Введение 3
Глава 1. Теоретические основания социологического исследования специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли 9
1.1 Основные социологические концепции, поднимающие проблематику рынка 9
1.2 Анализ существующих исследований рынка труда для социологов и ИТ-отрасли 13
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли 39
2.1 Программа эмпирического исследования 39
2.1 Результаты эмпирического исследования 41
Заключение 55
Библиографический список 60
Приложение 64
Феномен труда и его организация находились под пристальным вниманием экономической социологии с самых истоков ее развития. Об организации труда писал Эмиль Дюркгейм(Дюркгейм 1996). В зависимости от наличия разделения труда он выделял два типа обществ – общества механической солидарности и общества органической солидарности, где для первого типа характерно отсутствие разделения труда, связывание индивида с обществом без всякого посредничества на основе сходств, в таком обществе коллективное преобладает над человеком, и его индивидуальность стремится к нулю. Второй же тип основывается на принципе разделения труда, посредством этого общество разделяется на части, выполняющие отдельные функции (и чем специализированнее функция, тем она индивидуальнее), индивид зависит от общества в той степени, в какой он зависит от функций, которые выполняют другие. Так, способ организации труда определяет структуру общества, его культурные особенности, уровень развития общества и проч.
Труд это не просто средство удовлетворения материальных потребностей для человека. Труд это особого рода социальное явление, интегрирующее человека в социум, это неизбежная кооперация людей, следовательно и рынок труда также является не только экономическим, но и социальным феноменом.
Для студента вопрос трудоустройства приобретает свою актуальность еще задолго до окончания университета. Для того чтобы занять самое подходящее рабочее место и грамотно построить профессиональную карьеру выпускнику необходимо знать основные правила, согласно которым происходит процесс трудоустройства. В то время как опытный работник имеет об этом представление, то студенту или недавнему выпускнику собрать эту информацию своими усилиями довольно непросто. Учитывая то, что отрасль информационных технологий является пока не освоенной(Шакирова 2020) социологами сферой деятельности, материалов о специфике и стратегиях трудоустройства для соискателя с социологическим образованием недостаточно. Актуальность данного исследования объясняется важностью накопления и упорядочивания подобных данных. Отрасль информационных технологий является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей на современном рынке труда, однако студенты и выпускники социологических факультетов не знают о том, насколько их профессиональные компетенции востребованы в ней. Также и работники отрасли информационных технологий не знают о том, как применить профессиональные компетенции социологов в своей деятельности. Соответственно, результаты исследования представляются актуальными для совершенствования стратегий трудоустройства выпускников.
На данный момент не существует официальных данных, описывающих состояние рынка труда и специфику востребованности выпускников – социологов в различных профессиональных областях включая отрасль информационных технологий. Государственные порталы, специализирующиеся на ведении учёта занятости населения РФ, не располагают данными о рынке труда для социолога, наиболее популярных сферах трудоустройства, средней и медианной зарплате и основных профессиональных компетенциях, ожидаемых от работника, которые следует развивать студенту. Данное исследование представляет собой попытку собрать и организовать отсутствующую на официальных порталах информацию.
Состояние изученности проблемы
Исследований, посвященных различным аспектам трудоустройства социологов в ITнет, однако существует множество работ поднимающих вопросы смежных проблематик. Так, проблемы и специфику трудоустройства выпускников-социологов описывали в своих работах Н. В. Иванов, Э. С. Восканян и А. Грудинина. Исследование О. В. Чудновой описывает стратегии поведения выпускников-социологов на региональном рынке труда. работа М. М. Соколова охватывает историческую перспективу рынка труда социологов, описывая историю их возникновения в позднем СССР. О трансформации профессиональной деятельности социологов писали А. В. Маркеева и В. А. Смирнов.
Изучением отрасли информационных технологий в социологической перспективе занимались Л. В. Земнухова (в работе автора производится описание IT-специалистов как профессиональной общности с точки зрения ресурсного подхода), Н. Н. Старцева (с помощью структурного и антропологического подходов автором исследуются карьерно-профессиональные модели IT-специалистов)
Объектом данного исследования является специфика потребностей современного рынка
Предметом исследования являются специфика востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
Цель исследования– охарактеризовать профессиональные компетенции социолога в контексте ИТ-отрасли и специфику их востребованности на рынке ИТ-отрасли.
