Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы японо-китайской войны 1937-1945 годов в японских школьных учебниках

Работа №139197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Изучение учебников и особенности преподавания истории. 9
1.1 Изучение учебников. 9
1.2 Специфика преподавания истории. 23
2. Отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 гг. в Китае и в Японии. 33
2.1 Китайский взгляд на события японо-китайской войны. 33
2.2 Японский взгляд на события японо-китайской войны. 48
3. Отражение событий японо-китайской войны в японских школьных учебниках. 58
3.1 Японские школьные учебники: период с окончания Второй мировой войны до 1993 года. 58
3.2 Современные японские учебники. 79
Заключение 106
Список использованной литературы и источников. 109


Последовательное и подробное изучение истории начинается в школе. Именно в рамках обязательного школьного образования люди получают знания об истории своей и других стран, формируют представление о собственной стране, ее месте в мировой истории, о ее нынешнем положении в системе международных отношений. Важно отметить, что знания, которые дети получают в школе, чаще всего не подвергаются сомнению в своей подлинности со стороны учащихся. После окончания школы изучение истории может продолжиться в университете, но уже на качественно другом уровне: в высшем учебном заведении от студента ожидается критическое отношение к знанию и способность оспаривать его справедливость. Однако для большинства людей изучение истории завершается с окончанием школы, и для них именно школа формирует образ своей страны.
Стоит задуматься, что же определяет содержание учебников, по которым мы учим историю, и нужно ли относиться к их содержанию, как к непреложной истине? Большая роль в определении содержания учебников принадлежит государству. Формы контроля могут быть разными: например, в школах может использоваться только один учебник, утвержденный министерством образования, или же могут существовать стандарты содержания учебника разной степени строгости, вырабатываемые тем же министерством, согласно которым будет проверяться содержание учебника. Таким образом, система массового государственного образования выполняет роль артикуляции государством взгляда на свою историю и на положение страны в мире. Неудивительно, что по этой причине содержание учебников истории может привлекать внимание других стран и вызывать возражения с их стороны. Однако образовательные программы, содержание учебников, порядок их написания - это дело сугубо внутреннее, поэтому возражения извне могут быть расценены как угроза суверенитету, а подчинение этим возражениям – как слабость.
Проблема содержания учебников истории особенно актуальна для стран Восточной Азии. Отношения между Японией и ее ближайшими соседями, КНР и Республикой Корея, а также с некоторыми странами ЮВА, остаются напряженными, а их улучшение упирается в решение так называемой проблемы «исторической памяти»: страны, пострадавшие от действий Японии в период Второй мировой войны полагают, что Япония не понесла всей полноты ответственности за совершенные злодеяния, не компенсировала причиненный ущерб и не принесла должных извинений. Проблема усложняется еще и тем фактом, что в последние годы Япония стремится стать «нормальной» страной, то есть она постепенно отменяет ограничения, касающиеся сферы обороны и военного строительства, которые были введены после поражения в войне. Желание стать «нормальной» страной воспринимается соседними странами как угроза собственной безопасности, поэтому одним из воплощений их обеспокоенности стало пристальное внимание к школьным учебниками истории, использующимся в системе школьного образования, которые, по мнению соседних стран, умалчивают о преступлениях, совершенных Японией в годы войны и воспитывают поколение, способное повторить трагические ошибки прошлого.
Целью данной работы было проанализировать, как менялось описание японо-китайской войны 1937-1945 годов с окончания войны до нынешнего времени, поскольку в основном именно этот фрагмент является объектом критики зарубежных стран; какие факторы повлияли на эти изменения, а также оценить содержание учебников, которые используются в школе сейчас.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с деятельностью международных организаций по исследованию учебников;
- изучить особенности преподавания такой дисциплины, как история;
- исследовать отношение к событиям японо-китайской войны 1937-1945 годов в Китае и в Японии;
- проанализировать содержание японских учебников истории, использовавшихся с окончания Второй мировой войны до сегодняшнего дня.
Объектом исследования данной работы является содержание школьных учебников истории, а предметом – изложение событий японо-китайской войны 1937-1945 годов в японских школьных учебниках.
