ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. В.С. Маслов: жизнь и творческий путь 6
1.1 Творческий портрет В.С. Маслова 6
1.2 В.С. Маслов и проблема детства 9
Глава 2. Детская проза В.С. Маслова 13
2.1 «Крутая Дресва»: рассказы «Зырянова бумага» и «Восьминка» 13
2.2 Повесть «Когда папа в Мозамбике» 33
2.3 Цикл рассказов «Когда у рыбы болят зубы» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Литература Кольского Севера заключает в себе огромный воспитательный, интеллектуальный, культурный потенциал. Занятие литературным краеведением позволяет понять, как культура осваивает реальность и как перестраивает её в сознании писателя и его читателей.
По нашему мнению, любовь к Родине невозможна без заботы о родном крае. Именно малая родина человека значительно влияет на его убеждения и взгляды. Однако патриотизм должен заключаться не только в любви к природе и знакомым местам, но и в стремлении больше узнать о них, об истории родного края. Обо всём этом творчество В.С. Маслова, известнейшего писателя Мурманской области, без которого невозможно представить литературу Кольского края.
В.С. Маслова можно назвать классиком Кольского Севера, его творчество кажется достаточно изученным. В то же время, с 2021 г. литературе писателя в научно-практических конференциях региона уделяется всё больше внимания, что говорит о его востребованности и актуальности. Однако, данные исследования не касаются его детской литературы. Очевидно и то, что анализ идейно-тематического уровня в трудах последних лет практически не представлен.
В последние годы обращение к детской литературе как к объекту исследования популярно во многих регионах России. Если мы проанализируем статьи из РИНЦ, посвящённые детской литературе, то увидим обилие работ о детской региональной литературе, в том числе статьи, посвящённые детским произведениям региональных писателей. Примечательно здесь и то, что часто встречаются статьи, представляющие собой описание исторического развития, становления региональных детских литератур. Следует отметить, что в разных регионах и даже странах поднимается вопрос о статусе детской литературы и необходимости её активного изучения, чтобы поднять интерес детей к чтению книг. Говорят и о патриотическом воспитании в целом.
В сборниках научных конференций МАГУ «Масловские чтения» и «Молодая наука заполярья» за последние десять лет проблем региональной детской литературы не касаются. Существует всего три работы по истории детской литературы Заполярья, первая — книга Надежды Добычиной «Детская литература на Мурмане: проверим арифметикой?!» (2016), вторая — статья А.В. Жук «Первое детское произведение литературы Мурмана» в сборнике статей конференции «ХХ Масловские чтения» (8 – 11 декабря 2021), третья — совместная статья А.В. Жук и В.Б. Бакулы «Зарождение детской литературы Мурманской области» по материалам научной конференции «Молодая наука Арктики» (20 – 28 апреля 2022).
Учитывая то, что статьи об истории детской литературы появились в недавних сборниках научных статей, можно сказать, что интерес к ней в регионе возрос.
Это определяет актуальность нашего исследования, поскольку, во-первых, целостный филологический анализ детской литературы В.С. Маслова еще никем не проводился; во-вторых, на данном этапе проза писателя анализируется преимущественно на формальном уровне, и исследователи ограничиваются указанием на «тему умирающей поморской деревни» в литературе В.С. Маслова, что мы не считаем достаточным для понимания его творчества; в-третьих, оно отвечает потребностям современной науки о детской и региональной литературе и тенденциям ее развития.
Цель — проанализировать детскую литературу В.С. Маслова с учётом его художественного видения, соотнести тексты со спецификой детского восприятия, определить значение детских произведений в творчестве писателя.
Задачи исследования:
— изучить творческий путь писателя;
— охарактеризовать идеи писателя, темы, проблемы и направления его творчества;
— проследить отношение к детям и детской литературе;
—провести филологический анализ детской литературы В.С. Маслова;
— определить значение детской литературы в контексте творчества писателя.