Задачи исследования:
1) Определить теоретико-методологические основания социологического изучения проблемы востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
2)Проанализировать и обобщить результаты уже существующих исследований, дать описание социальной и институциональной структур ранка труда для социологов и ИТ-отрасли в частности
4) Провести эмпирическое исследование специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
5) На основе результатов анализа уже существующих исследований и проведенного эмпирического исследования выявить специфику востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
Рабочие гипотезы:
1)в ИТ-отрасли востребовано не социологическое образование в целом, а отдельные профессиональные компетенции
2) наиболее востребованные профессиональные компетенции социолога относятся к «hardskills»
3) самые востребованная профессиональная компетенция социолога – обработка статистических данных
Теоретическая база исследования:
Теоретическую базу исследования составляет институциональный подход в изучении рынка труда, описанный в работах Н. Флигстина и Дж. Ходжсона, определяющий рынок, как «набор социальных институтов в рамках которого регулярно происходит большое количество актов обмена специфического типа, причем институты в известной мере способствуют этим актам и придают им структуру» (Ходжсон 2003)
Информационная база и методы исследования
Эмпирическое исследование специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли как составляющей рынка труда для выпускников социологических факультетов российских ВУЗов было осуществлено с помощью качественных методов, а именно проведении серии полуструктурированных интервью со специалистами в ИТ-отрасли и последующим анализом полученных данных.
Полуструктурированные интервью проводились со специалистами в ИТ-отрасли, а именно с сотрудниками компании «Aviasales», «Rick.ai» и «Mytona». Выборочная совокупность респондентов была сформирована методом снежного кома. Всего в исследовании приняли участие 9 респондентов в возрасте от 22 до 29 лет. Все они имеют опыт работы в ИТ-отрасли более одного года.
Практическая значимость
Материалы и обобщения, содержащиеся в работе, могут быть полезны для студентов, обучающихся на социологических факультетах. С помощью них студенты смогут составить для себя рамки конкретных перспектив карьерного развития в ИТ-отрасли и выбрать индивидуальную модель поведения на рынке труда. Данное исследование поддержало общество с ограниченной ответственностью «Авиасейлс» - российская ИТ-компания на данный момент являющаяся крупнейшим российским метапоисковиком авиабилетов.
Новизна исследования: получены современные данные об ИТ-компетенциях социолога и востребованности социолога на профессиональном рынке современной ИТ-отрасли.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассматриваются основные теоретические концепции, поднимавшие проблематику рынка, как предмета социологического исследования, также проводится анализ уже существующих исследований рынка труда для социологов и, в частности, ИТ-отрасли. Во второй главе содержится программа эмпирического исследования специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в отрасли информационных технологий, его результаты, а также их анализ.
Апробация результатов работы:
Некоторые положения выпускной квалификационной работы отражены в опубликованных автором тезисах докладов в материалах Всероссийской научной конференции XIVКовалевские чтения и сборнике материалов молодежной научной конференции «Ноябрьские социологические чтения»:
Шакирова М.Р. IT как сфера деятельности для выпускников социологических факультетов российских ВУЗов // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2020, 539 с
Шакирова М.Р. Опыт исследования специфики рынка труда для выпускников социологических факультетов российских ВУЗов // Ноябрьские социологические чтения. Сборник материалов молодежной научной конференции. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2021, 54-56 с
Представленное исследование было посвящено изучению специфики профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли. По итогам первой главы были рассмотрены основные социологические концепции рынка и рынка труда в частности, составлена структура, согласно которой строилось все последующее его изучение. Рынок труда был разделен на две составляющие: социальную и институциональную. Также был произведен анализ уже существующих социологических исследований рынка труда для выпускников-социологов и ИТ-отрасли, как составляющей рынка труда. На имеющейся информации были описаны характеристики социальной структуры рынка труда для социологов (большинство выпускников-социологов являются женщинами, большинство окончили специалитет, большинство на каком-либо из уровней владеют английским языком и имеют только одно высшее образование, как минимум 47% выпускников хоть раз меняли сферу занятости. Наиболее популярными профессиональными сферами, в которых трудоустроены выпускники-социологи являются, маркетинг, сфера продаж, наука и образование, административный персонал, управление персоналом, реклама и PR и информационные технологии. Также были выявлены основные типы работодателей, таковыми являются компании, профессиональная