При написании диссертации использовались работы таких ученых, как В.Э. Молодяков, Д.В. Стрельцов,М. Эппл, Б. Андерсон, М. Ферро, Г. Мюллер, Г. Син, Д. Снайдер, С. Фостер, К. Кроуфорд, Т. Фудзитани, Дж. Уайт, Л.Ёнеяма, Л. Хейн, М. Сэлден, Д. Янг, Дж. Льюи, Э. Уикерс, Дж. Фогель, Б.Тадаси Вакабаяси, Т. Ёсида, Ё. Нодзаки, Т. Окамото иК. Роуз.
В трудах западного теоретика образования М. Эппла показано, как государство использует систему массового образования в качестве одного из средств распространения и закрепления определенной идеологии в обществе . Работа Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» и его концепция «воображаемых сообществ», изложенная в ней, показали, как важно образование для формирования национальной идентичности и как система образования способствует консолидации общества. Классический труд французского историка М. Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» представляет собой обширный обзор особенностей преподавания истории в разных странах, включая страны Африки, Европы и Азии. Анализ, проведенный Ферро, дает понять, что каждое государство стремится излагать собственную историю так, чтобы представить себя в наиболее выгодном свете, а значит несовпадения в описании одних и тех же событий разными странами закономерны и естественны.
Понять, как развивались международные исследования учебников и какое место в этих исследованиях занимала Япония, позволяют официальные документы, предоставляемые ЮНЕСКО, а также работа Ф. Пингеля, в которой описывается история становления такой области исследования, как изучение учебников, деятельность международных организаций в этой области, а также излагаются основные принципы, по которым проводились эти исследования.
Осознать специфику проблемы изложения истории в странах Восточной Азии позволяют коллективные монографии под редакцией Г. Мюллера, Г. Сина и Д. Снайдера, С. Фостера и К. Кроуфорд, в которых отдельно проанализированы особенности системы образования восточноазиатских стран и факторы, повлиявшие на ее формирование и нынешнее состояние.
Вопросы отношения к японо-китайской войне 1937-1945 годов, ее отражение в учебниках и отношение к этой проблеме в Японии и в Китае изложены в коллективных монографиях под редакцией Т. Фудзитани, Дж. УайтаиЛ. Ёнеяма, Л. ХейниМ. Сэлдена, Д. ЯнгаиДж. Льюи, Э. Уикерса.
Подробно отношение к наиболее спорным событиям войны, в частности, к Нанкинской резне, разбирается в работах под редакцией Дж. Фогеля, Б. Тадаси Вакабаяси и Т. Ёсида.
Среди российских авторов следует отметить работы В. Э. Молодякова и Д.В. Стрельцова. В.Э. Молодяков подробно разрабатывал проблему восприятия собственной истории в Японии. В его работах исследуется вопрос о том, как в японском обществе формировались различные точки зрения касательно того, как следует относиться к истории войны. Д.В.Стрельцов дает общий обзор причин возникновения и развития проблем исторического прошлого, присутствующих в отношениях Японии с другими странами.
Отдельно необходимо отметить работу Ё. Нодзаки, представляющую собой последовательный и детальный анализ политики Японии в сфере образования, в котором большое внимание было уделено описанию изменений внутриполитического курса, которые оказали влияние на сферу образования. Также весьма важной для исследования была работа Т.Окамото, в которой собраны выдержки из японских учебников истории разных издательств и разных годов издания, показывающие изменение отношения к спорным вопросам описания войны. Трансформация содержания японских учебников в зависимости от международной обстановки раскрыта в книге К. Роуз.
Кроме этих трудов, при написании работы использовались периодические издания, посвященные проблемам образования и истории, а также специфике стран Азиатско-Тихоокеанского региона, различные Интернет-ресурсы, а также японские школьные учебники истории различных издательств и годов издания. Основными методами при написании работы были: анализ, сравнение, контент-анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение японских учебников истории подтвердило справедливость слов М.Ферро о том, что тон изложения истории в учебниках красноречиво говорит порой не только об описываемых событиях, но и о самом времени создания учебника. Государство определяет содержание учебников, поэтому текущий политический курс неизбежно влияет на то, какие события предаются забвению, а какие напротив, выносятся на всеобщее внимание.