Методологию исследования составляют:
— работы по структуре и методике анализа художественного произведения и его элементов (Н.С. Болотнова, И.Г. Гончаренко, А.Б. Есин, В.Г. Зинченко, Л.Е. Ляпина, Т.Я. Орлова, Г.А. Шипова, В. Шмид);
— научные работы и воспоминания, посвящённые творчеству В.С. Маслова (П.В. Федоров, В.Б. Бакула, У.А. Романычева, В.У. Маслова, Л.Т. Пантелеева, В.Е. Кузнецова, Д.В. Коржов, М.К. Караванцева, М.И. Зыкова, С.В. Георгиева).
Основой исследования является идейно-тематический анализ текста. Основные методы исследования: сравнительный, биографический, контекстологический, мотивный, лексический, интертекстуальный.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно впервые применительно к творчеству В.С. Маслова рассматривает элементы идейно-тематического уровня текста в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности; материалы работы могут быть использованы исследователями региональной литературы, учителями-словесниками общеобразовательных учебных заведений Мурманской области и студентами-филологами.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В.С. Маслов стал известен читателю уже как сформировавшийся писатель. С художественной точки зрения В.С. Маслов привлек широким использованием народного начала в своём творчестве: обстоятельным и достоверным изображением быта, подкрепленным обильным и умелым использованием живого поморского языка. С точки зрения проблематики можно сказать, что писатель стремится говорить о животрепещущем материале. Автор приглашает читателя к размышлению о судьбе свой малой родины, при этом описывая и отстаивая свою гражданскую позицию.
Писатель осознавал, что будущим страны являются дети, и поэтому важно, какие знания, взгляды и идеи были взращены, воспитаны в молодых умах. Подобная любовь и забота о будущем привела писателя к написанию литературы, посвященной детям.
В детской литературе В.С. Маслова прослеживаются явные различия как между произведениями, вошедшими в круг детского чтения из взрослой литературы, и написанными специально для детей, так и внутри самих обозначенных групп.
К первой относятся рассказы «Зырянова бумага» и «Восьминка». Объединяет их то, что рассказчик выступает в образе односельчанина, свидетеля происходящих событий и повествующего о них, в обоих рассказах перед героем встаёт выбор, испытывающий его нравственность. Различия продиктованы ориентацией рассказов на разные возраста. Так, «Зырянова бумага» предназначена для детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, было бы правильнее говорить о первых классах среднего школьного возраста. «Восьминка» же ориентируется на средний и старший школьный возраст. Следовательно, отличается круг и сложность поднимаемых во втором рассказе тем и проблем. В «Восьминке» идейно-тематическому уровню свойственна большая имплицитность проблематики. Различия прослеживаются и на языковом уровне: в «Зыряновой бумаге» писатель практически не прибегает к диалектизмам. «Восьминка» имеет и более сложную композиционную организацию.
Повесть «Когда папа в Мозамбике» и цикл «Болят ли у рыбы зубы» прямо адресованы детям, но и в них прослеживаются различия, обусловленные возрастом читателей. Объединяет тексты то, что в целом повествование проще, легче и динамичнее. Обоим произведениям этой группы характерна автобиографичность. Отличает то, что в цикле диалектизмов значительно меньше, они практически отсутствуют, в то время как в повести употребляются либо понятные по контексту диалектные слова, либо сложные, но необходимые по задумке писателя. Читателю младшего школьного возраста, с несформированным словарным запасом, было бы трудно воспринимать насыщенную диалектом речь, в то время как ребёнок среднего школьного возраста находится на ступени расширения уже сформировавшегося словарного запаса. В цикле «Болят ли у рыбы зубы» на идейно-тематическом уровне один пласт проблем эксплицитный, другой же, связанный с мироощущением писателя, в некоторых эпизодах явлен, а в некоторых менее очевиден. Для повести «Когда папа в Мозамбике» характерны акцентирование внимание читателя на важных элементах текста и прямое проговаривание морали.