деятельность которых находится в рамках одной из популярных для выпускника профессиональной сферы, предоставляющие свои услуги другим компаниям, и компании, производящие какой-либо свой продукт, не связанный с описанными профессиональными сферами, пребывающие в поиске определенного специалиста), также были описаны характеристики институциональной структуры рынка труда для социологов (такие как наиболее популярные формы оформления трудовых отношений, таковыми являются: на первом месте - бессрочный трудовой договор (42%), на втором месте – срочный трудовой договор (10%). Остальные практики оформления трудовых отношений (трудовое соглашение, устная договоренность, индивидуальное предпринимательство и самозанятость) встречались менее чем в 10% случаев. Частота заключения устных договоренностей с работодателем составляла минимум 40%, самыми популярными типами устных договоренностей являлись договоренность о режиме работы, о времени отпусков и об оплате труда. Также были выявлены основные профессиональные компетенции, ожидаемые от работников с социологическим образованием в каждой из профессиональных областей: для работы в маркетинге, от социолога требовались методологические навыки проведения количественных и качественных исследований, знание основных статистических пакетов. Для работы в сфере управления персоналом, соискатель должен уметь работать с большими объемами информации, также он должен понимать социологию малых групп. Профессиональные компетенции и требования для работы в сфере науки и образования разнятся больше всего из-за большого разнообразия должностей, однако, можно выделить следующие основные характеристики востребованного соискателя: высшее социологическое образование (требуемая ученая степень зависит от должности), наличие публикаций и участия в конференциях, знание методики преподавания и ведения преподавательской деятельности (для преподавателя), знание функций статистических пакетов, умение анализировать большие объемы информации, углубленные знания о проведении количественных и качественных социологических исследований (для исследователя в исследовательский центр). Сфера информационных технологий относительно нова для социологов. В этой сфере, по результатам данных уже существующих исследований, востребованы навыки программирования, умение работать с базами данных, знание статистики и математики. Профессиональные компетенции и требования для работы в сфере науки и образования разнятся больше всего из-за большого разнообразия должностей, однако, можно выделить следующие основные характеристики востребованного соискателя: высшее социологическое образование (требуемая ученая степень зависит от должности), наличие публикаций и участия в конференциях, знание методики преподавания и ведения преподавательской деятельности (для преподавателя), знание функций статистических пакетов, умение анализировать большие объемы информации, углубленные знания о проведении количественных и качественных социологических исследований (для исследователя в исследовательский центр). Сфера информационных технологий относительно нова для социологов. В этой сфере, прежде всего, востребованы навыки программирования, умение работать с базами данных, знание статистики и математики. Также были приведены данные исследования компании O*Netв результатах которого были представлены наиболее важные профессиональных компетенции социолога по мнению практикующих социологов. Таковыми были: является анализ и интерпретация данных с присвоенной важностью 95%, сбор информации с важностью 91%, подготовка публикаций и отчетов о полученной в ходе исследования информации и построение плана исследования/воплощение исследования в жизнь с целью проверки теоретических построений с важностью равной соответственно 86% и 85%, задача обучения нижестоящих сотрудников социологии с полезностью 82%.Наименее важной задачей, по мнению социологов, является сотрудничество с исследователями из других сфер. В рамках анализа исследований ИТ-отрасли, как составляющей рынка труда для социологов также были приведены характеристики ее социальной и институциональной структур. При анализе информации о социальной структуре были приведены данные о том, что большинство ИТ-специалистов – мужчины, большинство, как и социологи, владеют английским языком на одном из уровней, среднее количество высших образований работников в ИТ-отрасли составляет 1,65 единиц. Помимо ИТ-отрасли в целом были рассмотрены особенности социальной структуры топ-менеджмента, такие как еще большее (чем в индустрии в целом) превалирование мужчин на позициях топ-менеджеров, количество лет стажа (от 6 лет в отрасли) для занятия позиции топ-менеджера. При анализе информации об институциональной структуре ИТ-отрасли были приведены данные о наиболее предпочтительных ИТ-специалистами характеристиках места работы (таковыми являются уровень оплаты и бонусы, удобство условий работы, привлекательность проектов, задач и продукта компании, профессионализм команды). Была отмечена тенденция ИТ-специалистов на построение межорганизационной и горизонтальной карьеры. Выявлена особенность развития ИТ-отрасли в России, а именно часто встречающийся феномен регистрации юридического лица компании зарубежом.
