Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития самоуправления в ученическом коллективе младших школьников 8
1.1 Самоуправление в ученическом коллективе младших школьников как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2 Условия развития самоуправления в ученическом
коллективе младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию самоуправления в ученическом коллективе младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня развития самоуправления в
ученическом коллективе младших школьников 27
2.2 Разработка и реализация мероприятий по развитию
самоуправления в ученическом коллективе младших школьников 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию самоуправления в ученическом коллективе
младших школьников 39
Заключение 47
Список используемой литературы 51
Приложение А Методики для диагностики уровня развития самоуправления в ученическом коллективе младших классов 54
Актуальность темы исследования. В настоящее время во многих образовательных организациях существование ученического самоуправления считается второстепенным, необязательным и мешающим учебному процессу.
Развитие самоуправления в учебном коллективе младших школьников актуально по ряду причин, описанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО): формирование социально-личностных качеств учеников, таких как ответственность, инициативность, творческое мышление, самостоятельность, развитие коммуникативных навыков учеников в коллективе, таких как умение слушать других, проявление взаимопомощи, уважительное отношение к мнению других, обучение учеников практическим навыкам управления учебным процессом, таким как организация учебной работы, планирование и контроль процесса обучения, создание в ученическом коллективе атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества, что способствует формированию у учеников положительной социальной психологии и развитию моральных качеств.
Таким образом, развитие самоуправления в ученическом коллективе младших школьников является актуальной и необходимой задачей в соответствии с ФГОС НОО.
Основной целью ученического самоуправления в школе является удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов и возможность принимать активное участие в решении насущных проблем общеобразовательной организации.
Участие учащихся в ученическом самоуправлении направлено на формирование более точной и более осознанной позиции в обществе, ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетентность, развить навыки социального поведения и установки на самостоятельное принятие решений в ситуациях социальных проблем.
«Самоуправление в школе открывает возможности проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и реализовывать их на благо ученического коллектива. Ученическое самоуправление проявляется в анализе работы всего коллектива, подведении итогов и принятии соответствующих решений. По сути, ученическое самоуправление - это подготовка школьников к взрослой жизни, со своими правилами взаимоотношений, со своими социальными институтами и различными организациями. Развитие самоуправления помогает понять сложность социальных отношений, сформировать гражданскую позицию и определить собственную способность брать на себя лидерские роли. Школьное самоуправление позволяет ученикам проявить себя в общественной жизни, «попробовать» себя в разных ролях».
Однако во многих российских школах ученическое самоуправление развито слабо. Часто это разовое мероприятие, в ходе которого ученики лишь частично берут на себя ответственность за организацию и проведение коллективной работы. Очень часто администрация школ не осознает важности ученического самоуправления в процессе воспитания личности.
Проблема организации ученического самоуправления исследовалась в научных трудах включая Г.В. Куломзина, Н.Н. Гончарову, А.В. Мироненко и других.
Г.В. Куломзин в своей работе «Организация ученических союзов в школе» рассматривает основные принципы организации ученических союзов, такие как демократические процедуры выбора власти, развитие и укрепление доверия между учениками и учителями, а также организацию совместной работы учеников и педагогов по принятию решений.
...
Самоуправление в школе - это процесс вовлечения учащихся в управление образовательным учреждением с целью реализации их равных прав как субъектов образовательной деятельности.
Процесс школьного самоуправления сложен и длителен. Он обладает огромным образовательным потенциалом и поэтому требует тщательной организации.
В ученический совет избираются наиболее активные учащиеся, которые пользуются уважением сверстников и могут повести за собой. У всех учащихся будет возможность выдвинуть кандидата в ученический совет. Участие в школьном самоуправлении повышает самооценку учеников. Они чувствуют свою значимость и ответственность за свою деятельность, поступки и решения. Оно также формирует навыки управления и учит взаимодействовать с разными людьми.