История – это мощный ресурс, который можно использовать для консолидации общества, легитимации существующей власти и воспитания национальной идентичности. По этой причине неудивительно, что государственный контроль в этой сфере будет очень высок, особенно у вновь образованных государств или стран, столкнувшихся с кризисами идентичности. Естественно, что такие государства будет стремится распространять то видение мира у своих граждан, которое обеспечит их наибольшую лояльность, потому неудивительно, что описание одних и тех же событий в учебниках разных стран будет различаться. Это относится к странам Восточной Азии. Несмотря на то, что международные организации, такие как, например, ЮНЕСКО, предпринимали попытки вмешаться в образовательную сферу и изменить содержание учебной программы, они не всегда преуспевали в этом.
Однако проследив за изменениями содержания японских школьных учебников, в частности, той их части, которая связана с войной, удалось установить, какие факторы, кроме политического курса государства, могут влиять на образовательную систему. В случае Японии к ним относятся и политика оккупационных властей, на которую серьезное воздействие оказала международная обстановка, и война во Вьетнаме, и общественный резонанс, вызванный курсом правительства на изменение учебников. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что государство обеспечивает функционирование и контролирует систему массового образования, оно не обладает абсолютной монополией на то знание, которое транслируется в массы с ее помощью. Содержание учебников получило официальный протест со стороны Китая и Республики Корея, однако наибольшим воздействием на содержание учебников оказал протест граждан самой Японии.
Случай Японии показывает, что не только другие государства, которые не согласны с содержанием образовательных программ, могут влиять на них по дипломатическим каналам, но и само население страны может протестовать против той картины мира, которая ему навязывается. Так, японское общество отказалось продолжить свое развитие, опираясь на консервативные ценности, так как оно помнило, что они не прошли проверку войной, и это привело к качественным изменениям в тексте учебников. Примечательно, однако, что на процесс переосмысления обществом содержания учебников в значительной степени повлияли события, происходившие за рубежом - война во Вьетнаме. Но именно обществу, в особенности прогрессивной части академического сообщества, которая стремится к ответственной передаче знаний молодому поколению о прошлом страны для предотвращения повтора ошибок, совершенных ранее, принадлежит заслуга в том, что учебники были в конечном счете изменены. Консервативные силы, стремившиеся с помощью административных средств (обязательной проверки учебников) воспитать поколение, которое бы не несло бремя вины за события войны, потерпели поражение. Как показал анализ современных учебников, даже кризисы 1990-х годов не привели к забвению уроков войны и отказу от своего прошлого: в современных учебниках перечислены все основные моменты, за включение которых ратовали японские историки. История изменения японских школьных учебников представляет собой наглядную иллюстрацию стремления государства с помощью системы образования воспитать определенные установки в обществе, которое разбивается о протесты не только извне, но и изнутри страны. Тем не менее, на сегодняшний день Японии идет по пути постепенной отмены ограничений, наложенных на нее после Второй мировой войны, и стремится расстаться с военным прошлым. Удастся ли японскому обществу в будущем отстоять неприкосновенность собственной истории – вопрос, который остается открытым.



1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288с.
2. Говоров А. В. Проект базового закона об образовании в контексте проблемы пересмотра конституции Японии // Япония 2007. Ежегодник. – М.: «АИРО-ХХI», 2007. 300 с.
3. Дэн Сяопин Насущные задачи партии на организационном и идеологическом фронтах / Основные вопросы современного Китая. Пер. с кит. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
4. Железняк О.Н. О принятии в Японии нового Основного закона об образовании // Актуальные проблемы современной Японии. Вып. XXIV. М.: ИДВ РАН, 2009. С. 108-118.
5. Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 2. 1868-1998. М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 703 с.
6. Молодяков В. «Мазохисты» против «патриотов» (дискуссии о «Нанкинской резне» и послевоенное общество). // Япония: экономика, политика, общество на заре ХХI в. М.: Восточная литература РАН, 2003. С. 290-314.
7. Молодяков В. Между гордостью и стыдом (восприятие национальной истории в послевоенной Японии). // Япония: собрание очерков «вслед за кистью» (дзуйхитцу). М.: Восточная литература РАН, 200. С. 189-211.
8. Молодяков В. Россия и Япония: меч на весах: неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948): историческое исследование / М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. 379 с.
9. Молодяков В.Э. История Японии. XX век. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2007. 528 с. С. 305-311.
10. Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых: По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М.: Юрид. лит., 1985. 360 с.
11. Смирнов Л.Н ., Зайцев Е.Б. Суд в Токио. М.: Воениздат, 1984, 575 с.
