Введение…
Основная часть
Глава 1 Пограничье как гетеротопия
1.1 Образы пограничья в русской народной культуре………………….4 - 17
1.2 Типология стратегий толкования мифологических сюжетов и космогонических систем: трехчастная и кватернионная семантические стратегии
1.3 Пограничье как гетеротопия. Возможные вариации реализации идеи гетеротопии в пространстве мифа и в локусах обитания различных типов сообществ – традиционное общество, средневековый город, современный мегаполис…
Глава 2 Философия трансгрессии. Трансгрессивные социальные практики. М.Бахтин, М.Фуко, Ж.Батай.
2.1 Дихотомия сакрального: святое и проклятое. Трансгрессия и протест
2.2. Перевернутый мир карнавала: Русалии Древней Руси и Сатурналии Древнего Рима, сакрализация кощунственного………………………..28 - 34
2.3. Трансгрессивность жертвоприношения…………………………….34 - 35
Глава 3 Трансгрессивное в работах Ж.Батая: жертвоприношение и смерть, сексуальность и суверенность
3.1. Суверенность и смерть. Царь как священная жертва……………….35 - 38
3.2. Суверенность по Г.В.Гегелю – диалектика господина и раба…38 - 40
3.3.Сверхчеловек – аристократ духа Ф.Ницше, каинит Г.Гессе, маг А.Кроули, суверен Ж.Батая
Глава 4 Культурный герой – субъект трансгрессии, русская волшебная сказка.
4.1. Кватернионная структура волшебной сказки. Анализ сказок «Финист-ясный сокол» и «Царевна-лягушка»……………………………………. 44 - 56
Глава 5 Картография русского мифа и русской народной сказки: гетеротопия и гетерохрония пограничья……………………………………………....56 - 64
Глава 6 Типология трикстеров русской сказки и героической былины. Трикстер и трансгрессия
6.1. Архетип трикстера………………...………………………………… 65 – 67
6.2. Простак-дурак: Иван-Дурак, Емеля…………………………………67-70
6.3. Воин-маг: Вольга Всеславьевич, Марья Моревна…………………70 - 74
Глава 7 Пограничье, как иное познаваемого. Женское как иное в культуре
7.1. Архетип Великой Матери
7.2. Женские божества древнеславянского мифа: Мать-Сыра Земля, Макошь, Рожаницы
Заключение
Список использованной литературы
Предметом данного исследования является семантика пограничья в русской культуре. Рассмотрение проблемы пограничья происходит через теорию гетеротопий М.Фуко, также маркируется взаимосвязь вопросов пограничья, границы и акта трансгрессии. Исследование проводится на основе материалов русского фольклора: героическая былина, народная сказка, миф.
Актуальность исследования обусловлена особенным метафизическим статусом самого вопроса границ и пограничья, а также интересом широких кругов общественности к тому пласту русской культуры, что восходит к архаическому дохристианскому прошлому. Выбор материала, на основе которого была проведена работа, был сделан, в том числе, и исходя из этого фактора.
Состояние изученности. Существует ряд исследований в области этнографии и мифологии – описание возможного пантеона языческих богов, обычаев, суеверий, и быта русской народной культуры. Этот вопрос достаточно подробно освящён в трудах Б.А.Рыбакова, М.М.Забылина, Н.А.Криничной, М.А.Семеновой.
Существуют также работы, посвященные проблематике границ и пограничья, в частности труды Ю.М.Лотмана. Ещё данный вопрос нашел отражение в трудах таких зарубежных исследователей как М.Фуко, Ж.Батай - в них освещаются вопросы трансгрессии и гетеротопии.
Автором были привлечены также труды по аналитической психологии К.Г.Юнга и его последовательницы Л.Франц, посвященные изучению архетипов и их мифопоэтических репрезентаций в культуре.
Объектом исследования является пограничье, понятое как гетеротопия, а также мифопоэтические образы, в которых пограничье обрело реализацию и «форму».
Предметом исследования является русская культура, самые глубинные, архаические её пласты, отраженные в мифе, сказке, песне, героической былине.
Теоретической и методологической базой служат положения и выводы отечественных и зарубежных исследователей данного вопроса. В качестве подходов и методов применяемых в данном исследовании стоит отметит психоаналитический подход К.Г. Юнга – анализ и семантику культурного текста через выделение и толкование архетипических образов-констант, философию трансгрессии М. Фуко, применяемую для описания актов пресечения границы, указующих не только на нарушение целостности мира, но и на наличие его границ как таковых, а также философию Ж.Батая и его опыты запредельного для наибольшей конкретизации и очерчивания зоны пограничья, как в значении «пограничных состояний» человеческой психики, так и особенных техник познания трансцендентного, которые не являют само запредельное, но приближают к нему.
Практическая значимость исследования заключается в привлечении внимания научных кругов к русской сказке и русскому мифу, а также возможность продолжения исследования пограничья на основе данного материала.
Апробация результатов исследования:
На основе материалов исследования были опубликованы две статьи:
1. Осипова Т.А. Образы пограничья в русской культуре: ведовство и чернокнижие, Философское образование, 1 (7) 2016 С.146-155,
2. Осипова Т.А. Картография и хронография мифа// Вече: Журнал русской философии и культуры. Вып. №29, 2017, С.185 - 190
В результате проведенного исследования:
1.Было проведено терминологическое разграничение между понятиями граница и пограничье,
2.Маркирована взаимная обуславливаемость и связь акта трансгрессии и пограничного состояния психики индивида,
3.Субъект трансгрессии был определён как суверен. Трансгрессивность, как неотъемлемая черта культурного архетипа была отнесена к архетипу «трикстер»,
4.Была выявлена взаимосвязь образа пограничья и следующего за ним запределья – Бездны,
5.В результате исследования образов, олицетворяющих трансгрессивные практики и события была выявлена синонимичность иного и женского в культуре,
6.Подробное описание получили трансгрессивные практики народной культуры, результатом которых становится проявление пограничья в форме гетерохронии и гетеротопии.
