого: в современных учебниках перечислены все основные моменты, за включение которых ратовали японские историки. История изменения японских школьных учебников представляет собой наглядную иллюстрацию стремления государства с помощью системы образования воспитать определенные установки в обществе, которое разбивается о протесты не только извне, но и изнутри страны. Тем не менее, на сегодняшний день Японии идет по пути постепенной отмены ограничений, наложенных на нее после Второй мировой войны, и стремится расстаться с военным прошлым. Удастся ли японскому обществу в будущем отстоять неприкосновенность собственной истории – вопрос, который остается открытым.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В КНР
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительный анализ японского и итальянского колониализма в первой половине ХХ века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЯПОНИИ В СОЗНАНИИ КИТАЙЦЕВ
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



