Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания у младших школьников любви к родному краю у
1.1 Особенности воспитания у младших школьников любви к
родному краю 7
1.2 Методы и средства воспитания у младших школьников
любви к родному краю 12
Глава 2 Эмпирическое изучение воспитания у младших школьников любви к родному краю 17
2.1 Диагностика уровня воспитанности у младших школьников
любви к родному краю 17
2.2 Содержание работы по воспитанию у младших школьников
любви к родному краю 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 40
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 60
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 62
В настоящее время система российского школьного образования претерпевает серьезные изменения ввиду внедрения новых Федеральных государственных стандартов, изменения требований к результатам образования, внедрения личностно-ориентированной модели обучения, совершенствования приемов и методов педагогического воздействия.
В качестве младшего школьного возраста выступает период жизни детей 6-10 лет. В данном возрасте ребенок готов обучаться в школе. Он становится личностью, т.к. осознает поведение, себя, может выполнять сравнительный анализ с иными людьми. К началу данного возраста у ребенка происходит формирование новых уровней социальных психологических качеств, ключевым из которых является любовь к родному краю.
«Современные программы предусматривают использование различных педагогических условий воспитания у младших школьников любви к родному краю, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно».
«Младший школьный период, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и другие. Проблема воспитания у младших школьников любви к родному краю. изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Методы и средства воспитания у младших школьников любви к родному краю отражены в работах Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина».
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью воспитания у младших школьников любви к родному краю и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы и средства воспитания у младших школьников любви к родному краю?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание у младших школьников любви к родному краю».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания у младших школьников любви к родному краю.
Объект исследования: процесс воспитания у младших школьников любви к родному краю.
Предмет исследования: воспитание у младших школьников любви к родному краю.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание у младших школьников любви к родному краю возможно, если:
- осуществить индивидуальный подход к детям с учетом выявленных особенностей воспитания у младших школьников любви к родному краю.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты воспитания у младших школьников любви к родному краю.
2. Выявить уровень воспитанности у младших школьников любви к родному краю.
3. Разработать и апробировать содержание работы по воспитанию у младших школьников любви к родному краю.
...
В ходе изучения теоретических аспектов воспитания у младших школьников любви к родному краю нами установлено, что «любовь к родному краю - это такие отличительные черты родного края, которые носят эмоционально окрашенный характер и возникают в памяти ребенка. В основе воспитания у младших школьников любви к родному краю лежат познавательные потребности. В возрасте 7-8 лет представления о родном крае у детей еще не сформированы. Необходимо вести целенаправленную работу по данному направлению. В изобразительной деятельности отражаются не только образы предметов, которые ребенок воспринимает, но и его собственное эмоциональное восприятие данных предметов.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем воспитанности у младших школьников любви к родному краю 7 (35%) детей. Ребенок плохо владеет информацией, на вопросы педагога не отвечает даже при помощи взрослого, у него отсутствует познавательный интерес, он путает понятия и названия, не знает символики, не знает достопримечательностей страны, не ориентируется в родном городе и его окрестностях, ничего не может рассказать о достопримечательностях города» .
Средним уровнем воспитанности у младших школьников любви к родному краю обладают 11 (55%) детей. Ребенок владеет информацией не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно, мало эмоционально и с помощью взрослого, интерес к предмету беседы неустойчив и быстро угасает, мало знает достопримечательностей страны, плохо ориентируется в родном городе и его окрестностях.
Высоким уровнем воспитанности у младших школьников любви к родному краю обладают 2 (10%) детей. Ребенок владеет разносторонней информацией в полном объеме, с удовольствием отвечает на вопросы, проявляет активный интерес к вопросу беседы и интересуется новой информацией, эмоционально рассказывает о своей стране, эмоционально рассказывает о родном городе и его окрестностях. Приводит примеры, знает и может назвать имена знаменитых защитников Родины. Эмоционально рассказывает о родном городе, его достопримечательностях и окрестностях.
«В контрольной группе обладают низким уровнем воспитанности у младших школьников любви к родному краю 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по воспитанию у младших школьников любви к родному краю.
Нами было доказано, что воспитание у младших школьников любви к родному краю возможно, если:
- осуществить индивидуальный подход к детям с учетом выявленных особенностей воспитания у младших школьников любви к родному краю».
Первым этапом работы стала разработка 10 уроков по воспитанию у младших школьников любви к родному краю с применением изобразительной деятельности.
Вторым этапом работы стало осуществление индивидуального подхода к детям с учетом выявленных особенностей воспитания у младших школьников любви к родному краю. Мы учли, что большинство детей младшего школьного возраста владеют информацией не в полном объеме, отвечают на вопросы односложно, мало эмоционально и с помощью взрослого, их интерес к предмету беседы неустойчив и быстро угасает. Дети мало знают достопримечательностей страны. Они плохо ориентируются в родном городе и его окрестностях.
...
1. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. М.: Республика, 2018. 103 с.
2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2016. 312 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2015. 320 с.
4. Бондарева Н. А. Отчий дом-начало начал. Традиции и обряды. Армавир, 2016. 416 с.
5. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2016. № 2. С.32 - 37.
6. Волков И. П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 2019. 88 с.
7. Волков Ю. Г. Российская идентичность: особенности
формирования и проявления // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 17-22.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гинтер С. М. Основы теории декоративно- прикладного искусства. Учебно- методическое пособие. Красноярск, 2015. 131 с.
10. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 2016. 78 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 2019. 175 с.
12. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб. СПбГУПМ, 2015. 84 с.
13. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание -
верноподданническое или гражданское // Педагогика. 2017. № 9. С. 77-83.
14. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 2017. № 3. С. 52-56.
15. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.
... всего 25 источников