12. Стрельцов Д.В. Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии со странами-соседями: истоки и эволюция политики / Д.В. Стрельцов // Проблемы Дальнего Востока. – 2014. – №6. – С. 19 – 31.
13. ¬Стрельцов Д. В. Проблемы исторического прошлого в послевоенных отношениях со странами Восточной Азии // Япония 2014. Ежегодник. – М.: АИРО-XXI, 2014. – С. 7-27.
14. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр. – М.: Высш. Шк., 1992. – 351 с.

(Наанглийскомязыке)
15. Apple M.W. Education and power. Routledge, 2011, 246 p.
16. Apple M.W. Ideology and curriculum, 3rd edition, Routledge, 2004, 265 p.
17. Akimasa M. Rewriting history in a textbook in contemporary Japan. // Designing History in East Asian Textbooks: Identity Politics and transnational aspirations, ed. G. Müller. London: Routledge, 2011. P.: 163-180. P. 164-166.
18. Awaya K. The Tokyo Tribunal, War Responsibility and the Japanese People // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus, vol.4, 2, 16.02.2006. URL: https://apjjf.org/-Awaya-Kentaro/2061/article.html (дата обращения: 14.01.2018).
19. Beal T., Nozaki Y., Yang J. Ghosts Of The Past The Japanese History Textbook Controversy // New Zealand Journal of Asian Studies, 3 (2), 2001. Pp. 177-188. P.180. URL:http://www.nzasia.org.nz/downloads/NZJAS-Dec01/Textbook.pdf (дата обращения: 29.03.2018).
20. Benjamin C. Duke The Textbook Controversy // Japan Quarterly, 19, 1972). Рр. 337-352.
21. Bu Ping Transnational dialogues in the making of modern East Asian history: collaborative project to write History textbooks // Rethinking Japanese Studies: Eurocentrism and the Asia-Pacific Region, eds. Kaori Okano, Yoshio Sugimoto, Routledge: Taylor & Francis, 2018, pp. 246.
22. Bukh A. Japan's History Textbooks Debate: National Identity in Narratives of Victimhood and Victimization // Asian Survey, vol. 47, №5, 2007. Pp.:683-704.
23. Censoring History: Citizenship and Memory in Japan, Germany, and the United States Asia and the Pacific, eds. Hein L., Selden M. M.E. Sharpe, 2000. 301 p.
24. Censoring opinion of textbooks by the Ministry of Education in 1980, Asahi Shimbun Evening Edition.
25. Chang I. The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II. Basic Books, 2010. 360 pp.
26. Chung Jae-Jeong Historical conflict and dialogue between Korea and Japan: a focus on Japanese history. // Designing history in East Asian textbooks: Identity politics and transnational aspirations, ed. G. Müller, London and New York, Routledge, 2011, 290 pp. P. 207-228.
27. Comprehensive Strategy for Textbooks and Learning Materials, UNESCO, 2005, 53 p.
28. Crawford K. Culture Wars: Japanese History Textbooks and the Construction of Official Memory // What shall we tell the children?: international perspectives on school history textbooks, eds. S. J. Foster, K. A. Crawford, Information Age Publishing Inc., 2006. P.: 49-68.
29. Daqing Yang The malleable and the contested: the Nanjing Massacre in Postwar China and Japan // Perilous Memories: The Asia-Pacific War(s), eds.: T. Fujitani, Geoffrey M. White, L. . Yoneyama, Duke University Press Books, 2001. 451 pp. Pp. 50-86.
30. Dennehy K. Hayashi Fusao: ''Affirmation of the Greater East Aian War’’, 1963 // Pan-Asianism: A Documentary History, 1920–Present, eds.: Sven Saaler, Christopher W. A. Szpilman, Rowman & Littlefield Publishers, 2011. Pp. 307-316.
31. Eykholt M. Aggression, Victimization, and Chinese Historiography of the Nanjing Massacre. // The Nanjing Massacre in History and Historiography, ed. J.A. Fogel, University of California Press, 2000. P. 11-69.
32. Hayashi H. Disputes in Japan over the Japanese Military “Comfort Women” System and Its Perception in History // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 617, 2008, pp. 123-132. P. 125. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0002716208314191 (дата обращения: 21.03.2018).
33. History textbooks // Rethinking Japanese Studies: Eurocentrism and the Asia-Pacific Region, eds. Kaori Okano, Yoshio Sugimoto, Routledge: Taylor & Francis, 2018, pp. 246.