Вторая глава была посвящена эмпирическому исследованию специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли. Была опровергнута гипотеза о приоритете hardskillsпри трудоустройстве. Выяснилось, что softskills и конкретно навыки коммуникации стоят наравне с hardskills и могут давать конкурентное преимущество. Также была опровергнута гипотеза о том, что наиболее востребованной профессиональной компетенцией социологов в ИТ-отрасли – обработка статистических данных. Выяснилось, что наиболее востребованными профессиональными компетенциями социолога являются компетенции, связанные с построением прикладного исследования. А наиболее подходящим для трудоустройства в ИТ-компании направлением является направление «прикладная информатика в социологии». При этом подтвердилась гипотеза о том, что в ИТ-отрасли востребовано не само социологическое образование, а отдельные профессиональные компетенции, так как у ИТ-специалистов нет четкого представления о том, каким набором профессиональных компетенций обладает социолог. Выяснилось, что согласно мнению ИТ-специалистов наиболее подходящими позициями для сотрудника с высшим социологическим образованием в ИТ-компании являются позиции HR-специалиста, UX-исследователя и продакт-менеджера. В рамках изучения специфики востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли также были дополнены данные, описывающие социальную и институциональную структуру отрасли. К характеристикам социальной структуры ИТ отрасли относится классификация компаний-работодателей (аутсорсинговые и продуктовые и дальнейшее деление продуктовых компаний на businesstobusinessи businesstocustomerсегменты) и классификация типов сотрудников в ИТ-компаниях (управленческие, исполнительные, аналитические и обслуживающие позиции. Управленческие позиции: основатели, руководители высшего звена, продакт-менеджеры, проджект-менеджера, технические руководители. Исполнительные позиции: разработчики, тестировщики, дизайнеры. Аналитические позиции: аналитики и UX-исследователи. Обслуживающие позиции: HR-специалисты, маркетологи, бухгалтеры, юристы). В рамках описания институциональной структуры ИТ-отрасли была дана характеристика условиям работы в ИТ-компаниях, было установлено, что ИТ-отрасль отличается свободными условиями работы, такими как нестрогая регламентированность рабочих часов и возможность работать удаленно. Также было выявлено несколько стратегий поиска работы ИТ-специалистами. Начинающие специалисты и специалисты с небольшим опытом как правило самостоятельно предлагают свои услуги компаниям, в то время как к специалистам более высокого уровня сами компании обращаются с предложениями по работе. Наиболее ценными специалистами являются сотрудники, способные повысить HR-бренд компании, рассказывая о своем опыте работы большой аудитории. Отдельной стратегией трудоустройства является трудоустройство через рекомендацию другого сотрудника. Такая стратегия приветствуется и поощряется в виде выплаты денежного вознаграждения лицу, порекомендовавшего нового сотрудника.
1) Веселов. Ю.В., Кашин А.Л. "Экономическая социология. Теория и история" Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012
2) Восканян, Э. С. «Карьера социолога: проблемы трудоустройства.» / / Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Социология. Политология, 2015: 29-34.
3) Ганина О.А., Федотова В.А. «Ключевые навыки в профессионализации современных социологов» Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии», 18—19 апреля 2018 г. / отв. ред. А.В. Кулешова.— М. : АО «ВЦИОМ», 2018. - С.29-34
4) Грановеттер М. Сила слабых связей / / Экономическая социология. 2009.
5) Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социокультурный взгляд / / Экономическая социология. 2011
6) Грудинина, А. «Тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ» Востребованность специалистов с социологическим образованием на Российском рынке труда (на примере выпускников МГЛУ). Москва: Московский лингвистический университет, 2017. 203-204
7) Дюркгейм, Эмиль. О разделении общественного труда. Канон, 1996.
8) Земнухова, Л В. «Информационные технологии как профессиональная среда.» Социологический журнал, 2013: 49-58.
9) Земнухова, Л.В. «Работники сферы информационных технологий как профессиональная общность в современном обществе.» Петербургская социология сегодня, 2010: 398-416.
10) Земнухова Л В. "It-работники на рынке труда" Социология науки и технологий, 2013: 77-90.
11) Земнухова Л.В. «Дискуссия в исследованиях науки и техники (STS) о статусе социологического объяснения» Социологический журнал, №1, 2012: 17-27
12) . Земнухова Л.В. «Коммуникация как фактор формирования профессиональной идентичности работников сферы IT» // Потребление как коммуникация – 2010. Под ред. В.И. Ильина, В.В. Козловского. Материалы VI международной конференции, 25–26 июня 2010 г. СПб: Интерсоцис, 2010: 129-131.
13) Иванов, Н В. «Пятые Ковалевские чтения: материалы науч.-практ. конф.» специфика трудоустройства выпускников факультета социологии СПбГУ. Санкт-Петербург: Сифия принт, 2010. 1179.
14) Маркеева, А. В. «Материалы VIII международной социологической грушинской конференции "Социолог 2.0: трансформация профессии" «Пересборка» профессии социолога: новые задачи и компетенции. Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2018. 11-15
15) Радаев В.В. "Современные экономико-социологические концепции рынка". Экономическая социология, 2008: 20-50
16) Сорокин П.А «Система социологии.» 1008. Москва: Астрель, 2008.
17) Олдрич, Х. «Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях.» Экономическая социология, 2005.
18) Соколов Михаил Михайлович. "Рынки труда, стратификация и карьеры в советской социологии" Экономическая социология, 2011, 37-72.
19) Смирнов В. А. "Новые компетенции социолога в эпоху «Больших данных»" Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены 2015, 44-54.
20) Смирнов В. А. «Интеграция университета в региональные процессы: возможные стратегии и ключевые факторы риска» Университетское управление: практика и анализ 2014, 57-68
21) Старцева, Н Н. «Карьерно-профессиональные модели IT-специалистов: социологический аспект.» Дискуссия, 2016: 125-132.
22) Флигстин. Н. "Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века" Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013
23) Ходжсон, Джефри. "Экономическая теория институты: манифест современной институциональной экономической теории. Москва: Издательство "ДЕЛО", 2003.
24) Шакирова, М Р. «Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения.» IT как сфера деятельности для выпускников социологических факультетов российских ВУЗов. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2020. 593.
25) Шакирова М.Р. Опыт исследования специфики рынка труда для выпускников социологических факультетов российских ВУЗов // Ноябрьские социологические чтения. Сборникматериаловмолодежнойнаучнойконференции. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2021, 54-56 с
26) Fligstein N. «Agreements, disagreements, and opportunities in the "new sociology of markets".» В The New Economic Sociology: Developments in an Emerging Field. New York, 2005.
27) Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. Chicago: University of Chicago Press, 1995.
28) Parsons Т., Smelser N.J. Economy and Society: A Study of the Integration of Economic and Social Theory. N.Y.: Free Press, 1956
Используемые интернет-ресурсы:
1) Бюро трудовой статистики США – URL: https://www.bls.gov/oes/current/oes193041.htm#ind. Дата обращения: 11.04.2020
2) Интернет-портал по поиску работы HeadHunterURL: https://hh.ru/search/vacancy?L_save_area=true&clusters=true&enable_snippets=true&text=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3&showClusters=true. Дата обращения: 11.04.2020
3) Интернет-портал по поиску работы HeadHunterURL: https://hhcdn.ru/file/16625783.pdf Дата обращения: 10.04.2021
4) Интернет-портал по поиску работы HeadHunterURL: https://hhcdn.ru/file/16811101.pdf Дата обращения: 10.04.2021
5)O*NET ProgramURL: https://www.onetonline.org/link/details/19-3041.00 дата обращения: 15.04.2021