Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы 6
1.1 Сущность финансового обеспечения 6
1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении основного общего образования 10
Глава 2. Источники и проблемы финансирования 17
2.1 Виды источников финансирования учреждений основного общего образования 17
2.2 Современные проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их решения 22
Заключение 29
Список используемых источников 32
Актуальность. Для каждого гражданина Российской Федерации конституционным правом является право на получение бесплатного образование. Данное право гарантируется Конституцией и защищается на федеральном и законодательном уровне. Мера реализации данного права находится в тесном взаимодействии общества и государства в целом. Образованность населения зависит от того, насколько качественно представляются образовательные услуги населению. Со стороны государства гарантия на образование граждан реализуется на основе представления права каждому доступного, бесплатного образования, а самое главное качественного. Главной ролью государства в этой области является выделение необходимого финансирования для нормального функционирования образовательных организаций основного общего образования.
Одной из ключевых проблем Федерального бюджета, в настоящее время, является выделение бюджетных средств на сферу образования. Основываясь на статье 7 конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, что говорит о том, что основная политика государства направлена на обеспечение населения необходимыми условиями, которые позволяют обеспечить необходимый уровень благополучия и достойной жизни человека.
Рациональное использование бюджетных средств и грамотное расходование как бюджетных, так и внебюджетных средств создает необходимость для изучения процессов финансирования образовательных организаций основного общего образования, выявление проблем, а также поиск возможных путей решения возникающих проблем при финансировании сферы образования.
Таким образом, для нормального функционирования образовательных организаций, которое бы способствовало эффективной подготовке будущих выпускников, с необходимым набором знаний, умений и навыков основного общего образования, требуется достаточное количество выделенных бюджетных средств, которое бы соответствовало запросам образовательных организаций.
Изучение проблемы финансирования системы образования занимались такие ученые как: О.А. Егуповой, В.В. Коокуева, Е.В. Потехина, Т.И. Пузыренко, А.И. Щербаков и др.
Изучением роли бюджета в области образования занимались такие специалисты как: А.Н. Антоновой, Ю.Б. Бабкова, А.Н. Бодрягова, А. Канивец и др.
Виды источников финансирования проблемы, связанные с ними рассмотрены в работах таких исследователей, как: М.С. Абибулаев, А.Н. Бодрягова, Р.И. Балашова, Г.М. Гусейнова, К.С. Рыль, Б. Сапарова и др.
Объектом исследования выступает процесс финансирования организаций основного общего образования.
Предметом исследования является источники и проблемы финансирования организаций основного общего образования.
Цель: изучить теоретическим путем процессы финансирования основного общего образования и выявить существующие проблемы
Задачи:
1. Провести подбор и анализ научной литературы по теме курсовой работы;
2. Рассмотреть сущность процесса финансирования основного общего образования;
3. Выявить проблемы финансирования основного общего образования и определить возможные пути решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужил системный подход к анализу проблем правового регулирования и управления в области образования. Использованы также логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, статистический методы исследования.
Нормативную и источниковедческую базу исследования составляют конституционные акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации 1993 г.1, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
В процессе рассмотрения сущность финансового обеспечения, мы пришли к выводу, что под определением финансового обеспечения стоит понимать как работу, направленную на эффективное управление финансами и капиталом, а также работа, направленная на привлечение финансового обеспечения, размещение и применение привлеченных средств на достижение определенных целей организации. Кроме того, мы установили в содержание финансового обеспечения входят определенные принципы, среди которых выделяются: самоокупаемость, самофинансирование, финансовое стимулирование, обеспечение финансовыми резервами, финансовое планирование и коммерческий расчет, материальная ответственность и финансовый контроль.
Изучив необходимую литературу по проблеме роли бюджета в финансовом обеспечении основного общего образования мы пришли к выводу, что под бюджетом понимается смета доходов и расходов или же финансовый план, который формируется на определенный временной промежуток в будущем. Среди форм передачи бюджетных средств мы выявили: получение как можно большей отдачи при низких затратах, использование полученных бюджетных средств носит исключительно целевой характер, передача необходимых бюджетных средств происходит в соответствии с выполнением определенных производственных показателей, основываясь на ранее предоставленных ассигнований, бюджетное финансирование является безвозвратным; бюджетное финансирование является бесплатным. Использование бюджетных средств организацией может быть с целью: произведение оплаты труда сотрудников на основании заключенного с ними договора, перевод денежных средств в счет оплаты страховых взносов, переводы денежный средств населению в порядке, установленном ФЗ РФ, перевод средств связанные с командировочными выплатами и другими расходами, расходы, связанные с оплатой товаров, работ и услуг, отмеченные в смете и не связанные с заключением договоров и контрактов с муниципалитетами.