34. Ienaga S. The Glorification of War in Japanese Education International Security Vol. 18, No. 3 (Winter, 1993-1994), pp. 113-133.
35. Jeffrey Alexander, Rui Gao Remembrance of Things Past: Cultural Trauma, the “Nanking Massacre” and Chinese Identity // Peking-Yale University Conference Publication on Tradition & Modernity: Comparative Perspectives, Beijing: Peking University Press, 2007. Pp. 266-294.
36. John Caiger Ienaga Saburo and the First Postwar Japanese History Textbook // Modern Asian Studies, Cambridge University Press, Vol. 3, No. 1, 1969. Рp. 1-16.
37. John K. Nelson Tempest in a Textbook: A Report on the New Middle-School History Textbook in Japan, Critical Asian Studies, 34:1, 2002, pp. 129-148.
38. Jones A. Toward pluralism? The politics of history textbooks in South Korea, Taiwan and China // History Textbooks and the Wars in Asia, eds. Gi-Wook Shin, D.C. Sneider, London: Routledge, 2011, Pp. 208-229.
39. Katada S. N. Why Did Japan Suspend Foreign Aid to China? Japan's Foreign Aid Decision-Making and Sources of Aid Sanction // Social Science Japan Journal, Vol. 4, No. 1 (Apr., 2001), pp. 39-58.
40. Kawano N. Political Outcomes of the Slips of the Tongue of Japanese Ministers // International Radiation Information Center, Research Institute for Radiation Biology and Medicine, Hiroshima University, Hiroshima Peace Science, 24, 2002, pp. 197-221. P. 24. URL:http://home.hiroshima-u.ac.jp/~heiwa/JNL/24/KawaMatsu.PDF (дата обращения: 15.04.2018).
41. Lebowitz A., Yoshifumi T. The Hearts of Children: Morality, Patriotism, and the New Curricular Guidelines // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus, vol.6, 8, 1.08.2008. URL:https://apjjf.org/-Adam-Lebowitz/2860/article.html (дата обращения: 14.01.2018).
42. Minear, Richard H. (1971). Victor's Justice: The Tokyo War Crimes Trial. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 254 p..
43. Mitani H. Japan’s History Textbook System and Its Controversies // Toward a History Beyond Borders: Contentious Issues in Sino-Japanese Relations, eds. D. Yang, J,Liu, Harvard University Asia Center, 2012. 340 p.
44. Myon-Woo Lee Textbook conflicts and Korea-Japan relations // The Journal of East Asian Affairs, Institute for National Security Strategy, Vol. 15, No. 2 (Fall/Winter 2001), pp. 421-446.
45. Nitta K. A. The Politics of Structural Education Reform. Routledge, 2008, 250 p. P. 158-160.
46. Nozaki Y. Japanese Politics and the History Textbook Controversy, 1945–2001 // History Education and National Identity in East Asia, ed. E. Vickers, 2005, 358 p.
47. Nozaki Y. War Memory, Nationalism and Education in Postwar Japan, 1945–2007: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo’s court challenges. Routledge, 2008. 219 p.
48. Perilous Memories: The Asia-Pacific War(s), eds.: T. Fujitani, Geoffrey M., White, L. Yoneyama, Duke University Press Books, 2001. 451 pp.
49. Pingel F. UNSECO guidebook on textbook research and textbook revision. UNESCO, 2010. 83 p.
50. Rose C. Sino-Japanese Relations: Facing the past, looking to the future? RoutledgeCurzon, 2005. 192 p.
51. Saaler S. Nationalism and History in Contemporary Japan // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus, vol.14, 20 (7), 2016. URL: http://apjjf.org/2016/20/Saaler.html (датаобращения: 21.01.2018).
52. Saburo Okita Japan, China and the United States: Economic Relations and Prospects // Foreign Affairs, vol. 57 (5), 1979. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/1979-06-01/japan-china-and-united-states-economic-relations-and-prospects (дата обращения: 12.03.2018).
53. Schneider C. The Japanese History Textbook Controversy in East Asian Perspective // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 617(1), 2008, pp.:107-122. P. 112. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0002716208314359 (дата обращения: 21.03.2018).
