Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста 8
1.1 Понятие «гиперактивность» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности проявления гиперактивности у младших
школьников и способы ее коррекции 13
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Диагностика уровня гиперактивности младших
школьников 27
2.3 Содержание работы по коррекции гиперактивности детей
младшего школьного возраста 33
2.4 Динамика уровня гиперактивности младших
школьников 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 57
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 58
Приложение В Рекомендации для учителей начальных классов по работе с гиперактивными обучающимися 59
Приложение Г Рекомендации для родителей гиперактивных младших школьников 60
Приложение Д Результаты исследования на контрольном этапе 61
Актуальность исследования.
В младшем школьном возрасте развитие ребенка происходит наиболее активно - меняется социальная ситуация его развития, ведущая деятельность, появляются новые обязанности, социальный статус ученика, необходимость следовать установленным требованиям. Однако эмоционально-волевая сфера младших школьников и их поведенческие особенности еще недостаточно устойчивы к новым условиям развития, что способствует проявлению у детей непоседливости, непослушности, чрезмерной подвижности, неусидчивости и чрезмерной активности. Наряду с этим младший школьник проявляет невнимательность в учебной деятельности, неумение сосредоточиться и сконцентрироваться на решении учебных задач, что существенно сказывается на его успеваемости и уровне освоения предметных знаний.
Обозначенные особенности поведения младших школьников в общем виде относятся к понятию гиперактивности - это состояние повышенной возбудимости человека, проявляющееся в чрезмерной двигательной активности и в трудностях с концентрацией внимания. Данное состояние достаточно хорошо изучено в психолого-педагогических исследованиях, в особенности в контексте младшего школьного возраста, когда дети наиболее часто проявляют признаки гиперактивности в силу заметных изменений условий развития, к которым ребенок крайне уязвим.
Проблемой изучения гиперактивности у детей в младшем школьном возрасте занимались такие исследователи, как И.П. Брязгунов, А.Д. Гонеев, А.В. Грибанов, Н.Н. Заваденко, Д.Н. Исаев, Ю.Д. Кропотов, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, И.П. Подласый. Однако остается важным рассмотрение эффективных способов коррекции гиперактивности младших школьников в особенности в условиях образовательного процесса в начальной школе, чтобы сделать процесс обучения оптимальным.
Изучение соответствующей психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью организации работы над коррекцией гиперактивности младших школьников и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в условиях образовательного процесса в начальной школе...
Под гиперактивностью следует понимать состояние повышенной возбудимости, проявляющееся в чрезмерной двигательной активности и в трудностях с концентрацией внимания.
Сложность проявления гиперактивности обуславливает ее комплексное рассмотрение с позиции психологического, педагогического и медико- психологического аспекта, где гиперактивность в зависимости от степени и выраженности проявляемых признаков может рассматриваться как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Гиперактивность характеризуется проявлением множества признаков, затрагивающих, прежде всего, когнитивную, эмоционально -волевую и поведенческую сферу ребенка.
В силу недостаточной устойчивости и пластичности эмоционально - волевой сферы младших школьников и их поведенческих особенностей в данном возрасте у детей зачастую отмечается проявление непоседливости, непослушности, чрезмерной подвижности, неусидчивости и чрезмерной активности.
Процесс коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, комплексно, затрагивая как работу над особенностями поведения ребенка, так и над его эмоционально-волевой сферой и качествами личности. При работе с гиперактивными младшими школьниками важно учитывать индивидуально-возрастные особенности детей, с учетом которых также осуществляется и коррекция учебного процесса гиперактивных детей, при котором используются специальные психолого-педагогические условия работы с такими детьми.
С целью выявления особенностей коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста было проведено комплексное исследование.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что высокий уровень развития гиперактивности диагностирован у 40 % (6 детей) экспериментальной и у 33 % (5 детей) контрольной группы, средний уровень развития данного показателя выявлен у 53 % (8 детей) экспериментальной и у 60 % (9 детей) контрольной группы, низкий уровень диагностирован у 7 % младших школьников обеих исследовательских групп (по ребенку в каждой группе)...
1. Абшилава Э. Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в России. 2017. С.78-84.
2. Алворд М., Бейкер П. Как работать с агрессивными детьми. М.: Центр практической психологии «Катарсис», 1998. 208 с.
3. Ахметова З. А., Ткаченко Н. С. Младший школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: субъект или не субъект? // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. С. 35-41.
4. Борисова А. В., Пшеничнова И. В. К вопросу об определении понятия «гиперактивности» в психологической литературе // Вестник науки. 2017. С. 82-88.
5. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
6. Брылева О. А. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГПА, 2012. 201 с.
7. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: ИЗД. Института Психотерапии, 2001. 96 с.
8. Волчегорская Е. Ю., Кочетова А. А. Самооценка качества жизни младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. С. 64-66.
9. Выготский Л. С., Матюшкина А. М. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
10. Гаспарова Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» // Дошкольное воспитание. 1990. №4. С. 90-98.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 800 с.
12. Грибанов А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академ, проект, 2004. 176 с.
13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 205 с.
14. Ефимова Н. Д. Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания у детей младшего школьного возраста // Вопросы науки и образования. 2019. С. 67-71.
15. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2005. 256 с...29