Основным материалом для анализа послужили русские волшебные сказки, героические былины и мифы. Выбор остановлен именно на этих подвидах эпоса по причине особенной приближенности образов их протагонистов и иных действующих лиц к чистым архетипам коллективного бессознательного.
1. Авенариус В.П. Книга о киевских богатырях: свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса. М.: Директ-Медиа, 2015. С. 6.
2. Агамбен Дж. Homo sacer: суверенная власть и голая жизнь, М.:Европа, 2011
3. Аристотель Политика. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983
4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957—1958.
5. Баркова А. Л. Славянская мифология и эпос, Религии мира, Аванта, 1996
6. Бахтин М.М. Творчество Фрасуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса
7. Батай Ж. Суверенность (Электронный ресурс)
8. Батай Ж. Теория религии Литература и Зло / Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. Современный литератор, 2000. — 352 с.
9. Батай Ж. История эротизма, Пер. с фр. Б., Скуратова под ред. К. Голубович и О. Тимофеевой. — М.: Логос: Европейские издания, 2007. — 200 с.
10. Белов А. Наука и религия №11 1992 с. 16 – 17
11. Бродский А.И. Логика судьбы // Вече: Журнал русской философии и культуры. Вып. 19. СПб., 2009
12. Былина о Волхе Всеславьече, Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Издание подготовили А. П. Евгеньева,Б. Н. Путилов. М., 1977. №6.
13. Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь. Москва - Тверь, 1996
14. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Г.В.Ф.Гегель Сочинения. Том 4 Феноменология духа, М.1959
15. Гедеонов С. Варяги и Русь. II. - СПб., 1876
16. Гимбутас Мария. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы / Пер. с англ. М. С. Неклюдовой. Под ред. О. О. Чугай. — М.: РОССПЭН, 2006. — 584 с.
17. Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология -К.: Доверие., 1991 -93 с.
18. Грейвс Р. Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии. Екатеринбург: УФактория, 2005. 656 с.
19. Делёз Ж.Ницше. СПб., 1997. С. 57–58.
20. Деррида Ж. Диссеминация/пер.с франц. Д.Кралечкина, Екатеринбург 2007.
21. Дорофеев Д.Ю. Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в классической и современной философии. СПБ «Центр гуманитарных инициатив», 2012 .
22. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Издание подготовили А. П. Евгеньева,Б. Н. Путилов. М., 1977. №6.
23. М.Забылин Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.:Издание книгопродавца М.Березина, 1880.
24. Каштанова С.М. Трансгрессия как социально-философское понятие, электронный ресурс.
25. Ключевский В. О. Курс русской истории, Том первый. М., 1987.
26. Костомаров И. Славянская мифология. Москва, 1995 г.
27. Кравченко В.В. Симфония человеческой культуры. М.: Аграф, 2017.
28. Кроули А. Книга Закона, Пенза, Алмазное сердце, 2009.
29. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Ваклер, Рефл-бук, АСТ, 1997.
30. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
31. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры, В 3 т. Т.1, Таллинн: «Александра» 1992.
32. Мазин В.А. Введение в Лакана М.:Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2014
33. Маркова А.Н. Культурология. М., 2003.
34. Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. -М.: Наука., 1988 - 448 с.
35. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Соч. в 2 тт. Т.2 Ленинград. Сирин, 1990. С 302
36. Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычеством Наука и религия №4 1990 с.21
37. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 - 120 с.
38. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Изд. 2-е / Под ред. А. Е. Грузинского. В 3 т. Т. 1. М., 1909
39. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. - М,: Высшая школа., 1983 - 420с.
40. Рыбаков Б. А. Христиане или язычники? — Наука и религия, 1966, № 2
41. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М..: Наука,. 1988 - 368с.
42. Рыбас А.Е. Философия русской сказки // Вече: Журнал русской философии и культуры. Вып. 28. СПб., 2016. С. 113–129.
43. Русские сказки, М., Русский язык, 1984
44. Семенова М. А. Быт и верования древних славян. - СПБ.: Азбука,. 2000 - 560с.
45. Соловьев С. М. "Об истории Древней России". М., 1993 г.
46. Старшая Эдда , Речи Высокого, Азбука, 2011
47. Тимофеева О. Введение в эротическую философию Ж.Батая
48. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.-М.: Советская энциклопедия, Т.2 1982 - 720с.
49. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1992 г.
50. Толкование волшебных сказок // Психология сказки. Толкование волшебных сказок / Пер. Р. Березовской и К. Бутырина. — М.: Б.С.К., 2004. — 364 с. — (Библиотека аналитической психологии).
51. Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПБ, 1884.
52. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994. C. 111 - 132.
53. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель., 2001 - 599 с. (124- 125)
54. Щербаков В.И. Асгард - город богов. М.: Молодая гвардия., 1991 - 253 с.
55. Юнг К.Г. Метаморфозы и символы либидо, электронный ресурс
56. Юнг К.Г. Психологические типы, Спб.: Азбука, 2001
57. Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 - 463с.
58. Яблоков М.П. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа., 1994 - 368 с.
59. Foucault M. Of Other Spaces // Diacritics. 1986. Vol. 16. No. 1. P. 22 - 27