54. Selden M., Nozaki Y. Japanese Textbook Controversies, Nationalism, and Historical Memory: Intra- and Inter-national Conflicts // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus, vol.7, 24 (5), 2009. URL: https://apjjf.org/-Mark-Selden/3173/article.html (дата обращения: 24.01.2018).
55. Shibata R. Globalization, politics of history memory, and Enmification in Sino-Japanese relations // Nation-Building and History Education in a Global Culture, ed. J. Zajda, 2015, p. 197. P. 67-81.
56. Szczepanska K. The Politics of War Memory in Japan Progressive Civil Society Groups and Contestation of Memory of the Asia-Pacific War, Routledge, 2014, pp.250. P. 154.
57. Tadashi Wakabayashi B. The Nanking 100-Man Killing Contest Debate, 1971-1975 // The Nanking atrocity, 1937-1938: Complicating the Picture. New York: Berghahn Books, 2007. Pp. 115-148.
58. The Nanking atrocity, 1937-1938: Complicating the Picture. Eds. Tadashi Wakabayashi B. New York: Berghahn Books, 2007. Pp. 456.
59. Tomatsu H. Japanese history textbooks in comparative perspective // History Textbooks and the Wars in Asia, eds. Gi-Wook Shin, D.C. Sneider, London: Routledge, 2011, Pp. 115-139.
60. Toward a History Beyond Borders: Contentious Issues in Sino-Japanese Relations, eds. Daqing Yang, Jie Lui, Harvard University Asia Center, 2012, 488 pp.
61. Van John Sant, Peter Mauch, Yoneyuki Sugita The A to Z of United States-Japan Relations. Scarecrow Press, 2010. 350 pp.
62. Vollmer K. The construction of ‘self’ and Western and Asian ‘others’ in contemporary Japanese civics and ethics textbooks // Designing History in East Asian Textbooks: Identity Politics and transnational aspirations, ed. G. Müller. London: Routledge, 2011. P.: 60-85.
63. Xiaohong Xu, Lyn Spillman. Political Centres, Progressive Narratives and Cultural Trauma: Coming to Terms with the Nanjing Massacre in China, 1937–1979 // Northeast Asia’s Difficult Past Essays in Collective Memory, eds: Kim, M., Schwartz, B. Palgrave McMillan, 2010. Pp. 101-128.
64. Y.H. Thakur History Textbook Reform in Allied Occupied Japan, 1945-52 // History of Education Quarterly, Vol. 35, No. 3, 1995, pp. 261-278. P. 274 URL: http://www.jstor.org/stable/369749 (датаобращения: 9.02.2018).
65. Yoshida Shigeru The Yoshida Memoirs: The Story of Japan in Crisis, Greenwood, 1973, 305 pp.
66. Yoshida Shigeru Yoshida Shigeru: Last Meiji Man // Transl. Hiroshi Nara, Yoshida Ken'ichi, Rowman & Littlefield Publishers, 2007, pp. 346.
67. Yoshida T. A Battle over History: The Nanjing Massacre in Japan. // The Nanjing Massacre in History and Historiography, ed. J.A. Fogel, University of California Press, 2000. Pр. 70-132.
68. Yoshida T. The Making of the “Rape of Nanking”: History and Memory in Japan, China, and the United States. Oxford: Oxford University Press, 2006. 279 pp.
69. Zhu W. Tokyo trial and Nanjing massacre // Frontiers of Law in China, SP Higher Education Press, 2008, 3(3). PP. 325-352. P. 344. URL: https://doi.org/10.1007/s11463-008-0015-7 (датаобращения: 29.03.2018).

(На японском языке)
70. 菊池一隆 教科書問題の歴史と共通歴史教科書 (История проблемы учебников и совместные проекты по написанию учебников) // 愛知学院大学文学部紀要第 41 号, 2011. Pp. 9-29.
71. 蒋暁静歴史教科書問題をめぐる中日関係 (Отношения Китая и Японии: проблема учебников истории) // 創価大学大学院紀要, 2003, 25. Рр. 197-220.
72. 藤田 昭造歴史研究と歴史教科書 (Исторические исследования и учебники истории) //明治大学教職課程年報, 30, Рр. 145-157.
73. 高橋秀樹, 三谷芳幸, 村瀬信一ここまで変わった日本史教科書 (История учебников истории Японии до наших дней) 吉川弘文館, 2016, 227 p.