Общим для всех произведений является круг проблем и элементов сюжета, использованных автором. Так, обязательным является ситуация нравственного выбора и последствия решения героя (кроме цикла «Болят ли у рыбы зубы»). Если оно не совпадает с точкой зрения писателя, В.С. Маслов даёт персонажу второй шанс, в котором он, как правило, не ошибается. В большей или меньшей степени раскрытые в каждом из произведений, поднимаются проблемы разрушения поморской деревни, погибших на войне поморов, разрыва с корнями.
Поскольку потенциальными читателями литературы, рассматриваемой в нашем исследовании, являются дети, необходимо упомянуть и вопрос рецепции. Такие исследователи детской литературы, как В.Д. Черняк, М.А. Черняк, Е.В. Сергеева, М.А. Литовская пишут о том, что для каждого поколения читателей, в том числе и детей, существует свой собственный тезаурус, формируемый актуальным кругом чтения. Из-за этого возникают очевидные проблемы с агнонимами, и если к ним относятся некоторые слова в произведениях А.С. Пушкина и текстах детской литературы советского периода, стоит ли говорить о том, какие трудности могут возникнуть у ребёнка при ознакомлении с творчеством В.С. Маслова, в особенности с рассказом «Восьминка».
Целью нашей работы не является разработка методики комментирования творчества В.С. Маслова для детского чтения, однако отметим, что, вводя его произведения в круг детского чтения, учителям или родителям следует заранее подготовить вспомогательные материалы, такие как комментарии или словари. Для взрослого это может стать трудной задачей, так как лексика в поморских словарях отличается в зависимости от территорий, где проводились исследования, а безответственный подход к данному вопросу вызовет лакуны в знаниях ребёнка, в худшем случае произведение будет непонятно, и диалог между читателем и текстом не произойдёт.
Значение детской литературы для В.С. Маслова нельзя преуменьшить. Во-первых, для него, как человека, посвятившего значительную часть своей жизни наставлению молодых писателей и духовно-нравственной, патриотической работе со школьниками, детская литература становится ещё одним средством ведения диалога с молодежью. При этом как в жизни, так и в его творчестве мы видим модель поведения наставника. В реальности это он сам, а в детских произведениях — Сусанна, дедушка Ростика и Артёмки, рассказчик в цикле «Когда у рыбы болят зубы». Рассказы и повесть и для детей имеют большой воспитательный потенциал, через них В.С. Маслов претворяет свои идеи в жизнь, стремясь воспитать у читателей с ранних лет высокий уровень нравственности, правильные, по его мнению, идеалы.
Во-вторых, рассказы «Зырянова бумага», «Восьминка» входят в цикл рассказов «Крутая Дресва» и являются одними из первых произведений писателя. Повесть «Когда папа в Мозамбике» печатается на следующий год после первого масловского романа «Круговая порука», в 1978 г., а рассказы цикла «Когда у рыбы болят зубы», впервые опубликованные в том же году, очевидно писались немного ранее. Таким образом, детские произведения, пусть крутодресвянские рассказы таковыми и не задумывались, задают вектор развития, закладывают основы прозы писателя, дают начало развитию обозначенных нами тем.
Детская литература В.С. Маслова идейно насыщена так же, как и взрослая проза, с тем отличием, что волнующие писателя проблемы зачастую завуалированы, скрыты за, как правило, анималистическими, метафорами.
Масловские произведения для детей стали феноменом в поле региональной литературы своего времени. Несмотря на формальное соответствие тематике, характерной мурманской детской литературе 70-х гг., В.С. Маслов пишет не о том, что доступно, понятно и близко детям, а пишет доступно и понятно о том, что далеко от них.
1. Горький, М. Песня о Буревестнике // Интернет библиотека Алексея Комарова [сайт]. — URL: https://ilibrary.ru/text/1493/p.1/index.html (дата обращения 12.05.2023).
