Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 респондентов (10 женщин и 10 мужчин) в возрасте 18 – 22 года.
Введение………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты изучения ценностных представлений……….. 6
1.1 Определение понятия «пол»……6
1.2 Определение понятий «ценности» и «ценностные представления»…… 7
1.3 Типологии ценностей и ценностных представлений …………….. 9
2 Основные различия ценностных представлений мужчин и женщин………………16
2.1 Особенности ценностных представлений мужчин и женщин…… 16
2.2 Различие ценностей мужчин и женщин разных возрастных групп…………………………20
2.3 Ценностные представления и особенности отношения друг к другу мужчин и женщин…24
3 Эмпирическое исследование ценностных представлений мужчин и женщин …………26
3.1 Описание этапов и методов исследования особенностей ценностных представлений мужчин и женщин……26
3.2 Анализ результатов исследования особенностей ценностных представлений мужчин и женщин …………27
Заключение…………………………………………………………………. 32
Список использованных источников……34
Актуальность исследования. В настоящее время уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры, имеет каждое общество. Поскольку набор ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации, ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными.
Фундаментальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия в различных сферах жизни человека, привели не только к изменениям в экономической и политической сферах общества, но и в значительной степени к изменению социально-культурной ситуации в целом. В результате этих преобразований появляются новые ценности, нормы и правила социального поведения.
Ценностные представления являются результатом отражения общественных отношений и системообразующим фактором личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.
Ценностные представления личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии такими учеными, как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреев, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, В.А. Ядов. Ученые рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами и механизмами регуляции активности. Динамику ценностных представлений изучает А.Л. Журавлев, Ю.Ю. Колягина.
В настоящее время люди поставлены в условия индивидуального выбора системы ценностей и их осознания. В результате этого процесс интериоризации ценностей подвержен случайным и массовым влияниям. Система ценностных представлений формирует содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, а также укрепляет платформу мировоззрения, в которой заложена сердцевина мотивации жизнедеятельности. В конечном счете, она определяет «философию жизни» и является посредником для становления «Я – концепции» личности [13].
Молодое поколение зачастую переоценивают ценности. Данная проблема связана с тем, что современные авторы психолого-педагогической литературы продолжают использовать данные, полученные много лет назад, не учитывая, что в настоящее время ценностные ориентации современной молодежи существенно отличаются. Как показывает обзор литературы, ученые уделяют больше внимания исследованию особенностей ценностных представлений мужчин и женщин, но в то же время данный аспект ценностных представлений молодого поколения изучен недостаточно.
Данная проблема определила тему исследования: «Ценностные представления и отношение друг к другу мужчин и женщин различных возрастных групп».
Объект исследования: ценностные представления и отношения друг к другу мужчин и женщин.
Предмет исследования: особенности ценностных представлений мужчин и женщин.
Целью курсовой работы является изучение ценностных представлений мужчин и женщин.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования.
1. Содержательный анализ понятия «пол».
2. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные представления».
3. Изучение особенностей ценностных представлений мужчин и женщин.
4. Выявление основных различий ценностных представлений между мужчинами и женщинами.
5. Изучение ценностей мужчин и женщин разных возрастных групп.
6. Провести диагностику особенностей ценностных представлений.
7. Подбор методик для проведения эмпирического исследования.
8. Анализ полученных результатов и их обобщение.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностных представлениях мужчин и женщин.
В ходе исследования была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отобран и систематизирован материал по исследуемой проблеме, выявлены особенности представлений о ценностных ориентациях молодого поколения.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные об особенностях ценностных ориентаций молодого поколения могут быть использованы в практической деятельности психологами.
Выбокра исследования. В исследовании приняли участие 20 респондентов (10 мужчин и 10 женщин) в возрасте 18 – 22 года.
В настоящее время острой проблемой является кризис ценностных представлений, который выражен в падении морально нравственных норм, отсутствия четких правил и принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение людей к образованию, труду, близким, семье, а главное друг к другу.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные представления являются неотъемлемым компонентом структуры личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития.
Актуальность предоставленной работы продиктована потребностью формирования ценностных представления у юного поколения, а также наблюдение за динамикой ценностных представлений во взрослом возрасте. В следствие того, что роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения, вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых. Данная проблема поднималась многими современными учеными, которые видят переоценку «гендерных» ценностей, а также отношения друг к другу мужчин и женщин. Изучение ценностных представлений молодого поколения дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития.
Цель курсовой работы достигнута. Удалось изучить ценностные представления, в следствие которых выявлены особенности отношения мужчин и женщин друг к другу. Ценностные представления бесспорно оказывают значительное влияние на взаимоотношение людей. Так различия ценностей в семье зачастую приводят к конфликтным ситуациям, стиранию границ, обидам и разочарованию партнеров друг в друге. Соответствия в ценностях оказывают благоприятное воздействие на динамику развития отношений между мужчиной и женщиной.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что за последнее время в обществе значительно вырос интерес к жизненным ценностям, к различиям между мужчинами и женщинами и их взаимоотношениям. Именно поэтому существует многообразие взглядов на природу ценностей и ценностных представлений мужчин и женщин, что обусловлено сложностью этих феноменов и разнообразием исследовательских подходов к их изучению.
1 Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеев. – М.: Академия, 2009. – 409 с.
2 Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2009. – 244 с.
3 Арсеньев, А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек – мир» / А. С. Арсеньев // Вопросы философии, – 2013. – № 5. – С. 130–160.
4 Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей: монография / Н. А. Асташова; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. – 272 с.
5 Барбакова, К. Г. Динамика ценностей российской молодежи: реальность и тенденции / К. Г. Барбакова // Тенденции социально-экономического развития Тюменского региона в ХХI веке. – Тюмень, 2009. – С. 6–17.
6 Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.
7 Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Речь, 2001. – 503 с.
8 Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова – М., 1991. – С. 78–94.
9 Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 2000. – 808 с.
10 Волков, Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов / Б. С. Волков. – М.: Трикста, 2008. – 256 с.
11 Гальперин, П. Я., Кабыльская С. Л. Альманах психологических тестов / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльская. – М., 1995. – 119 с.
12 Дубровина, И. В. Руководство практического психолога / И. В. Дубровина. – М., 1998. – С. 21–36.
13 Здравомыслова, Е. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система России / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96". – М.: МЦГИ, 2007. – С. 84–89.
14 Игнатьева, А. А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа / А. А. Игнатьева. – СПбГУ, факультет психологии, 2001. – 127 с.
15 Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
16 Иовенко, Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов / Е. Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 355–357.
17 Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4 (июль-авг.). – С. 29–37.
18 Клецина, И. С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты / И. С. Клецина // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. конф. – Минск.: ООО Энвила, 2010. – С. 275–279.
19 Коломинский, Я. Л. «Человек: психология» / Я.Л. Коломинский. – Москва, «Просвящение», 1986. – 120 с.
20 Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2012. – 173с.
21 Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 176 с.
22 Пеньков, А. И. Изучение ценностных ориентаций: Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции / А. И. Пеньков – СПб.: Речь, 2000. – 76 с.
23 Психология : словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
24 Толмачева, С. В. Роль ценностей в формировании мировоззрения молодежи / С.В. Толмачева. – Тюмень: «Печатник», 2012. – 192 с.
25 Ученова, В. В. История влияния рекламы на ценностные ориентации молодежи / В. В. Ученова. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.