Ученики сами могут предложить какие-то мероприятия, которые могли бы повысить качество образования, а также решить какие-то проблемы, существующие в ученическом коллективе. Учитель может воспользоваться данными предложениями и реализовать их на практике в таких сферах, как: учебная, досуговая, трудовая. Важно помнить, что, если правильно организовать самоуправление в ученическом коллективе, то оно может выступить одной из частей целостной воспитательной системы школы. Помимо этого, правильно организованное самоуправление в ученическом коллективе способно обеспечить непрерывность детства, оказать позитивное воспитательное и социализирующее воздействие на процесс взросления младших школьников.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы, с целью развития у обучающихся начальной школы уровня самоуправления в ученическом коллективе, была проведена опытно-экспериментальная работа.
Для выявления уровня развития у младших школьников самоуправления в ученическом коллективе младших классов, были использованы следующие методики:
• методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков);
• методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкина);
• методика «Социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе» (Дж. Морено);
• методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман.
Результаты, полученные в ходе проведения, на констатирующем этапе диагностики уровня развития самоуправления в ученическом коллективе младших школьников, свидетельствуют о том, что у обучающихся младших классов самоуправление развито недостаточно.
В связи с этим, нами был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на развитие у младших школьников уровня самоуправления в ученическом коллективе.
Данные мероприятия были реализованы только в экспериментальной группе. Те ученики, которые вошли в контрольную группу, участие в формирующем этапе опытно-экспериментальной работы не принимали.
В процессе проведения занятий на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы, были сформированы различные задачи, а именно:
• рассказать ученикам младшего школьного возраста о том, что такое ученическое самоуправление;
• провести разработку структуры самоуправления;
• совместно с учениками младшего школьного возраста провести распределение обязанностей, которыми будет заниматься каждый из членов ученического самоуправления;
• спроектировать план работы на один календарный месяц;
• провести реализацию разработанного плана.
Формирующие занятия были проведены в экспериментальной группе.
...
1. Валеев И. И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания. М., 2021. 117с.
2. Высоцкий В. Ю. Проблемы ученического самоуправления в школе. М., 2017. 61с.
3. Гринберг В. В., Ананишнев В. М. Ученическое самоуправление и его роль в нравственном воспитании подростков: актуальные проблемы нравственности в социологии, психологии и маркетинге: сборник работ преподавателей, аспирантов и студентов. Москва, 2020. С. 47-50.
4. Дьяченко, А. А. Организация детского самоуправления // Молодой ученый. 2021. № 19 (361). С. 286-287.
5. Зайцева Е. А., Зайцева И. В., Поддубная А. С. Построение модели школьного ученического самоуправления / Вопросы образования и науки : сборник научных трудов по материалам международной научнопрактической конференции. 2017. С. 45-46.
6. Захаров В. А. Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 358-362.
7. Компетентностная модель обучения в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. 2008. №12. С. 1-4. [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/upload/iblock/58e/58eb9510b783a92a9fe5126982138775 .pdf. (дата обращения 18.12.2022).
8. Конькова Н. Л. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления о общеобразовательных учреждениях: сборник инструктивно-методических материалов. Биробиджан : ОблИПКПР, 2017. 29 с.
9. Корозникова А. А. Развитие школьного ученического самоуправления // Вестник КГУ. 2020. №3. С. 77-80.
10. Кравчук О. А. Формирование ключевых образовательных
компетенций младшего школьника средствами самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-klyuchevyh-
obrazovatelnyh-kompetentsiy-mladshego-shkolnika-sredstvami- samoupravleniya (дата обращения: 10.12.2022).
11. Кузнецов В. А., Валайне С. А. Готовность учителей к организации педагогического проекта ученического самоуправления / Ломоносовские чтения. Научная конференция : сборник статей и тезисов. 2017. С. 100-107.
12. Кузьмичева М. Д. Классное ученическое самоуправление во внеклассной работе младших школьников: приоритетные направления развития / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, общества, производства и промышленности». 2019. С. 74-76.
13. Максимов В. И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018. 254 с.
14. Мартюшев М. Д. Методические рекомендации по организации и проведению выборов руководителей органов ученического самоуправления в общеобразовательной организации. 2015. 28 с.
15. Михайлова В. И. Опыт организации самоуправления в школе. М., 2006. 16с.
... всего 27 источника