Источники:
(На английском языке)
74. Joint Communique of the Government of Japan and the Government of the People's Republic of China // Ministry of Foreign Affairs of Japan 29.09.1972. URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/china/joint72.html Joint Communique of the Government of Japan and the Government of the People's Republic of China (дата обращения: 22.03.2018).
75. Policy Speech by Prime Minister Hosokawa Morihiro to the 127th Session of the National Diet // Cabinet Public Relations Office, Cabinet Secretariat, 23.08.1993 URL: http://japan.kantei.go.jp/127.html (дата обращения: 19.03.2018).
76. Prime Minister's Address to the Diet // Ministry of Foreign Affairs of Japan, 9.06.1995. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/press/pm/murayama/address9506.html (дата обращения: 7.02.2018).
77. Statement by Prime Minister Tomiichi Murayama "On the occasion of the 50th anniversary of the war's end" // Ministry of Foreign Affairs of Japan, 15.08.1995. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/press/pm/murayama/9508.html (дата обращения: 27.03.2018).
78. The Dakar Framework for Action, UNESCO, 2000. 78 p. URL:http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147e.pdf (дата обращения: 2.02.2018)
79. UNESCO Guidelines on Intercultural Education, UNSECO, 2006. URL:http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001478/147878e.pdf (дата обращения: 5.4.2018).
(На японском языке)
80. アジア:歴史問題Q&A (Азия: проблемы истории в вопросах и ответах) // Министерство иностранных дел Японии, 6.04.2018. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/taisen/qa/index.html (дата обращения: 14.03.2018).
81. 学制百二十年史 (Стодвадцатьлетяпонскойсистемыобразования) // MinistryofEducation, Culture, Sports, ScienceandTechnologyofJapanURL: http://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1318221.htm (датаобращения:19.03.2018).
82. 学校教育法 (Закон о школьном образовании) 昭和二十二年法律第二十六号文部省URL:http://elaws.e-gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=322AC0000000026#69 (дата обращения:12.03.2018).
83. 平和と発展のための友好協力パートナーシップの構築に関する日中共同宣言 (Совместная декларация о построении партнерских отношений между Японией и Китаем) // 外務省 1998 URL:http://www.mofa.go.jp/mofaj/kaidan/yojin/arc_98/c_kyodo.html (дата обращения: 27.03.2018).
84. 平成 29 年度使用都立高等学校及び中等教育学校用教科書教科別採択結果 (Результаты выбора учебников для использования в муниципальных средних и старших школах в 2017 году) // 育庁指導部URL:http://www.metro.tokyo.jp/tosei/hodohappyo/press/2016/08/25/documents/06.pdf (дата обращения: 1.1.2018)
85. 慰安婦関係調査結果発表に関する河野内閣官房長官談話 (Заявление секретаря кабинета министров Коно о результатах исследования проблемы «женщин утешения» ) // 外務省4.08.1993. URL:http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/taisen/kono.html (дата обращения: 19.3.2018).
86. 教育基本法(Базовый закон об образовании) (№120), 22.12.2006文部科学省URL:http://www.mext.go.jp/en/policy/education/lawandplan/title01/detail01/1373798.htm (дата обращения 15.02.2018)
87. 新しい社会:歴史 (Новое общество: история). 東京書籍, 1971, 437 p.
88. 新しい社会:歴史 (Новое общество: история). 東京書籍, 1978, 480 p.
89. 新しい社会:歴史 (Новое общество: история). 東京書籍, 1984, 501 p.
90. 新しい社会:歴史 (Новое общество: история). 東京書籍, 1996, 466 p.
91. 新選日本史B (Новая история Японии). 東京書籍, 2016, 288 р.
92. 日本史B (История Японии). 明成社、2016, 315 р.
93. 日本史В (История Японии). 実教, 2016, 383 р.
94. 詳説日本史B (История Японии в деталях). 山川出版社、2017. 437 р.
95. 高等学校日本史B (История Японии для старшей школы). 清水書院, 2016, 304 р.
Интернет-ресурсы:
(На русском языке)
96. В Китае в антияпонских демонстрациях принимают участие 20 тыс. человек // NEWSru 16.04.2005 URL:http://www.newsru.com/world/16apr2005/krt.html (дата обращения: 23.03.2018).