2. Коржов, Д.В. Драка за «Крутую Дресву». Сегодня — 75 лет со дня рождения Виталия Маслова / Д.В. Коржов // Новости Мурманска и Мурманской области: Мурманский вестник. — 2010. — URL: https://www.mvestnik.ru/culture/pid201009013196l/ (дата обращения: 20.04.23).
3. Коржов, Д.В. «Только не замучай их!» /Д.В. Коржов // Мурманский вестник. — 2011. — URL: https://www.mvestnik.ru/culture/pid201112245102l/ (дата обращения: 20.04.23).
4. Литературная премия Губернатора Мурманской области имени Константина Баева и Александра Подстаницкого / Министерство культуры Мурманской области. — URL: https://culture.gov-murman.ru/grants/literary_work/gmo_b_p/ (дата обращения: 20.04.23).
5. Маслов, В. С. Болят ли у рыбы зубы: рассказы / Виталий Маслов. — Мурманск: Опимах, 2011. — 56 с.
6. Маслов, В. С. Восьминка : [для сред. и ст. шк. возраста] / В. С. Маслов; [худож. Н. Эстис]. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние; Вологда, 1984. — 30 с.
7. Маслов, В.С. Круговая порука; Крутая Дресва / В.С. Маслов. — 2-е изд., испр. и доп. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1981. — 380 с.
8. Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / Виталий Маслов; сост. В. У. Маслова; ред. Н. Г. Емельянова. — Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2016. — 527 с.
9. Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2 / Виталий Маслов; сост. В. У. Маслова; ред. Н. Г. Емельянова. — Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2016. — 516 с.
10. Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3 / Виталий Маслов; сост. В. У. Маслова; ред. Н. Г. Емельянова. — Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2016. — 502 с.
11. Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4 / Виталий Маслов; сост. В. У. Маслова; ред. Н. Г. Емельянова. — Мурманск: Дроздов-на-Мурмане, 2016. — 527 с.
12. Маслов, О. Дом Памяти в Сёмже. — URL: https://vk.com/wall348516536_2698 (дата обращения: 12.05.2023).
13. Мережковский Д.С. Альбатрос // Мережковский Дмитрий Сергеевич: [сайт]. — URL: https://merezhkovsky.ru/lib/poetry/albatros.html (дата обращения 12.05.2023).
14. Полубота, А.В. Чудеса на ледяных широтах / А.В. Полубота // Литературная газета. — 2012. — № 32 – 33. — URL: https://lgz.ru/article/N32-33--6380---2012-08-08-/Chudеsa-na-lеdyanыh-shirotah19609/ (дата обращения: 20.04.23).
15. Смирнов, Ю.И. Медведь на ледоколе // «Чайка»: [сайт]. — URL: https://www.chayka.org/node/11645 (дата обращения 12.05.2023).
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
16. Ариас-Вихиль, М.А. Альбатрос и буревестник: метаморфозы символизма. Вестник славянских культур. 2016. Т. 42. С. 115 – 125.
17. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С. А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
18. Бакула, В.Б. Литературное краеведение земли Кольской: учебное пособие / В.Б. Бакула. – Мурманск: МАГУ, 2020. – 119 с.
19. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы: журнал критики и литературоведения. М.: Известия, 1987. 13 с. URL: https://voplit.ru/article/perepute/ (дата обращения: 19.12.2022).
20. Белоусова, О.О. Поэтика цикла и книги в современном литературоведении / О.О. Белоусова, О.А. Дашевская // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 389. — С. 6 – 14.
21. Бернштейн, И.Э. Детская литература советской эпохи: проблемы комментирования / И.Э. Бернштейн // Детские чтения. — 2016. — Т. 10. — № 2. — С. 105 – 124.
22. Блинов, В.М. Тема памяти в творчестве выдающихся мурманских писателей В.П. Семенова и В.С. Маслова / В.М. Блинов // XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей; научный редактор Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2022. — С. 13 – 17.
23. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. — 5-е изд. стер. — М.: «Академия», 2008. — 400 с.
24. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н. С. Болотнова. — 6-е изд., стер. — Москва: Флинта, 2021. — 520 с.
25. Бугаева, Л.Д. Арктический миф в советской культуре 1930-х годов и его возрождение / Л.Д. Бугаева // Звезда. — 2018. — № 8. — URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2018/8/arkticheskij-mif-v-sovetskoj-kulture-1930-h-godov-i-ego-vozrozhdenie.html (дата обращения: 20.04.23).
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 1991. — 90 с.
27. Гареева, Л.Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) / Л.Н. Гареева // Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: вопросы поэтики. — Ижевск: УдГУ, 2004 — С. 19 – 82.
28. Георгиева, С.В. Тема деревни в творчестве В.С. Маслова (на примере малой прозы) / С.В. Георгиева // XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей; научный редактор Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2022. — С. 322 – 326.
29. Добычина, Н.Д. Детская литература на Мурмане: проверим арифметикой?! / Н.Д. Добычина. — Мурманск: Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2016. — 44 с.
30. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А. Б. Есин. — 7-е изд., испр. — Москва: Флинта: Наука, 2005. – 244.
31. Жук, А.В. Зарождение детской литературы Мурманской области / А.В. Жук, В.Б. Бакула // Молодая наука Арктики: материалы научно-практической конференции обучающихся Института лингвистики МАГУ, 20–28 апреля 2022 года; ответственный редактор Е. Н. Квасюк. — Мурманск: МАГУ, 2022. — С. 336 – 339.
32. Жук, А.В. Первое детское произведение литературы Мурмана / А.В. Жук // XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей; научный редактор Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2022. — С. 332 – 336.
33. Живой костёр Виталия Маслова. Летопись воспоминаний» / авт.-сост. В. Маслова; коммент. И. Циркунов. — Мурманск: Кн. Изд-во, 2013. — 344 с.
34. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 384 с.
35. Зинченко, В.Г. Литература и методы ее изучения: системно-синергетический подход: учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. — Москва: Флинта: Наука, 2011. — 274.
36. Зыкова, М.И. Поэтика рассказов В.С. Маслова / М.И. Зыкова // XX Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте: сборник научных статей; научный редактор Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2022. — С. 337 – 341.
37. Иванчук, Д.В. Проблема ликвидации «неперспективных» деревень в публицистическом отражении авторов «деревенской прозы» / Д.В. Иванчук // Известия Коми научного центра УрО РАН. — 2019. — № 1 (37). — С. 112 – 119.
38. Кадацкая, Д. С. Термин «цикл» в отечественном литературоведении / Д. С. Кадацкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 473-478. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44174/ (дата обращения: 25.04.2023).
39. Караванцева, М.К. Психологизм в малой прозе В.С. Маслова / М.К. Караванцева // XIX Масловские чтения: сборник научных статей; научный редактор Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2021. — С. 50 – 55.
40. Коржов, Д.В. Фёдор Абрамов и Виталий Маслов. От ученика к учителю / Д.В. Коржов // XIX Масловские чтения: сборник научных статей; науч. ред. Н.А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2021. — С. 8 – 19.
41. Кузнецова, В. Е. Поморье Маслова и Личутина: (по рассказам В. С. Маслова «Свадьба» и повести В. В. Личутина «Обработно — время свадеб») / В.Е. Кузнецова // V Масловские чтения. Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. — Мурманск, 2007. — С. 53 – 58.
42. Ляпина, Л.Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики / Л.Е. Ляпина // Проблемы исторической поэтики. — 1990. — С. 22 – 30.
43. Мазун, Л. Н. Политика ликвидации неперспективных деревень в 1960-1970-е гг.: истоки, этапы, реализация, результаты (на материалах Урала) / Л. Н. Мазун // Россия в XX в.: история и историография : сборник научных статей. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. — С. 92-122.
44. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. — В 2 ч. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 288 с.
45. Нафикова, А.М. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками / А.М. Нафикова // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001181 (дата обращения: 17.05.2023 ).
46. Орлова, Т.Я. Особенности литературной циклизации / Т.Я. Орлова // Stephanos. — 2016. — № 6. — С. 66 – 74.
47. Пантелеева, Л.Т. Урок литературы — дело творческое: нац.-регион. компонент: Лит. Кол. земли в шк. изучении:Метод. пособие для учителей / Л.Т. Пантелеева; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. — Мурманск: Пазори, 2001. — 183 с.
48. Романычева, У.А. Стилистические функции диалектизмов в произведениях В.С. Маслова / У.А. Романычева // XIX Масловские чтения: сборник научных статей; науч. ред. Н.А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2021. — 339 с.
49. Смирнова, Р.Х. Два помора / Р.Х. Смирнова // XV Масловские чтения: сборник научных статей; науч. ред. Н. А. Шевченко. — Мурманск: МАГУ, 2018. — С. 73 – 81.
50. Сухих, И.Н. Теория литературы. Практическая поэтика: Учебник / И. Н. Сухих / Учебно-методический комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика». — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. — 352 с.
51. Федоров, П.В. Радетель культуры В.С. Маслов и его деятельность по созданию оплота славянофильства на Мурмане в конце ХХ века / П.В. Федоров. — Мурманск, 2003. — 24 с.
52. Циркунов, И.Б. В. Маслов и Н. Ауров: «Поморская прививка» и арктический сверхтекст / И.Б. Циркунов // XIX Масловские чтения / науч. ред. Н.А. Шевченко. — Мурманск, 2021. — С. 19 – 24.
53. Черняк, В.Д. Восприятие произведений детской литературы и проблемы комментирования / В.Д. Черняк, М.А. Черняк // Детское чтение: проблемы рецепции и интерпретации: коллективная монография / отв. ред. В. Д. Черняк, М. А. Черняк. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С. 101 – 123.
54. Шевельков, А.И. Политика ликвидации «неперспективных» населённых пунктов в России и её результаты / А.И. Шевельков // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — 2007. — № 12. — С. 39 – 43.
55. Шипова, Г.А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Шипова Галина Александровна; Моск. гор. пед. ун-т. — Москва, 2011. — 25 с.
56. Шмид, В. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
57. Эпштейн, М. Образы детства / М. Эпштейн, Е. Юкина // Новый мир. — 1979. — № 12. — С. 242 – 257.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
58. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. — Спб.: Паритет, 2006. — 314.
59. Дом Памяти Виталия Маслова // Letopisi.Ru : [сайт]. — 2007. — URL: http://letopisi.org/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 12.05.2023).
60. Дуров, И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении / И.М. Дуров. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. — 455 с.
61. Кушков, Н.Д. Поморы говорят: словарь поморской лексики / Н.Д. Кушков. — Варзуга, 2008. — 65 с.
62. Литературный энциклопедический словарь / подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — Москва: Сов. энцикл., 1987. — 750 с.
63. Литература Кольского края / Кольская энциклопедия / Агаркова Т. В. и др. — Санкт-Петербург: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2008 – 2016. — URL: https://ke-culture.gov-murman.ru/murmanskaya_oblast/5246/#100433 (дата обращения: 20.04.23).
64. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. — 509 с.
65. Щёголев, И. Белый медвежонок // Проза.ру: [сайт]. — 2015. — URL: https://proza.ru/2015/03/30/1297 (дата обращения: 12.05.2023).
66. Ilta-Sanomat (Финляндия): помните, как президент Кекконен получил от России в подарок белого медведя? Немного о домашних любимцах первых лиц Финляндии // Иносми. — 24 марта 2019. — URL: https://inosmi.ru/20190324/244769571.html (дата обращения 12.05.2023).