Анализ литературы показал, что в качестве источников финансирования образовательных организаций основного общего образования выступают: субсидии, с целью исполнения государственного заказа, субсидии на реализацию иных целей, гранты. Кроме того, имеют место быть внебюджетные источники финансирования, которые формируются через оказание платных услуг, меценатства, спонсорской помощи. Среди способов финансирования выделяют такие как: традиционный способ суть которого заключается в совершении операций по перечислению средств на счет государственного органа управления, который именуется основным распорядителем кредитов; новый способ финансирования, суть которого заключается в осуществлении переходе исполнения бюджета на казначейскую систему; вексельный способ финансирования, который не завоевал достаточной популярности среди образовательных организаций основного общего образования, так как в результате продажи векселя, происходит потеря некоторой части бюджетных средств, так как чем дольше вексель находится в обращении, тем ниже становится его стоимость в сравнении с изначальной его стоимостью при поступлении в оборот.
Анализ научной литературы в области современных проблем финансирования образовательных учреждений и путей их решения мы выявили, что среди количественных характеристик процесса финансирования выделяются: расчет потребности образовательных учреждений основного общего образования в бюджетных средствах; расчет объема дефицита бюджетных ресурсов для организаций основного общего образования; разработка различных программ более рационального использования выделенных бюджетных средств; сопоставление объема финансирования объемов бюджетного финансирования с реальным ВВП. Среди проблем финансирования основного общего образования выделяются: неравенство в расходовании бюджетных средств организациями, некачественно составление перечня оказываемых услуг, что в дальнейшем искажает потребность организации в выделении бюджетных средств, кадровые проблемы, законодательные проблемы.
1. Абибуллаев М. С. Финансовое обеспечение сбалансированного развития предприятий// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции .2014.-№3.- с.12-17.
2. Аветисян И.А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1 (25).
3. Антонова, А. Н. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны / А. Н. Антонова, Е. В. Бенько // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 5-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых, в 6-х томах, Курск, 19–20 мая 2020 года / Отв. ред. Горохов А.А.. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 36-38.
4. Асланова Л.О., Батова Б.З., Губачиков А.М., Аликаева М.В., Проблемы, связанные с финансированием образования в России // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5 – 3. С. 546 – 550.
5. Бабкова Ю. Б. К вопросу о сущности бюджета // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4.
6. Балашова Р.И. Влияние финансового обеспечения на экономическое развитие предприятий// Вестник института экономических исследований .2016.-№3.-с.37-45
7. Бодрягова, А. Н. Принципы функционирования бюджетной системы России / А. Н. Бодрягова, Е. В. Бенько // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 04 июня 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 82-84.
8. Болтинова О. В. Бюджет - основополагающая категория бюджетного права // Актуальные проблемы российского права. 2017. №10 (83).
9. Васильева, В. Г. Структура механизма финансирования системы образования / В. Г. Васильева, Н. Э. Павленко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 33-35.
10. Гудкова А.А., Кольцов А.В., Корчмар Л.Л. Государственное задание в сфере науки: проблемы формирования и выполнения // Информационноаналитический бюллетень Центра исследований и статистики науки. 2013. № 6.
11. Гусейнова Г.М., ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ // Теория и практика современной науки. 2018. №6 (36).
12. Домогацкая И.Е. Реализация Федерального закона № 83-ФЗ: перспективы, проблемы, риски в деятельности руководителя детской школы искусств // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 8.
13. Егупова О.А. Проблемы финансирования образования // Ученые записки. 2009 – № 13 – С. 142-148 СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2020 56
14. Жигалов Д., Канивец А. Оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений. М.: Фонд «Институт экономики города». 2011.
15. Коокуева В.В. Проблема регионального образования на федеральном уровне в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013 – №7 – С.319-322
16. Коокуева В.В Проблемы прямого финансирования образования на федеральной основе в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2020. – № 5 – С. 533
17. Корноухова Т.В., Гапсаламов А.Р. Формы практико-ориентированного обучения в системе СПО на современном этапе развития экономики РФ // Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 196-198
18. Озеров И. Х.Основы финансовой науки. М., 1908. С. 1.
19. Потехина Е.В. Процесс финансирования образовательных учреждения: механизм и основные направления // Ученые записки. – 2013. – №5 – С.106-109
20. Рыль, К. С. Методы бюджетного планирования / К. С. Рыль, Е. В. Бенько // Актуальные проблемы финансов глазами молодежи : Всероссийская студенческая научно-практическая конференция, Ульяновск, 16 мая 2016 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2016. – С. 285-290.: 06.05.2024).
21. Сапарова, Б. Российская бюджетная система: ее устройство и реформирование / Б. Сапарова, Е. В. Бенько // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 04 июня 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 255-258.
22. Туманянц, К. А. Оценка эффективности социальных расходов регионов РФ с помощью DEA – метода / К. А. Туманянц, Ю. Е. Сесина // Региональная экономика: теория и практика, 2018. – № 1 (448). – С. 123 – 137.
23. Щербаков А.И., Пузыренко Т.И. Совершенствование источников финансирования вузов. Изв. Вузов // 2003, № 7, 8. – С. 18