97. В Китае при участии главы государства провели первый в истории Национальный день поминовения жертв Нанкинской резни // Агентство Синьхуа, Китайский информационный Интернет-центр 14.12.2014 URL:http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-12/14/content_34309570.htm (дата обращения: 9.03.2018).
98. Верховный законодательный орган КНР решил учредить День победы в войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и День памяти жертв Нанкинской массовой резни // «Жэньминь Жибао», 28.02.2014. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8549592.html (дата обращения: 9.03.2018).
99. Полный текст выступления Си Цзиньпина на юбилейном торжестве по случаю 70-летия Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и Мировой антифашистской войне // Агентство Синьхуа, Международное радио Китая http://russian.cri.cn/841/2015/09/04/1s559122.htm (дата обращения: 9.03.2018).
100. Последнее китайское предупреждение: Пекин ответил погромами на попытки Токио войти в Совет безопасности ООН // Лента.Ру, 12.04.2005 URL:https://lenta.ru/articles/2005/04/12/china/ (дата обращения: 22.03.2018).
101. Стрельцов Д.В. Политический скандал в Японии — какими могут быть последствия для премьера? // Ассоциация японоведов, 14.03.2017 URL:http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=920&Itemid=67 (дата обращения: 12.03.2018).

(На английском языке)
102. China remembers Nanjing massacre // Agence France-Presse, Guardian News and Media Limited, 13.12.2014. https://www.theguardian.com/world/2014/dec/13/china-remembers-nanjing-massacre (дата обращения: 9.03.2018).
103. China Slams Japan Over History Textbook // People's Daily Online, 3.04.2001 URL:http://en.people.cn/english/200104/03/eng20010403_66729.html (дата обращения: 27.03.2018).
104. Faiola A. Japanese Schoolbooks Anger S. Korea, China // Washington Post Foreign Service http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A27855-2005Apr5.html (дата обращения: 21.03.2018).
105. Georg Eckert Institute for International Textbook Research http://www.gei.de/en/the-institute.html (датаобращения: 2.02.2018)
106. International Scholars’ Appeal Concerning the 2002-Edition Japanese History Textbooks // Center for Research and Documentation on Japan's War Responsibility, 10.07.2001. URL:http://space.geocities.jp/japanwarres/center/english/appeal1.htm (дата обращения: 27.03.2018).
107. Kulnazarova A. Historical Reconciliation and Education in Japan: the Role of UNESCO // UNESCO, 16.11.2015. URL: https://en.unesco.org/news/historical-reconciliation-and-education-japan-role-unesco-commented-aigul-kulnazarova (дата обращения: 8.03.2018).
108. Masalski K. W. Examining the Japanese History Textbook Controversies / Stanford University, 2001. URL: https://spice.fsi.stanford.edu/docs/examining_the_japanese_history_textbook_controversies (дата обращения: 29.03.2018).
109. NamimotoKatsutoshiThecurrentissuesofschooltextbookscreening // 立正大学心理学部, 31.03.2009 P. 65. URL: http://repository.ris.ac.jp/dspace/bitstream/11266/5029/1/shinrikiyo_007_059.pdf (дата обращения: 31.03.2018).
110. Okamoto T. The Distortion and the Revision of History in Postwar Japanese Textbooks, 1945-1998 URL: http://ubiquitous.image.coocan.jp/MA/index_original.htm (дата обращения: 19.3.2018).
111. Onuma Yasuaki Japanese War Guilt and Postwar Responsibilities of Japan // Berkeley Journal of International Law, 2002, 20. Pp. 600-620. URL: https://doi.org/10.15779/Z38T35H (дата обращения: 21.03.2018).
112. Profile: Dokdo/Takeshima islands // BBC News Services, 10.08.2012 URL:http://www.bbc.com/news/world-asia-19207086 (дата обращения: 12.03.2018).
113. Shibuichi D. Japan's History Textbook Controversy Social Movements and Governments in East Asia, 1982-2006 // Electronic journal of contemporary japanese studies, 4.03.2008 URL: https://japanesestudies.org.uk/discussionpapers/2008/Shibuichi.html (дата обращения: 23.03.2018).

(На японском языке)
114. 三谷博日本の歴史教科書制度 (Система японских учебников истории) // NipponCommunicationsFoundation, 16.04.2012 URL: https://www.nippon.com/ja/in-depth/a00701/ (дата обращения: 19.3.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